Содержание статьи
GPS-навигация для начинающих: выбор навигатора, карты, программы
Добрый день! Я – Андрей Лунячек. Туризмом я занимаюсь достаточно давно, но тема GPS-навигации увлекла меня всего лишь несколько месяцев назад. До этого момента всё, что связано с магическим словом «GPS», казалось мне чем-то страшным и непонятным. Однако я быстро убедился, что ничего особо сложного в этом деле нет, и даже написал ряд статей о навигаторах и навигации. А в этой статье я хочу по возможности просто и доступно рассказать о навигаторах и их использовании в туризме.
В различных местах данной статьи я буду приводить ссылки на различные материалы (как мои, так и чужие), которые очень хорошо дополняют то, что вы прочтёте ниже. Эти ссылки будут весьма полезны, так как в рамках одной статьи невозможно полностью осветить все необходимые моменты.
С самого начала хочу уточнить, что я буду говорить исключительно об оффлайн-навигации. Ситуации, когда мы, пользуясь смартфоном, лезем в интернет и копаемся там во всяких картах Гугл и Яндекс, я здесь рассматривать не буду. Во-первых, интернет есть не везде. Не только среди дикой природы, но и среди большого города возможно такое, что у вас не будет доступа к интернету. Во-вторых, если обсуждать онлайн-навигацию, то это получится разговор не о навигаторах, а о различных интернет-ресурсах.
А я хочу рассказать именно о GPS-навигаторах – о специальных устройствах, которые могут сильно облегчить нам жизнь и выручить в трудную минуту. Разговор пойдёт в первую очередь об их использовании в дикой природе. Во-первых, я сам предпочитаю именно турпоходы, а не поездки по городам. Во-вторых, на природе зачастую помочь вам некому, а в городе вы можете обратиться с вопросом «как проехать туда-то» к любому прохожему. Тем не менее, GPS-навигацию в городе я буду упоминать в тех местах статьи, где это уместно.
Итак, что же нам нужно для полноценной навигации? Нам понадобятся:
- навигатор (или что-то, выполняющее его функции)
- карты, которые можно в него загрузить
- точки, отмечающие интересующие нас объекты
Эти пункты взаимосвязаны, но начать с чего-то нужно. Для того, чтобы лучше понять характеристики навигаторов (о чём речь пойдёт позже), сначала рассмотрим ту информацию, которую мы в него загружаем, то есть, поговорим о точках и картах. Есть ещё такие виды навигационных данных, как маршруты (это связки путевых точек) и треки (пройденный путь, записанный навигатором). На мой взгляд, для ориентирования они менее важны, чем точки, поэтому на маршрутах и треках я не буду подробно останавливаться.
Путевые точки (Waypoints) и точки интереса (POI)
Несмотря на то, что эти виды точек друг от друга принципиально не отличаются, точками интереса (Points Of Interest, или POI) принято называть точки, входящие в состав векторной карты (о картах читайте ниже), а путевыми точками (Waypoints) – точки, которые вы сами можете добавлять в навигатор.
Общим для путевых точек и точек интереса является то, что можно включить так называемую навигацию на точку. При этом на экране навигатора будут отображаться стрелка, указывающая направление, в котором находится данная точка, и расстояние до этой точки. Вам остаётся только идти в нужном направлении. Даже если тропинка или рельеф местности уведёт вас в сторону, поглядывая на стрелку, вы всё равно выйдете туда, куда надо.
Где брать путевые точки? Лучше всего поискать их в интернете. Есть даже целые сайты с подобными точками, например, сайт «Родники Крыма» (список подобных сайтов смотрите здесь). Другой, несколько менее точный способ – отметить точку на карте при помощи одной из навигационных программ и сохранить её в файл. Точки могут храниться в файлах разных форматов – GPX, WPT, KML. Однако универсальным форматом, который понимают навигаторы и все навигационные программы, является формат GPX. Если у вас оказались точки в другом формате, то их нужно преобразовать в GPX при помощи какой-либо программы-конвертера (например, GPSBabel).
Типы карт: векторные и растровые карты
Проще всего объяснить, что такое растровая карта. Это просто картинка, состоящая из пикселей, аналогично фотографии, которую делает ваш фотоаппарат. К примеру, можно взять бумажную карту (или, например, свой рисунок карандашом на бумаге) и отсканировать её. Далее с помощью одной из популярных программ привязываем эту картинку к координатам (для чего указываем на картинке точки, координаты которых нам известны), а затем конвертируем её в тот формат, который понимает наш навигатор. То есть, любое графическое изображение относительно несложно превратить в растровую карту, понятную навигатору.
Векторная карта – это не картинка. Это набор объектов (улицы, дороги, дома, реки, тропинки и т.д.). А программа, установленная в навигаторе, превращает этот набор объектов в готовую картинку, которую выдаёт на экран. Минус векторных карт состоит в том, что их достаточно сложно (а иногда и невозможно) сделать самому. Поэтому обычно приходится довольствоваться тем, что сделали другие. А плюс заключается в том, что, поскольку векторная карта состоит из отдельных объектов, то можно осуществлять поиск и навигацию по этим объектам, а также использовать автопрокладку маршрута при помощи имеющихся на карте дорог и тропинок. Соответственно, зачастую нет необходимости иметь отдельно файлы с какими-то полезными точками, поскольку множество точек (в виде тех или иных объектов) уже включено в состав векторной карты.
Векторные карты будут удобны для тех, кто путешествует по городам и крупным автодорогам. А для ценителей дикой природы более полезны будут растровые карты. Дело в том, что дикая природа лучше всего изображена на топографических картах (и сделанных на их основе туристических картах). А эти карты бывают только в растровом виде.
Многие карты можно бесплатно скачать в интернете. Кроме того, растровые карты относительно несложно изготовить самому, что позволяет владельцу навигатора не зависеть от чужой «милости», а иметь на экране прибора именно то, что хочется.
