Содержание статьи
Виды велотуризма
Существует несколько видов велотуризма, которые по своей сути схожи: главная их задача заключается в преодолении препятствий с помощью велосипеда. Однако они во многом отличаются между собой и имеют свои индивидуальные особенности.
В наше время наибольшее развитие и распространение получили такие виды как классический велотуризм, спортивный велотуризм, экстремальный велотуризм, цивилизованный велотуризм, экспедиционный туризм, однодневные и длительные велопоходы.
Классический велотуризм ничем не отличается от обычной езды на велосипеде. Для него характерна невысокая скорость передвижения и большие по количеству участников группы. Этот вид туризма подойдет каждому, кто ненадолго хочет отдохнуть от городской суеты, побыть в компании друзей или просто насладиться красотой природы.
Спортивный велотуризм
Название этого вида говорит само за себя. Спортивный велотуризм направлен прежде всего на достижение каких-то определенных результатов. Для людей разной физической подготовки подбирают специальный маршрут, соответствующий их возможностям и желаниям. Все маршруты имеют разную сложность, поэтому подобрать подходящий не составляет особого труда.
Экстремальный велотуризм
Требует специального велосипеда, способного преодолевать различные виды ландшафта. Обычно маршруты этого вида велотуризма пролегают по горам, болотам, лесам. Поэтому экстремальный велотуризм подходит далеко не всем. Люди, которые занимаются им, обычно преследуют цель преодолеть самые сложные участки или насладиться захватывающими видами в тех местах, куда сложно добраться.
Цивилизованный туризм
Этот вид велотуризма подходит тем, кто любит велосипедные прогулки, но не приемлет проживания в туристических условиях (на природе в палатках и др.), поэтому обычно туристы останавливаются в ближайших населенных пунктах на ночлег. Маршрут этого вида туризма может строиться на различных по сложности участках, по которым за день можно проехать до 80 км. Такие виды туров туристы планируют заранее и бронируют отели, которые на их пути находятся ближе всего. Цивилизованный туризм подходит для начинающих велосипедистов, любителей природы, а также для семейного отдыха.
Экспедиционный туризм подходит для людей, любящих преодолевать различные препятствия (поля, горные массивы, леса и др.). Такие туристы имеют возможность исследовать разные участки маршрута и прокладывать новый, более сложный путь.
Подготовка к горному велопоходу
Понятно, что расстояние, которое может проехать велосипедист за сутки без подготовки, зависит от нескольких факторов. Имеет значение и модель байка, его технические характеристики, эргономичность и оснащение. Большую роль играет физическая подготовка велосипедиста, а также дорожное покрытие. Не будет забывать о погодных условиях и других моментах, которые могут случиться в дороге.
Оставим профессиональных спортсменов и поговорим о простых людях, которые могут отправиться в путешествие на велосипедах ближайшим летом. Сколько км можно проехать на велосипеде за один день? Опытные велосипедисты говорят, что неподготовленный человек, который на протяжении нескольких недель будет регулярно ездить по 30-60 минут ежедневно, сможет легко преодолеть расстояние в 50 километров. Эта цифра весьма относительна и не категорична. Мы вывели ее, исходя из того, что неподготовленный человек может провести в седле, крутя педали, часа три. Вот и считайте, учитывая время для остановки, отдыха, естественных потребностей и т.д. Как только это расстояние не будет казаться фантастической цифрой, можно переходить на более длинные дистанции.
Средние показатели для велолюбителей
Новичок может проехать 15 километров и больше никогда не сесть на велосипед. Более опытные велогонщики легко преодолевают за сутки расстояние в 100 и более километров. Повторим, протяженность маршрута зависит от многих факторов, главным из которых является физическая подготовка человека и технические характеристики велосипеда. Так, для новичка, который ни разу не выезжал на длинные дистанции, расстояние в 20-25 километров является очень даже неплохим результатом. Дело в том, что икроножные мышцы быстро устают, поэтому через 10-15 километров у человека возникает непреодолимое желание передохнуть.
Люди, которые регулярно катаются на велосипеде и ежедневно проводят в седле по 30-60 минут, могут спокойно преодолеть большее расстояние — примерно 50 километров. А те, кто специально тренируется и регулярно совершает путешествия на велосипедах, легко проезжают 100 и более километров. Понятно, что после такой нагрузки организму нужен отдых.
Разновидности велотуризма
Кроме стилей, есть также разновидности, которые определяют продолжительность велопутешествия:
- Однодневный велопоход. Название говорит само за себя – прогулка на один день без ночевки. Как правило, выезжают рано утром, чтобы побольше проехать, и возвращаются вечером того же дня. Для тех заинтересованных, кто собирается ехать впервые, это лучший вариант.
- Поход выходного дня. Это велопоход с одной ночевкой. Как понятно из названия, осуществляется на выходных. Выезд утром в субботу, а возвращение в воскресенье вечером.
- Многодневный велопоход. Это широкое понятие, которое включает много нюансов, хотя у таких путешествий есть и одна общая черта – поход занимает больше одного дня. Продолжительность может достигать от нескольких дней до десятков или даже сотен суток. Поэтому к такому путешествию стоит подготовиться заблаговременно и со всей ответственностью.
Источник фото: tk-ekvator.ru.
Велосипед для турпохода Итак, вы решили найти себе велосипед. Возможно, у вас уже есть один. И если вы не уверены, выдержит ли он поездку в 20 километров, то лучше не рисковать и подыскать более надежный вариант. Сразу посоветую – не покупайте вещь только для чего-то одного! Если, конечно, вы не спортсмен, у которого вся жизнь – это покатушки, или бизнесмен, который может себе позволить купить для каждого случая отдельный вид двухколесного.
Если не на 100, то на 90 % можно уверенно утверждать, что вам захочется на нем просто покататься, съездить к родителям в гости или выбраться с друзьями на природу. Поэтому главным признаком вашего двухколесного коня является удобство.
Велосипед должен быть удобным в посадке, в кручении педалей, в выполнении трюков, в чем-либо. После поездки на 10 километров вас не должны беспокоить спина, руки или шея, за исключением ситуаций, когда указанные части тела участвовали в прокачке мышц, или были повреждены при падении.
Это что касается ваших ощущений относительно выбранного транспорта. А теперь о требованиях, которым должен отвечать двухколесный товарищ, чтобы не превратить велопоход в пеший:
Выбор велосипеда зависит от ваших умений, возможностей, в том числе и финансовых, пожеланий и требований, которые вы для себя обозначили. Если вы любитель, катаетесь давно, но в поход не ходили – лучше подыскать туристический транспорт, близкий к вашему стилю катания. Или же поехать на своем, если он есть. При выборе полагайтесь на собственные ощущения, учитывая и психологические.
Источник фото: board.lutsk.ua.
Велоориентирование
Велоориентирование – это, по сути, велосипедный спорт (гонки по пересеченной местности), плюс спортивное ориентирование на местности по карте.
Задача участника соревнований – за минимальное время добраться до всех контрольных пунктов (КП) и отметиться на них. Если вы любите решать сложные задачи и разгадывать ребусы, велоориентирование вам подойдет идеально.
Порядок перемещения между КП может быть вольный или задаваться правилами соревнований. Однако, маршрут спортсмен прокладывает всегда сам. Главное для участника – построить оптимальный маршрут с учетом рельефа местности, качества дорог, погоды и ряда других моментов.
