Содержание статьи
Я хочу в поход! Все, что надо знать о походах в горы: от лучших мест России до экипировки новичка
Россия за 2020–2021 годы стала страной походов. Ленты соцсетей пестрят непривычными местами и видами: Софийские водопады, Малое седло, Бзерпинский карниз, Джилы-Су. Везде на фото — люди с палками и в спортивной одежде. Они же потом взахлеб рассказывают, насколько сильными были их впечатления от природы, преодоления и возвращения. Трекинг как форма досуга, а не сложная спортивная дисциплина наконец-то стал массовым. В походы начали ходить даже по средней полосе, популярность Большой Валдайской тропы или паломнического пути в лавру (куда с удовольствием ходят и обычные путешественники) подтверждают это.
В комментариях к нашим публикациям часто спрашивают: а куда сходить в одно-, двух-, трехдневный поход в окрестностях Сочи, в районе Кавминвод, на Архызе, Домбае и так далее. У нас таких материалов почти нет, но на это есть причина. Мы в Perito знаем, где найти подобные статьи всегда отличного качества, поэтому отправляем наших читателей в блог «Спорт-Марафона». Они годами собирают публикации обо всем, что связано с походами, и при этом пишут не только для опытных путешественников, но во многом для тех, кто уже сходил в свой первый поход и теперь хочет глубже изучить тему.
Для нас оказалось сюрпризом, что блог «Спорт-Марафона» для многих не первое место, куда они идут для выбора нового направления аутдор-туризма. Так что мы решили вместе сделать большой дайджест, в котором собрали все самые классные материалы «Спорт-Марафона» о лучших местах для походов (с небольшим упором на конец лета), и еще добавили тексты про экипировку.
«Спорт-Марафон» — это такой магазин одежды и аксессуаров для активных видов отдыха: походов, бега, альпинизма, скалолазания и всего, что связано с аутдором. А еще у них есть блог с очень крутыми текстами о походах и экипировке, ютуб-канал с разнообразным контентом от опыта до разборов, подкасты и лекторий, в котором каждый день выступают путешественники. Мало? «Спорт-Марафон» проводит фестиваль в Никола-Ленивце, строит собственный парк для активных видов спорта и выпускает книги.
Сочи и Красная Поляна — главное, но не единственное трекинг-место страны
С большим отрывом самый доступный трекинговый кластер в России. Всего час от адлерского аэропорта на такси или каршеринге, и вы у подножья гор. Здесь можно ходить даже в однодневные маршруты без палатки и возвращаться для ночевки в отеле. Подойдет тем, кто приехал в Сочи отдохнуть и готов потратить день-другой на прогулки по горам. Ну, а для тех, кто собрался в двух-, трех- и так далее -дневные походы, тут рай и раздолье.
Большой Сочи: походы на несколько часов и национальный парк
Многие слышали про Кавказский биосферный заповедник, но не все знают, что в границах Большого Сочи тоже есть нацпарк. В нем каньоны, водопады и ущелья, которые можно обойти всего за пару часов. Идеальный план, если поход в Сочи не является основной целью вашего приезда, а прогуляться до красивых мест ну очень хочется.
Про это у «Спорт-Марафона» есть отличный текст «Водопады и каньоны Сочинского нацпарка». Выбраны четыре основных точки: Хоста, Сочи, Красная Поляна и «Лазаревское». Вокруг каждой — по несколько необычных достопримечательностей. Что интересно, из походных вещей вам потребуются лишь кроссовки с хорошей подошвой, для некоторых маршрутов — палки, ну, и ветровка и (или) дождевик.
Подойдет тем, кто хочет и красоты посмотреть, и от цивилизации не оторваться. Или тем, кто хочет сходить в легкий тренировочный хайк перед более длительным походом. Так делали мы в редакции: перед походом на Бзерпи прошли несколько небольших треков около Сочи и Красной Поляны.
Расширяем географию: вокруг Сочи и вглубь Кавказского заповедника
Ачишхо, Бзерпинский карниз, плато Лаго-Наки — уже два года летом в соцсетях эти топонимы встречаются чаще, чем любые другие. Походы сюда на пару дней — лучший начало знакомства с сутью аутдора. Заброска на машине или по канатной дороге, несколько часов подъема с крышесносными видами, ночевка в палатке и радиальные прогулки. При этом во многих местах работает LTE-интернет, что добавляет этой красоте сюрреализма.
У «Спорт-Марафона» есть топовый материал, с которого и мы начинали свои походные опыты: «10 лучших маршрутов для походов в окрестностях Сочи и Красной Поляны». Его автор — Дмитрий Ковинов, культовый российский популяризатор аутдор-культуры, путешественник и походник со стажем, автор великолепного блога kovinov.com, на который мы в редакции тоже ориентируемся при выборе следующего походного путешествия.
Что удивительно, материалы не пересекаются с предыдущим текстом о Сочи. Сюда попала и тисо-самшитовая роща, и несколько пещер, и водопады, и озера. Текст поделен на часть вокруг Сочи и варианты одно- или многодневных походов.
Архыз. Совсем другая красота
В летне-осеннее время Архыз — один из самых доступных для новичков курортов, ведь горы здесь невысокие, а тропы доступны без специального снаряжения. Именно в конце лета везде сухо, много ягод, а ясных дней подряд может набежать целая неделя. Поездку в Архыз рекомендуем не откладывать: лучший месяц для посещения осенью именно сентябрь, после которого вероятность ненастных дней резко повышается. Единственный минус — добраться в Архыз не так просто, как в Красную Поляну. Если вы летите самолетом, то ближайший к курорту аэропорт — в Минеральных Водах, такси от которого будет стоить около 5000 рублей.
Куда идти в поход в Архызе? Ответ ищите в «Гиде по Архызу. Маршруты однодневных походов». Там есть все про лучшее время для походов и самые необычные места. Мы в Perito рекомендуем те, в которых есть слово «Софийский». Софийские водопады — топ, Софийские озера — еще больший топ. Ну, а самый кайф Архыза в том, что большинство походов из списка в тексте однодневные, так что вечером спускаетесь в цивилизацию и едите великолепные хычины. Но и долгие трекинговые маршруты тут тоже есть, и про них у «Спорт-Марафона» имеется отдельная статья «По Архызу с палаткой».
Кавминводы — любимый аутдор-регион редакции Perito
Кавминводы — это заповедники санаторного модернизма, походы прямо в черте города, отличная кавказская кухня и интеллигентный курортный вайб, какого нет в других туристических местах страны.
Но нас интересуют походы. И тут тоже уникальная ситуация: они возможны прямо в городах региона. В самом центре курортного Кисловодска есть настоящий национальный парк, здесь можно отправиться в отличное путешествие до Малого Седла или пройти тропой Косыгина, которая напомнит Юго-Восточную Азию.
В Пятигорске можно подняться на Машук, а в 30–40 минутах на электричке или такси вас ждут крутейшие маршруты до Бештау или Медовых водопадов. И это только верхушка трекингового айсберга.
Погода в КМВ стабильная до ноября, а переходный сезон вообще считается самым красивым, потому что леса буянят яркими красками. Если вы ни разу не были в КМВ, то у «Спорт-Марафона» есть огроменный аутдор-путеводитель по региону. В нем найдете не только места для походов, но и десятки полезных советов, которые традиционные путеводители почему-то не дают. Есть даже раздел, куда не надо ехать.
Отдельный плюс гида — осенне-зимние фотографии с буйством красок. Кстати, район Кавказских Минеральных Вод — один из самых солнечных во всей России, здесь будет кайфово даже зимой. Об этом тоже есть материал — «Зимние маршруты по горам Кавминвод».
А еще куда, чтобы именно осенью и красиво?
Ответ вот здесь: «Восемь маршрутов для осеннего похода в горах Краснодарского края». Самый актуальный походный материал на ближайшие два месяца. В тексте — не только места вокруг Сочи, но и поход к Имеретинским озерам, восхождение на Фишт или поход по природному парку «Большой Тхач». Мы в редакции отчаянно рекомендуем все вокруг Поляны: и Бзерпи, и Ачишхо, и Кардывач. Кстати, озеро Кардывач особенно красиво именно (а возможно, и только) осенью.
Если Краснодарский край исхожен вдоль и поперек или вы живете чуть восточнее, то советы тоже есть: в материале «Идеи осенних походов по России». Тут и Урал с Байкалом, и Дальний Восток. А для жителей запада страны есть нетипичная Карелия, понятный Крым, уже полюбившийся Дагестан и пока не хоженая Ингушетия.
