5 самых красивых автомобильных маршрутов Италии: античные города, розовые горы и виноградники

Содержание статьи

5 самых красивых автомобильных маршрутов Италии: античные города, розовые горы и виноградники

Большинство туристов предпочитают морское побережье Италии, горнолыжные курорты или большие города, с их музеями и архитектурными шедеврами. Тем же, кто хочет повидать горные вершины и альпийские луга, лимонные рощи и виноградники Тосканы, старинные городки и средневековые замки, мы советуем взять в аренду автомобиль и отправиться по одному из следующих маршрутов.

1. Дорога S163 по Амальфийскому побережью: море, тихие бухты и горный серпантин

Фото: Амальфийское побережье

Фото: @stepcar73 / @emianofficial / Instagram.com

Побережье Амальфи находится на юго-западе Италии, недалеко от Неаполя, на полуострове Соррентино. В 1997 году все 40 километров побережья были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Трасса S163, которую не раз называли самой красивой дорогой Италии, пролегает по горному серпантину через лимонные рощи и старинные города, рядом с пляжами, бухтами и виноградниками. Городки и рыбацкие деревни на побережье особенные — они, как птичьи гнезда, крепятся к почти отвесным скалам и нависают над морем.

S163 проходит через шесть (Пирано, Амальфи, Минори, Мажори, Четара и Виетри суль Маре) из шестнадцати населённых пунктов побережья. Остальные десять находятся в нескольких километрах от дороги. Если есть возможность, советуем посетить их все, ведь каждый из них уникален: в Амальфи есть собор редчайшего нормано-византийского стиля и старинный арсенал, в Минори — отменные рестораны и кондитерские, а также песчаные пляжи. Равелло лежит выше других городов,с его смотровых площадок видно всё побережье, а в Конка-дей-Марини есть огромный грот со сталактитами, средневековые башни, монастырь и церкви.

2. Дорога Кьянти в Тоскане: виноградники, соборы, замки и холмы

Фото: Виноградники

Фото: @allie.blaire / @walre037

Кьянти — самое известное итальянское вино, его производят из винограда Санджовезе в Тоскане. Этот регион славится отличными вином и кухней, удивительной природой и богатым культурным наследием. Побывать в природных заповедниках и средневековых городах, попробовать лучшие вина и увидеть старинные замки и монастыри можно, отправившись по дороге Кьянти (Via Chiantigiana) S222, которая соединяет Сиену и Флоренцию.

Итальянские путеводители советуют выезжать из Флоренции и, минуя поля пшеницы, виноградники и оливковые рощи, неторопливо ехать от одного средневекового городка к другому. В Импрунете есть старинные винодельни и маслодавильни, ренессансный собор и вилла семейства Медичи, расписанная Джованни Маноцци. Греве-ин-Кьянти славится винными погребами с самым ценным сортом кьянти — «Кьянти классико», старинными фресками, замками и тавернам, отделанными терракотой. Панцано окружён кипарисовыми и оливковыми рощами, а в центре города стоит средневековый замок.

3. Путь по Доломитовым горам на северо-востоке Италии: озёра, розовые горы и средневековые замки

Фото: Доломитовые Альпы

Доломитовые Альпы — один из самых красивых горных массивов Европы, внесённый в Cписок Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. У этих гор удивительный цвет — днём они почти белые, а на закате окрашиваются в сотни оттенков красного и розового. Ле Корбюзье, один из самых известных архитекторов ХХ века, называл их самым прекрасным архитектурным творением в мире. 110-километровая дорога из Больцано в Кортина-д’Ампеццо, которую называют Большим доломитовым путём (Grande Strada delle Dolomiti), пролегает рядом с высочайшими пиками, озёрами и водопадами, через альпийские луга и старинные города.

Дорога начинается в Южном Тироле, в городе Больцано, где есть средневековые замки и романо-готический собор, а в археологическом музее хранится мумия Эци, Тирольского ледяного человека, жившего в горах около 5300 лет назад. Дальше путь лежит через озеро Карецца, чьи воды переливаются разными цветами, и горный массив Катеначчо, который называют «воротами в Доломиты». Дальше путь лежит по извилистым горным дорогами, через лыжные курорты, хвойные леса и мимо древнего замка Андраз. Вскоре после замка дорога спускается в долину Ампеццо, в курортный город Кортина-д’Ампеццо, где в 1956 году проводились зимние Олимпийские игры.

4. Три дороги древней Сицилии: море, вулкан, древнегреческие развалины и пышное барокко

Фото: Долина храмов

Фото: @nikko1983 / @akselz / Instagram.com

Сицилию омывают три моря, здесь чистейшие пляжи, отменная кухня и удивительная архитектура. Древнегреческие и раннехристианские памятники соседствуют с барочными церквями, мрачными катакомбами и современным новостроем. А ещё здесь находится единственный действующий вулкан Европы. Через самые красивые места и главные достопримечательности острова пролегают три дороги: S114, S115, S113.

S114 тянется по восточному побережью, соединяя Мессину и Сиракузы. Дорога проходит по побережью и равнинам, рядом с вулканом Этна, через средневековую Таормину, лежащую на вершине холма, и портовую Катанию с барочными соборами, мраморными фонтанами и домами из черного вулканического камня.

Трасса S115 идёт от Сиракуз до Трапани на западе острова, через тихие деревни и леса, по побережью и долинам с руинами древних городов. В долине Валь-ди-Ното дорога пролегает через барочные города Рагузу и Ното к побережью, сворачивает к средневековому городку Агридженто и дальше ведёт к Долине храмов — известнейшим древнегреческим руинам на острове.