Эти соревнования отличаются друг от друга
- длиной дистанции (от 20 до 200 км),
- контрольным временем ее прохождения (от 1 до 48 часов),
- стартом, который может быть массовым или индивидуальным.
- в соревнованиях можно участвовать одному или в составе команды (обычно из 2 человек),
- в рамках одних соревнований обычно выделяют несколько классов, которые различаются по длине дистанции и сложности заданий.
В чем достоинства велотуризма?
Можно задаться вопросом: «Почему велотуризм обрел такую популярность, в чем секрет?». На самом деле, ничего сверхъестественного нет в том, что все больше людей пересаживаются на байки и начинают выезжать за город. Тем не менее, причины этого все же стоит рассмотреть. Итак, чем хорош велотуризм:
- Единение с природой. Да, избитое выражение, однако, достаточно емко описывающее суть. Вы передвигаетесь по местности, можете рукой дотянуться до окружающих предметов, и нет никаких барьеров. Свежий воздух, вокруг птички поют, можно почувствовать запах леса. Вот как это назвать, если не единение с природой? Оно и есть.
- Свобода передвижения. Можно проложить свой путь где угодно, главное выбрать байк полегче да покрепче. Как уже говорилось, любые препятствия преодолимы, если подойти к делу с умом. Поэтому, смело гоните прочь сомнения о том, что выбор двухколесного средства передвижения как-то ограничит Вас в выборе маршрута.
- Укрепление здоровья. По понятным причинам. Во-первых, езда, особенно, по пересеченной местности – это отличная тренировка выносливости. Ну, а во-вторых, окружение – природа, свежий воздух, покой и умиротворение, придает тонус и позволяет отдохнуть морально и снять стресс.
- Доступность. Для того, чтобы отправиться в велопоход, Вам не обязательно обвешиваться дорогим снаряжением. Для небольшого импровизированного похода подойдет обычный школьный рюкзак да отцовский велосипед.
Общие рекомендации
Подготовка к походу в фитнес-клубе
Подготовить себя к пешему походу разной сложности может практически любой человек, даже не занимавшийся спортом регулярно. Следует помнить несколько простых правил.
- Заручиться советами, а лучше руководством опытного туриста.
- Начинать тренировки с малого, постепенно увеличивая нагрузки.
- Включить в обязательный комплекс упражнения разноплановые, ведь в походе нужны не только ноги.
- Слушать свой организм, не перетруждать его, давая периодический отдых.
- Помнить, что расплата за неожиданную физическую активность наступает на второй – третий день в виде крепатуры мышц.
- Не забывать время от времени надевать рюкзак с вещами во время пробежки, приучая свою спину к нагрузке.
- Помнить, что главной целью похода в горы есть общение с природой, осознание себя ее частью.
Узнать о программах фитнес-центра в Новосибирске можно на странице: https://grand-arena.ru/klubnyie-kartyi/
Как выбрать свой первый трейловый старт
Первое правило: реально оценивайте свои силы. Даже если вы уже много лет занимаетесь бегом и имеете неплохие для себя результаты в «гладком» беге, еще не факт, что вы сразу же «будете на высоте» в горах. Повторимся, что во время гладкого бега и во время бега по пересеченной местности работают разные группы мышц, которые, соответственно, нужно развивать, исходя из специфики выбранного вида спорта. Вот простой пример: чемпион мира по спортивному ориентированию может иметь результат на дистанции 10 км порядка 30 минут, при этом ни один кенийский чемпион мира на этой же дистанции (с результатом быстрее 27 минут) не сможет даже приблизиться к нему во время трейлового забега. Это происходит именно из-за специфики бега по лесу.
Не стоит сразу же заявляться на ультрамарафон с набором высоты в 3000 м, начните с самой короткой дистанции на местности с относительно небольшим перепадом. Заранее узнайте у организаторов рельеф трассы, набор высоты и предполагаемое время победителя, исходя из которого, приблизительно, можно высчитать, с каким временем вы преодолеете выбранную вами трассу.
Вы должны быть готовы не только физически, но и психологически. Большую часть дистанции вы, возможно, будете бежать в одиночестве. Кстати, о слове «бежать». Для трейловых забегов корректнее использовать выражение «преодолевать дистанцию», т.к. трейлраннинг подразумевает преодоление различных препятствий, как горных, так и водных, где даже самый подготовленный атлет вынужден переходить на шаг.
Важной составляющей всех горных дисциплин является специальная экипировка. Список необходимого снаряжения, которое должно быть в наличие у каждого участника соревнований, организаторы публикуют на официальном сайте мероприятия
Это могут быть треккинговые палки, ветрозащитная куртка, смартфон с системой gps, питьевая система, подпитка и т.д. Организаторы с чувством юмора даже рекомендуют иметь с собой деньги на такси. Правильная экипировка очень важна. Можно хорошо подготовиться физически, но из-за неправильно подобранной экипировки не завершить дистанцию.
Относитесь ответственно к подготовительному процессу, выбору забега, ставьте адекватные цели
Принимая во внимание общие рекомендации, все же помните, что каждый организм индивидуален. Наслаждайтесь природой и получайте удовольствие от бега
Фото: transural-run.com, Elbrus World Race и Олега Чегодаева
Во время похода организм может терять большое количество жидкости, запасы которой нужно (да и просто хочется) постоянно пополнять
Поэтому важно предусмотреть места пополнения запасов воды во время похода (при изучении местности наметить расположение родников и ручьев). В среднем в жаркий день каждый из участников может выпивать по 1,5–2 л воды
Это не считая той жидкости, которая поступает в организм во время завтрака, обеда и ужина.
Перед походом не лишним будет ознакомиться с вариантами механической очистки воды подручными средствами. Дабы избежать неприятностей со здоровьем, воду сомнительного качества перед употреблением стоит хорошо прокипятить.
Хранить и транспортировать воду удобно в пластиковых бутылках. Если стоянка организована вдалеке от воды, то для ее транспортировки можно сделать походное ведро из полиэтиленового пакета и какой-то матерчатой сумки (например, чехла от спальника или палатки).
Использование палок в горах
Для более лёгкого подъёма на высокую гору очень хорошо помогают палки. Палки снимают нагрузку с ног примерно на 25%. При долгих восхождениях это очень существенная разница, и экономится много сил. И с помощью палок человек может подняться даже не на 25% выше за тот же период времени, а на все 50%. Хотя, при этом нагрузка на весь организм сильно увеличится.
Да и при спуске с горы палки также немного помогают, особенно, если скользко или осыпающаяся порода под ногами.
Но далеко не все этим инструментом пользуются, особенно, если редко ходят в горы. А вот альпинисты, ходящие по ледникам, регулярно используют эти средства в своих походах. Но также и некоторые обычные горные походники используют палки, которые очень похожи на лыжные, но слегка другие.
Сейчас в спортивных/туристических магазинах такие продаются. Весят мало, как правило. И зачастую они даже складные… Делают их то ли из пластика, то ли из его смеси с алюминием, но такие палки действительно лёгки и по весу примерно одинаковы самым лёгким деревянным.