Более подробно о картах читайте в моей статье: Карты для GPS-навигаторов: где их брать?
Навигаторы и другие устройства, используемые для навигации
Какие виды устройств обычно используются для навигации? Наиболее распространены следующие:
- автомобильные навигаторы
- туристические навигаторы
- смартфоны и планшеты с GPS-приёмником
На автомобильные навигаторы обычно устанавливают одну из нескольких популярных программ, работающих только с определёнными картами. А вот к походным навигаторам предъявляются совсем другие требования. Для похода нужно быть готовым запихнуть в навигатор всё, что угодно – спутниковый снимок, какую-то редкую (возможно, старинную) карту, короче говоря, всё самое лучшее, что вы сможете нарыть в интернете для данной территории. Что-то, возможно, найдёте только в бумажном виде, и придётся сканировать и привязывать к координатам. И так далее.
К нашему счастью, карты популярных туристских регионов раздобыть не проблема. Но смысл заключается в том, что походный навигатор должен быть «всеяден», то есть, позволять загружать любую карту (уточню – растровую карту, поскольку с векторными картами так не получится). Это очень пригодится, если вы поедете не в Крым, а в дебри Сибири или джунгли Амазонки. А даже если в Крым? Почему бы не добавить к распространённым туристическим картам что-то ещё? Например, спутниковые снимки от Google, Яндекса или Bing? Или аэрофотосъёмку времён Второй мировой войны? Нет проблем! Качаем то, что нам нужно, из интернета, и загружаем на GPS-навигатор. Программы, которые это делают, я описываю ниже.
Подобной «всеядностью» обладают как туристические навигаторы, так и многие программы, устанавливаемые на смартфоны и планшеты. Об этих двух видах устройств мы и поговорим подробнее.
Смартфоны и планшеты с GPS-приёмником
Смартфоны и планшеты сейчас очень популярны. Многие из них (за исключением самых дешёвых) имеют встроенные GPS-приёмники, что позволяет использовать их в качестве GPS-навигаторов. Для этого на смартфон или планшет должна быть установлена соответствующая программа. Например, целый ряд хороших программ существует для операционной системы Android. Эти программы либо бесплатны, либо стоят недорого, около 5-8 долларов.
Любителям максимальной простоты можно посоветовать программу MapsWithMe. Кроме кнопок «+» и «-», здесь имеются ещё четыре кнопки. Одна из них вызывает меню загрузки карт, где (при наличии интернета) можно выбрать и загрузить карту нужного региона, после чего пользоваться этой картой уже оффлайн. Вторая кнопка позволит показать на карте ваше местонахождение. Третья кнопка открывает окно поиска по названиям и категориям объектов, включённых в состав данной векторной карты. Четвёртая кнопка позволяет отметить место на карте и сохранить его в «Закладках». На этом возможности программы исчерпываются. Карты в программе используются векторные, своего собственного формата. Они достаточно хороши для города, но для дикой природы будут слабоваты. Другие карты (кроме «родных») в программу загрузить нельзя.
Более требовательным пользователям устройств на Android подойдёт программа OsmAnd (вот инструкция). Она будет полезна как туристам-пешеходам, так и автомобилистам, поскольку, используя свои собственные векторные карты (кстати, весьма неплохие), поддерживает автоматическую прокладку маршрута (либо по автодорогам, либо по тропинкам) и ведение по маршруту, включая голосовые подсказки. И всё это в отсутствие интернета! К этому добавим наличие в карте множества точек POI, возможность загрузки любых растровых карт, путевых точек, треков, запись трека и т.д.
Ещё одна хорошая программа для Android – это Locus Map. В отличие от предыдущей, более напоминает традиционный туристический навигатор и используется в основном с растровыми картами. Векторные карты для неё тоже имеются, как бесплатные (довольно простенькие, к тому же без точек POI), так и платные (наверное, они хорошие, но я их не скачивал). Ну а растровые карты вы можете закачать любые.
В чём заключаются плюсы и минусы использования смартфонов и планшетов в качестве навигаторов? Плюсы: а) если уже есть смартфон с GPS, то не нужно покупать дополнительное устройство; б) можно подобрать навигационную программу на свой вкус, или даже поочерёдно пользоваться несколькими программами; в) большой удобный экран. Минусы: а) смартфоны и планшеты требуют более бережного обращения, чем туристические навигаторы, которые и попрочнее будут, и полностью водонепроницаемы; б) смартфоны и планшеты быстро разряжаются (буквально за день в режиме непрерывной навигации), то есть для многодневных походов не подходят (если не таскать с собой чудо-зарядку или же включать смартфон только изредка).
Туристические навигаторы
Эти устройства созданы именно для походов по дикой местности. Они полностью водонепроницаемы, что позволяет спокойно их использовать под дождём, и долго держат заряд (на хороших аккумуляторах – около недели при условии активного каждодневного использования). К тому же для питания используют широко распространённые пальчиковые батарейки и пальчиковые аккумуляторы, которые можно взять с собой в любом количестве.
На что обратить внимание при выборе туристического навигатора? Во-первых, узнать, поддерживает ли он загрузку карт, как векторных, так и растровых (наиболее дешёвые навигаторы этого не умеют). Во-вторых, позволяет ли он загружать достаточное количество точек, треков и маршрутов. В-третьих, какой у него объём памяти (это должна быть либо карточка, либо достаточно ёмкая внутренняя память). Экран у навигатора должен быть цветной, а вот размеры его – на ваше усмотрение. Большой экран удобнее, но сильнее «кушает» батарейку.
И ещё один немаловажный вопрос, который мы сейчас рассмотрим, касается фирмы-производителя навигатора. Какую же фирму выбрать?
Выбор фирмы: Garmin, Magellan или что-то ещё?
Наиболее известной фирмой-производителем туристических навигаторов является Garmin. Настолько известной, что о каких-то других навигаторах многие и не слыхивали. И кое-кто из друзей советовал мне покупать именно Garmin. Это, конечно, хорошие навигаторы. Однако я подумал, и купил навигатор несколько менее известной фирмы Magellan. Объясняю, почему.