S113 соединяет два морской порта — Трапани на северо-западе Сицилии и Мессину — на северо-востоке, пролегая по горам и северному побережью через Палермо, столицу острова и Тиндари, тихий город с древнеримскими развалинами и средневековыми монастырями, который окружают пляжи и пещеры.

5. Дорога вокруг озера Комо в Ломбардии: Альпы, замки, парки и виллы королей

Фото: Озеро Комо

Озеро Комо — одно из красивейших озёр Европы, находится в 40 километрах от Милана, на северо-западе Италии. На протяжении столетий сюда приезжали отдыхать европейские аристократы, и сегодня их виллы с огромными садами, парками и роскошными интерьерами — популярные достопримечательности региона. Озеро окружают Альпы, на его берегах находятся роскошные виллы 18-20 веков, парки, средневековые церкви, музеи, старинные замки и крепостной вал. У Комо редкая вытянутая форма, в которой одни видят перевернутую букву Y, а другие — силуэт бегущего человека. Длина дороги, идущей по берегам и окрестностям, — 140 километров.

Начинать маршрут можно в любом из городов на берегу озера. При желании можно не объезжать озеро по кругу, а воспользоваться паромом, которым соединяет 4 города (Варенна, Белладжо, Менаджо, Каденаббия) на разных концах озера. Советуем посетить следующие места: Замок Кастелло ди Вецио, откуда с высоты птичьего полёта просматривается всё озеро, и смотровую площадку в Белладжио, с которой, по мнению местных жителей, открывается лучший вид на Комо. На вилле Бальбьянелло в в Ленно снимался один из эпизодов «Звёздных войн», на вилле д’Эсте в Черноббио жили английские короли, а Вилла Карлотта в Тремеццо славится своим парком и шедеврами живописи. Самые красивые города маршрута — Комо и Лекко, со средневековыми соборами, ратушами, домами и прекрасными набережными.

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

Самостоятельная поездка в Италию – это полная независимость от заранее выбранных гидом экскурсий, осмотров достопримечательностей, поездок. А посмотреть в Италии можно многое – ведь ее история началась задолго до начала новой эры летоисчисления.

Виза для поездки в Италию

Страна входит в зону Шенгена, то есть она участница Евросоюза, поэтому для пересечения границы необходимо оформлять шенгенскую визу. Но не обязательно это делать в посольстве Италии, виза любого другого государства Европы будет действительна для въезда.

Если есть на руках действующее разрешение, например, на пребывание в Польше или Чехии, то по этой визе можно спокойно отправляться на Апеннинский полуостров (здесь расположилась Италия).

Если документ просрочен, или он отсутствует, то оформление стандартное, соискатель должен обратиться в консульский отдел представительства страны, и подготовить пакет документации, в который входят:

  • Загранпаспорт и его ксерокопия с действующим сроком (минимум 90 суток до окончания путешествия).
  • Общегражданский паспорт.
  • Цветные фото (современные, сделанные не позднее 3-х месяцев).
  • Заполненная анкета путешественника. Можно оформить ее в режиме онлайн на сайте консульства, или распечатать и подготовить бумажный вариант.
  • Оригиналы и ксерокопии въездных/выездных билетов, или ссылка на электронный проездной.
  • Оформленное бронирование отеля на весь срок путешествия.
  • Медицинский полис с покрытием рисков на все время пребывания в стране.
  • Подтверждение трудоустройства (справка работодателя).
  • Выписка банка о состоятельности туриста.
  • Оформленное подтверждение обработки персональных данных.
  • Оригинал квитанции об оплате консульского сбора.

Краткосрочная шенгенская виза стоит 35 €, сбор составляет 1,35 тыс. руб. Если необходимо срочное оформление, то дополнительно взимают 70 €. При возникновении вопросов можно посетить сайт консульства и получить подробные разъяснения.

С чего начинать путешествие по Италии. Способы добраться до страны

Поездка в Италию самостоятельно предполагает разработку удобного маршрута, сюда можно добраться разными вариантами:

  • Авиалайнером. Это наиболее быстрый и предпочтительный вариант, самый бюджетный билет из Москвы до Рима стоит около 7,5 тыс. руб. Но он предполагает пересадку в Будапеште, ждать встречного рейса придется до 18 часов! Хотя перевозчик предоставляет отель, где можно отдохнуть в ожидании рейса. Существует другой вариант – перелет через Афины и Салоники – время ожидания встречного рейса составляет около 8 ч., но их можно потратить с пользой – прогуляться по городу и посмотреть достопримечательности. Если терять драгоценное время не хочется, то можно прямым рейсом компании «Аэрофлот» долететь до Рима за 4 ч, правда, билеты стоят порядка 16 тыс. руб., а перелет до Венеции обойдется в 15 тыс. руб.
  1. придется находиться в сидячем положении продолжительное время;
  2. отводится недостаточно времени на осмотр достопримечательностей.

Но для любителей комфортной езды лучше воспользоваться личным автотранспортом.

Расчет маршрута на машине, цены на топливо

Поездка в Италию самостоятельно на автотранспорте может быть 2 вариантов – через северную или южную часть Балтийского моря.

Южный вариант – это наиболее быстрый маршрут:

  • Отправной точкой можно выбрать Москву или Смоленск, но в любом случае необходимо проезжать через Беларусь. Жителям других регионов необходимо попасть на магистраль М-10, которая заканчивается в Бресте – точке, граничащей с Польшей.
  • Затем следует пересечь границу с Польшей, направиться в сторону Чехии.
  • Здесь следует выбрать нужное направление до границы Италии или любого города страны.

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

Через несколько часов покажется Италия.

По северному маршруту:

  • Этот вариант предполагает проезд через Латвию и Литву до Польской границы, затем в Чехию и выбирать нужное направление автобана.