Палки хорошо помогают штурмующему гору человеку. А также помогают при спусках и на опасных/скользких участках сохранять равновесие… Фотография взята отсюда — http://extremeforlive.livejournal.com/238222.html
Я же ввиду своей нищебродности (а складывающиеся палки — далеко не дешёвые) всегда использую деревянные палки, которые нахожу по пути на гору или перед началом подъёма где-то в селе. Бывает так, что с какой-то парой палок могу прошагать 20 дней, частично даже по равнине и в сёлах таская их, дабы не тратить время на поиск новых хороших.
Лучше всего палки делать из сухих, давно срубленных веток, чтобы вес их был небольшим. Во многих сельских домах на Кавказе такие палки тоже можно найти, достаточно поспрашивать хозяев. И они могут их вам дать даже в готовом виде.
С одной палкой тоже можно подниматься/спускаться, но эффект будет меньше, нежели от двух палок.
Это один из тех случаев, когда без палок крайне трудно будет забраться по такому крутому склону (в более, чем 45 градусов) с осыпающимися мелкими камнями. Да и при спуске по такому склону тоже палки помогут… Мне как раз довелось подниматься и потом спускаться по этому крутому склону, находящемся в горном нац парке Аладаглар (там много пиков до 3500-3850 метров), это в остатках Османской империи.
Высота палок
(по крайней мере, для меня) желательна такая, чтобы доставала солнечного сплетения или сердца. Но в любом случае должно быть выше пояса, дабы был толк (попробуйте при каком-нибудь восхождении оба эти варианта и сравните). Высота палки “на уровне сердца” хорошо помогает при подъёмах крутизной в 50-70 градусов (по крайней мере, у меня)… В горных походах я использую палки высотой примерно на “уровне солнечного сплетения”, которую считаю самой оптимальной и универсальной. Хотя, наверно, редчайшие исключения тоже бывают. Но меня никогда змеи не кусали, а только насекомые.
Палки отвлекают змей
Ещё один плюс использования палок в горах заключается в том, что они могут предупреждать змей о чем-то очень большом приближающемся, ибо палки «ступают» впереди ног её хозяина и выступают в роли металло-искателя при поиске мин… Змея будет атаковать именно палку, первой её потревожившую, а не ногу человека. И таким образом удастся избежать укуса змеи.
На высоте около 2200 метров в Армянской провинции Вайоц Дзор в 2014 году. Скорее всего, это детёныш гюрзы, шипящий на конец палки, отвлекающей его от человека. Вот вам наглядный пример пользы палок для предупреждения змей.
Правда, змеи бывают далеко не во всех горах, а только там, где температура воздуха в тени прогревается минимум до +20-25 градусов… Но чем теплее и суше, тем выше шансы на появление змей (особенно, много ядовитых змей летом в пустынных и полупустынных местах типа Средней Азии или восточного Кавказа). С приходом весны и лета их становится всё больше и больше.
А также, чем влажнее и больше выпадающих осадков, тем меньше шансов, что в этом месте будут ядовитые змеи, ибо они любят тёплые и сухие места (особенно много их в каменистых безлесых местах).
Озеро Трновачко в нац парке Сутьеска (Sutjeska) в Черногории. Правда, 99,9% (да почти 100%) его посетителей заходят со стороны Боснии, ибо в 10 раз легче. А вот если из Черногории топать, то надо через пару хребтов перевалить.
Подготовка велосипеда к длительному велопоходу
В велосипедном походе основная нагрузка лежит на велосипеде. Он везёт на себе туриста, снаряжение, еду и т.д. Причём общий вес всего груза превышает вес груза в пешем походе. Соответственно велотурист должен быть уверен в том, что его двухколесный напарник не подведёт.
При выборе туристического велосипеда можно пойти лёгким путём и купить готовый, благо предложений сейчас очень много. Но если вы решите подготовить велосипед своими руками, то вы будете знать все его узлы и компоненты очень хорошо и будете уверены, что сможете починить его в любое время. А ремонтировать велосипед в длительном путешествии придётся не один раз.
Сиденье
Если на вашем велосипеде кожаное седло, оно нуждается в обработке Пруфидом. Чтобы подготовить велосипед к сезону после зимы, не стоит экономить на смазке: используйте Proofide — телячий жир, который втирается в тыльную сторону седла и чуть-чуть — в лицевую поверхность. Пруфид поможет смягчить кожу и обеспечить вам комфортное катание на велосипеде.
Выполнять все описанные процедуры или только некоторые из них — решать вам. Главное, что нужно запомнить, – чем тщательнее вы подготовите велосипед к сезону после зимы, тем приятнее и удобнее будет на нем ездить и тем дольше он Вам прослужит.
теги: как подготовить, велосипед
Также советуем почитать:
- Техническое обслуживание велосипеда
- Как выбрать велосипед
- Как выбрать лыжи
- Как выбрать коньки
- Подготовка к велопоходу, снаряжение для велопохода и еда
- Как подготовить стены под обои
- Уход за стиральной машиной, правила эксплуатации стиральной машины
- Как избавиться от икоты
Посуда и еда для велопохода
Впереди целый день, поэтому стоит брать сытную еду, но в малых количествах. Подойдут «быстрые углеводы» — упаковка сухофруктов, орехов, карамельных конфет. Быстро утоляют голод, но пообедать стоит в какой-нибудь кафешке. Помните про воду! Влагу нужно восполнять.
Велосипедный поход может утомить, поэтому группа периодически останавливается для перекуса и отдыха. Длительную остановку называют привалом, в однодневных походах он длится 1,5 часа. Обычно в это время разводят огонь, готовят горячее, пьют чай. Из посуды используют обычный набор — чашка, ножик, тарелка и ложка, кто-то из участников похода должен взять котел для горячего.
Велоинструменты
Велопоходы 2019 проходят успешно, если участники заранее проверяют состояние своего транспорта. Никто не застрахован от прокола камер, поэтому рекомендуем взять парочку запасных, а также насос, монтировки, ключный набор для регулировки велосипедного оборудования. Профессионалы советуют при устранении прокола проверить, нет ли в покрышке острого предмета
Для этого осторожно проведите пальцем внутри покрышки и извлеките стекло или гвоздь
Аптечка
Без лекарств никуда. Хотя бы один участник должен везти с собой аптечку с минимум вещей для оказания первой помощи: пластырь, бинты, обрабатывающие средства, таблетки от головы, нашатырь, ножницы.
Будьте осторожны во избежание получения травм и повреждений. Фокусируйтесь на дороге, на сложных маршрутах повторяйте движения профессиональных участников
Излишняя осторожность не покажется лишней, просчитывайте все до мелочей
Что будет, если я отстану от группы?
Заранее нужно понять, какой темп езды придется соблюдать. Некоторые группы имеют «замыкающего» участника, это опытный велосипедист, который следит за тем, кто отстал. Но так не везде, поэтому подбирайте команду, исходя из своих способностей.
А если я потеряюсь и заблужусь?
При грамотной оценке своих сил и соблюдении установленного пути, Вы не потеряетесь. На всякий случай держите поблизости карту, компас, мобильник, деньги и GPS.
Информация о статье
Соавтором этой статьи является . Томас Черчилл водит пешие походы по Калифорнии в течение последних пяти лет в качестве руководителя походов для первокурсников и гида в программе приключений в Стэнфорде. В течение 3 месяцев работал в Stanford Sierra Conference Center, где руководил однодневными походами по охраняемому природному региону Дезолейшн Уайлдернесс в Северной Калифорнии.
