Содержание статьи
Достопримечательности Чуйского тракта: поездка на машине
Отчет о путешествии на машине по достопримечательностям Чуйского Тракта. Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры, водопады, слияние рек и другие красоты Алтая.
Предисловие
К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.
За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.
Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем «тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.
Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.
Умный в гору не пойдет
Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.
Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:
- можно взять палатку и спальники;
- можно ночевать в любом понравившемся месте;
- больше свободы;
- больше ощущений и приключений.
Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.
На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.
Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.
Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.
Мы посетили комплекс Андреевская слобода, вход стоит 100 рублей. Сейчас это музей с несколькими строениями 18-19 века, но в будущем планируется открытие гостиницы, чтобы каждый желающий мог почувствовать себя зажиточным купцом.
Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.
Вид с канатной дороги
Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.
После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.
В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.
Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня
Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.
На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.
Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.
Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.
Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.
Подъем правда резкий
В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.
Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.
Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.
На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.
У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.
Чемальский тракт
Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.
Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.
На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.
После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!
На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.
Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.
Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.
Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.
Дорога к голубым озерам
За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.
Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют «Глазами Катуни». Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.
Чуйский тракт
Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.
Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.
Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.
На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.
Слияние двух рек
Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.
Памятник Кольке Снегиреву
Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.
Кусочек старого Чуйского тракта
В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.
Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.
Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.
По тропинке на Марс-2
Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.
Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.
А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.
Акташ — Юг Телецкого озера
В селе Акташ есть поворот на Улаган и последняя более-менее приличная заправка. Асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога, густо посыпанная булыжниками.
Первая достопримечательность, которая встретится на этом участке пути, это Красные ворота. Здесь когда-то взрывали скальную породу, чтобы проложить дорогу.
Дорога очень красивая и увлекательная, местами даже встречается асфальт. Поднимаемся на высоту 2100 метров. По бочинам растут плодоносящие кедры, можно поесть свежих орешков.
Чулышманская долина
Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма «Гардемарины» — про «российскую дорогу, семь загибов на версту». На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — «Ока».
Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на «Оке».
Резкий спуск с Кату-Ярык
11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.
Ночевали мы на базе «Мешке Таш» возле базы «Каменные грибы». Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы «Каменные грибы». В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.
Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.
Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.
Дорога к водопаду
К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.
Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.
Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.
Горный Алтай: путешествие по Чуйскому тракту от Бийска до Кош-Агача. Особенности путешествия по Чуйскому тракту
Чуйский тракт, Алтай — это, естественно, не курорт, а трасса федерального значения, берущая начало в Новосибирске и следующая через Бийск на Ташанту. Протяжённость её – более 900 км. В России эта дорога известна как М-52. Но следует привыкать уже к её новому названию – Р-256. Но обычно, говоря про Горный Алтай и Чуйский тракт, имеют в виду не всю трассу Р-256, а самый живописный и интересный участок – от Бийска до Ташанты.
Участок между Новосибирском и Бийском, честно говоря, ничего особо примечательного собой не представляет, так как пролегает по равнинной местности, среди бескрайних полей и лесных массивов. А вот в Бийске начинается самое интересное…
Выезжаем на Чуйский тракт, Алтай
Во-первых, интересен и сам Бийск – милый провинциальный городок, частично сохранивший купеческий «Старый центр».
Начинался город, ныне носящий звание наукограда, с возведения по приказу Петра I Бикатунского острога на слиянии двух крупных рек – Бии и Катуни. Эти реки, сливаясь воедино, дают начало великой Оби.
И именно в Бийске, рядом с мостом через Бию, стоит нарядное старинное, немного вросшее в землю здание из красного кирпича – Музей Чуйского тракта. Раньше это был краеведческий музей имени В. В. Бианки. Считается, что именно отсюда Горный Алтай, Чуйский тракт и начинается.
Двигаясь со стороны Барнаула или Новосибирска, проезжаем Бийск практически насквозь, переезжаем Бию по Коммунальному мосту и сворачиваем налево. Всё! Мы – на Чуйском тракте…
Безусловно, Чуйский тракт (Алтай) заслуживает того, чтобы проехать на автомобиле его весь – от Бийска до самой монгольской границы – до посёлка Ташанта.