Всё дело в картах. Если вам нужны векторные карты, то покупайте Garmin. Для него найти векторную карту не проблема, а некоторые их и сами делают. Векторные карты для Магелланов – это большая редкость, а самостоятельно их сделать намного сложнее, чем для Гарминов.
Зато с растровыми картами ситуация у Магелланов лучше. А именно они и нужны туристу-походнику. Давайте сравним.
Garmin имеет два формата растровых карт: KMZ и JNX. Формат KMZ имеет ограничение: суммарный объём всех карт этого формата, находящийся на навигаторе, не может превышать 32 МБ, при этом карты в сумме могут состоять не более чем из 100 фрагментов размером 1024х1024 пикселя. То есть, в случае с картой-пятисотметровкой получаем кусок около 80х80 км, чего не всегда бывает достаточно.
В отличие от KMZ, карта формата JNX может быть любого размера и состоять из пяти слоёв. Вот только при создании карты необходимо указать, какая карта в каком слое должна показываться, поскольку навигатор Garmin сам этого не понимает. А главный недостаток формата JNX заключается в том, что свободное его использование заблокировано производителем. Фирма Garmin создала его для того, чтобы владельцы навигаторов за определённую плату скачивали спутниковые снимки с сайта фирмы. Поэтому для свободного использования формата JNX необходимо «поколдовать» с прошивкой навигатора.
В отличие от Гарминов, растровые карты Магелланов (формат RMP) не имеют никаких ограничений. Они могут быть любого размера и состоять из любого количества слоёв. Можно загрузить в навигатор множество карт (столько, сколько поместится в его памяти), а он сам разберётся какую карту когда нужно показывать. Навигатор будет стыковать карты, накладывать их друг на друга и делать всё для того, чтобы вы видели на экране наиболее подходящую в данный момент карту.
Поэтому Магелланы мне и понравились больше Гарминов, тем более, что по остальным параметрам они ничем не уступают.
Что же касается туристических навигаторов других фирм, то их покупать я крайне не советую. По одной простой причине: вы, скорее всего, просто не найдёте для них карт. Или же не найдёте программу, способную делать карты для этих навигаторов.
Программы, устанавливаемые на компьютер
Для полноценного использования навигатора нужно иметь на компьютере кое-какие программы. Они помогут подготовиться к предстоящему походу, а после его окончания обработать полученные навигационные данные.
Самыми главными программами можно считать те, которые выпускают фирмы-производители для своих навигаторов. Для Garmin это программа BaseCamp, для Magellan – программа Vantage Point. С их помощью можно осуществлять импорт и экспорт данных с навигатора на компьютер и обратно. Кроме того, эти программы поддерживают базовые функции работы с картами, точками, треками и маршрутами, позволяя обрабатывать данные у себя на компьютере.
Если их возможностей вам покажется мало, тогда нужно установить более «серьёзные» программы, которые имеют больше функций для обработки навигационных данных. Наиболее популярной навигационно-картографической программой является OziExplorer. Минус её в том, что она платная, но есть и плюс – в интернете можно найти много полезной информации по работе с этой программой. Не хотите платить – воспользуйтесь менее популярной, но бесплатной программой OkMap, имеющей примерно те же функции.
Для работы с онлайн-картами очень удобна программа SAS Планета. Используя её, вы можете быстро переключаться между множеством различных онлайн-карт: Google, Яндекс, спутниковые снимки, топографические карты и т.д. Благодаря этому можно оперативно просмотреть положение точки или трека на нескольких картах. Многообразие источников карт и является её главным плюсом. Программа позволяет сохранять нужные куски онлайн-карт на компьютер, а также поддерживает базовые функции работы с точками и треками.
Для того, чтобы изготавливать карты нужного вам формата, чрезвычайно удобна программа Mobile Atlas Creator. Она позволяет скачивать нужные участки различных онлайн-карт и конвертировать их в необходимые форматы: RMP для Magellan, KMZ для Garmin, ряд форматов для Android и iPhone, а также формат для OziExplorer. Работа с программой очень проста: вы выбираете в её меню нужный онлайн-источник, выделяете мышкой нужную область на карте, отмечаете птичками нужные уровни зума (что позволяет создавать многослойные карты), выбираете требуемый формат и получаете вашу карту, готовую к загрузке в навигатор.
Поскольку навигационные данные могут встречаться в разных форматах, вам может пригодиться программа-конвертер. Несмотря на то, что ряд функций конвертирования встроены в некоторые из уже рассмотренных программ, я посоветую вам установить небольшую, но полезную программу GPSBabel. Она умеет многое: конвертировать данные из одного формата в другой, обрезать и склеивать треки, превращать точки, треки и маршруты друг в друга. Программа поддерживает все основные форматы: универсальный формат GPX, форматы программы Google Earth (KML и KMZ), форматы программы OziExplorer (WPT, PLT и RTE) и ещё ряд менее популярных форматов.
Как быстро освоить работу с навигатором?
Рассмотрим необходимые действия новичка на примере. Допустим, вы хотите побродить с навигатором по Горному Крыму. Тогда вам нужно предпринять следующие шаги:
- купить навигатор
- разобраться, как им пользоваться
- скачать из интернета нужные карты (в нашем случае – Крыма) и загрузить их на навигатор.
Самостоятельное изготовление карт мы отложим на потом. Новичку лучше для начала воспользоваться уже готовыми картами.
Допустим, вы купили навигатор фирмы Magellan. Тогда вам прямой путь на сайт Дмитрия Калинина (известного также как Paganel). Читаем написанную Дмитрием инструкцию к навигатору Magellan eXplorist 310. Далее читаем инструкцию к программе Vantage Point и устанавливаем её на компьютер. Качаем приготовленные Дмитрием карты для навигаторов Magellan и загружаем их в навигатор. Всё! Можно ехать в Крым!