На других языках:
English: Prepare for a High Altitude Hike, Español: prepararte para senderismo o caminata de alta montaña, Français: se préparer à une randonnée en altitude, Italiano: Prepararsi per un’Escursione in Alta Quota
Эту страницу просматривали 3958 раз.
Была ли эта статья полезной?
Остальное снаряжение
Ночевать мы собирались в палатке, так что понадобились еще пенки и спальник — да, один на двоих, потому что мы купили отличный двуспальный спальник! Он оказался практически такого же объема и веса, как и односпальный теплый зимний, а грел не меньше, особенно с мужем внутри. Ночи должны были быть холодными, поэтому от мысли о легких летних спальниках мы отказались. Нужно еще упомянуть мыльно-рыльные принадлежности и аптечку, которая включала в себя все возможные лекарства. Ведь два-три дня нам придется ехать вдали от цивилизации, поэтому я постаралась предусмотреть все.
Ну вот и все, все вещи собраны, рюкзаки надежно закреплены на багажниках, мы вытаскиваем велосипеды во двор и впервые садимся на них в загруженном состоянии. И, представляете, с рюкзаками можно ехать! И даже вполне комфортно — не считая подземных переходов и узких дорожек, на которых очень трудно разминуться с пешеходами. Именно поэтому дорога до вокзала заняла столько же времени, как если бы мы шли пешком (согласно Google-картам).
Гигиена и медицина
Для поддержания гигиены в походе нужно не забыть захватить с собой зубную щетку и зубную пасту (можно один тюбик на всех), мыло (может пригодиться для стирки вещей, купания, мытья посуды), влажные салфетки (позволяют в походе при отсутствии воды «помыть» руки, «принять» вечерний душ, «помыть» посуду, в общем, очень полезная вещь), туалетную бумагу (с успехом заменяет в походе салфетки, тряпочки), ушные палочки, небольшое полотенце.
Отдельным пунктом стоит упомянуть средство от загара, которое в солнечную погоду обязательно нужно использовать на открытых участках кожи. Иначе рискуете испортить себе весь поход неприятными ощущениями в обгоревших местах.
Аптечки нужно компоновать две: общую и индивидуальную (-ые).
- В общей должны быть средства от боли, отравления, расстройства желудка, бинт, антисептик, антиаллергенный препарат, эластичный бинт, различные пластыри.
- В личной аптечке – индивидуальные лекарства, активированный уголь, пластырь. Если есть «предрасположенность» к растяжению мышц и подворачиванию голени, то и эластичный бинт не будет лишним.
Пеший поход в приятной компании
Для начала полезно определиться, будет это обычный трекинг по пересеченной местности или он же, но с восхождением метров до 6000. В первом случае следует увеличить ежедневную нагрузку с целью усилить ноги, спину, подготовить себя к ношению тяжелого рюкзака.
Специалисты предлагают различные виды тренировок по степени интенсивности и подготовленности. В любом случае наиболее полезным есть бег, желательно по сильно пересеченной местности. Очень хорошо при этом иметь за спиной рюкзак хотя бы средней тяжести. Не быстрый бег трусцой с нагрузкой в течение минимум трех недель – прекрасная подготовка к предстоящему походу. Таким образом, не только мышцы укрепляются, подготавливаются к экстремальным ситуациям, но и создается привыкание к неровностям почвы, уменьшаются опасность травмироваться, избежать ссадин и натертостей от рюкзака.
Улучшить собственное физическое состояние можно и посещая фитнес-залы. Посоветовавшись с тренером, полезно часть времени проводить на беговой дорожке, изменяя скорость бега, а также на силовых тренажерах, укрепляя мышцы спины, бедер, ног
Важно также следить за дыханием, соразмеряя его с возрастающей нагрузкой
Конечно же, как бы ни готовился, невозможно стать суперменом за каких-то два – три месяца.
Совершенно необходима ежедневная подзарядка организма в разумных пределах:
- обычная утренняя гимнастика;
- пробежка на свежем воздухе;
- упражнения с эспандером;
- фитнес пару раз в неделю.
В результате пеший поход любой сложности принесет удовольствие и еще более укрепит здоровье.
Иное дело подготовка к походу в горы, прогулкам по высоким холмам, преодолению отвесных склонов, покорению малых и больших вершин.
Как легко преодолеть 100 км?
Одной из самых распространенных трудностей при поездке на длинные расстояния, является психический барьер. Многим людям трудно представить дистанцию в 100 км.
Чтобы избавиться от этой преграды, катайтесь на велосипеде ежедневно. Будет полезно приобрести велосипедный компьютер, который ведет отсчет пройденной дистанции и показывает вам, сколько можно проехать на велосипеде за каждый конкретный день в Вашем темпе.
С помощью данных подсчетов Вы увидите пройденную Вами дистанцию и поймете, что «сотня» — это выполнимо.
О том, как выбрать велосипедный компьютер, описывается в этой статье.
Помимо тренировок и опыта для дальней дороги необходим надежный и приспособленный велосипед. Иначе Ваши результаты принесут Вам только боли в мышцах, коленных суставах, смертельную усталость и сбившееся дыхание.
Для путешествий лучше всего подойдет горный велосипед. Подробнее об этом Вы узнаете из статьи о выборе байка для велотуризма.
Подготовив велосипед, обкатывайте ежедневно по 30-40 км, а на выходных по 70 км. Если начинаете чувствовать легкую усталость, перейдите на шаг. Это поможет разгрузить мышцы и суставы, а также восстановит силы. Можно воспользоваться действенным правилом: час в седле, 10 мин пешком. «Войдя в колею» велосипедных прогулок Вы легко перейдете рубеж в «сотню».
О том, как проехать первые 100 км на велосипеде, Вы можете прочитать в этой статье.
Как развивать выносливость
Выносливость является приоритетной в горах. Чтобы ее развить лучше всего помогает бег. Надо помнить, что в пеших ходят, а не бегают, поэтому во время таких тренировок отдавать предпочтению надо неспешному бегу на продолжительные дистанции
В первую очередь бег развивает дыхалку, что очень важно при подъемах, когда неподготовленному организму не хватает кислорода
Именно нехватка в крови кислорода вызывает состояние, когда не только подниматься не хочется, но и жить — перед глазами темнеет, сердце, чтобы насытить мышцы кислородом и перегнать больше крови вырывается из груди! Поэтому, бегать во время тренировок надо много и не спеша.
Кроме дыхалки бег помогает укрепить мышцы голеностопа, что в пешем походе очень важно. Чтобы имитировать подъем и спуск в горах, можно бегать по лестничным площадкам в многоэтажном доме
Бег по ступеньках является хорошей тренировкой дыхалки и координации. Также, надо бегать по пересечённой местности — после этого Вы уверенней будете чувствовать себя в походе.
Но, одного бега все же недостаточно. Кроме выносливости, необходимо развивать силу в ногах. Помогут в этом обычные приседания. Начинать делать приседания надо за неделю до начала пешего похода — это время, за которое мышцы ног привыкают к нагрузкам и к самому началу похода будут более или менее подготовленными. Приседать необходимо минимум 80 раз в день (4 подхода по 20 раз) с перерывом 30 секунд между подходами. Вообще, чем больше приседать, тем лучше подготовитесь.