Что касается заправок, то лучше выбирать точки в городах, а не вдоль магистралей (здесь он дороже). В среднем, литр бензина стоит 1,6 – 1,7 €. Марку 95 обозначают «Natural benson», заправочный шланг обычно зеленого цвета.

Выгодная покупка авиабилетов

Поездка в Италию самостоятельно по бюджетному варианту предполагает поиск билетов по будничным, а не праздничным дням. К тому же на стоимость влияет сезон отдыха – в летний период все стремятся к адриатическому морю, поэтому спрос большой, а этот факт не предполагает скидок.

Важно! На сайтах банков «Тинькофф» или «Альфа», есть возможность при оплате покупок картой копить «мили», и в один прекрасный момент за них можно приобрести бесплатный авиабилет до нужного места.

Однако перелет с пересадкой стоит дешевле, чем прямой рейс до одного из городов Италии. Самые дешевые билеты в Италию продаются в феврале, марте, апреле, декабре, (до рождественских праздников), январе. На рейс Москва-Милан стоимость билетов в декабре-апреле составляет примерно 3 тыс. руб.

Стоимость железнодорожных билетов

Маршрут следования Отправление Остановочные пункты Цена (Евро)
Взрослый Детский
Москва-Ницца 1 раз в неделю (по четвергам) Больцано, Бордигер, Вентимилья, Верона, Генуя, Милан, Сан-Ремо и другие. Люкс – 1,1 тыс.

Покупка со скидкой:

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

  • За верхние полки – 5%.
  • Резервирование от 45 до 60 дней – 10% от стоимости билета.

Важно:

  • Взрослые пассажиры могут провезти ребенка до 4 лет бесплатно.
  • Клиент, купивший место класса «люкс» имеет право провезти детей до 12 лет (не более 2 чел.).
  • Что касается домашних животных, то перевозка разрешена, если пассажир оплатил их проезд по билету. Причем они должны быть в клетке, а на собаках надет намордник.
  • Также допускается перевозка ручной клади, требования к ней:
  1. общий объем не должен превышать 200 см 3 , со стороной не более 55 см.
  2. в вагонах «люкс» — 100 кг на 1 общее купе;
  3. во 2 классе вес ручной клади – 50 кг на 1 посадочное место;
  4. в плацкартах – вес не более 15 кг на каждого пассажира.

На чем удобней ездить по Италии, цены проезда в разных видах транспорта

Городской автотранспорт в Италии развит очень хорошо, причем отдельные билеты на автобус, трамвай или метрополитен отсутствуют – здесь принято покупать единый талон для проезда. Если приобрести местную sim карту, то можно по ней купить проездной – достаточно приложить смартфон к валидатору.

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

Простой билет стоит 1€, действителен 75 мин (можно пересесть по нему на другой транспорт). Но если предполагается длительная прогулка по городу, то лучше купить туристические билеты, у которых срок действия больше.

Разновидности проездных в Риме:

  • Серия Big (действует весь день) – 6 €.
  • Серия Dotti (на 3 суток) – 16,5 €.
  • Серия Cis (7 дней) – 24 €.

Так же можно приобрести именной проездной на 30 суток за 35 €, без указания имени (на любого пользователя) – 53 €, или годовой абонемент за 250 € (будет выгоден студентам или приглашенным сотрудникам). Во Флоренции цена билета 0,85 €, в Милане 1,5.

Аренда авто: правила и стоимость

Поездка в Италию самостоятельно на арендованном автомобиле предполагает соблюдение ряда правил:

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

  • Наличие водительского удостоверения международного образца.
  • Возраст претендента должен превышать 21 год.
  • Обладание въездной визой и действующим загранпаспортом.
  • Расчеты за аренду можно осуществить списанием с карты типа Visa или MasterСard, так же допускается оплата наличными средствами. В иных случаях владелец сервиса может запросить внесение средств на депозит (своеобразная страховка на случай оплаты штрафов).
  • Медицинский полис с риском покрытия от ДТП (можно заранее приобрести полный пакет).

Оформить бронирование автомобиля можно в режиме онлайн, в этом случае высылается ваучер, который необходимо всегда иметь с собой.

Совет: иметь дело лучше с компаниями, расположенными дальше от центра городов, или лучше в провинции – цены на аренду здесь намного демократичнее. Если обратиться по этому вопросу в аэропорту, то можно много переплатить.

Самый оптимальный вариант – бронирование авто на специальных сайтах посредников. Здесь можно сравнить ценовую политику, выбрать понравившийся транспорт и оплатить задаток

Следует обращать внимание на условия ежедневного пробега – здесь очень строгие правила, за нарушение этого условия можно получить штрафную санкцию от владельца автомобиля.

Примерные цены на аренду авто:

  • Машину эконом класса можно взять за 15-20 €.
  • Среднего – за 35-40 €.
  • Классом выше – за 50-80 € в день.

Если предполагается передвигаться большой семье или группе туристов, то могут запросить оплату по 100 € в сутки.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Самый старый город в мире. Рейтинг Топ-10 древнейших.

Междугородние поезда

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

Сеть междугородних поездов Италии очень обширна – она соединяет не только крупные города страны, но организованы рейсы по многим европейским странам. Большой популярностью пользуются высокоскоростные составы типа Trenitalia Frecciarossa и Italo NTV, соединяющие Рим с Венецией, Миланом или Флоренцией.

Межрегиональные маршруты также развиты, особенной популярностью пользуются 2 из них:

  • Пролегающий через Италию к Швейцарии (Bernina Express) – состав идет по живописным Альпийским лугам и горам.
  • И самый продолжительный маршрут Trenino Verde (сами итальянцы его называют Меленьким Зеленым поездом) его протяженность около 400 км, состав следует по самым диким местам острова Сардиния.
  • Составы типа Frecci (стрела) соединяют итальянские города с европейскими мегаполисами.