Если же вы имеете смартфон или планшет на Android, то установите на него программу OsmAnd или Locus Map. К сожалению, качественных инструкций к этим программам никто не писал, но пару-тройку статей средней паршивости на просторах интернета найти можно. А карты для этих программ (как Крыма, так и других регионов) вы можете скачать на этой странице.
Что касается навигаторов Garmin, то я с ними особо не сталкивался. Но, поскольку они очень популярны, то вы без труда найдёте в интернете множество информации по использованию этих навигаторов. А нужные вам карты для Гарминов вы сможете найти на одном из этих ресурсов.
Следующий шаг после того, как вы освоили навигатор и успешно воспользовались скачанными картами – научиться делать карты самостоятельно. И здесь вам поможет простая программа Mobile Atlas Creator. Читаем краткий мануал по ней. А уже после этого, если есть желание и необходимость, можно осваивать более сложные способы создания карт, включающие использование других программ.
На этом мой краткий обзор всего, что связано с GPS-навигацией, можно считать законченным. Дополнительную информацию вы можете получить, если прочтёте мои статьи о картах и навигации. В этих статьях я описываю не только навигаторы, но и привожу ссылки для скачивания различных топографических карт.
Кроме того, вы можете задавать вопросы прямо в комментариях к этой статье, и я, по мере своих знаний и возможностей, постараюсь на них ответить.
Большой выбор отелей есть на Booking.com. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru.ru.
Выбрать страховку сейчас сложно, поэтому в помощь всем я составляю ТОПы: для Азии или для Шенгена. Постоянно читаю форумы и сам пользуюсь страховками. Из опыта, лучше всего покупать у сервисов: Polis812 или Черехапа.
Лучшие приложения чтобы не заблудиться в лесу на Андроид и iOS
Полезно
Зимой снежное покрывало накрывает всё вокруг и создает прекрасный фон для фотосессии, но поход в лес таит немало опасностей. Иногда в азарте мы забываемся, и отыскать тропинку, ведущую домой, становится затруднительным занятием. По заявлениям поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», с начала года в лесах заблудились свыше 5 тыс. человек, из них 330 считаются пропавшими без вести до сих пор. Чтобы не пополнить печальную статистику, рекомендуется брать с собой перечень вещей при походе в лес, в котором обязательно присутствует мобильник. Даже при отсутствии связи можно прибегнуть к установленному сервису для ориентирования в незнакомом месте. Какими же приложениями воспользоваться, чтобы не заблудиться в лесу?
1. MAPS.ME
Приложение для просмотра оффлайн-карт в смартфонах и планшетах. Программа умеет прокладывать маршруты по неизвестной местности в оффлайн режиме. Перед работой только необходимо скачать и сохранить карты нужной местности. «Фишкой» является работа при отсутствии интернета, что позволяет ориентироваться в лесу. Как правило, в лесу всегда есть проблемы со связью.
Установка бесплатная. В функционале возможно сообщать о своем месте пребывания по СМС, соцсети или доступные мессенджеры — нелишняя функция в момент неожиданного появления связи. На пеших переходах показывается уклон рельефа.
В фоновом режиме GPS позволяет значительно экономить батарею, что немаловажно в чрезвычайных ситуациях в лесу. Даже при блокировке сим-карты сервис остается работоспособным. Как заявляют разработчики, он создавался именно для использования в условиях, когда мобильные сети недоступны. Среди плюсов:
- Распространение бесплатное;
- Качественная детализация карт;
- Удобный интерфейс.
Программа, которая сочетает в себе понятный интерфейс, отличаясь легким освоением даже у непосвященных людей. Проект представлен оффлайн-навигатором для гаджетов с системой Андроид и iOS. Для функционирования не требуется соединение с интернетом, кроме одного раза для установки программного обеспечения и набора карт. Отсутствие мобильной сети не влияет на работу платформы.
- Векторные и растровые карты и настройки к ним;
- Индикаторы на экране при работе;
- Возможность создания профилей настроек;
- Фоновый режим с выключением экрана и возможностью заданного включения по расписанию;
- Запись треков GPS;
- Навигация оффлайн и онлайн;
- Поиск различных POI.
Пеший режим позволяет не заблудиться в лесу. Имеющееся голосовое сопровождение позволяет постоянно не доставать телефон и не уронить его случайно в лужу или в грязь. Программа рассчитывает предполагаемое время прибытия в точку, контролирует перенаправление при уходе с заданного маршрута. Карты для загрузки обновляются не реже одного раза в месяц, что актуально в условиях строительства новых дорог. Кроме этого, можно отправить весточку о своем местоположении при наличии связи, чтобы вас могли найти.
Отличное приложение для любителей активного отдыха, которое не даст заблудиться в незнакомом месте. Платформа поддерживает чужие треки, которые хранятся в GPX и KML форматах. При этом записывает их даже когда выключена. Использованные форматы применимы в таких сервисах, как Google Earth. Геотрекер рассчитывает статистические данные записанного пути, среди которых скорость движения, время, перепады высот.
Отличается простотой в использовании среди аналогов, а работа в оффлайн режиме на данных от GPS позволяет экономить энергию батареи в устройстве. Изменение точности определения координат вашего местоположения – важная функция, также позволяющая продлить время работы аккумуляторов гаджета. По уверениям разработчика, достаточно не более получаса, чтобы разобраться с основным функционалом программы. Длина записываемых треков зависит только от памяти телефона. Приложение имеет хорошую техподдержку, разработчики быстро отвечают на вопросы, если таковые возникнут. По отзывам пользователей, данное приложение лучшее по нагрузке на аккумуляторы и функционал устройства.
4. Я иду домой
Еще одно программное обеспечение в области ориентирования. Подойдет для тех, кому важнее смотреть по сторонам и любоваться красотами природы. Речевые подсказки помогут избежать смотреть каждый раз в телефон для контроля. В лесу незаменимый помощник – не позволит заблудиться. Для этого не потребуется интернет или мобильная сеть. Достаточно иметь только GPS-приемник. Сервис всегда выведет в нужное место, запишет координаты понравившихся точек.