Как развивать координацию
В походах мы передвигаемся по тропам и бездорожью, часто надо преодолеть речку по бревну или перепрыгнуть с камня на камень, или просто держать равновесие на спусках по крутым тропам, особенно трудно после дождя, когда скользко. Это все требует определенных навыков, вестибулярный аппарат не развит хорошо у всех, поэтому координацию надо тренировать.
Простым и доступным упражнением, чтобы развить координацию и равновесие является ходьба по бордюрам. Это упражнение можно делать, по возможности заменяя ходьбу по тротуарам ходьбой по бордюрам. Бордюры невысокие, поэтому если вы оступитесь, то сильно не пострадаете.
Когда ходьба по бордюрам перестанет быть для Вас проблемой, можно перейти на более высокий уровень – ходьбу по бревнам в лесу или железным трубам на спортплощадке. Трубы из железа очень скользкие и на них удержаться бывает сложно. Бревна в лесу часто могут быть «живыми» и вращаться под каждым шагом, необходимо заранее рассчитывать куда поставить ногу, чтобы сохранить равновесие и не упасть.
Психологическая подготовка
Это неотъемлемая часть подготовки к успешному походу. Необходимо заранее настроится, что в походе не будет легко. Надо помнить, что не всегда ярко светит солнце и под ногами сухо и ровно. Необходимо быть готовым, что иногда будет и страшно, и тяжело, и мокро, и холодно. Если общие вопросы по походу решает инструктор, то за свои физические и моральные качества Вы отвечаете сами. Нормальное состояние — это когда готовишься к худшему, но надеешься на лучшее.
Подведем итоги
Чтобы подготовиться к пешему походу, достаточно 2-3 раза в неделю бегать пару километров по пересеченной местности. Приседать каждый день, минимум по 80 раз. И начинать тренировки необходимо минимум за неделю до начала даты похода. Чтобы физическая подготовка и упражнения приносили вам радость, правильно мотивируйте себя, тренируйтесь с улыбкой на лице.
Как проехать 100 км на велосипеде: полезные советы в дорогу
Onliner и магазин велосипедов M-Velo в очередном выпуске совместного проекта, направленного на помощь в выборе подходящего велосипеда и тонкостях его обслуживания, дадут полезные советы тем, кто отправляется в длительное путешествие.
100 километров на велосипеде — это та грань и черта, переступив через которую обязательно почувствуешь уверенность в своих силах и возможностях своего организма. Расстояние, преодоленное на велосипеде и на машине — это совсем не одно и тоже! 100 километров на велосипеде — это намного больше и честнее!
Дадим некоторые рекомендации в дорогу, которые сделают ваше путешествие более комфортным и безопасным.
Очень важно рассчитывать свои силы. Перфекционизм — не всегда хорошо и на пользу
Старайтесь ездить в таком темпе и с такой скоростью, которые комфортны и подходят именно вам. Спорт — это всегда преодоление, но везде нужно знать меру. Возможно, что длительные дистанции могут потребовать от вас больше времени и физической подготовки.
Обязательно учитывайте погодные условия и одевайтесь соответственно. Перегрев организма так же опасен, как и переохлаждение. Тело так же должно быть защищено от сильного ветра и дождя. Следите за тем, чтобы ваши суставы всегда находились в тепле, так как холод во время длительных поездок им категорически противопоказан. В холодное время следите за тем, чтобы ваша спортивная одежда хорошо отводила влагу, утепляла и защищала от дождя и сильного ветра.
Правильное питание и обилие питьевой воды так же необходимы во время занятий активными видами спорта, предполагающими длительную физическую нагрузку. Во время путешествий на большие расстояния вы тратите много сил и жидкости. Нельзя допускать обезвоживания организма — поэтому даже если вы не ощущаете сильную жажду, все равно нужно регулярно пить воду и поддерживать необходимый водный баланс.
Во время длительных физических нагрузок каждые полчаса-час желательно выпивать не менее 0.5 л воды. Во время сильной жары пить желательно еще больше. Скорее всего, чтобы пополнить запас калорий организма, вам придется сделать небольшую остановку — в этом нет ничего страшного. Небольшой перекус пойдет только на пользу. Главное, не забывать о потребностях своего организма, а жевать можно и в седле, если умеете это делать безопасно.
И конечно, не стоит забывать брать с собой в дорогу все необходимое для того, чтобы в случае непредвиденных ситуаций, быть к ним подготовленным и встретить их достойно.
Трансмиссия (каретка, шатуны, кассета, цепь)
Каретку лучше поставить закрытого типа, главное чтобы она была хорошо защищена от грязи. Каретки практически не ремонтируются, поэтому при поломке её придётся менять полностью.
У кассет очень большой запас прочности, ставьте разборную кассету и тогда менять придется только самые ходовые звёздочки, по мере износа.
У системы также большой ресурс, немногим меньше чем у кассеты. Систему лучше выбрать разборную, тогда любую звезду можно будет заменить не меняя шатуны.
С каким количеством зубцов выбирать звёзды кассеты и системы зависит от вашей физической формы, опыта, подробнее это описано в статье про выбор велосипедных передач.
Количество скоростей зависит от ваших предпочтений, чем больше скоростей — тем плавней будет переход между ними. Следует помнить, что при большим количестве скоростей требуется более тонкая цепь.
Стили велотуризма
Остров Уайт в Англии обожают практически все современный велотуристы. Путешествовать тут – то еще удовольствие. Мало того, что рельеф разнообразный, так еще и вечно проходят какие-то фестивали.
Остров Уайт
Прованс
В Провансе солнечно, а еще множество виноградников. Тут же ухоженные сады и скалистые склоны со старинными селами. Главным пунктом назначения будет гора под названием Мон Ванту.
Прованс
Западный берег Тасмании
На Западном берегу Тасмании кататься на велосипеде, конечно, непросто, ведь ландшафт там особенный. Но вот масса приятных впечатлений гарантирована. Вы вдоволь налюбуетесь на прибрежные городки, горы, озера и водопады.
Западный берег Тасмании
Велотуризм в Сан-Хуане
Езда по Сан-Хуану позволяет любоваться бухтами, а также причудливой береговой линией. У каждого из островов имеются свои отличия. Кроме разных имен — Оркас, Лопес, а также Сан Хуан вы увидите разных животных. Где-то попадется тюлень или выдра, а то и касатка. Возможно, даже увидите воочию морского льва. Над островами время от времени пролетают орлы, а в лесу живет большое количество оленей.
Велотуризм в Сан-Хуане
Вьетнам
Во Вьетнам прелестная природа, но популярнейшим веломаршрутом является тот, что проходит по национальному шоссе под номером 1. Стоит заранее иметь в виду, что он довольно длинный, но очень уж живописный, ведь идет вдоль побережья этой страны.
Велотуризм во Вьетнаме
Велотуризм по графству Клэр
А маршрут в графство под названием Клэр облюбовали себе поклонники различных песчаных пляжей или огромных скал. Велотуристы, которым посчастливилось попасть в Ирландию, заражаются от местных традициями и тоже в результате идут в паб. Там пропустили по паре кружек, потом пошли и в гостиницу. Ну, а дорога никуда не денется, подождет и до завтра.