Первый раз в поход: что покупать? Советы сомневающимся и стратегия умного шоппинга (СУШ)
Выбрать, куда вы хотите пойти — это только половина дела. Кстати, если выбираете сердцем, то для ума можно прочитать вот этот текст о выборе направления.
Вторая половина — разобраться с оборудованием для похода. В «Спорт-Марафоне», несмотря на то что это магазин, объясняют, как все устроено, и утверждают, что покупать сразу 20–30 вещей необязательно. О том, как начать ходить в походы, почему турклуб лучше, чем поход с набранными рандомно друзьями, и что такое стратегия умного шоппинга — в тексте «Первые походы в горы и снаряжение для них».
Тому, как в принципе что-то выбрать для походов, бега, лыж и вообще всего, посвящен, кажется, главный раздел блога «Спорт-Марафона» после направленческого. Что круто, объясняют логику: что такое мембрана, как выбрать кроссовки (падайте сразу в раздел с советам), трекинговые палки или спальный мешок. Плюс не забывайте, в любой ночевке на улице есть незаметный герой — туристический коврик.
Важный совет: большинство вещей для похода можно взять в аренду. И в ваши первые вылазки лучше так и сделать. Но вот потом вы всерьез задумаетесь о покупке спальника, палатки и рюкзака, между делом докупая себе систему для приготовления пищи Jet Boil или самонадувающийся утепленный коврик.
Что купить для первого похода: только самое нужное
Чем легче вам идется на маршруте, тем больше сил у вас останется на созерцание красоты вокруг и общение с друзьями на привале. Облегчать свою ношу при условии, что вы не взяли ничего лишнего, можно с трех пунктов: рюкзака, палатки и спального мешка.
Одежды в этом разделе мы не касаемся, о ней лучше всего прочитать в материале «Как выбрать одежду для туризма».
Туристические рюкзаки
При выборе рюкзака не увлекайтесь размерами. У объема есть психологический момент: чем больше у вас свободного места, тем больше вы хотите его заполнить и взять лишнего. Для походов выходного дня достаточно рюкзака на 50–70 литров, 80 — для походов с тремя ночевками и более, а также если с вами идут дети или те, кто по какой-то причине не могут нести все свое снаряжение сами. Старайтесь примерить рюкзак перед покупкой, причем с грузом: поясная система должна закрывать верхнюю часть тазобедренного сустава, чтобы переносить часть нагрузки на бедра. При примерке не забудьте обязательно отрегулировать лямки рюкзака по высоте.
Вес пустых рюкзаков одного объема легко может различаться на килограмм, поэтому при прочих равных выбирайте модель полегче, особенно если вы не собираетесь в многодневные автономки и вы не привыкли к тяжестям. Главное, чтобы легкий вес был не в ущерб удобству.
В конструкции рюкзака бывают важны дополнительные «молнии» на фронтальной стороне. Обычно такая «молния» находится в нижней части и позволит вам добраться до вещей на дне рюкзака без необходимости перетряхивать его полностью. Вы оцените это на маршруте.
Многие модели оснащены чехлами от дождя. Если такой чехол не идет в комплекте, то крайне рекомендуем его сразу приобрести, чтобы не беспокоиться за содержимое рюкзака.
А вот количество внешних карманов не так важно. Чем меньше вы будете крепить снаружи рюкзака, тем меньше вероятность, что в процессе похода вы что-то потеряете или повредите. Исключение можно сделать для «пенки» — коврика, на котором вы будете спать. Если он не самонадувающийся, то, скорее всего, вы закрепите его именно снаружи. Про самонадувающиеся коврики ниже.
Возможно, для первых походов вы не будете приобретать собственный дорогостоящий рюкзак. Все эти советы действуют и для тех случаев, когда вы берете снаряжение в аренду. При выборе арендуемых рюкзаков обращайте также внимание на сохранность фурнитуры и швов. Худшее, что может быть, — это оказаться вдали от цивилизации с рюкзаком с оторванной лямкой.
Что почитать и посмотреть:
- Как выбрать туристический рюкзак.
- Как выбрать объем рюкзака.
- Видео «Как собрать рюкзак» с известным путешественником Тимуром Ахметовым.
- Видео Как сложить одежду в рюкзак, чтобы она занимала мало места.
- Видео Что такое легкоходство. Как облегчить рюкзак в походе.
Палатки
Выбор палатки — это всегда боль, потому что постоянно приходится искать компромисс, в первую очередь, между весом и бюджетом. Берите то, что можете себе позволить, но обратите внимание на несколько нюансов.
Если это ваша первая палатка, то с вероятностью 99 % вам нужно в категорию «Туристические палатки». Не дорогие экстремальные альпинистские, не тяжелые кемпинговые, которые обычно возят с собой в автомобилях, и уж точно не гамаки, тенты и бивуачные мешки: это выбор искушенных легкоходов. Стремитесь к тому, чтобы вес палатки на двух человек приближался к полутора-двум килограммам. Таких моделей множество, можем рекомендовать классику — MSR Hubba Hubba, Big Agnes Fly Creek — или более бюджетную Ferrino Sintesi.
Выбирайте двухслойную палатку, в которой есть плотный внешний и легкий внутренний тенты. В таких палатках конденсат, который ночью неизбежно образуется внутри, будет оседать на внешнем тенте и не причинит дискомфорт. При покупке обязательно залезьте в собранную палатку: так вы сможете ощутить ее реальные размеры. Идеала нет, чем просторнее внутри, тем тяжелее вам будет нести ее в рюкзаке.
Туристическая палатка — первое, что вы можете не тащить с собой или не торопиться покупать, если задумываетесь об аренде части снаряжения. Если в прокате есть выбор, отдавайте преимущество максимально легким моделям. И, конечно, вы должны быть знакомы с тем, как собрать и разобрать палатку. Если механизм вам непонятен, не стесняйтесь сразу попытаться собрать ее, заодно проверите комплектность. Лучше обнаружить недокомплект в городе, а не в сумерках на горе.
Что почитать и посмотреть:
- Видео. Универсальный материал про ночевку в палатке с комфортом.
- Как выбрать палатку. Можно узнать много нового о типах палаток.
- Как выбрать именно кемпинговую палатку.
Спальные мешки
Выбрать подходящий спальный мешок — сложная задача в первую очередь из-за того, что производители указывают сразу несколько температур, в которых легко запутаться. Верхняя температура комфорта (T comfort), нижняя температура комфорта (T limit или T lim) и экстремальная температура (T extreme).
Первое, что вы должны запомнить, — никогда не обращайте внимание на показатели экстремальной температуры. Это порог, при котором ночью в спальном мешке и теплой одежде вы не умрете (скорее всего). Две других температуры — то, что вам нужно.
С огромной вероятностью для летних походов вам хватит спального мешка с нижней температурой комфорта +5…−5 °C, таких моделей на рынке много. Для осенних походов и холодных регионов (Хибины, Камчатка, Алтай) стоит обратить внимание на модели с нижней температурой −5…−7 °C. Помните, всегда лучше взять спальный мешок потеплее и расстегнуться, чем дрожать и страдать от холода ночью. Для тех случаев, когда у вас уже есть спальный мешок и он совсем немного не дотягивает по температуре или вы хотите подстраховаться, есть такая штука как флисовые вкладыши.
Второй важный параметр — размер. Тут все просто: если на мешке не указано, на какой рост он рассчитан, то смотрите длину мешка и отнимайте 20 сантиметров. Так вы точно не ошибетесь. Если ваш рост 175 сантиметром, ваш выбор — спальник длиной от 195 и выше. Главное — не перепутать два этих числа в меньшую сторону.
Третий параметр, важный при выборе, — вес. Идеальные модели на +5…−5 °C будут весить меньше килограмма, бюджетные — ближе к двум. Если спальный мешок на эту температуру весит больше двух килограммов, то берите его, только если будете возить с собой в багажнике автомобиля. Помните, что спальный мешок — это половина комфортного сна в походе, вторая половина — туристический коврик, то, что находится между спальником и землей. Хотите углубиться в нюансы выбора спальных мешков и знать, чем различаются используемые утеплители, читайте статью в блоге «Спорт-Марафона».
Что почитать:
Туристический коврик
Вот и вторая составляющая комфортного сна в палатке. Туристические коврики можно разделить на два типа:
- «Пенки», они же карематы, — самые бюджетные, менее теплые, объемные и не очень комфортные: из-за малой толщины коврика вы будете чувствовать любые неровности поверхности. Стоит выбрать, когда недостаточно бюджета и в случае простых летних походов.