При острой необходимости можно выключить приложение, при этом оно сохранит записанные точки и при следующем включении вновь примется за свою работу. Система прокладывает прямой путь. Поэтому при встрече на пути оврага или непреодолимого ручья, вы можете спокойно обойти такой участок, а приложение снова откорректирует маршрут и продолжит вести к заданной точке.
Сервис содержит интерактивные элементы, которыми можно делиться с друзьями. Разработчики всегда выходят на связь, помогая разобраться и настроить программу на конкретной модели смартфона.
5. Навигатор пешехода-грибника
Российское разработка, предназначенная для грибников, рыбаков, охотников, путешественников и лесников. Для работы приложения не требуется интернет и мобильная связь. Функционирование программы осуществляется через GPS. Достаточно задать точку на карте, и навигатор выведет вас на нее, постоянно контролируя исполнение маршрута. При этом на экране доступна информация о работе спутников и настройка радиуса действия. Голосовое сопровождение действий приложения при следовании по линии пути помогает избавиться от постоянного держания в руках устройства. При движении по лесу или трудному рельефу свободные руки очень важны для избегания непредвиденных падений.
Если вы приехали в лес на автомобиле и оставили его на опушке, то по навигатору с помощью голосовых подсказок без труда найдете заранее отмеченное место, будь то грибная поляна или оставленная машина. Кроме этого, приложение позволяет оставлять заметки в отмеченных точках, например, «здесь много лисичек» или «отличный клев».
Приложение, прежде всего, ориентировано на пешие переходы, что в условиях прогулок по бездорожью очень важно.
6. GPS Compass Navigator
Данное приложение подойдет для рыбаков, грибников и туристов, для которых активный отдых связан с пребыванием на природе. К основным функциям сервиса можно отнести:
- Встроенный компас;
- Сохранение текущих позиций или получение их с карт;
- Голосовое сопровождение;
- Импортирование и экспорт файлов GPX-формата;
- Навигация при заблокированном экране;
- Восходы и закаты;
- Позиция луны и солнца;
- Показ текущего местоположения;
- Ведение статистики (оставшееся время до конца пути, расстояние, скорость);
- Предустановка точности определения координат, что влияет на экономию заряда батареи;
- При наличии датчика магнитометра в устройстве определяется сила магнитного поля;
- Определение высот GPS.
Навигатор может работать автономно и без магнитометра (необходимо только двигаться). Поддерживает разные системы измерений. Определение позиции солнца помогает откалибровать компас. Понятный и простой интерфейс рассчитан на экономию энергии аккумулятора, что является важной особенностью при нахождении в лесу. Преимущество GPS Compass Navigator перед своими конкурентами – бесплатное распространение. Присутствующую рекламу можно отключить за фиксированную плату.
Походный GPS из смартфона: делюсь личным опытом
Автор: Андрей Кравчик. При копировании статьи ссылка на https://goodway.club/ обязательна!
Проблема превращения смартфона в походный GPS навигатор решена. Основной навигатор теперь смартфон, по функционалу и удобству пользования он оставляет далеко позади все существующие специальные походные GPS навигаторы. А по надёжности, чувствительности и времени автономной работы он с ними сравнялся.
последнее обновление: 31 октября 2020г
Надо сказать, проблему решил не я, а производители смартфонов, аккумуляторов и программного обеспечения. Я только отбирал достойных кандидатов и испытывал их на деле. Секретов строить не буду, с радостью поделюсь подробными рецептами, пользуйтесь и продолжайте эксперименты.
Сначала о программном обеспечении.
Существуют десятки программ, превращающих смартфон в навигатор. Выбор по моим требованиям оставил только одну программу: Locus Map (Locus Карта). Написана она только под Андроид, поэтому и выбор смартфонов значительно сузился. Есть бесплатная слегка обрезанная версия Locus Free, полный вариант Locus PRO стоит 8 долларов единоразово, советую сразу ставить его, т.к при обновлении Free до Pro все настройки придётся делать заново, а их очень много.
Итак, основные преимущества Locus, из-за которых он оказался вне конкуренции:
- Наличие качественных бесплатных офлайн векторных карт всего мира на основе OSM (Open Street Maps). Вот вам ссылочка на один из источников. Тут терабайты регулярно обновляемых карт.
- Программа понимает растровые карты, которые несложно изготовить самостоятельно из сканированных бумажных карт. Например, с помощью программы Mapc2Mapc. Любимый Генштаб легко тут приживётся. Вот вам в подарок сделанные мной карта Крыма и Ликийская тропа в Турции. Инструкцию по пользованию программой Mapc2Mapc найдёте чуть ниже.
- Есть множество сторонних сервисов по загрузке онлайн спутниковых карт и других слоев. Вот к примеру огромный пакет: http://anygis.ru/ Можно скачивать заранее куски карт для работы оффлайн. накладывать несколько карт с полупрозрачностью.
- Доступна офлайн навигация с помощью приложения Brouter для нескольких профилей движения: пешеход, велосипед, автомобиль. Подробнее в видео: https://youtu.be/otXZ5TNJyng
- Удобство записи трека и путевых точек. Можно нарисовать трек вручную, поставить путевые точки где угодно, а не только в текущем местоположении.
- Удобно загружать свои треки и точки. И те, и другие можно размещать в неограниченном количестве папок, включать/отключать папками, или по отдельности.
- Нет ограничения на количество точек, треков и точек в треках.
- Возможность отключить автоблокировку дисплея (отключаться дисплей всё равно будет для экономии энергии) и назначить клавишам громкости функции, например изменения масштаба. На деле это значит, что навигатором можно управлять без нажатий на экран. Актуально и когда экран мокрый, неправильно реагирует на жесты.
- Возможно расположение каталогов с картами на SD- карте.