Алтай, путешествие по Чуйскому тракту: как добраться
Чтобы совершить в Алтае путешествие по Чуйскому тракту, прежде всего, следует добраться до городов Новосибирск, Барнаул или Бийск. До всех названных городов ходят поезда. До Барнаула и Новосибирска можно долететь самолётом. Из Барнаула и Новосибирска также ходят рейсовые автобусы по несколько раз в день до Бийска и Горно-Алтайска. А вот в Бийске удобнее всего будет взять в прокат автомобиль. Впрочем, автомобиль можно взять в прокат ещё в Барнауле. Не спешите уезжать из Барнаула, здесь можно взять экскурсию с гидом и узнать много полезной информации от местных жителей. Далее по Чуйскому тракту экскурсоводов уже не встретите, так что придется довольствоваться информацией из интернета.
Но давайте исходить из того, что вы всё-таки уже добрались до Бийска. Здесь можно обратиться в фирму «Карета», которая предоставляет автомобили в аренду и с водителем, и без водителя. Офис находится в районе торгового центра «Приобье» на улице Васильева. Демократичный Ниссан-Альмера без водителя обойдётся примерно в 1300 рублей в сутки. Поскольку современный Чуйский тракт – дорога неширокая, но отличного качества, то легковой автомобиль эконом-класса вполне подойдёт.
Впрочем, начать в Алтае путешествие по Чуйскому тракту можно и из Горно-Алтайска. В некоторых случаях так даже удобнее, потому что аэропорт Горно-Алтайска постоянно принимает самолёты из Красноярска и Москвы. А достопримечательностей вы пропустите не так уж и много. Ну, во-первых, это сам Музей Чуйского тракта в Бийске. А, во-вторых, — это Сростки, родное село В. М. Шукшина.
Чем интересен Чуйский тракт
Не буду подробно расписывать историю строительства этой дороги, скажу только, что строить начали её в начале XX века, строили очень долго и тяжело, вручную тесали, рубили скалы. А до начала строительства дороги здесь проходил древний Мунгальский тракт, упоминания о котором встречаются в документах многовековой давности.
Чуйский тракт (Алтай) тянется с севера на юг, причём, чем южнее, тем живописнее становится дорога. Её равнинный характер постепенно превращается в ярко выраженный горный.
В Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту самая главная достопримечательность – прекрасные пейзажи, расстилающиеся вокруг. Это и горные быстрые реки, и иногда вплотную подступающие к дороге скалы, и снежные горные вершины вдалеке, и благоухающие смолой хвойные и смешанные леса. А временами – бескрайние холмистые степи, напоминающие лунные пейзажи.
Лично не считала, но говорят, что Чуйский тракт (Алтай) проходит между 10 горными хребтами, по долинам 7 рек. Ну, а то что он пересекает 3 высокогорные степи (Урсульскую, Курайскую и Чуйскую) – это не трудно сосчитать.
Достопримечательности и инфраструктура на Чуйском тракте
Предлагаю рассматривать Горный Алтай, Чуйский тракт именно, начиная от Бийска.
На участке Бийск – Майма обязательно нужно остановиться хотя бы на несколько часов в селе Сростки – родном селе Василия Шукшина. Здесь расположен его дом-музей и гора Пикет, на которой любил бывать знаменитый писатель, режиссёр и актёр. А ещё непременно нужно заглянуть в парк деревянной скульптуры, парк называется «Чудики». Экспонаты этого парка созданы по произведениям В. М. Шукшина.
Двигаясь по Алтаю в путешествии по Чуйскому тракту дальше на юг, мы въезжаем в Республику Алтай. Перед границей (проезд через которую свободный), вас встретит памятник «Пилигрим».
Первый крупный населённый пункт в Республике Алтай – село Майма. Село и правда очень большое, больше похожее на посёлок городского типа. Чуйский тракт проходит сквозь него. В Майме множество крупных и мелких магазинов, где можно купить еды на долгую дорогу, есть кафе и закусочные.