Купить билет совсем не означает, что место будет закреплено за пассажиром – нужно либо заранее забронировать посадочный талон, причем это мероприятие платное, стоит 3 €, либо уже на месте сесть на любое свободное место. Также существует деление маршрутов на ночные и дневные – если в дневных поездах места только сидячие, то в ночные предусмотрены спальные места.

Отдельные купе есть только в ночных рейсах, они бывают:

  • Двухместными (самые дорогие билеты).
  • Четырех и шестиместными.

В некоторых поездах могут быть вагоны с одноместным купе или трехместным. Деление купе может быть по половому признаку – женским, мужским или комбинированным. При заказе билетов эту особенность следует учитывать. Многие компании предоставляют значительные скидки на билеты для пенсионеров, людей с детьми или инвалидов (во время спада наплыва туристов).

Междугородние автобусы в Италии

Сеть автобусных перевозок по стране многочисленна – они курсируют по многим направлениям от крупных городов до провинциальных поселений.

Примерная стоимость билетов:

  • От Рима до Венеции можно доехать примерно за 10 час, билет стоит в пределах 80-100 €.
  • От Рима до Римини билет стоит порядка 50-70 €, продолжительность рейса до 6 час.
  • В Неаполь из Рима можно доехать за 6 час, билет стоит коло 60 €.

Маршруты для осмотра достопримечательностей Италии за неделю

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

Осмотр Италии лучше всего начать с ее столицы – Рима.

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

Обед на двоих около 25 €

Осмотреть весь Рим за 7 дней нереально – здесь в переулках или улицах есть свои старинные достопримечательности и уникальные здания.

На машине

Проложить свой уникальный маршрут путешествия по Италии под силу каждому, просто необходимо выбрать интересные объекты для осмотра. Например, такие:

  • Магистраль S-163 (проходит по Амальфийскому берегу Адриатического моря).

Трасса проложена от пригорода Неаполя (юго-запад страны) по полуострову Соррентино. В 1997 г. это побережье включено в особо охраняемые объекты Юнеско из-за своих уникальных природных особенностей и многочисленных памятников древности. Дорога соединяет 6 населенных пунктов, но недалеко от нее располагаются еще 10.

Чтобы узнать быт и обычаи местности, лучше побывать во всех поселках:

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

  1. Амальфи – небольшой городок, в котором находится древний собор и уникальный арсенал старинного оружия;
  2. в Минори можно вкусно перекусить и искупаться в теплом море, позагорать на песчаном берегу.
  3. поселок Равелло расположился выше всех других населенных пунктов, а с городского плато можно насладиться прекрасным видом всего побережья;
  4. вКонка-дей-Марини можно побывать в гроте с природными сталактитами, посмотреть на древние оборонительные башни и монастыри.
  • Автотрасса «Кьянти» (S-222).

Магистраль так названа в честь знаменитого итальянского вина, поскольку она пролегает по Тоскане, а здесь выращивают лучший виноград для изготовления популярного напитка.

По всей трассе просматриваются виноградники, древние дворцы и замки, монастыри и храмы, по ней можно добраться от Сиены до Флоренции:

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

  1. в поселке Импрунете можно побывать в старинных винодельнях, посмотреть, как выжимают оливковое масло, увидеть дворец Медичи и католический собор эпохи ренессанса;
  2. Граве-ин-Кьянти знаменит старинными винными хранилищами, в которых созревает самое известное вино «Кьянти-классико», здесь можно увидеть соборы с древними фресками работы известных мастеров, дворцы знати и перекусить в местной таверне, где всегда рады приветствовать гостей.
  • Альпы «доломитовые»

Этот участок Альп занесен в реестр Юнеско как самая красивая и необычная горная местность. В дневное время склоны все белого цвета, а во время заката солнца лучи преломляются, и окрашивают горы во все оттенки красного и розового тонов.

Следуя этим маршрутом, можно посетить:

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

  1. город Бальцано – в нем множество средневековых замков эпохи романтизма, в местном музее сохранена мумия снежного человека, когда-то проживающего в этих горах;
  2. чудесное озеро Карецца знаменито особой окраской воды, она переливается всеми цветами радуги;
  3. путь будет лежать через горы Катаначчо, местные жители их называют « Доломитовыми воротами», дорога извивается по лесистой местности, на пути можно увидеть замок Андраз, а затем плавно спускается в живописную долину.

Самостоятельное путешествие по Италии без путеводителя рискованно. В турагенствах предлагают множество интересных и незабываемых маршрутов, а гости смогут сами выбрать понравившееся направление.

На общественном транспорте

Туристу лучшее приобрести специальную карту, которая позволит:

  • Бесплатно пользоваться общественным транспортом.
  • Посещать музеи без очереди.
  • Если у родителей есть карта туриста, то малолетние дети проходят с ними бесплатно.

Купить карту можно:

  • В режиме онлайн на любом туристическом сайте Италии.
  • В кассах крупных музеев.
  • В специальных точках продаж.

Ее использование принесет значительную экономию:

Поездка в Италию самостоятельно на машине. Что нужно знать, пошаговая инструкция с маршрутом, стоимость

  • На приобретение билетов на транспорт, в музеи, осмотр достопримечательностей.
  • Если музей дополнительно показывает экспозицию, то покупать на нее билеты не нужно.
  • Отпадает обязанность компостировать проездные билеты на городском транспорте.
  • Если в планах значиться большое количество музеев и достопримечательностей, то выгода будет ощутимой.