- Самонадувающиеся и надувные коврики с утеплителем и без — наиболее комфортные и теплые, нелегкие, зато компактные. Наверно, идеальный выбор для походника в категории «уже не новичок», ведь спать на них гораздо приятнее. Внутри самонадувающихся ковриков пористая пена, в надувных — воздух. За счет большей толщины они сглаживают неровности поверхности. Еще один плюс — компактность. Такой коврик не нужно закреплять снаружи и можно без проблем убрать в рюкзак.
Коврики различаются и по длине. Существуют варианты на «полчеловека», созданные для легкоходов, которые подкладывают коврик только под торс и таз. Под ноги в этом случае кладется рюкзак. Вряд ли это ваш вариант, поэтому уточняйте длину при покупке. Также не забудьте, что любые коврики, кроме «пенки», можно прожечь, пробить или проткнуть. Чтобы не оказаться в щекотливой ситуации, вместе с ковриком рекомендуем приобрести ремнабор, например вот этот.
Покупкой дорогих самонадувающихся и надувных ковриков, как правило, пренебрегают: не все знают об их существовании или просто не хотят переплачивать. Тем не менее, если есть возможность, лучше купить теплый самонадувающийся коврик, а вот палатку арендовать.
А еще коврик — отличный подарок для друга, недавно увлекшегося походами. Потому что каждый, у кого нет классного коврика, о нем мечтает, но до покупки доходит медленно.
Что почитать и посмотреть:
- Видео «Как выбрать туристический коврик».
- Видео «Лекция об особенностях разных ковриков.
- Как выбрать туристический коврик.
- Как разобраться в лучших туристических ковриках мира от Therm-a-rest.
Трекинговые палки
Необходимость идти по маршруту, опираясь на палочку, у многих поначалу вызывает отторжение, и очень зря: трекинговые палки, отсутствие перевеса в рюкзаке, сухая одежда и удобная обувь — это четыре составляющих хорошего впечатления от первых походов. Палки облегчают нагрузку на суставы, перенося ее на плечевой пояс, и незаменимы, если на вашем маршруте встречается хоть какой-то перепад рельефа или ручьи, через которые будет удобно перепрыгивать. Прежде чем идти за трекинговыми палками в магазин, рекомендуем почитать о том, чем разные модели отличаются друг от друга и почему палки для скандинавской ходьбы — не лучший выбор для горного туризма.
При выборе первой пары советуем брать палки с рычажным механизмом. Если вы не бегуны и не идете в долгий автономный поход, то на вес можно не обращать внимание. А вот что важно, так это запрет на перевозку палок в ручной клади, даже если они проходят по габаритам.
Что посмотреть и почитать:
- Как выбрать трекинговые палки.
- Видео «Как настроить трекинговые палки под себя. Если вы ходите в походы, то точно знаете, как много людей делают это неправильно.
Туристические горелки и посуда
Горелки делятся на те, что накручиваются на баллон, интегрированные системы, например фирм Jet Boil, Fire Maple или MSR, и такие, в которых баллон ставится отдельно и подключается шлангом.
Первый вариант дешевле других и отлично подходит для не очень долгих походов в одиночку или вдвоем. Если у вас есть бюджет, то покупайте сразу интегрированную систему, в которой котелок и горелка объединены в блок. Минусы такого варианта — цена, чуть больший вес и невозможность использовать сторонний котел, плюсы — вода в них быстрее закипает, расходуется меньше топлива, не мешают ветер и осадки. Горелки со шлангом выбирайте для походов зимой или если вы готовите сразу на группу от пяти человек и более. Для больших котлов можно пользоваться даже двумя поставленными рядом горелками.
Существует несколько стандартов соединения горелки и баллона. Всегда выбирайте резьбовой стандарт, его еще называют Lindal: этот вариант самый распространенный. Помните, что газовые баллоны в самолетах перевозить нельзя даже в багаже, поэтому заранее предусмотрите, где вы купите баллоны до выхода на маршрут.
Что посмотреть и почитать:
- (Видео) «Как выбрать горелку».
- Про интегрированные системы и отдельно про революцию, совершенную фирмой Jet Boil.
Важные мелочи в походе
Налобный фонарь
Обязательно в любой поход любой продолжительности. Поменяйте батарейки перед выходом или зарядите аккумулятор. Оставаться без света опасно, а подсвечивать себе путь телефоном крайне неудобно.
Аптечка
Тем, кто идет в составе тургруппы, нужно взять только самые простые медикаменты для себя и необходимые лекарства от хронических заболеваний. О большой полноценной аптечке должен позаботиться руководитель группы.
Индивидуальным туристам рекомендуем собирать аптечку, руководствуясь статьей «Первая помощь в горах». Не берите то, что не умеете применять, и не забудьте средство от клещей и других насекомых, солнцезащитный крем и гигиеническую помаду: даже в облачную погоду в горах следует защитить себя от обгорания.
Еще одна необходимая вещь на случай экстренной ситуации — спасательное одеяло. Стоит пару сотен рублей, выглядит как большой кусок фольги, но поможет переждать непогоду или не замерзнуть, когда, например, вы вымокли под дождем.
Компрессионный мешок для спальника
Это такой чехол, который сжимает спальник до минимальных размеров. Большинство моделей сразу продаются в таких чехлах, но если у вашего подобного нет, то лучше сразу купите, чтобы спальник не занимал половину рюкзака.
Дождевик
Берите пончо-вариант — это такие большие дождевики, которые закрывают сразу и вас, и рюкзак. Например, один из этих.
Гамаши
Это такие чехлы, которые надеваются на ноги между ботинками и коленями и защищают от попадания росы, камешков и снега внутрь обуви. Вы удивитесь, как много росы в горах. Надевший гамаши почти всегда внешне выглядит довольно глупо, но это тот случай, когда удобство важнее эстетики.
Гермомешки
Это мешки из водонепроницаемой ткани со скруткой сверху. Лучше иметь один маленький для документов и парочку побольше, в которые войдут сменный комплект одежды и спальник. Так они всегда останутся сухими.
Туалетная бумага
Просто возьмите с собой отдельный рулон и всегда держите его в пакете или гермомешке.
Охотничьи спички и зажигалки
Охотничьи спички устойчивее обычных к воде и ветру. Добавьте к ним пару зажигалок по разным карманам и держите все там же, где туалетную бумагу: подальше от дождя и росы. Спички и зажигалки стоит брать, даже если вы не собираетесь жечь костры, а ваша горелка оснащена пьезоподжигом.
Сидушка
Кусок пенки на ремне, который висит у вас на попе и о котором вы вспоминаете, только когда нужно сесть на что-то сырое или не очень чистое. Осенью актуально.
Собираться в поход удобно по списку «Спорт-Марафона», который составлен на все случаи жизни.
Вы думали, это все? У «Спорт Марафона» есть подкасты, ютуб, лекторий и книжное издательство
В блоге «Спорт-Марафона» сотни полезных материалов. Просто введите в поиск любой аксессуар для похода, про который хотите узнать, — даже про палки и горелки там будет десяток материалов и видео. Но это еще не все. У «Спорт-Марафона» есть видео и подкасты — для моментов, когда хочется не только читать, но и смотреть или слушать. Что уникального можно найти?
В видео — лекции из клуба путешественников «Спорт-Марафона». Они проходят ежедневно, при этом выбор спикеров и тем — от походов с детьми до поездок по Транссибу. 5 сентября, например, выступил Олег Чегодаев, первый человек, который за 109 дней прошел три тысячи километров — весь Уральский хребет.
Если времени приезжать и слушать лекции каждую неделю у вас нет, то стоит подписаться на канал и смотреть там самое интересное. Естественно, есть и обзоры снаряжения, и обучающие видео по разным спортивным дисциплинам, а совсем недавно запустили новую серию видео Outdoor Weekend о поездках выходного дня на природу с активностями. Первый выпуск — из Карелии.
Подкасты — это возможность углубить подготовку к путешествию, а еще отличный способ скоротать время в дороге, когда вы, например, едете в заброске куда-нибудь в горы. Самые интересные выпуски, на взгляд редакции, получаются о направлениях: о Турции, Казахстане или Иордании. И спикер знающий, и фокус на спорт, но при этом никто не забывает, что это туризм и надо смотреть достопримечательности!