Столица Республики – Горно-Алтайск, находится несколько в стороне от Чуйского тракта, нужно свернуть влево. Но я туда советовала бы заехать, чтобы побывать в Горно-Алтайском музее. Очень интересная и богатая экспозиция, есть специальный зал, посвящённый Алтайской Принцессе. А в определённое время (точно знаю, что в воскресенье в первой половине дня, но, возможно, и в другие дни) можно увидеть лежащую в саркофаге мумию Принцессы.
Участок Чуйского тракта между Маймой и Усть-Семой самый, пожалуй, обжитой. Здесь тракт идёт вдоль Катуни, и на обеих сторонах тракта туристические базы и гостевые дома идут буквально сплошняком. Есть достаточно фешенебельные и дорогие, а есть и со вполне демократичными ценами. Летом иногда даже бывают автомобильные пробки.
В Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, на этом участке я бы посоветовала остановиться возле села Манжерок, чтобы подняться на канатно-кресельном подъёмнике на горку Малая Синюха.
Представляют интерес расположенные на левом берегу Катуни Талдинские пещеры (при движении в сторону Монголии нужно будет перейти или переехать реку).
Ради любопытства побывайте на искусственном озере Бирюзовая Катунь. Летом здесь действует аквапарк, множество кафе, сдаются домики, проводятся дискотеки и прочие подобные мероприятия. Но лично мне это место, если честно, не очень нравится: слишком многолюдно, дорого, пафосно. И при этом весьма хамоватый персонал, и вообще, обслуживание оставляет желать лучшего.
Бирюзовая Катунь – это целый комплекс, помимо аквапарка, построен горнолыжный комплекс, достаточно шикарная четырёхэтажная гостиница.
В Усть-Семе Чуйский тракт пересекает Катунь и уходит в сторону. Сосновые и еловые леса постепенно сменяются лиственными. Кафе и турбазы попадаются всё реже. И присутствие человека ощущается всё меньше – и это лично мне особенно нравится.
Далее по курсу в Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту – райцентр Шебалино. Здесь можно остановится на ночёвку, купить продукты, зайти в кафе. После Шебалино Чуйский тракт начинает ощутимо забирать вверх, приближаясь к Семинскому перевалу. Подъём плавный, любая машина с исправным двигателем забирается легко.
Семинский перевал меня лично не особенно впечатлил. Здесь установлена стела в ознаменования присоединения Горного Алтая к России, есть сувенирные киоски, продаются шашлыки.
Съесть вкусный полноценный обед и переночевать можно в гостинице Золотой Кедр. Минимальная цена – 600-700 рублей с человека за ночь. Рядом с Семинским перевалом есть горнолыжные спуски, отличные биатлонные трассы, гостиница и турбаза.
Горный Алтай, Чуйский тракт: за Семинским перевалом
Настоящие знатоки Горного Алтая утверждают, что настоящие горы за Семинским перевалом только начинаются. В районе Чуйского тракта на перегоне Семинский перевал – Онгудай учёные нашли много исторических памятников: фрагменты оросительной системы многовековой давности, курганы, столбы.
Примерно в 26-28 километрах за Онгудаем – перевал Чике-Таман. Его высота – примерно 1300 метров, он ниже Семинского (1700 метров). Но при подъёме на перевал захватывает дух! Это потому, что подъём на Семинский перевал – затяжной, а на Чике-Таман – крутой.
Нужно сказать, что качество дороги – отменное, она содержится в отличном состоянии в любое время года. И если вы решите проехать зимой по Алтаю в путешествии по Чуйскому тракту, то это вполне возможно.
Далее Чуйский тракт (Алтай) проходит через относительно крупные сёла Иня, Чибит, Акташ. В районе Ини Чуйский тракт вновь встречается с Катунью, но идут они рядышком всего несколько километров.
В районе Чибита и Акташа мы попадаем в фантастическую Курайскую степь! Здесь совершенно особенный воздух, особенные звуки, особенное небо!
Мы здесь стояли довольно долго – в бескрайней степи. Не спеша перекусили, выпили кофе. А потом долго сидели на туристических карематах и просто молчали – переваривали впечатления.