- Настраивается абсолютно всё: вид и размер курсора, его положение(по центру или на ¼ экрана), цвет и ширина треков, размер значков точек, варианты отображения названий точек (постоянно, открываются по тапу или при приближении)…
- Неограниченно настраиваемые путевые компьютеры: количество данных, расположение, шрифт (величина, прозрачность и цвет) – в любых комбинациях.
- Тонкая настройка записи точек трека по времени, расстоянию и точности. Это позволяет записывать только точки реальных перемещений, а не блуждание вокруг да около и выкиды на сотни метров при плохой связи со спутниками.
- Настройка использования внутреннего компаса и барометра: глубина фильтрации, границы включения и отключения.
- Настройка отключения GPS приёмника для экономии энергии (всегда включен, всегда отключен, включен только когда используется)
- Настройка всех кнопок верхней и двух боковых панелей, автоскрытие.
- Запуск приложения как службы, что исключает сбои при одновременной работе других приложений (звонки, фото…). У меня например запись трека становится на паузу при звонках, если не включать как службу.
- Программа развивается и постоянно улучшается, появляются новые удобные функции, исправляются баги при работе на новых смартфонах и версиях Android.
Правда, списочек более чем? Это я выписал лишь то, что мне интересно. Возможности программы просто запредельные, разработчики стараются создать самое универсальное приложение на основе GPS. По сути, Локус это платформа, на которую можно прикрутить абсолютно всё, что хочется. На просторах инета вы сможете найти множество модулей и дополнений для этого приложения. Из-за огромного количества настроек, разобраться с ними не просто. Я опишу как сделать самые нужные для похода.
Вот так выглядит окно программы с векторной картой Крыма у меня. Разница от того, что по умолчанию, только в кнопках вверху, сбоку и в маршрутном компьютере.
Настраиваем Locus.
1. Выберите все каталоги по умолчанию — в памяти телефона, не на внешней карте SD. Делается это в настройках-разное. Каталоги для векторных карт locus/mapsVector и растровых locus/maps можно разместить и на внешней SD карте, указав это в настройках программы.
2. Загрузите карту местности, где находитесь, чтобы было с чем работать.
Предварительно векторные карты (в формате .map) скопируйте в locus/mapsVector, а растровые в locus/maps. Если взяли векторную карту по ссылке выше, то к ним идут собственные стили, которые обязательно нужно установить, зайдя на сайт с картами со смартфона https://www.openandromaps.org/en/legend/elevate-mountain-hike-theme. В колонке «Quick install in Android» Жмите Locus. Затем нужно включить темы. Сначала активируете векторную карту. Затем слева внизу тянете закладку. там выбираете «внешние» и там будут «Elevate» и «Elements». Они совершенно одинаковы, но первая по умолчанию заточена под дикую местность, вторая под город. Разница только в проставленных галочках, включающих разные элементы на карте. Тему нужно установить один раз, подходит для всех карт.
Карту можно скачивать сразу в смарт. Карты мультиязычные, язык переключается для каждой карты отдельно, жмите три точки в каталоге с картами справа от названия карты.
Есть большой недостаток у карт с ресурса openandromaps.org . Беда с названиями улиц в населённых пунктах. Их или нет, или отображаются только на паре масштабов. Зато по детализации дикой местности этим картам равных нет.
Бывает, программа видит вновь загруженные карты после перезагрузки смартфона.
3. Теперь некоторые важные настройки. Остальное можно оставить по умолчанию.
Если неохота связываться с долгими разборками, можете просто восстановить мои настройки из резервной копии. Скачайте файл настроек, скопируйте его на телефон в папку Locus/Backup (не распаковывать, прямо как скачался, с расширением .zip), и затем в меню программы выбираете «Дополнительные функции»-Менеджер резервных копий-Восстановление. Обратите внимание, в этих настройках папки с картами настроены в памяти телефона, по умолчанию. Если хотите-измените на внешнюю SD карту.
В файле настроек уже встроен мой маршрутный компьютер и темы для карт с ресурса openandromaps.org. Останется только загрузить карты онлайн (с ресурса http://anygis.ru/) и офлайн (например с ресурса openandromaps.org), настроить навигацию офлайн с помощью приложения Brouter.
Если всё же охота разобраться самостоятельно (в связи с постоянным обновлением приложения настройки могут быть в других разделах и переименовываться):
Редактируем кнопки верхней и правой боковой панели.
Вход в редактор – долгий тап по любому элементу панели-настройка панели. Ставим количество кнопок на верхней панели 5, правой панели 2 и меняем элементы (удаляем ненужные и добавляем новые функции): GPS, Данные, Карты, Запись трека, Маршрутный компьютер, Новая точка, Новый маршрут. Перемещение элементов нажатием на иконку. «GPS» — это иконка видимости спутников. Жёлтая-сигнала нет, зелёная-сигнал есть. «Данные» это каталоги ваших треков и точек. «Карты»-вход в каталог с картами. «Запись трека» открывает дополнительную панель записи трека(её можно отрегулировать, советую расположить внизу). » Маршрутный компьютер» включает/отключает выбранный компьютер, а долгим тапом выбираете компьютер. Нарисовать какой угодно можно через настройки/дополнительные функции/редактор маршрутного. Мне ни один готовый не понравился-слишком большие символы, закрывают пол экрана. Я сделал простые маленькие чёрные цифры вверху карты, слева. Там показывается скорость, высота, пройденное расстояние.»Новая точка» записывает центр экрана как новую точку, спрашивает имя и папку назначения. «Новый маршрут» позволяет нарисовать маршрут вручную. Я пользуюсь этой функцией в качестве измерителя расстояния.
Пять первых кнопок будут на верхней панели, остальные на боковой.
Шестой, самый левый элемент верхней панели меняется по другому: просто клик, и выбор из нескольких вариантов. Советую тут выбрать GPS. Будет показывать точность и количество видимых спутников. Если высвечивается точность скажем 50м, то навигатор может вас надурить и на 300м, принимать такие показания всерьёз не стоит.