Графство Клэр
На Кубе просто потрясающий, даже захватывающий спуск с горы Баракоа до южной части побережья. Он занимает 9 километров и проходит по шоссе, называемом Ла-Фарола. Вдоль него находятся скалы, сплошь покрытые тропической растительностью. С каждым метром человек все ближе к океану. Главное – это вовремя притормозить.
Велотуризм на Кубе
Велотуризм по озерам и горным хребтам
Красивые линии берегов, скалы и чистейшее озеро под названием Брасс Д`ор есть в Канаде. А хребты Кейп-Бретон – вообще предел мечтаний велотуриста. По пути следования вы увидите рыбацкие деревни, а в лесу гуляют лоси, олени и бобры.
Велотуризм по озерам и горным хребтам
Маршрут по региону Фриули-Венеция-Джулия
Регион с длинным названием Фриули-Венеция-Джулия позволяет полностью окунуться в медлительную, неспешную и размеренную жизнь современных итальянских фермеров, которые тщательно обрабатывают землю и ухаживают за своими садами, а в перерывах попивают вино, лежа в тени у деревьев.
Регион Фриули-Венеция-Джулия
Полуостров Отаго
Полуостров Отаго в Новой Зеландии интересен тем, что так вдоль береговой линии океана тянется серпантин из множества поворотов. На пути туристов будут поджидать крутые подъемы и быстрые, за душу берущие спуски, а еще очень назойливые птицы.
Велотуризм на полуострове Отаго
Вывод:
Если вы являетесь любителем велотуризма, то, как видите, есть множество разнообразных маршрутов на любой вкус. Остается лишь определиться с выбором и совершить путешествие, которое запомниться надолго. В общем, начать можно с чего угодно, чтобы понять, что вам более всего по душе.
Все разновидности велотуров
Вы путешествуете самостоятельно по четко разработанному маршруту, для вас забронированы отели, завтраки, есть «полное» «Руководство по туру», карты, поддержка – вам нужно позвонить!
Смесь самоуправляемого и группового велотуров.
У вас есть выбор – ехать по маршруту тура самостоятельно или с группой, под руководством спорт. лидера.
Проживание на комфортабельном речном судне. Утром сход в точке «А» → веломаршрут самостоятельно или со спорт. лидером → посадка на судно в точке «В».
Предусмотрено проживание в комфортных отелях категории «В». Хороший способ сэкономить в большинстве регионов Европы.
Предусмотрено проживание в отелях высокой категории и маршрут дополнен в соответствии с вашим запросом – автосопровождение, спортивный лидер, экскурсии, романтические ужины, дегустации.
Маршрут разработан вокруг одного отеля, с большим количеством природных и культурных достопримечательностей.
Вы путешествуете под руководством опытного спортивного лидера, для вас все организованно, есть «короткая версия» «Руководства по туру».
Интересные, непродолжительные и легкие вело-маршруты, специально разработанные для вело-туристов с детьми.
Велотуры предлагают комфортное движение по маршруту и работают в то время, когда в России холодно и очень холодно.
Вело-маршрут проходит полностью или частично вдоль морского побережья, благодаря чему, делая непродолжительные остановки на песчаном пляже, вы искупаетесь и позагораете.
Программа велотура составлена в соответствии вашему индивидуальному запросу, и посвящена, например – юбилею вашей компании, тимбилдингу (Teambuilding), коллективно-активному отдыху и т.д.
Велотуры по России
Организуются международные группы. Маршрут пройдет по Московской и Тверской области под руководством спортивного лидера и автосопровождением.
Новые велотуры 2019 года
Самые интересные Европейские и мировые новинки в велотуризме.
Какое снаряжение взять в велопоход?
Обязательно следует собрать все, что может пригодиться во время пути:
Велосипедное снаряжение в поход
- Насос. Это то, что следует взять в первую очередь, потому что проколы колес случаются достаточно часто. Обычно их выпускают с удобной системой для крепления, устанавливаемой на раму.
- Инструменты. Если вдруг во время пути у велосипеда что-то поломается, то без инструментов здесь просто не обойтись. Обязательно в набор должны входить: шестигранники, запасные гайки, ключ для спиц, плоскогубцы, гаечные ключи, выжимка для цепи, клей, наждачка, подготовленные заплатки и запасная камера.
- Бутылка для воды с креплением. Специальная бутылка для воды очень пригодится. Если у нее есть крепление, то ее можно спокойно доставать даже во время движения, чтобы не терять лишний раз время и не останавливаться, чтобы попить.
- Фонарик. Фонарик понадобится обязательно, даже если поездку планируете закончить до наступления темноты. Но случаи бывают разные.
- Багажник. Велобагажник просто незаменим. Если он есть, то можно вообще обойтись без рюкзака или же положить в него только самое необходимое.
Снаряжение туриста для велопохода
- Перчатки. Если Вы дорожите своими нежными ладошками, то без перчаток не обойтись, можно запросто натереть множество мозолей. Подойдут без пальцев, в них и жарко не будет, мозоли не натрутся и Вы будете иметь очень даже серьезный и профессиональный вид.
- Одежда. Можно, конечно, приобрести специальную патентованную одежду для поездок на велосипеде, но это необязательно, Вы запросто сможете обойтись простой легкой одеждой, которая будет Вам удобна. Понятно, что джинсы или юбка в данном случае будут неуместны. Если жарко, то можно остановить свой выбор на шортах с футболкой. Если же тепло, но при этом ветрено, тогда лучше надевать что-нибудь поплотнее.
- Очень важны очки, чтобы глаза не слезились и в них ничего не попадало. Обувь должна дышать, идеально подходят кроссовки, но можно одеть и кеды, главное, чтобы они не скользили по педалям.
- Рюкзак. Сумку или рюкзак, чтобы складывать все необходимое, его можно закреплять на багажнике, потому что на спине с ним ехать будет неудобно. Там могут быть различные мелкие вещи, спички, аптечка, документы и прочее. Как укладывать рюкзак правильно, я писал в отдельной статье.
- Аптечка. Обязательно, аптечку нужно брать в любой поход, а уж тем более, в велосипедный. В нее следует положить такой минимальный набор: антисептик – йод или зеленку, вату, бинты, жгут, пластырь, нашатырь, марганцовку, таблетки от головной боли и желудка, а также обезболивающие.
Это основные вещи, которые следует взять с собой. Также, в зависимости от сложности маршрута и продолжительности похода, Вам может понадобиться спальник или палатка.
Ну, и наконец, прежде чем отправляться в поход, составьте и продумайте до мелочей маршрут. Отметьте места ночевок и стоянок. Избегайте передвижения по оживленным магистралям, если Вы не хотите всю дорогу дышать выхлопными газами.
Туристические маршруты
Для успешного путешествия потребуется основательная подготовка. Необходимо закупить подходящие аксессуары для велотуризма. Например, потребуются специальные покрышки для велотуризма. Они значительно облегчают передвижение по лужам во время дождя.
Опытные велосипедисты делят трассы на категории. Здесь учитывается длина похода и наличие преград. Оптимальное расстояние для дневной поездки – от 50 до 70 км. Естественно, в горной местности перемещаться сложнее.