Цена карты по городам:

  • В Риме она называется Roma Pass, карта продается на 2 или 3 дня экскурсий. Цена на 2 дня – 28 €, на 3 – 36. В нее входит осмотр 2 музеев, проезд на метро, автобусе или трамвае. Владельцу могут предоставить скидку на туристические сервисы и посещение незапланированных достопримечательностей.
  • Во Флоренции карту выпускают сразу на 3 дня, ее цена – 72 €. По ней можно побывать в 72 музеях города.
  • В Милане можно купить карту на 1 или 3 дня, стоимость – 6,5 и 13 €. По ней можно не только посетить музеи и выставки, но и взять напрокат велосипед.
  • В Венеции карту выпускают с разным сроком действия от 12 до 168 час, цена от 18 до 50 €. По ней можно посещать музеи, выставки, бесплатно смотреть достопримечательности и пользоваться всеми видами городского транспорта (водное такси и гондолы).

Самостоятельная поездка по Италии, на самом деле, может быть продуктивной, если заранее все распланировать, купить туристические карты, составить маршруты и тщательно подготовиться к путешествию.

Рекомендации по поездке в Италию на авто

Рекомендации по подготовке к поездке в Италию на автомобиле

Эта заметка является логическим завершением целой серии заметок об ограничениях движения в Италии, и предоставляет информацию о практическом ключе выполнения поездок туда на автомобиле.

Перед ее прочтением, чтобы лучше понимать ситуацию с ограничениями движения и ознакомиться с основными принципами и понятиями действующими там, рекомендуется сначала ознакомиться с заметками по ссылкам ниже:

Экологические зоны (ZTLA) в Италии — общее описание ситуации с экологическими зонами в стране.

Они довольно небольшие, но ознакомление с ними поможет систематизировать и упорядочить информацию о зонах ограничения в Италии, выделив некие общие моменты.

Также есть серия заметок посвященная зонам ограничения в восьми самых крупных городах Италии (Рим, Милан, Неаполь, Турин, Палермо, Генуя, Болонья, Флоренция):

Ознакомление с ней даст практическое понимание ситуации с ограничениями применяемыми властями в основных городах страны, и будет проще разбираться с более мелкими, (а с ними придется разбираться самостоятельно).

Общее по ограничениям движения в Италии

Если кратко подытожить суть всех заметок упомянутых выше, то о зонах ограничения движения в Италии (как экологических, так и обычных) нужно знать и понимать следующее:

  1. В Италии нет единых (государственных) норм, правил и требований, регламентирующих установление зон ограничения движения (как экологических, так и обычных).
    В результате, в этом вопросе царит полная анархия.
    Поскольку единых правил нет, все ограничения движения в каждом городе индивидуальны и устанавливаются на уровне местного муниципалитета.
  2. При этом, те или иные ограничения движения установлены в нескольких сотнях городов и поселков Италии.
    Перечень зон ограничений — по ссылке в новой вкладке.
  3. То есть, практически во всех более или менее крупных городах Италии, ограничения будут присутствовать, причем как в виде ЗТЛ, так и в виде ЗТЛА.
  4. ЗТЛ и ЗТЛА устанавливаются местными властями в произвольном порядке, могут перекрываться и накладываться друг на друга, или совмещаться.
  5. Режим и график работы ЗТЛ и ЗТЛА непредсказуем, не имеет стандартов и устанавливается властями каждого города в отдельности для каждой зоны.
  6. Остерегаться в Италии нужно прежде всего ZTL — как основного вида ограничений движения.
    Практически всегда, въезд в ЗТЛ контролируется камерой.
    Для въезда в ЗТЛ всегда требуется разрешение.
    За въезд в ЗТЛ без разрешения — всегда предусмотрен штраф.
  7. Экологические зоны контролируются в гораздо меньшей степени (практически не контролируются). Впрочем, за нарушения в них штраф тоже предусмотрен.
  8. Отдельное разрешение для въезда в ЗТЛА не нужно, в отличие от ЗТЛ.
  9. Экологические зоны зачастую не имеют постоянного действия и требования к автомобилям в них могут изменяться в зависимости от сезона или времени суток — всё по решению местных властей.
  10. Поскольку единой системы установления ограничений для движения в Италии нет, то разбираться с ограничениями для каждого города планируемого к посещению в поездке, необходимо всегда индивидуально.

Из общего и важного также можно отметить следующий момент: нет ничего более непостоянного, чем итальянские зоны ограничения движения.

Границы зон, режим их работы, правила получения разрешений и все прочие данные и информация — все это может изменяться хоть каждый год. Как говорил один небезызвестный персонаж Булгакова: «Пропечатал в газете и шабаш».

Все изменения обычно приурочиваются к 1 октября. В этот день в Италии начинается «зимний период», который всегда связан с ужесточением требований по экологии, но могут случиться изменения и в любой другой момент.

Поэтому в частности, очень сложно поддерживать в актуальном состоянии хоть какую-то общую базу данных по итальянским зонам ограничения.

Что делать при подготовке к поездке

Из всего вышеизложенного очевидно, что при подготовке к поездке в Италию на автомобиле (или если планируется путешествие на арендованной там машине), необходимо уделить некоторое время изучению существующих ограничений в тех городах, которые планируется посетить.

Нет, маршруты между городами рассматривать не нужно.

Все основные международные, национальные и региональные трассы, а также внешние объездные (кольцевые) дороги городов и поселков в Италии всегда выведены из-под действия ограничений (как в Германии, например), поэтому при выполнении движения транзитом по главным дорогам, проблем там можно не ждать.

Проверять на наличие зон ограничений движения нужно всегда города (даже небольшие), которые планируется посещать непосредственно, с заездом внутрь города или с ночевкой там.

Причем, если планируется просто заезд в город (без ночевки), то достаточно проверить только информацию о наличии в нем экологической зоны, и убедиться, что ваш автомобиль соответствует требованиям, если эта зона там установлена.