- «Блокировка автоповорота» — отмечаем «все экраны» и «портретный режим» (это отключит автоповорот дисплея)
- «Отключение блокировки экрана» -ставим галочку «Отключение всех блокировок» (экран всё равно будет отключаться при неиспользовании, но его не нужно будет разблокировать жестами)
- аппаратные кнопки: управление масштабом
Управление/панели и кнопки
- кнопки левой панели — переключатель стиля карты -поставить галочку. Это переключение тех самых тем. Для разных целей разные темы
- автоскрытие верхней, нижней и панели функций лучше не включать, они не мешают, если экран более 4.5 дюймов
- профиль пешеход: 20м/10с/35м
- вид панели записи трека-нижняя панель
- запуск при старте приложения-всегда
- отключение при неактивном – советую снять галку.
- компас-автопереключение, 2км/ч
- использовать истинный путевой угол: да
- подтверждение выхода: да
- Locus как служба: да
- стиль линии трека: цвет советую выбрать фиолетовый, чтобы не сливался ни с какими обозначениями на карте, ширина трека: 4px
Калибровка компаса
В Локусе есть функция, позволяющая использовать встроенный компас. Но его обязательно нужно время от времени калибровать. Почему-то настройка компаса часто сбивается.
Делать это можно так: открываете приложение Google Карты. Ждёте, пока определится местоположение и появится синий кружок в центре, отмечающий, где вы сейчас. Тапаете коротко по нему, в открывшемся окне внизу слева жмёте «откалибровать компас». Если написано точность: «высокая», то ничего делать не нужно. А если точность средняя или низкая, то поворачиваете телефон так, как показано на рисунке, пока не будет сообщения, что компас настроен.
Инструкция по конвертации растровых карт в формат Локуса .sqlitedb с помощью программы Mapc2Mapc.
Скачиваем программу Mapc2Mapc, устанавливаем. В бесплатной версии функциональность та же, но карта будет загажена красными крестиками. Если вам это критично, лицензия стоит единоразово 20 долл. Или ищите ломаную версию. Я видел только старые версии, в них много багов и функциональность хуже.
В программе есть возможность привязать карту: File/load image for calibration. Но я с этой возможностью не разбирался и привязываю карты в oziexplorer. Как делается привязка-тема отдельная, читайте профильные сайты и форумы.
Открываем нужную карту: File/Load calibrated map. Бывает, программа затрудняется выбрать проекцию. Например, для Pulkovo1942 (наш любимый генштаб) нужно выбрать из списка, это Россия, Грузия или Азия.
Затем File/Write map for mobile device, выбираем из списка Locus/Rmaps/Galileo .sqlitedb. Zoom и все галочки можно не трогать, оставить по умолчанию. Жмём ОК. Теперь внимание! Откроется страница, где карта разделена на квадраты и можно отключить любые. Если нажимаете тут ОК, то количество квадратов увеличивается в 4 раза, чтобы можно было выбрать более точно. Если вам не нужно выкидывать отдельные куски карты (или вы уже выкинули), ставите галку «No more selections» и жмёте ОК. Начнётся конвертация. В зависимости от размеров карты и производительности компьютера, может занять немало времени, вплоть до нескольких часов. Сконвертированную карту ищите рядом с исходной.
Про смартфоны и повышение их надёжности.
Раз выбран Locus, то автоматически отпали Iphone и прочие, остался только Android. Хорошо бы использовать специальный защищённый смартфон. Они не только защищены от повреждений и воды, но и могут нормально работать при морозе до -20. Правда, они такие здоровенные, в повседневной жизни таскать неохота. И если у вас нет средств покупать для похода отдельный аппарат, можно обойтись обычным смартфоном с водозащитой. Супер защита от удара ни к чему. Нужно одеть смарт в силикон, наклеить защитное стекло и привязать аппарат шнурком к рюкзаку или ремню. Шнурок обычный, длиной 35-40 см, чтобы телефон до земли не долетел, а к уху не мешал приложить. Если в телефоне нет ушка для шнурка, можно прицепить за силиконовый чехол.
Вот так я ношу свой в кармане рюкзака.
Советую хранить карты во внутренней памяти телефона, это надёжно и приложение шустрее работает, нежели с SD картой.
Опыт показал, обязательно необходимо, чтобы экран нормально управлялся под дождём, то есть когда на нём капли воды и пальцы мокрые. Например, у Samsung S7-S20 такие экраны и есть водозащита. Я уже опробовал Samsung S5, S7 edge, S10 и очень доволен.
А ещё я всегда ношу с собой запасной телефон, в который загружены все основные приложения. Это Kyocera Brigadier. Он работает в гигантском диапазоне температур от -30 до +60 градусов. Есть и более свежие модели, например Kyocera Duraforce pro. Они продаются только на американском рынке, а у нас доступны б/у или разлоченные. Ведь с основным телефоном может случиться что угодно. А остаться в походе без телефона, который выполняет функции навигатора, карты, компаса, средства связи, фотоаппарата, кошелька, часов, будильника и т.д. очень болезненно.
Автономность работы смартфона.
Обычные аппараты выдерживают 1,5 походных дня при таких условиях: постоянная запись трека, умеренное пользование экраном, постоянно на связи, минут 10 звонков, 5 Мб интернета (почта, прогноз погоды). Если выключать связь, то хватает на 2 дня. Не густо. Съёмные аккумуляторы ушли в прошлое, теперь один вариант-заряжать. Вариант зарядки от солнечной батареи для активного похода не подходит. Укреплять её на рюкзаке неудобно и неэффективно. Нормально можно пользоваться солнечной зарядкой только на отдыхе.