Через несколько десятков километров дорога стала ощутимо подниматься вверх – мы въезжаем в Чуйскую степь. Ещё 2-3 часа пути, и мы оказались в Кош-Агаче. Это большой посёлок, расположенный буквально на краю российской географии. Дальше, до Ташанты мы не поехали, так как там уже начинался приграничный район. Говорят, чтобы туда попасть, нужно было оформлять специальное разрешение в Горно-Алтайске или Барнауле. У нас такого разрешения не было. Уточнять, действительно ли оно необходимо, мы не захотели.
Переночевав у институтских друзей в Кош-Агаче, мы не спеша пустились в обратный путь.
Что можно посоветовать путешественникам по Чуйскому тракту
На участке до Усть-Семы Чуйский тракт очень оживлён. Здесь, как я уже говорила, множество мест, где можно переночевать, поесть, заправить автомобиль. Но чем дальше, тем трасса становится безлюднее. Поэтому где-то в районе Шебалино наполните и положите в багажник на всякий случай металлическую канистру с бензином – перегоны между заправками становятся всё длиннее.
Останавливаться на ночлег в палатках в «чистом поле» в Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, особенно вблизи сёл, я бы не советовала, так как местное население не всегда бывает дружелюбным, особенно в состоянии «подшофе». А такое состояние у местных, увы, не редкость. Лучше посмотреть заранее карту и останавливаться в гостевых домах и на турбазах.
Связь есть далеко не везде.
Лучшее, что можно привезти из Алтая из путешествия по Чуйскому тракту – это собственные впечатления и фото- видеоматериалы. Поэтому, если у вас есть хорошая аппаратура – берите с собой обязательно.
Автотрип: по Чуйскому тракту до Монголии в сентябре
Поверьте, посетив Алтай однажды, Вам будет сниться он вновь и вновь. Мы с супругом давно перестали отдыхать на комфортабельных базах туристического Алтая и предпочитаем активные самостоятельные путешествия далеко за Чемал. В сентябре 2018г. мы отправились в путешествие на Алтай к леднику Актру, но погода внесла свои коррективы в нашу поездку.
Скажу сразу, Алтай в сентябре прекрасен! Золотые леса отражаются в бирюзе Катуни, поскольку только осеню река приобретает свой знаменитый насыщенный бирюзовый цвет. Погода переменчива на протяжении всего дня, мы застали и промозглые холодные дожди, и летнюю палящую жару, и даже снег с минусовой температурой!
Как добраться
Наше путешествие на Алтай началось из г. Барнаул. Впереди 590 км. пути до поселка Акташ, где мы планировали остановиться на ночь и продолжить путь к Актру. Весь маршрут проходит по дороге Р-256. Дорога идеально ровная, очень живописная! Не зря Чуйский тракт входит в десятку самых красивых автодорог мира. Проблем с заправками нет на всем пути, но рекомендую залить полный бак в Чемальском районе до моста в Усть — Семе, далее за мостом начинается другой Алтай и впереди 2 перевала.
Горные перевалы
- «Семинский перевал». Самый высокий перевал, 1717 м., но самый легкий в преодолении. Когда мы поднялись на него, обнаружили заснеженные шапки гор и заледеневшие лужи на земле. Собираясь в путешествие в сентябре, рекомендую учитывать переменчивую погоду при выборе резины на автомобиль, перед поездкой мы поставили «липучку». На перевале много сувенирных лавок, где можно купить ягоду, орехи, мед, медовуху, мясо марала, изделия из шерсти и многое другое. Примерные цены: 1,5 л. медовухи 250 руб, пакетик вяленого мяса марала 400 руб., травяной чай 150 руб. Также там есть кафе, цены обычные для Алтая: 2 чебурека и 2 чая — 400 руб.
- Перевал «Чике — Таман». Более живописный, но Вас ждет крутой подъем и спуск! Есть смотровая площадка, сувенирные лавки, также можно перекусить в кафе. Пройдите прямо торговый ряд и Вы выйдете к еще одной смотровой, откуда можно увидеть старый перевал.