Специалисты рекомендуют приобрести специальную обувь для велотуризма. Она не дает ногам перегреваться при активной работе педалями. Перед заездом необходимо подготовить:
- План действий. Сюда входит конкретный маршрут, километраж и плановые остановки для отдыха;
- Снаряжение для велотуризма. Сюда входит аптечка, дождевик, запасная обувь/одежда, немного воды, пищи. Желательно чтобы рюкзак для велотуризма не был перегружен ненужными вещами.
- Страховку.
Одежда и обувь
Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:
- Кроссовки, лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
- Велосипедный шлем и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
- Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
- Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
- Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
- Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.
Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.
Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.
Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.
Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.
В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.
Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.
Места для велотуризма
В России довольно-таки обширная география для велотуризма. Можно прокатиться, скажем, от Калининграда и до Урала. Есть и получше маршруты, когда в процессе возможно увидеть много достопримечательностей нашей огромной страны. Золотое кольцо определенно доставит вам массу впечатлений. На пути попадаются очень живописные места, будь то поля и сосновые боры, а еще березовые рощи. Не надо упускать из виду, возможность лицезреть архитектуру древних городов, в частности, Суздаля, Владимира и Костромы, а еще Ярославля и Углича. Такая поездка занимает около 10 дней.
Места для велотуризма
Маршрут до Пскова
Хорош тур будет от Пушкинских гор и до Пскова, обязательно через город Изборск. Вы многое узнаете об истории российского зодчества, и увидите те места, где в свое время творил светило русской поэзии – А. С. Пушкин.
Маршрут до Пскова
Маршрут по средней полосе России
По средней полосе России имеется множество уже проработанных маршрутов к истокам реки Волги, вокруг речки Ладоги или по перешейку Карелии. Можно проехаться в природный парк «Валаам», чтобы увидеть скиты, а также побывать в Спасо-Преображенском соборе.
Велотуризм по средней полосе России
Карелия
В Карелии имеются очень популярные туры в направлении равнинного водопада Кивач — он является вторым по величине во всей Европе, а теще к курорту «Марциальные воды». Но самым красивым карельским туром будет поездка по ландшафтному заповеднику под названием «Толвояри».
Велотуризм в Карелии
Республика Марий Эл
Республика Марий Эл — еще одна зона велопоездок. Тут леса, озера с реками и луга. Путешествовать тут – сплошное удовольствие. Большинство из маршрутов идут через сосновые боры или вдоль речек, по очень красивым местным лугам.
Республика Марий Эл
Велотуризм на Урале
Уральские велопоездки предлагают комбинированные туры. Как вело-, так и водные. Туристов тут ждет национальный парк под названием «Башкирия», далее к границе с заповедником «Шульган-Таш». Он единственный во всем мире охраняет пчел. На Алтае есть межгорные котловины и хребты, а еще степи с реками. Можно также прокатиться вдоль речки Катунь, чтобы потом пересечь ее на рафте.
Велотуризм на Урале
Маршрут по Байкалу
Наиболее интересный маршрут по Байкалу начинается вместе с началом зоны тайги Приморского хребта, тянущегося вдоль юго-запада побережья озера. Потом он сворачивает к Тажеранской степи, которая очень богата на овраги и небольшие соленые озера. Здесь можно любоваться живописным видом на Байкал. Заканчивается этот маршрут аж на Ольхоне.
Активный отдых на Байкале
Совет
Если вы не являетесь опытным велосипедистом, отправляйтесь для начала в коротенький поход, не более чем на 3 дня. Для этого подойдут и окрестности города, в котором вы живете.
Куда можно поехать в велотур за границу?
Подобное поддерживается во многих странах мира. В мире есть сотни увлекательнейших маршрутов для велосипедных туристов. Конечно, все не осилить, надо начинать с самого интересного.
Экспедиционный велотуризм
Появление горных велосипедов велотуризма для экстремальных трасс привело к развитию экспедиционного велотуризма. При этом туристы составляют маршрут, в который входят участки трассы различной сложности. Обязательно должны быть горные тропы, непроходимые болота или замерзшие участки ледовых полей. Этот вид велотуризма сочетает в себе интерес к уникальным природным объектам и любовь к экстремальному виду спорта. Наибольшую популярность к такому сочетанию горного велотуризма проявляет молодежь в возрасте 15-25 лет.
К экспедиционному велотуризму относится также байкерский велотуризм. Это направление, в котором максимально испытывается крепость велосипеда: прыжки, трамплины, опасные трассы и повороты. Такая агрессивная езда увлекает экстремалов, желающих пощекотать нервы. Понятно, что и процент травматизма этого вида спорта достаточно высок.
Развитие велотуризма в Европе
Статистики велотуризма отмечает, что наиболее развитой считается велосипедная инфраструктура в Европе. За развитием велотуризма в Европе следит ECF. Лидером по велосипедным дорожкам является Копенгаген. Ниже представлено ТОП-10 европейских «велосипедных» столиц:
- Копенгаген – 35%.
- Амстердам – 32%.
- Берлин – 13%.
- Любляна – 12%.
- Хельсинки – 11%.
- Загреб – 10,1%.
- Стокгольм – 9%.
- Дублин – 7,9%.
- Вена – 6%.
- Рига – 4%.
Однако чаще всего для передвижения велосипед используют голландцы – 26%, датчане – 18%, немцы – 10 %.
В Нидерландах практически каждый гражданин имеет велосипед, на котором жители страны перемещается около 27% своего времени. В таблице представлены страны с наибольшим количеством велосипедистов:
Страна | Доля велосипедистов (%) | Доля поездок на велосипеде (%) | Дневной велопробег на душу населения (км) |
Нидерланды | 99,1 | 26 | 2,5 |
Дания | 80,1 | 18 | 1,6 |
Германия | 75,8 | 10 | 0,9 |
Швеция | 63,7 | н/д | 0,8 |
Норвегия | 60,7 | 9 | 0,7 |
Финляндия | 60,4 | 4 | 0,4 |
Япония | 56,9 | н/д | 1,0 |
Швейцария | 48,8 | 5 | 0,5 |
Бельгия | 48 | 8 | 0,9 |
Китай | 37,2 | н/д | н/д |
США | 32,2 | 0,9 | 0,1 |
По данным Confederation of the European Bicycle Industries в 2016 году было продано 20 млн. велосипедов. Наибольшая часть приходится на следующие страны – Германия (21%), Британия (16%), Франция (14%), Италия (8%), Польша (6%), Испания (5%).
По Европе
В настоящее время велотуризм в Европе является довольно популярным видом отдыха. Существует множество разнообразнейших маршрутов, которые подойдут и для одиночного путешественника, и для целой семьи. Велопрогулки проходят по самым живописным и интересным уголкам Европы, что позволяется насладиться красотой природы и местных достопримечательностей, а также даёт возможность окунуться в жизнь здешних людей.
Перед путешествием стоит не забыть уточнить погодные условия и особенности велотуризма тех стран, которые планируется посетить во время путешествий. Во многих из них делается большой упор на велосипедный вид досуга, проложено множество велодорожек, а большинство водителей привыкли большому количеству велосипедистов на дорогах, так что проблем в путешествии быть не должно.
Существует несколько особенностей путешествий по Европе:
- Стоит учитывать, что практически не придется ночевать в палатке дикарем, потому что свободных земель здесь практически нет, да и цены в местных кемпинг-лагерях достаточно низкие;
- В Италии очень много маленьких извилистых улочек, лестниц и каналов, поэтому многие путешественники не советуют проводить велоотдых там;
- Самой пригодной страной для велотуризма считаются Нидерланды с их обилием идеальных велосипедных дорожек, множеством стоянок и прокатом велосипедов.