Потому что экологические зоны в Италии не имеют отдельной маркировки, и в них можно въехать незаметно, в отличие от ЗТЛ, которые всегда четко обозначены.

Общие (средние) экологические требования в Италии пока довольно низкие. Как правило, для того чтобы не попадать под действие экологических ограничений достаточно иметь автомобиль Евро-1 и выше (бензин или газ), или Евро-3 и выше (дизель).

Но эти требования могут быть как выше, так и ниже, в зависимости от города. Нет единых правил и норм.

Если же автомобиль Евро-3 и выше (бензин, газ), или Евро-5 и выше (дизель), то на экологические зоны в Италии в ближайшие несколько лет можно не обращать внимания. Машины таких классов гарантированно проходят везде.

Выше речь шла только о легковых автомобилях. К грузовикам и автобусам требования несколько иные, и иногда (в некоторых регионах) они даже ниже, чем к легковым авто (нонсенс! но факт).

Что же касается ЗТЛ в городах посещаемых проездом, то достаточно запомнить простую вещь: камеры контроля на въезде в зону ограничения движения там всегда есть. А за въезд в зону без разрешения — положен штраф.

Соответственно, чтобы избежать проблем, достаточно просто не ездить под запрещающие знаки (то есть, не нарушать правила). Случайно в ЗТЛ заехать не получится, эти зоны там всегда четко обозначены.

То есть парковаться по прибытию в такой город нужно просто не заезжая в ЗТЛ (не нарушая общих правил парковки, само собой), и быть уверенным, что по экологии автомобиль соответствует требованиям (если есть такие требования в этом городе).

Этого достаточно, чтобы избежать любых неприятностей связанных с зонами ограничения движения, при поездке по Италии на автомобиле.

Перечень городов, в которых установлены зоны ограничения (ZTL и ZTLA), можно найти в отдельной заметке. Там все города отсортированы по алфавиту, и по наличию в них различных зон.

Так что в общем, никаких особых проблем или существенных особенностей при путешествии по Италии на автомобиле нет, если не стремиться попасть в центры городов.

Что делать, если нужно заехать в ZTLA

Никаких дополнительных действий для въезда в экологическую зону и для движения по ней от водителя в Италии не требуется. Не нужна регистрация, не нужна наклейка, не нужно ничего.

Просто въезжаете и просто едете. Требование для движения по экологической зоне в Италии только одно: автомобиль должен соответствовать требованиям установленным для этой зоны в период ее действия. Всё.

При этом, очень многие экологические зоны в Италии действуют только днем (в рабочее время) по будням. Вечером, ночью, а также по выходным и праздничным дням, все ограничения на движение в этих зонах снимаются.

Впрочем, там встречаются и круглосуточно действующие зоны, но довольно редко.

Впрочем, экологические зоны в Италии играют роль вторичных ограничений. Основное там — это ZTL, а ZTLA идут довеском к ним.

Какого-то особого контроля движения в ЗТЛА не проводится. Так что если очень нужно, то можно и рискнуть, вероятность быть пойманным на нарушении требований ЗТЛА довольно низкая.

Исключение, пожалуй, есть только одно: если ЗТЛА совпадает с ЗТЛ. Тогда, скорее всего, разрешение на въезд в ЗТЛ не будет выдано, если автомобиль не соответствует экологическим требованиям для движения по этой зоне.

В остальных же случаях, попасться, конечно, тоже можно, но это если совсем не повезет. Впрочем, в большинстве случаев, экологические требования к автомобилям для движения в экозонах Италии довольно низкие (за исключением крупных городов, там требования повыше обычно), поэтому, особых проблем с этим нет.

Что делать, чтобы случайно не попасть в ZTL

Случайно в ЗТЛ попасть невозможно. Все въезды в ЗТЛ обвешаны запрещающими знаками, табличками, иногда и светофорами, а также камерами контроля, поэтому случайно въехать в ЗТЛ в Италии может только слепой водитель.

А чтобы заранее избежать ситуаций требующих въезда в ЗТЛ (например, случайно не снять там отель), то при подготовке к поездке необходимо проверить все города и поселки, в которых планируется ночевка, на предмет наличия в них ЗТЛ.

И если таковая зона будет обнаружена там, то посмотреть внимательно ее границы и избегать бронировать жилье в ее пределах.

Хотя, жилье в ЗТЛ при путешествии на автомобиле, в большинстве случаев тоже не приговор. Зачастую (но не всегда), эта проблема решаема.

Что делать, если нужно заехать в ZTL

В общем случае, стремиться заехать в ZTL совсем не нужно (см. ниже почему). Будет разумным избегать бронирования отелей находящихся в ЗТЛ, а также построения маршрутов проходящих через нее.

Но не всегда это возможно. Бывают ситуации, когда в ЗТЛ нужно все-таки заехать. Здесь нужно помнить одно:

С получением разрешения для въезда в ЗТЛ, ситуация следующая.

Власти каждого города, установив ЗТЛ, определяют список категорий лиц и организаций, которые имеют право на получение разрешения для въезда в эту зону.

Обычно это все местные, (которые там живут и/или работают), разумеется коммунальные и аварийные службы, скорая помощь, полиция, такси, общественный транспорт, доставка товаров и так далее (эти списки довольно объемные).

То есть получить разрешение на въезд в ЗТЛ в Италии, турист путешествующий на автомобиле просто так не может. Ему не положено.

Исключение: если у него в ЗТЛ отель. Но и в этом случае, получением разрешения для своих гостей всегда занимаются отели.

Впрочем, есть еще одно исключение: если запрашивающий разрешение — инвалид (или лицо перевозящее инвалида), тогда тоже да. Во всех городах можно получить разрешение на такую перевозку.