Что важно, «Спорт-Марафон» кажется аккумулирует вокруг себя всех крутых аутдор-путешественников, о которых многие могут и не знать. Часто подкасты возникают из большой публикации в личных блогах, которые известны лишь людям, увлекающимся походами. Автором поста может быть легендой — Ковинов, Чегодаев или Тимур Ахметов, — но массовому путешественнику эти люди пока неизвестны. Поэтому подкасты и видео у «Спорт-Мастера» — это повод расширить свое информационное пространство, если вы увлеклись походами, байкпакингом, скалолазанием или чем-то подобным. Или вдруг подумываете сходить в поход зимой.
Ну, и еще «Спорт-Марафон» проводит фестиваль аутдора в Никола-Ленивце, строит собственный парк пешего, водного и велосипедного туризма и даже выпускает книги. В издательстве обратите внимание на «Альпинистов свободы»: интересно будет даже тем, кто не собирается на K2 зимой. В общем, если в следующий раз соберетесь в поход, то посмотрите сначала тексты на «Спорт-Марафоне».
Планирование и организация горного похода. Пошаговая инструкция
Всякий раз перед началом нового дела необходимо определиться с целью и понять, для чего мы беремся за эту работу. Цель этой статьи – на конкретном примере дать пошаговую инструкцию для самостоятельной организации горного похода. Материал в первую очередь ориентирован на начинающих туристов, которые только собираются в свой первый поход в горы. Итак, приступим!
Шаг 1: определяемся с целями
На этапе планирования очень важно определиться с тем, что вы хотите получить от предстоящего маршрута. Ваша цель – спортивный разряд, где важно количество пройденных перевалов и километраж? Или вы фотограф, которого в первую очередь волнуют видовые планы и места съемки? А может быть вы просто хотите погулять вдали от цивилизации? Исходя из поставленной цели будет строиться ваш маршрут, график движения и распорядок дня. А самое главное – ваша цель должна совпадать с целями напарников!
Если цель – спортивный разряд, то вам прямая дорога в турклуб. В этом материале мы исходим из запросов самодеятельного горного туризма, а маршрут будем подбирать, ориентируясь на начинающих туристов. Наш будущий поход должен быть по силам людям с хорошей физической подготовкой, для его прохождения не понадобится специального альпинистского снаряжения (только самое основное: каска), при этом у нас будет полноценный, автономный горный поход примерно на 8 – 10 ходовых дней, чтобы уложиться в стандартный двухнедельный отпуск.
Шаг 2: определяемся с местом
Первый поход логично организовывать в «домашних» горах. Выбор у нас широк, а логистика будет во многом проще. Ниже мы дадим общее описание основных горных районов, а окончательный выбор оставляем за вами.
ХИБИНЫ
Расположенный на Кольском полуострове горный массив Хибины хорошо известен и достаточно популярен среди туристов. Это одна из самых старых горных систем на территории России. Горы не высокие, сформированы из больших каменных блоков, вершины сглаженные. Высшая точка –гора Юдычвумчорр (1200,6 м). В долинах встречается большое количество ручьев и озер. Северные горы обладают своим неповторимым очарованием. И если в конечном итоге вы остановите свой выбор на Хибинах, настоятельно рекомендуем взять с собой «Властелина Колец» или «Хоббита» – Толкиен в Хибинах читается на ура. К сильным сторонам этих гор следует отнести простую логистику: удобней всего добираться поездом. Чаще всего маршруты начинаются от станции Имандра, а выходят в районе Апатит или в Кировске. Небольшая высота тоже имеет свои плюсы – нет нужды думать об акклиматизации. Этот район пользуется большой популярностью, так что с описанием маршрутов проблем не будет. Из основных минусов – затяжные дожди, которые в Хибинах не редкость. Наиболее стабильная погода в этих горах в конце июля, начале августа.
КАВКАЗ
Кавказ — родина российского альпинизма. В этих горах многие из нас отправлялись в свои первые походы, поднимались на первые вершины. Для нас это «домашние» горы, которые пользуются огромной популярностью среди спортивных туристов. Если говорить о Кавказе, то удобнее всего разделить его на несколько туристических районов.
Приэльбрусье – центральный и самый популярный район Кавказа. Помимо собственно Эльбруса туристов привлекают интересные долины в этом районе, большая масса разнообразных по сложности перевалов, позволяющих составить маршрут на любой вкус. Многие планируют поход таким образом, чтобы в конце подняться на Эльбрус.
Теберда, Домбай, Архыз – эти районы относятся к Западному Кавказу и также дают большой полет для творчества. Со времен СССР и всесоюзных туристических маршрутов в этом районе ходили плановые группы туристов. За основную нитку можно взять очень популярный маршрут из Теберды в Архыз, а дальше выбирать интересные места и строить свой план. Необходимо помнить, что часть этих районов находится на территории Кавказского заповедника, в этом случае может понадобиться пропуск.
Северо-Западный Кавказ, плато Лаго-Наки, районы гор Фишт, Оштен, Псеашхо. Эти районы популярны среди горных и пеших туристов. Они находятся на территории Кавказского Государственного Биосферного заповедника. На его сайте можно посмотреть все доступные маршруты, они хорошо описаны и промаркированы. Имейте в виду, что вам понадобится пропуск. Его можно оформить на любом кордоне, с которого будет начинаться ваш маршрут. Помимо этого, нельзя сходить с промаркированных маршрутов – все-таки вы находитесь на территории заповедника. Нужно учитывать, что некоторые районы могут быть закрыты для посещения (это может быть связано с сезоном размножения или пересчётом животных). Всю информацию можно узнать на сайте заповедника: http://kgpbz.ru/
В целом, у Кавказа есть масса преимуществ: все районы хорошо известны, и куда бы вы не решили отправиться – без труда найдете необходимую информацию в интернете. То же самое с логистикой – проблем с заброской, как правило, ни у кого не возникает. На Кавказе хорошо работают спасатели, да и много туристических групп, которые наверняка помогут вам в случае аварийной ситуации. Но здесь кроется и главный недостаток Кавказа – переизбыток туристов в сезон. Особенно многолюдно летом Приэльбрусье.
КРЫМ
Горный Крым – тоже отличное место для планирования похода. Большое количество автобусов позволяет быстро и недорого добраться из аэропорта Симферополя в любую часть Крыма. После окончания строительства железнодорожной ветки логистика обещает стать еще проще и дешевле. Горы не высокие и вопросов с акклиматизацией здесь, как правило, не возникает. Необходимо помнить, что Крым – регион засушливый, все туристические стоянки так или иначе привязаны к источникам воды, а маршрут строится от источника к источнику. Лучшее время для планирования маршрута — это межсезонье: апрель — май, либо сентябрь — начало октября. В этот период погода стабильно теплая, жара не такая сильная, а туристический сезон либо не успел начаться, либо уже закончился. Билеты на самолет и поезд в это время также наиболее доступны.
АЛТАЙ
Наибольший интерес у туристов вызывает центральная часть Алтая, в которой выделяют три крупных горных района: Катуньский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский. Районы Кучерлинского и Аккемского озер, гора Белуха хорошо известны и популярны среди туристов. Как правило, из поселка Тюнгур начинается основная часть всех походов в этом районе. В Тюнгур расположено несколько турбаз, через которые обычно заказывают трансфер до Барнаула, они же помогают в организации заброски. Погода в регионе весьма своеобразна, обычно период затяжных дождей сменяется периодом отличной погоды без осадков. Это выглядит так: неделю не переставая идет дождь, он то затихает, то становиться проливным, но, как бы там ни было, с неба все время что-то падает, а затем неделю может стоять отличная солнечная погода. В период дождей уровень воды в реках и ручьях поднимается, а все основные тропы разбиваются лошадьми, что сильно затрудняет передвижение. Лучшее время для похода – июль, начало августа.
Шаг третий: сбор информации
Для сбора информации по интересующему району понадобятся карты, координаты и описания перевалов, стоянок, а заодно и основных географических объектов – рек, ручьев и гор.
Где взять карты? Здесь многое зависит от того, куда вы собираетесь отправиться. Если на Кавказ, то хорошие схемы районов можно купить. В АльпИндустрии можно найти схемы практически всего Центрального и Западного Кавказа, координаты вершин и перевалов. Если нужного вам района нет в бумажном варианте, то на помощь придет интернет. Он-лайн карты можно посмотреть на ресурсе https://nakarte.me/. На нем помимо, собственно, онлайн карт (доступны различные карты, основная – OpenTopoMap, но можно выбрать OSM, либо карты генштаба в разных масштабах) есть удобный инструмент для печати нужных фрагментов. Либо на сайте http://openstreetmap.ru
Где искать описания? Здесь вам на помощь придут интернет и турклубы. На сайтах некоторых турклубов выкладываются отчеты о походах, описания районов, перевалов и вершин, даются фотографии. Например: турклуб МГУ, Вестра, турклуб МГТУ. Множество интересных отчетов можно найти на сайте http://www.mountain.ru/. Внимательно изучив материалы, вы сможете найти в них не только полезную информацию о районе, но и телефоны таксистов, контакты турбаз и кемпингов, примерные расценки на их услуги. Все это поможет в организации похода.