После спуска с перевала Чике-Таман начинается другой район «Онгудайский». Природа здесь иная: краски тускнеют, горы становятся серыми и каменными, деревьев почти нет, пыльно. Впервые, пару лет назад, спустившись с перевала мы были очень огорчены увиденным, подумали,что такой пейзаж будет сопровождать нас всю последующую поездку, но спустя 150 км. вновь появятся леса и главное… величественный «Северо-Чуйский хребет».
Акташ
Итак, через 150 км. мы прибыли в Акташ -крупный населенный пункт. Здесь много магазинов, баз отдыха, есть заправка. Здесь же расходятся дальнейшие пути путешественников. Вы можете уехать влево от Акташа к «Красным воротам», далее к перевалу Кату- Ярык и южному берегу Телецкого озера. Красными воротами называют 2 огромные отвесные скалы ярко-красного цвета, которые разделены дорогой между ними.
Южный берег Телецкого озера мы посещали ранее, поэтому наш маршрут лежал прямо по Чуйскому тракту через Акташ. Дорога до Акташа заняла 9 часов с остановками по пути. Поэтому мы решили остановиться на ночлег. Для размещения по отзывам других туристов выбрали базу «Красный Лис», выезжая из села в сторону Кош-Агача с правой стороны будет указатель.
Замечательная база в окружении гор. Новые домики с отоплением, есть общая кухня, большая баня, гостеприимная хозяйка. Стоимость: 2000 руб./сутки за домик. Баня 1000 руб/час. Бонусом был бесплатный проход к гейзерному озеру.
На следующий день мы отправились к долине Актру, что было целью нашей поездки. Актру — одна из вершин Северо-Чуйского хребта, ее высота 4044 м. В долине есть несколько баз, палаточный лагерь. Актру посещают не только спортсмены, занимающиеся альпинизмом, это нечто большее — место личностной перезагрузки.
Здесь можно просто гулять по тропам, совершить восхождение на небольшую вершину самостоятельно или под руководством инструктора. Давно мечтала попасть сюда, но у погоды были другие планы. В день отъезда из Акташа начался снегопад, все вершины завалило снегом, дороги до базового лагеря не было. Сезон автозабросок к базовому лагерю зависит от погодных условий, обычно он длится до 10 сентября. Мы не успели.
Кош- Агачский район
Немного погрустив, приняли решение на следующий день доехать до границы с Монголией. Началась степь, привлекательных пейзажей здесь нет, но, по-прежнему, ощущается сильная энергетика этих мест. Расстояние от Акташа до Кош-Агача около 100 км. Поселок по местным меркам крупный. В центре есть рынок с товарами из Монголии (чулочно-носочные изделия, головные уборы, жилеты из верблюжьей шерсти). Цены ниже, чем в туристическом Алтае. На въезде в Кош- Агач есть несколько кафе. В них можете отведать блюда алтайской и монгольской национальных кухонь. Цены низкие, комплексный обед на двоих вышел около 500 руб.
Следующий населенный пункт в 50 км. от Кош — Агачем — Ташанта. Нам сказали, что туда нет смысла ехать, так как это пограничный пункт и достопримечательностей нет. А за Ташантой начинаются степи Монголии, посетить которую Вы можете по заграничному паспорту.
На обратной дороге мы свернули в Чаган- Узуне к Алтайскому Марсу. Марс на Алтае — уникальное место. Несколько миллионов лет назад здесь было море, после обледенения образовались пресные озера. Природный ландшафт этих гор — есть ничто иное как морское дно!Разноцветная глина придает яркость этим местам и привлекает тысячи туристов каждый сезон. Далее мы вернулись назад на прежнюю базу, откуда через пару дней отправились домой.
Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/attractions-of-the-chuysky-tract.html
Источник https://travelinka.ru/gornyj-altaj-chujskij-trakt-altaj-puteshestvie-po-chujskomu-traktu/
Источник https://mygeografi.ru/avtotrip-po-chujskomu-traktu-do-mongolii-v-sentyabre
Источник