Также есть еще исключения в паре городов, въезд в ЗТЛ которых платный (Милан, Палермо), там да, есть такая возможность. Покупай дневной билет, и проезжай. В остальных случаях — только если в ЗТЛ отель или если инвалид.

А получить разрешение на въезд в центр с целью «мне лень ходить (или: у меня ребенок, мозоли, беременность, наглость и т.п.), поэтому я хочу там ездить» — не вариант. Да и ездить там удовольствие сомнительное, мягко говоря.

То есть, при планировании поездки по Италии, не нужно планировать заезды в центр городов, этого сделать не получится без нарушения правил. Нужно всегда сразу планировать парковку где-то за пределами ЗТЛ.

Если же отель автотуриста находится в зоне ограничения движения, то и здесь ситуация разнится от города к городу. Но обычно местные власти понимают, что туристы = деньги в городскую казну, поэтому не сильно свирепствуют по поводу ограничений для них, НО!

Нужно знать, понимать и учитывать несколько моментов:

Во-первых, следует знать, что получить разрешение на въезд в ЗТЛ, туристам возможно только если у них в этой зоне находится отель (или другой вариант размещения). Об этом говорилось выше.

Во-вторых, нужно учитывать, что в некоторые ЗТЛ (в некоторых городах) получить разрешение на въезд для туристов бывает невозможно в принципе.

Это случается нечасто, но случается, например, если отель расположен в пешеходной зоне. Подъезд к такому отелю может быть закрыт совсем.

Во-третьих, следует знать, что в некоторых городах есть ЗТЛ за въезд в которые без разрешения (независимо от того, едете вы в свой отель, или просто так катаетесь) вы получите штраф без вариантов и исключений (т.е. всегда).

Для въезда в такие зоны без последствий, разрешение нужно получать заблаговременно (ниже — подробнее).

В-четвертых, (и это хорошая новость), получение разрешения на въезд в ЗТЛ для туристов путешествующих на авто, всегда возложено на администрацию отеля (или другого объекта размещения) в котором планирует остановиться такой турист.

Персонал отеля расположенного в ЗТЛ всегда знает как это делать, знает уровень своих полномочий, порядок действий и уполномочен получать разрешения для гостей объекта.

Здесь только нужно учитывать момент, который был обозначен в пункте «в-третьих». Поясню его подробнее.

В некоторые ЗТЛ можно смело въехать (под знак), доехать до отеля, и только потом, по факту (т.е. явочным порядком), подать заявление на разрешение проезда и пребывания в этой зоне.

Обычно на это отводится от двух часов до трех суток (определяется местными правилами). И если запрос на разрешение от отеля на въезд гостя поступил в этот период, то проблем (штрафа) не будет.

То есть в таких городах спокойно едете к отелю (да, прямо под запрещающий знак), паркуетесь там, и только затем напоминаете клерку, что вы приехали на авто (номер такой-то), и вам нужно разрешение на въезд в ЗТЛ.

Но есть в Италии зоны (напомню, что во всех городах там свои правила) для въезда в которые, нужно получить разрешение обязательно ДО въезда в зону ограничения. В противном случае будет штраф.

Если отель находится в такой зоне, то о получении разрешения для проезда к нему, необходимо позаботиться заранее (получение разрешения занимает иногда срок и до нескольких дней, опять же, зависит от города).

Персонал отелей находящихся в таких ЗТЛ обычно держит этот вопрос на контроле, и если клиент планирует прибыть к ним на автомобиле, то всегда попытается узнать его номер, чтобы заранее оформить разрешение на въезд.

Еще один плюс в заблаговременном получении разрешения: в некоторых городах, отели уполномочены ходатайствовать о выдаче разрешения на движение в ЗТЛ, в зависимости от числа парковочных мест или от размера своего номерного фонда (опять же, везде по-разному).

То есть, есть у отеля парковка на 8 машин, вот восемь действующих разрешений от его имени ему и можно иметь одновременно. Разрешение на девятую машину они «пробить» не смогут, при всем желании.

А отели в Риме, например, могут получать разрешения для проезда гостей в ЗТЛ из расчета: одно разрешение на каждые 10 номеров отеля, и не больше. То есть они могут обеспечить проезд к отелю только каждому десятому гостю.

Таким образом, иногда бывает важно позаботиться о получении разрешения и заранее, особенно, если поездка планируется в сезон. Но это всегда нужно согласовывать с администрацией отеля. Обычно они знают, что делают.

Но заблаговременное получение разрешения на въезд в ЗТЛ хорошо работает только в случае, если вы путешествуете на личном авто (номер которого заранее известен).

Если же вы путешествуете на арендном авто (или используете каршеринг, чтобы добраться до отеля, например, из аэропорта), то что делать в таких случаях, если отель расположен в ЗТЛ в которую запрещен въезд без предварительного разрешения, я не знаю.

Постарайтесь тогда просто не бронировать отели в таких ЗТЛ, в противном случае рискуете получить проблемы.

Почему не нужно заезжать в ZTL

Лучше всего, при путешествии по Италии на автомобиле, сразу отказаться от идеи бронировать отель находящийся в какой-нибудь зоне ограничения в Италии. Поверьте, это резко уменьшает количество потенциальных проблем.

А для этого нужно знать, где в этом городе ЗТЛ (ее границы), и сразу выбирать отель вне этой зоны. Вот поверьте, это хороший совет. Как это делать рассказано чуть ниже, а здесь пара слов о том, почему не нужно так делать.

А не нужно бронировать отель в ЗТЛ потому, что кроме необходимости получения разрешения на въезд туда, движение в итальянских ЗТЛ невоздержанные люди чаще всего характеризуют словом «жопа» (что довольно точно соответствует описанию ситуации там).