Автор с пользой проводит время на работе=)
Шаг 4: разработка маршрута
Перед тем как начнем составлять нитку маршрута, давайте еще раз пройдемся по требованиям, которым он должен соответствовать:
- Продолжительность похода – 7-10 ходовых дней. Меньше 7 будет не интересно, больше 10 – можно не уложиться в двухнедельный отпуск.
- Маршрут должен проходиться без специального альпинистского снаряжения, ведь речь идет о первых самостоятельных горных походах, у вас нет ледового или скального снаряжения, и пользоваться им вы еще не умеете.
- Маршрут должен быть по силам физически выносливым и здоровым людям.
При планировании маршрута необходимо учитывать сложность преодолеваемых препятствий, в первую очередь, перевалов. В спортивном туризме в зависимости от высоты, крутизны склона и вида рельефа, выделяют три категории сложности: от 1, простой, до 3, сложной. У каждой категории есть две подкатегории А и Б. Перевалы 1 категории – это простые каменистые склоны, крутизной до 40 градусов. Для передвижения по ним требуется индивидуальная техника и простейшая страховка треккинговыми палками. Перевалы 3 категории сложности требуют провешивания страховочных перил, навыков скального лазания и работы в связках. Соответственно, для первого самостоятельного похода, стоит ориентироваться на перевалы не выше первой категории сложности.
В процессе построения маршрута нужно учитывать фактор акклиматизации. Нужно помнить, что разница в высоте между ночевками не должна превышать пятисот метров. То есть за дневной переход можно набрать и большую высоту, до одного километра, но, повторюсь, разница между высотой ночевок не должна превышать 500 м.
Акклиматизацию стоит учитывать при планировании дневных переходов. Организму нужно время, чтобы привыкнуть к новым для него условиям, как говорится, «расходиться». На первые дни необходимо закладывать более короткие переходы, постепенно увеличивать высоту перевалов. Как правило, акклиматизация проходит циклами по три дня, т.е. после каждого третьего дня самочувствие немного улучшается, а, следовательно, и нагрузку можно немного увеличивать. Оптимально на старте похода делать переходы по 10 километров в день, а дальше увеличивать их до 15.
Дневные переходы должны быть вам по силам, стройте реальные планы, помните про горный коэффициент. Ваши дневные переходы (особенно в первые дни) не должны превышать 10-12 километров. Что такое 10 км в обычной жизни? Это примерно 2,5-3 часа ходьбы. А если с рюкзаком, который на старте весит 25 кг? То уже и все 4 часа. А если по пересеченной местности? То 5 часов. А если эта пересеченная местность находится на высоте 2500 м? При расчете времени, которое потребуется на прохождение отрезка пути, применяют так называемый горный коэффициент, обычно это 2,5. То есть если на прохождение одного километра вы тратите 20 минут, то в горах на это скорее всего уйдет час. На спуск вы можете идти немного быстрее, на подъем – в разы медленнее. Планируйте дневные переходы так, чтобы их можно было пройти за 8-9 часов.
Не стоит забывать про дни отдыха (дневки), которые стоит устраивать каждые 3-4 дня. Дневку можно запланировать перед преодолением тяжелого препятствия – прохождения ключевого перевала или восхождения на гору. Безусловно, для дня отдыха стоит подбирать живописные места. Часто при планировании допускают ошибку, путая дневку и радиальный выход. Радиальный выход – это полноценный ходовой день, устаете вы точно также. Вы рано встаете, а идете зачастую еще больше, так как не несёте вещи, которые остались в лагере. Дневка – это день отдыха, когда вся группа спит до упора, ест и гуляет вокруг палаток.
Хочется дать совет по планированию ходового дня. Как правило, утро и первая половина дня в горах отличаются более стабильной погодой, которая портится после обеда. Поэтому логичней выходить на маршрут как можно раньше – вставать в 5 утра, а выдвигаться не позднее 7. Если предстоит проходить перевал, то есть смысл встать еще раньше, т.к. подниматься в гору гораздо проще в тени, а не под палящим полуденным солнцем. Пройдя намеченный участок за 8-9 часов, поставив лагерь после обеда, еще останется время отдохнуть и погулять. Вы быстро привыкните к новому распорядку дня, даже если в обычной жизни не приходится вставать рано – в горах быстро темнеет, свет «выключают» уже в 7 вечера, после чего все расходятся по палаткам отдыхать.
Помните, что у вас всегда должен быть план «Б». На маршруте могут возникнуть непредвиденные ситуации: выбранный вами перевал оказался сложнее, чем был в описании, или затянувшаяся плохая погода сделала невозможным его прохождение. Кто-то может заболеть или получить травму, и вам будет необходимо выйти с маршрута, и т.д. Подобный сценарий нужно предусмотреть заранее, подготовить альтернативные варианты прохождения и выброски с маршрута.
Шаг 5: построение нитки маршрута, план похода по дням
Итак, учитывая вышеизложенные тезисы, давайте приступим к построению нитки маршрута. В качестве примера рассмотрим северо-восточную часть Приэльбрусья, и построим маршрут от Северного приюта до поселка Верхний Баксан. Наша нитка будет выглядеть следующим образом:
Северный приют – пер. Каракайский северный – долина реки Исламчат – пер. Кыртыкауш – река Кыртык – пер. Сылтран – озеро Сылтранкель – поселок Верхний Баксан
Почему удобней начинать с Северного приюта Эльбруса? Северный приют – это большой альпинистский лагерь. Туда проложена хорошая асфальтовая дорога, проблем с транспортом у вас не возникнет. А если повезет нанять для заброски полноприводную машину, то она довезет вас до самых ворот лагеря. Во-вторых, это историческое место: именно с Севера было совершено первое восхождение на Эльбрус. Для тех, кто впервые в горах, побывать тут в двойне интересней. В-третьих, здесь хорошо проходить первичную акклиматизацию – лагерь находится на высоте 2500 м, из него можно сделать радиальный выход к леднику и вернуться обратно. Вы налегке подниметесь на 1000 м, а по дороге посмотрите главные достопримечательности: «немецкий аэродром» и «грибы». Оказаться в Северном лагере и не посмотреть «Грибы» – пустая трата времени =)
Почему идем на восток? Нитка маршрута проходит через три перевала – Каракайский, Куртыкауш и Сылтран. Они очень удачно расположены таким образом, что у вас последовательно увеличивается высота (2950, 3250 и 3450 соответственно) и сложность перевалов. Вы постепенно будете «повышать градус» и аккуратно втянетесь в походный ритм.
Теперь давайте внимательно посмотрим на карту района и спланируем наш поход по дням. В плане каждого дня у вас должно быть указано, что вы в этот день делаете, сколько километров планируете пройти и за какое время, на какой высоте планируете заночевать.
Нитка маршрута с указаниями радиальных выходов
День 1. Приезд в Пятигорск, заброска в Северный лагерь. Установка лагеря. Отдых. Высота 2500 метров. Вы только что с поезда (самолета) оказались в горах, самое лучшее, что можно сделать в свой первый день в горах, – это не перетруждать организм. Установите лагерь, погуляйте немного вокруг, попробуйте местные нарзаны (если вас не смущают, купающиеся в них местные жители =Р ).
Вид на палаточный городок Северного лагеря
День 2. Радиальный выход к подножию ледника. Основная цель этого дня – активная акклиматизация. В этом деле главное – не переусердствовать, у вас нет задачи любой ценой набрать 1000 м и как-нибудь вернуться в лагерь. Идите неспеша, дышите ровно, посматривайте друг за другом. Если кто-то начал сильно отставать, вдруг появилась слабость или разболелась голова – это отличный маркер, говорящий о том, что пора возвращаться в лагерь. Ночь на высоте 2500 м.
День 3. Переход под перевал Каракайский Северный. Это первый полноценный ходовой день. Расстояние примерно 10 км, набор высоты 100 м. В первой половине пути вы спуститесь на 500 м, а затем наберете обратно примерно 600. Высота 2600 м.
Как уже говорилось выше, первые три дня мы стараемся не делать больших переходов, дав возможность организму плавно втянуться в походные условия.