Поэтому выход один: зарядка от повербанка на литий-ионных аккумуляторах. Их я опробовал уже с десяток, разных конструкций. Выбирать нужно по оптимальному сочетанию главных параметров: ёмкость, вес, цена, надёжность и удобство. С весом и ценой всё просто и наглядно. А вот с самым главным — ёмкостью, производители мутят. Первое: абсолютно все указывают ёмкость внутреннего аккумулятора для напряжения 3.7V. А ведь выходит из повербанка 5V. Второе: никто не указывает КПД преобразователя из 3.7 в 5V. А он бывает от 70 до 88%. Типичный показатель 80%. Вот и получается, что написано 10000mAh, а реально 5400-6400mAh. Такой повербанк зарядит аккумулятор смартфона на 3600mAh от 5 до 100% 1,5 раза.
Ещё производители мутят с током заряда и разряда. Понятное дело, в меньшую сторону. Чем больше ток заряда, тем быстрее заряжается повербанк. А чем больше ток выдаваемый (на разряд), тем быстрее зарядится телефон. Берите повербанки с возможностью быстрой зарядки, это очень важно, когда в походе выдаётся короткая возможность подключиться к розетке.
С точки зрения надёжности и удобства я считаю оптимальным использовать повербанки с «написанной» ёмкостью в районе 10000mAh. Один большой конечно выгоднее по цене и весу. Но повербанки часто теряются, забываются и ломаются. Поэтому надёжнее взять несколько штук более мелких.
Солнечная батарея на повербанке — бесполезный вес. Чтобы она его зарядила, необходимо 2 недели времени!
Встроенный фонарик опасная штука, потому-что любит случайно включаться и тратит заряд понапрасну.
Ёмкость повербанков измеряю USB-тестером. И даже лучше не ёмкость сравнивать, а Ватт часы. Тогда уходим от необходимости учитывать напряжение, которое в процессе измерения меняется и получается неверный результат.
Вот несколько вариантов испытанных вариантов для сравнения, чтобы стало понятно, насколько они разные.
Globex 11500mAh: вес 240 гр (корпус пластик), реальная ёмкость 6000mah/30Втч. Заряжается током 1А, выдаёт до 1.5А. Время полного заряда 10 часов.
Drobak power roverII 10000mAh: вес 280 гр (корпус сталь), реальная ёмкость 5400mAh/27Втч. Заряжается и выдаёт 0,85А. Время полного заряда 12 часов.
Xiaomi 10000mAh: вес 210гр (корпус алюминий), реальная ёмкость 6400mAh/32Втч. Заряжается 2.2А, выдаёт 1,8А. Время полного заряда 5.5 часов.
Xiaomi 2 10000mAh (с быстрой зарядкой): вес 222гр (корпус алюминий), реальная ёмкость 6520mAh/32,6Втч. Заряжается 2.2А/5V, 1.5A/9-12V, выдаёт 2А/5V, 1,5A/9-12V. Время полного заряда 3-5.5 часов.
Если учесть, что Xiaomi ещё и не дорогие, то они выигрывают по всем показателям! Вот фото героя:
Одно НО: рынок наводнён подделками жуткого качества. Оригинальную вещь ищите в проверенных магазинах с хорошей репутацией, и ни в коем случае не смотрите на одностраничных сайтах со скидкой в много %. К слову, ничего не покупайте на таких сайтах! Реальная цена на 10000 15-20 долл.
Остальные испытанные повербанки были разборные, на стандартных аккумуляторах размера 18650. Вот лучший из них, ТОМО:
Зарядка отдельно весит 108 гр, каждый аккумулятор весит 46 гр. Всё вместе весит 292 гр. Заряжается и выдаёт по 1.8А. По деньгам чуток дороже предыдущих. В ТОМО 4 независимых канала заряд/разряд, для каждого аккумулятора свой. Есть индикатор заряда отдельно на каждый аккумулятор. И даже показывает силу тока отдачи. Не обязательно вставлять все 4 аккумулятора, будет и от одного работать. Конечно, ключевое здесь — качество аккумуляторов. А их я взял самые хорошие – промышленные Panasonic NCR 18650B с реальной ёмкостью 3300-3400мАч. Это ёмкость при разряде, измерял специальным зарядным устройством. То есть суммарно получилось 13400mAh. При разряде из ТОМО выходит 7200мАч. Очевидно, КПД преобразователя всего 72%. Очень плохо. Ещё важный нюанс: в выключенном состоянии ток разряда 0,34 mA на каждый аккумулятор. Это значит, за неделю уйдёт в никуда 8% заряда. Так что нужно вынимать аккумуляторы, если временно валяется без дела.
Также, испытывал подобные зарядки, но с одним каналом заряда/разряда, с параллельным подключением аккумуляторов. Результаты похожи на ТОМО, но исполнение плохое, качество низкое. В походе я не рискнул надеяться на такие, подведут в любой момент. Один плюс — в выключенном состоянии разряда нет вовсе.
В чём преимущество зарядок на аккумуляторах 18650: зарядку можно взять одну, на 2-4 аккумулятора, а самих батареек взять сколько нужно! Да хоть 10. Так будет и дешевле, и легче.
Главный Недостаток обнаружился в первом же походе. Часто плохой контакт с аккумуляторами. Приходится их протирать, вращать. Вы думаете, зарядка идёт, а её нет на самом деле или слабая. Такой серьёзный недостаток нивелирует преимущества в цене и весе. К тому же, КПД у них всех низкий. Так что советую неразборные повербанки.
Ещё одно применение повербанков — зарядка аккумулятров для фотоаппаратов и видеокамер. Если их зарядка работает только от 220В, не беда: на aliexpress вы найдёте зарядки от USB 5V для всех видов аккумуляторов.
Обратите внимание: за месяц литий-ионные аккумуляторы саморазряжаются на 10%. Поэтому перед походом обязательно их подзаряжайте.
Источник https://life-trip.ru/gps-navigaciya-dlya-nachinayushhih/
Источник https://mirsmartphonov.ru/prilozheniya-chtoby-ne-zabluditsya-v-lesu/
Источник https://goodway.club/tourism/gps-smartphone/
Источник