А я лишь к этой характеристике добавлю, что езда по ЗТЛ — это не удовольствие, а издевательство над собой и здравым смыслом.

Узкие (порой совсем узенькие) улочки, толпы бродящих туристов если дело в сезон, (а в Италии почти всегда «сезон»), ограничение скорости 10-30 км/ч, тотальное отсутствие мест для парковки или разворота, куча односторонних улиц…

Местные там, конечно, ездят, но делают они это без уважения удовольствия. Ибо получить удовольствие от езды на современном автомобиле по старым центрам городов, строившихся для движения на лошадях и повозках, может только законченный мазохист.

Впрочем, решать, конечно, вам.

Где брать информацию о ZTL и ZTLA

В связи с тем, что в Италии нет единого законодательства об установлении зон ограничения движения, то не существует и официального сайта, где можно было бы почерпнуть информацию о всех зонах сразу.

Самую актуальную и официальную информацию по всем ограничениям движения в городах Италии (ZTL и ZTLA) можно найти только на официальных сайтах соответствующих муниципалитетов.

Впрочем, есть пара мест (не официальных), где информация об ограничениях движения в Италии сведена воедино и хоть как-то систематизирована.

Это не идеальные источники, и информация там не всегда актуальна (потому что просто нереально отслеживать все изменения во всех зонах ограничения), но это хоть что-то.

Первый из них, это итальянский сайт: www.accessibilitacentristorici.it (есть итальянская и английская версии, по ссылке — английская), полностью посвященный описанию всех ZTL в Италии.

Просто открываете сайт, вводите в поле поиска вверху название нужного города на английском или итальянском (можно выбрать из выпадающего списка введя первые буквы):

Поиск информации о ZTL в Италии

далее нажимаете «Search», и вуаля!

Вся информация по нужному городу перед вами (если в нем есть ЗТЛ).

Ну, или можно просто искать нужный город в общем списке, они там рассортированы по регионам, а внутри них — по алфавиту. Но для этого нужно бы знать регион в котором находится интересующий вас город, иначе долго будете искать. Так что пользуйтесь лучше поиском.

Если в списке нет интересующего города, то значит, скорее всего ЗТЛ в нем нет. Для очистки совести можно, конечно, поискать сайт муниципалитета этого города, но это уже по желанию.

Информация на сайте поддерживается в довольно актуальном состоянии (но не всегда, в силу причин упомянутых выше), так что на нее стоит обратить внимание при подготовке к поездке в первую очередь.

Там можно найти всю информацию по любому городу Италии имеющему ограничения движения: какие ЗТЛ есть в городе, сколько их, карту этих ЗТЛ, время их работы и какие в них действуют ограничения, где установлены камеры контроля, как получить разрешение и т.п.

Кроме того, на указанном выше сайте, всегда есть ссылки на официальные сайты соответствующих городов, где можно почерпнуть официальную и актуальную информацию об ограничениях.

Но самое главное (для туриста), там в описаниях зон всегда есть пункт «Hotel guests access» («Доступ для гостей отелей») в котором описано, что делать туристам прибывающим в отель который расположен в ЗТЛ на автомобиле, и можно ли к нему как-то подъехать, и если можно, то что для этого нужно и так далее.

Вот этот пункт, касающийся доступа к отелям (если ваш отель находится в ЗТЛ), нужно изучить особо внимательно.

ОСОБЕННОСТЬ: при работе с сайтом, если используете автоматический перевод от Гугла, лучше работайте с английской версией. Перевод будет более качественным. Перевод с итальянского на русский иногда весьма неудачный бывает, с искажением смысла.

Также, если по каким-то причинам вы выбрали отель который расположен в одной из ЗТЛ, будет крайне разумным списаться с персоналом этого отеля и заранее уточнить все тонкие моменты насчет подъезда к отелю и получению разрешения для этого.

В этом случае, персонал отеля — это лучший источник информации, поскольку они находятся в курсе всех последних веяний и изменений в текущей городской политике насчет движения в ЗТЛ.

Не пренебрегайте этим моментом, и всегда уточняйте все нюансы движения в ЗТЛ у администрации своего отеля, если он расположен в зоне ограничения движения.

Второй сайт на который стоит обратить внимание при подготовке к поездке, это сайт: urbanaccessregulations.eu. Информация там есть на многих европейских языках, но, увы, кроме русского. Ссылка ведет на английскую версию.

Там есть информация по всем зонам ограничения движения в Европе, но если говорить об Италии, то там кроме информации о ЗТЛ, присутствует информация и по ЗТЛА. И также есть ссылки на сайты соответствующих муниципалитетов.

Есть также алфавитный перечень городов Италии, в которых есть ЗТЛ и ЗТЛА. Ссылки из этого перечня сразу ведут на нужные страницы на сайте urbanaccessregulations.eu.

Используя эти два сайта (указанные выше), можно получить достаточно информации для того, чтобы ездить по Италии спокойно.

В качестве резюме. Не бронируйте (по возможности), отели расположенные в ЗТЛ городов Италии. Не заезжайте в ЗТЛ без разрешения. Не ленитесь проверять города планируемые к посещению на предмет экологических зон, и если зона там есть, то помните. что автомобиль должен ей соответствовать.

Ищите информацию о ЗТЛ и ЗТЛА на официальных сайтах тех муниципалитетов, в которых эти зоны установлены.

На этом, рекомендации по подготовке к поездке, я закончу. Ознакомьтесь с информацией по ссылкам ниже.

Источник https://www.onetwotrip.com/ru/blog/italy/5-most-beautiful-car-routes-in-italy/

Источник https://touristam.com/poezdka-v-italiyu-samostoyatelno.html

Источник https://krass56.ru/recommendations_for_preparing_for_a_trip_to_italy_by_car.html

Источник