День 4. Подъем на перевал Каракайский Северный, спуск в долину реки Кыртык, переход под перевал Кыртыкауш. Первый перевал на маршруте не категорийный, хорошо набитая тропа серпантином проходит перевальный взлет и выводит на широкую седловину перевала. Со стороны подъема перевал кажется совсем невысоким, однако в сторону реки Исламчат начинается затяжной спуск в долину. Переход небольшой, всего 5 км. В этот день можно запланировать полудневку или, установив лагерь, можно радиально сходить на перевал Исламчат. Высота 2900 метров. Вариант полудневки более предпочтителен, так как перевал Кыртыкаш выше и подъем на него гораздо длиннее, что потребует больших сил.
День 5. Подъем на перевал Кыртыкауш, спуск в долину реки. Подъем затяжной, по хорошо набитой тропе. На седловине перевала установлен памятник защитникам Кавказа. Спуск в долину реки Кыртык, ночевка напротив коша. Спуск тоже затяжной. Переход – 11 км. Высота 2600 м.
День 6. Радиальный выход на перевал Чаткара. Подъем на вершину Чаткара по гребню. Возвращение в лагерь. 18 км. Высота 2600.
День 7. Подъем на перевал Сылтран, спуск к озеру Сылтранкель. 12 км, примерно 9 часов. При подъеме сложным может показаться только перевальный взлет, он довольно крутой, в плохую погоду его нужно проходить аккуратно. В награду вам будет ночевка на великолепном высокогорном озере.
День 8. Запасной день. Весьма полезная практика включать в план похода запасной день. Он может пригодиться для того, чтобы переждать непогоду, его можно потратить на разведку перевала или на дополнительный акклиматизационный выход. Или он может использоваться в качестве дополнительного дня отдыха.
День 9. Спуск в Верхний Баксан. 8 км, 5 ходовых часов. Высота 2000 метров. Конец похода.
Теперь сведем все данные в одну таблицу. В ней будет 7 основных колонок. Ходовой день по порядку, высота ночевки, расстояние дневного перехода. А также колонки «завтрак», «обед» и «ужин».
Дальше таблица заполняется до конца по каждому дню
После того как вы полностью заполните таблицу, можно начать критически оценивать запланированный маршрут.
Во-первых, фактор высоты – на протяжении всего маршрута мы не набираем больше 1000 метров за день, а разница между высотой на ночевках не превышает 500 м. Условие соблюдено!
Во-вторых, дневные переходы под рюкзаком не превышают 15 км, а радиальные выходы не больше 20. Годится!
Теперь давайте представим, что мы защищаем свой маршрут перед начальником спасательной службы, а он задает нам каверзные вопросы. Вопрос первый: «После прохождения перевала Каракайский Северный необходимо перейти вброд один из притоков реки Исламчат. Что мы будем делать, если один из участников получит травму и будет нужна эвакуация?» Если мы посмотрим на карту, то увидим, что ниже по течению реки начинается грунтовая дорога, которая огибает хребет и соединяется с асфальтовой дорогой ведущей к Северному лагерю Эльбруса. Эту дорогу можно использовать в качестве пути эвакуации. Хорошо, другой вопрос: «Если погодные условия (физическое состояние группы, либо по другой причине) не позволят вам пройти перевал Сылтран, как будете выходить?» Опять же, если посмотреть на карту, то в этой ситуации логичнее всего вернуться на место ночевки на против коша, а дальше по грунтовой дороге вдоль реки Кыртык спуститься в поселок Верхний Баксан. Более чем разумный вариант.
К сожалению, мы не можем предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время похода, но мы должны четко спланировать пути возможного отступления.
Внимательный читатель, конечно же, обратил внимание на последние три колонки – «завтрак», «обед» и «ужин». Для того, чтобы грамотно спланировать питание по дням, необходимо знать, что в этот день вы конкретно будете делать. Если это дневка, то можно позволить себе полноценный завтрак, обед и ужин, да еще и приготовить что-нибудь необычное, ведь мы никуда не спешим. А если вам предстоит пройти большой перевал, то тут нужно быстро позавтракать и выходить на маршрут. А вместо обеда вполне пойдет и сухой перекус с горячим чаем. Восстанавливать потраченные калории мы будем за счет ужина. Подробно про раскладку поговорим в следующей статье, тогда же и заполним оставшиеся колонки.
Приведенный выше маршрут можно оценивать по-разному – спортивные туристы пробегут его за 3 дня, мои знакомые фотографы ходили там почти 3 недели. Одним эта нитка может показаться чересчур простой, другим слишком сложной. Как говорится, все относительно, все в глазах смотрящего.
В заключение хотел бы сказать, что поход в некоторой степени напоминает большую тренировку: сначала мы делаем разминку, потом основные упражнения, затем заминку / растяжку. У хорошего похода, должна быть хорошая заминка. Из Верхнего Баксана за 20 минут на машине вас довезут до Терскола, в котором огромное количество гостевых домов и кемпингов. Помыться с горячей водой, погулять по рынку и поесть хычинов – бесценно! А если у вас есть третья неделя отпуска, то можно вечером сесть на поезд в Пятигорске, а утром проснуться на море. Через город проходят два состава: один до Новороссийска, второй до Туапсе. Провести недельку на море после гор – это роскошно!
Гуляем по городу с умом: как я делал сервис для построения интересных пешеходных маршрутов
UPD: так как тема хорошо зашла и показала наличие спроса на такой сервис, буду развивать его дальше. Завел паблик вконтакте для сбора фидбека и публикации информации об обновлениях https://vk.com/sightsafari
Незнакомый район города, небольшое количество свободного времени и необходимость (или желание) пешком добраться до метро/отеля/вокзала – наверное, каждый хоть раз попадал в такую ситуацию. При этом с одной стороны хочется посмотреть какие-нибудь красивые и интересные места, однако с другой стороны ограниченное время не позволяет слишком сильно уклоняться от прямого маршрута.
Ситуация еще больше осложняется, если рядом нет никаких крупных достопримечательностей, о которых все знают и которые можно было бы включить в свой маршрут после короткого поиска в интернете. Что делать если вы застряли в каком-нибудь Купчино, про которое вы только и слышали, что там лучше не застревать? Приходится идти по навигатору, надеясь, что на пути встретится что-то интересное. Однако популярные навигаторы учитывают лишь расстояние и время в пути, но не принимают во внимание интересность маршрута. Мне попадались еще проекты, пытающиеся учитывать удобство пешего маршрута (ведущие в обход шумных магистралей), но хочется же пройти не только комфортно, но и увидеть какие-нибудь красоты.
Подумав немного, я решил взяться за эту задачу сам. Как всегда, общая идея алгоритма довольно проста, но дьявол кроется в мелочах. А в случае навигации, мелочи могут быть довольно существенны и с риском для здоровья, ведь вряд ли какой-нибудь турист обрадуется, когда навигатор в поисках достопримечательностей заведет его в дебри полузаброшенной промзоны ради маленькой мемориальной таблички (тру стори, один раз так и случилось).
Описание алгоритма и примеры работы под катом, ссылка в конце.
Основная идея
Изначальная идея у меня была такая: скачиваем Open Street Map карту, парсим ее, выдираем из нее информацию обо всех потенциально интересных для пешеходов объектах (с их списком еще предстояло определиться), рисуем вокруг них некие буферные зоны. Ищем пути каким-нибудь стандартным фреймворком, немножко хачим процесс построения навигационного графа, чтобы в этих зонах веса ребер стали ниже и тем самым организуем притягивание пешеходных маршрутов к ним.
Сказано — сделано. Для поиска пути была использована библиотечка GraphHopper, которая умеет из коробки читать OSM карты, строить маршруты для разных типов транспорта (машина, пешеход, велосипед), имеет несколько разных алгоритмов для поиска пути (простой поиск, поиск альтернативных маршрутов, всякие ускореенные-оптимизированные варианты) и умеет препроцессить навигационный граф для ускорения поиска (базовый поиск по городу работает очень быстро, за несколько миллисекунд). Для примера работы был выбран мой родной Санкт-Петербург — тут я мог сам оценить качество и интересность построенных маршрутов.
В итоге базовая версия алгоритма была слеплена на коленке за пару вечеров, а вот потом началось увлекательное путешествие по граблям и мелочам, в которых как известно и кроется дьявол и о котором я расскажу дальше.
Объекты для туристов и проблемы с OSM
В Open Street Map каждый объект — это геометрия (Node, Way или Relation) плюс некоторое количество строковых пар «ключ-значение».
Вот так выглядит Зимний Дворец в OSM:
Проблема в том, что поскольку OSM — это открытая и редактируемая участниками карта, стандартизация там хромает на обе ноги. Для обозначения одного и того же типа объектов может использоваться разный набор тегов и разная комбинация объектов, часть тегов считается «каноничной» и описана на вики, но все равно есть куча вариантов, как просто альтернативных, так и откровенно ошибочных, но тем не менее использующихся. В итоге любой код, работающий с OSM (особенно всякие навигаторы и рендереры) вынуждены все это учитывать и содержать в себе кучу кода для обработки таких вот особых случаев.
Например тег highway=unspecified означает не «какая-то дорога неизвестного типа», как думают многие мапперы, а вполне конкретный тип дороги по европейской классификации, но лепят его куда попало из-за названия. Причем у этого типа дороги предполагается наличие пешеходной обочины или тротуара, поэтому навигатор строит пешеходные маршруты по ней, в то время как по реальной такой дороге в СПб пешеходы не ходят (это проезжая часть улицы). Или вот еще пример: addr:housename тег у нас иногда используют для названия зданий, например почему-то западное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади названо именно через этот тег. В то время как в гайдах самого OSM сказано, что его стоит использовать только в тех странах, где вместо номеров домов используются имена (в Японии вроде так делают), а для официальных названий зданий использовать тег name и подобные.
Еще один бесящий меня момент — разметка зеленых зон. Для этой цели есть два разных тега, leisure=park и landuse=grass. На карте они выглядят примерно одинаково: просто зеленая зона, чуть отличаются цветом. В итоге лепят их вперемешку кто как хочет. Из-за чего часто разделительный газон между проезжими частями улицы становится «парком» и начинает притягивать пешеходные маршруты.
Все эти нюансы приходилось открывать для себя по мере построения и анализа маршрутов.
В качестве набора объектов, представляющих интерес для пешеходов, в итоге был выбран следующий список:
- Туристические достопримечательности отмеченные тегом tourism
- Зеленые зоны. leisure=park, garden. После некоторых размышлений были добавлены landuse=cemetry, кладбища. С одной стороны так себе достопримечательность, с другой — например на Васильевском острове в СПб единственная крупная зеленая зона — кладбище, которую местные используют вместо парка, а настоящих парков там вообще нет.
- Вода: реки, озера, пруды. Тут мешанина из тегов water, waterway и кучи дублирующихся значений. Ведь так приятно бывает пройтись по набережной в жаркий день. Во всяком случае я так думал, пока не попробовал обработать Смоленск — внезапно выяснилось, что в глубинке берега речки — это не красивая набережная как у нас в Питере, а заросший и замусоренный пустырь, от которого пешеходы предпочли бы держаться подальше. Но различить эти ситуации чисто по данным карты пока не удается.
- Исторические здания и сооружения, то что помечено тегом historic. Они как правило просто красивы
- Всякая прочая городская мелочевка, отмеченная тегом amenity. У него очень много значений, я выбрал лишь некоторые, например уличные часы (clock) — часто бывают красивыми, религиозные сооружения (place_of_worship), стрит-арт всякий (graffiti) и некоторые иные
- Пешеходные улицы и площади highway=pedestrian
- Стройки landuse=construction. Пешеходам не очень приятно идти под строительными лесами, в летящей со стройплощадки пыли
- Промзоны и гаражи landuse=industrial, garages. Тут как раз случился тот нюанс с заведением пешехода (а мы в Институте дизайна и урбанистики ИТМО это тестировали на студентах, которые ходили по проложенным маршрутам и потом писали отзывы в рамках исследования пешеходного удобства Петроградского района) в дебри промзоны Ленполиграфмаша. Оказалось что там не весь квартал помечен этим тегом (как делается обычно для разметки крупных промзон), а каждое здание по отдельности.
- В идеале еще хочется уводить пешеходов от широких городских магистралей, где пыльно, шумно, много машин и обычно не на что особо смотреть. Но пока не получилось однозначно их детектировать. В OSM есть по сути только число автомобильных полос, но этого критерия недостаточно (многие важные туристические улицы, например Невский проспект, тоже многополосные)
Важность достопримечательностей
Очевидно что достопримечательности бывают разные. Есть крупные, всемирно известные объекты — как Эйфелева башня или вот Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, которые притягивают огромное количество туристов, и ради посещения которых люди могут сделать приличный крюк. И есть какие-то небольшие, местечковые украшения — какой-нибудь стрит-арт, небольшая скульптура во дворе, которые люди готовы осмотреть только по пути и не хотят тащиться к ним издалека. Для корректного построения интересных и удобных маршрутов нужно было научиться как-то разделять разные категории достопримечательностей, при этом все что у нас есть в OSM — это некая геометрия и набор тегов. Пришлось придумать набор эмпирических правил для назначения «важности» достопримечательности, в дальнейшем определяющей изменения весов в графе.
Изначально важность равна нулю и увеличивается при выполнении следующих условий:
- +3 при наличии тега historic — он есть только у важных исторических зданий, да и то не у всех
- +3 за наличие тегов wikipedia или wikidata. Свои страницы на вики есть обычно только у важных объектов
- +1 за наличие link или url — свой сайт, опять же, есть далеко не у всех, но часто этот тег ведет на страницу какого-нибудь каталога и есть у мелких объектов
- +1 за каждый тег name. Имя может задаваться кучей способов, могут быть всякие old_name для исторических названий или имена переведенные на другие языки. Опять же, наличие многих имен свидетельствует о достаточной важности объекта (раз кто-то запарился их все проставить)
- building:architecture — архитектурный стиль, обычно ставится на всякие красивые памятники архитектуры
Список не идеален и сильно пологается на данные OSM, которые зачастую неполны. Например, Нарвские ворота изначально имели всего одну единицу важности, так как кроме имени для них ничего не было проставлено. Пришлось сходить самому в OSM и добавить им имена, стиль, годы постройки, высоту (для корректного определения видимости, о чем дальше) и т.п. В общем-то в этом еще и общественная польза есть — для повышения качества маршрутов я время от времени иду в OSM и проставляю там отсутствующие теги, которыми затем могут пользоваться другие навигаторы или программы.
Области влияния
Достопримечательности бывают разного размера. Какую-нибудь небольшую скульптуру надо рассматривать с расстояния не более 5-7 метров. Медный всадник неплохо виден и с 20-30. Исаакиевский собор — одно из самых высоких сооружений в центре города — прилично виден с 200-300 (под этим я понимаю что туристу необязательно подходить вплотную, а вполне комфортно насладиться видом с такого расстояния, так-то его видно и за километр с другого берега Невы, но уже без деталей). Как же определить, на каком расстоянии достопримечательность должна влиять на маршруты пешеходов?
Медный Всадник и купол Исаакиевского собора вдалеке
Во-первых, я эмпирически построил радиусы видимости. Они зависят от всей доступной информации о достопримечательности и превращают ее в один из четырех радиусов: small 30 метров, medium 100, large 250 и huge 350 метров.
Немного особняком стоит видимость рек и парков. Для них я поставил 30 метров, т.е. примерно соответствует ширине набережной или улицы вокруг парка. Так как смотреть на парк издалека довольно бессмысленно, надо идти рядом с ним.
Тип видимости определяется по правилам:
- Точечные (т.е. заданые OSM-типом Point) объекты это Small видимость, это обычно мелкие монументы и стрит-арт
- Но точечные и с тегом historic это Medium, т.к. это часто крупные монументы на высоких постаментах, типа того же Медного всадника
- Области менее 20*20 метров (way или relation) это Medium
- Больше — Large
- Если у объекта есть тег height (высота в метрах) или building:levels (этажность), то при высоте более 50 метров он считается Huge — это как раз сделано специально для Исаакия и прочих больших соборов и зданий, видимых издалека
Церковь Святой Екатерины стоит в глубине двора, окруженная домами со всех сторон:
Сперва надо было определиться с препятствиями. Ну тут все просто, я взял и прочитал из OSM данных все полигоны с тегом building. Это будут полигоны, блокирующие нашу видимость. Затем написал простой наивный алгоритм построения полигона видимости точки с помощью трассировки лучей. Высокая точность мне там ни к чему, хватило десятка лучей на точку. Поначалу я не мудрствуя брал центроид геометрии достопримечательности, но это давало не лучшие результаты для протяженных (длинных и узких) зданий. Поэтому в дальнейшем для больших достопримечательностей я стал брать три точки — центроид и две наиболее удаленные от него и друг от друга точки на внешней границе. Почему я не стал строить видимость честно? Потому что если алгоритм построения области видимости точки тривиален (пускаем из точки лучи во все стороны, смотрим где они пересекли ближайшие препятствия, соединяем эти точки), то вот построить честную видимость ребра (и в итоге — полигона) уже гораздо сложнее (первое приходящее в голову решение — строить видимость двух концов ребра и объединять — очевидно неправильное).
В итоге получилась неплохая аппроксимация. Строит она неидеально, но для нужд пешеходной навигации такой точности нам достаточно. Единственная проблема — она не учитывает высотность зданий, т.е. любая мелкая будка нам перегородит обзор на пятиэтажную колокольню. Но тут уж ничего не поделаешь — OSM данные далеко не везде содержат этажность, да и строить объемы видимости в 3д гораздо сложнее. Хотя возможно я еще к этому вернусь.
Построенные полигоны видимости для этой и соседней церквей
Красота маршрута и как ее повысить
Итак, мы научились считать важность и видимость достопримечательностей и вроде бы стали строить неплохие маршруты. Во всяком случае это было так, пока я тестировал на центральных районах Санкт-Петербурга, имеющих очень высокую плотность красивостей на квадратный километр.
Однако стоило отойти чуть в сторону от центра, как внезапно алгоритм стал признавать свое бессилие. И построенный им маршрут стал совпадать с кратчайшим. Так как достопримечательностей в этих районах — кот наплакал, расположены они далеко друг от друга, поэтому при поиске пути по комбинированной метрике «красота + расстояние» вклад первого слагаемого оказывался околонулевым, в итоге алгоритм строил просто кратчайшие маршруты.
Конечно всегда можно было сказать «это не мы такие, это города у нас такие скучные», но это было бы не очень правильно. Поэтому я задался вопросом, как оценить построенный маршрут, и как можно его улучшить. Самое простое решение, сразу приходящее в голову — давайте удлиним маршрут, принудительно вставив в него крюк до какой-нибудь достопримечательности, оставшейся в стороне.
Теперь в случаях если а) общая сумма важности всех достопримечательностей маршрута на километр меньше некоей величины или б) пользователь сам выбрал построение максимально интересного маршрута мой алгоритм пытается его улучшить. Для этого строится изначальный маршрут, берется буфер вокруг него (его толщина определяется длиной, чем длиннее маршрут — тем более длинный крюк разрешается сделать), внутри этого буфера ищется несколько новых (еще не вошедших в маршрут) достопримечательностей со score>2 (мы не хотим делать крюки в километр к noname скверикам) и прокладываются новые маршруты от начальной точки к этой промежуточной цели, а от нее — к точке назначения. При этом дополнительно контролируется длина, в итоге мы должны получить маршрут не более чем в два раза длиннее кратчайшего пути между начальной и конечной точками.
Первая версия алгоритма (слева) оказалась бессильна найти что-то интересное и построила кратчайший маршрут. А вот версия с добавлением промежуточной достопримечательности (справа) включила в него ДОТ КВ-19, он находится в правом нижнем углу маршрута (на таком уровне зума его не видно, но сервис покажет его в списке и позволит найти на карте по клику на имени).
Тот самый ДОТ. Вообще в Купчино хватает подобных объектов, связанных с обороной Ленинграда, так как именно там проходили оборонительные рубежи города:
Конечно, далеко не всяких пешеход согласится делать крюк ради какой-то незначительной по его мнению достопримечательности. Именно поэтому сервис показывает длину маршрута по сравнению с кратчайшим и список достопримечательностей на нем, а уж пользователь может сам решить, интересен ли ему такой маршрут. Плюс есть ползунок, который позволяет сократить (или наоборот увеличить) максимально допустимый крюк.
На практике пришлось столкнуться еще с некоторыми проблемами и странностями. Во-первых при наивной реализации буфера вокруг маршрута он «вылезал» за начало и конец. И часто получались ситуации когда маршрут шел мимо конечной точки еще на пару сотен метров. Или наоборот, шел в противоположную сторону от конца со старта, и только затем возвращался к нужному направлению. Хоть такие маршруты и позволяли осмотреть больше достопримечательностей, пешеходы очень не любят когда их уводят сильно в сторону от цели. Пришлось сперва «выколоть» на навигационном графе область вокруг конечной точки (сделать ребра непроходимыми при поиске пути к промежуточной), а затем и вовсе строить буфер не вокруг всей линии маршрута, а лишь начиная с определенного расстояния от старта и заканчивая на определенном расстоянии до конца.
Второй проблемой были маршруты с возвратом по той же улице. Не знаю как вы, а я терпеть не могу возвращаться тем же маршрутом, которым я шел вперед. Всегда предпочитаю идти другой дорогой. И поэтому от своего алгоритма я пытаюсь добиться того же поведения. Правда вот с этим пока проблемы. В качестве первой попытки я сделал так, что все ребра (кроме последнего), участвовавшие в пути от старта до промежуточной точки, вырезаются из графа при поиске пути от промежуточной до конца. Это позволяет избежать возврата ровно тем же путем, но не защищает от почти такого же пути — например возврата по другой стороне той же улицы. Вырезание всех ребер в окрестности же часто делает нахождение обратного пути и вовсе невозможным. В общем тут еще остается над чем подумать. Хотя в этом плане мой алгоритм уже работает лучше, чем некоторые из конкурентов, которые на эту тему просто не задумываются и легко строят тупиковые ответвления маршрута.
Примеры работы
Текущая реализация находится на sightsafari.city
Там пока почти нет геокодера (есть OSM-ный, но он довольно плохо работает), поэтому точки лучше ставить прямо на карте, правым кликом или долгим тапом. Ползунок отвечает за тип маршрута: крайнее левое положение ищет кратчайший, без учета достопримечательностей, дефолтное третье дает неплохой баланс, крайнее правое — всегда пытается улучшить маршрут и часто генерирует довольно замысловатые пути.
Вот пара примеров. Маршрут от дома где я раньше жил до метро Московская по мнению Яндекса, скучный путь через дворы и небольшие улочки:
А вот маршрут по мнению моего алгоритма. Проходит через край парка Победы, мимо исторического музея, мимо Чесменской церкви и дворца, по площади Дома Советов мимо фонтанов и крутой сталинской архитектуры.
Чесменская церковь. Я и сам обычно делал небольшой крюк чтобы пройти в этом месте, а не через скучные дворы хрущевок напрямик.
Вот еще пример: кратчайший маршрут от Смольного (где находится администрация СПб) до станции метро «Площадь Восстания» идет по Суворовскому проспекту. Но там рядом, чуть в стороне, есть красивый Таврический сад, куда мой алгоритм предложит вам заглянуть.
Заключение
Пока сервис работает только для Санкт-Петербурга, Пушкина и Смоленска (зоны с доступной навигацией отмечены красным пунктиром). Еще многое предстоит улучшить, а для этого в первую очередь нужны отзывы. Так что пробуйте, пишите отзывы на маршруты (там есть кнопочка над списком достопримечательностей), надеюсь оно кому-то будет интересно и полезно.
По запросу могу подключить новые города — Москву, пожалуй, побоюсь, сервер треснет (хотя можно не всю, а только центр, конечно), вот что-то поменьше можно. Главное чтобы для этого региона был более-менее качественно размечен OSM, ну и чтобы были какие-то достопримечательности, с чем у маленьких городов все не очень интересно (в том же Смоленске, который я добавил для одного своего тамошнего товарища, все интересное кучкуется в 2-3 местах города, и обойти их можно безо всякой умной навигации).
UPD: добавил Москву в пределах ТТК, Уфу, Калининград, Нижний Новгород, Киев, Казань, Ростов-на-Дону, Благовещенск, Саратов, Пензу, Одессу, Минск, Екатеринбург, после чего на сервере кончилась память. Так что заявки на новые города временно не принимаются, пока я не придумаю как это дело оптимизировать.
UPD 2: Геокодер OSM, как я уже написал, работает плохо (знает мало адресов, требует структурированных данных на входе), поэтому лучше ставьте точки на карте вручную, а не вводите адрес. В дальнейшем что-то надо будет с этим придумать, но все нормальные геокодеры (например у Яндекса) стоят слишком ощутимых для хобби-проекта денег, а в бесплатной версии имеют слишком ограничивающую лицензию (например можно отображать результаты поиска только на карте самого Яндекса).
Источник https://perito-burrito.com/posts/ya-khochu-v-pokhod-vse-chto-nado-znat-o-pokhodakh-v-gory-ot-luchshikh-mest-rossii-do-ekipirovki-novichka
Источник https://alpindustria.ru/articles/mountain-hiking-first-time-instructions.html
Источник https://habr.com/ru/post/414433/
Источник