Гонщицкий велотуризм
Гонщицкий велотуризм Данный вид характеризуется скоростными треками по хорошим дорогам. В таких забегах обычно участвуют профессиональные гонщики с многолетним спортивным стажем. Они не имеют никакого груза и не останавливаются на пикники. Основная цель гонщиков спортивного велотуризма — скоростной результат заезда. В день такие спортсмены могут преодолевать более 200 километров. Заезды могут быть как одиночные, так и большими командами. В некоторых соревнованиях гонщицкий велотуризм может покрывать огромные расстояния, такие как Петербург-Владивосток. История велотуризма в мире
Велотуризм как направление в спорте возник с появлением, собственно, велосипеда. В 20-х годах 19 века немецкий изобретатель Карл фон Драйз показал миру свою “машину для бега”, с помощью которой он мог передвигаться быстрее движения почтовой кареты. Конструкция изобретения была несовершенной: велосипед еще не имел педалей, цепного механизма и амортизации колес, поэтому первые велосипеды приобрели справедливую славу костотрясов
Однако уже через 50 лет модель велосипедов претерпела значительные изменения, и в 1880 году конструкция пенни-фартинг стала завоевывать внимание англичан-путешественников. Эта модель имела одинаковые колеса и приводилась в движение механизмом на переднем колесе
Первым заездом в истории велотуризма считается путешествие Джона Фостера Фрейзера, который вместе с друзьями проехал по Великобритании, а потом по миру. Всего они накатали почти 20 тысяч миль, потратив на это увлекательное путешествие два года и два месяца.
Чтобы определиться с выбором того или иного вида велотуризма стоит просто приобрести велосипед и начать кратковременные поездки за город. Польза и море удовольствия от такого занятия вскоре покажут, к какому виду велоспорта у вас есть предпочтение.
Виды туристических велосипедов
Ходить в походы можно на следующих байках:
Шоссейные
Дорогие, очень дорогие, предназначены для поездок по идеальному асфальту или по треку. Имеют узкие шины, поэтому, по бездорожью покататься не получится. Позволяют разогнать самую высокую скорость, однако, отличаются низкой маневренностью, используются, в основном, бывалыми туристами.
Туристические (туринги)
Пожалуй, еще более дорогие велосипеды, сочетают в себе все плюсы шоссейника и при этом прочнее их, хорошо ходят по грунту и шоссе, имеют большую грузоподъемность, однако, при этом, такие же неманевренные, в связи с чем, для агрессивной экстремальной езды, не годятся.
Горные
Самый моднявый вид велосипедов, поскольку он, с одной стороны, доступен в цене, а с другой – имеет агрессивный внешний вид. Плюс внедорожная рама, ага, куда же без нее. А еще передние амортизаторы и куча скоростей.
Вот, если честно, горные велосипеды – это просто эталон спортивного хлама. Сверхпрочная рама, которой гордятся производители этого барахла, по факту является неподъемным куском чугуна, который по трудным отрезкам в походе приходится таскать на собственном горбу. А еще передние и задние амортизаторы, которых может быть и больше двух (чем больше амортизаторов – тем круче!), съедают львиную долю прилагаемых усилий. Добавьте к этому неподъемный вес и ненадежный скоростной механизм, и Вы придете к выводу, что такой байк проще катить рядом, чем ехать на нем. Это относится к подавляющему большинству горных велосипедов, однако, есть и исключения. Бывают действительно легкие и супер проходимые образцы, однако, стоят они заоблачно и простому обывателю недоступны.
Гибриды
Запретный плод порочной любви туринга и горного велосипеда. Симбиоз симбиоза, горный велосипед с шоссейной рамой, рулем и огромным числом передач. Большое колесо, чтобы доминировать на дороге и передние амортизаторы, чтобы не споткнуться. По задумке, должны сочетать в себе приличную скорость и проходимость, по факту, не могут обеспечить ни того, ни другого. Еще больший хлам, чем горные байки.
Дорожные
Классические велосипеды, прообраз которых стоит у Вас в гараже. Современные образцы изготавливаются из сплавов алюминия, что обеспечивает им легкость, с одной стороны и прочность – с другой. Те, что побогаче, и вовсе производятся с использованием композитных материалов. Есть скоростные, есть не скоростные, каждый найдет тот вариант, то придется ему по душе. Да, они не такие стильные, зато практичные, доступные и у них нормальное седло. Поверьте, в дальнем путешествии это далеко не последний критерий.
Истоки велосипедного туризма
История велотуризма началась в конце прошлого столетия. Жители США и стран Евросоюза начали активно использовать велосипед для поездок по сельской местности.
Сегодня все чаще туристы предпочитают активный вид отдыха, который предусматривает покорение внедорожных маршрутов и посещение тяжело досягаемых мест природы. Такому отдыху способствует развитие специального снаряжения, легких велосипедов для велотуризма и оборудованных остановок.
Статистика велотуризма показывает, что маршруты можно разрабатывать самостоятельно или заказывать в туристических агентствах. Однако путешествие на велосипеде подойдет далеко не каждому. Тут нужна физическая подготовка. В турфирме могут предложить подходящий вариант путешествия с учетом физических возможностей клиента. Велотур от туроператора включает:
- сложенный маршрут, длительность путешествия;
- услуги гида, консультации инструктора, работу фотографа;
- проживание на турбазе или в гостинице;
- правильное питание;
- медицинскую страховку от несчастного случая;
- прокат велоснаряжения (велосипед, шлем);
- трансфер до выездной точки пути;
- посещение местных достопримечательностей;
- вечерние развлечения.
Как выбрать велосипед для похода?
Какой же велотуризм без велосипеда? К выбору байка следует отнестись серьезно, ведь в походе редко можно встретить ремонтную мастерскую. Если Ваш железный конь Вас подведет, то и ремонтировать его придется лично, с минимумом оборудования и вдали от людей. Поэтому, самая важная черта туристического велосипеда – это его надежность. Это абсолютная истина, которую никто не оспаривает, в отличие от другого свойства туристического байка – велосипед должен подходить для передвижения по пересеченной местности.
Вот тут почва для споров благодатная. Одна философская школа гласит о том, что скоростей должно быть по-максимуму. Чтобы преодолевать различные препятствия и подъемы с минимальными затратами энергии. Забывая при этом, что система скоростей состоит из большого числа деталей, а, значит, более уязвима по определению. Если на простом велосипеде достаточно лишь знать, как цепь на место ставить и уметь ее подтягивать, то перед путешествием на скоростных, необходимо как следует проштудировать матчасть и захватить с собой порядочно запчастей. Вопрос выбора – тема спорная, поскольку дискуссии ведутся даже на тему выбора крыльев. С одной стороны, модные пластиковые, благодаря которым вся Ваша спина будет забрызгана грязью. А с другой – хардкорные металлические, которые накапливают грязь, после чего, велосипед просто отказывается ехать. В общем, выбор исключительно индивидуален для каждого. Кто-то катает на навороченных новомодных байках с бортовыми компьютерами. А кого-то устраивает дедовская «Десна».
По опыту, можно сказать, что туристический велосипед должен обладать, как уже говорилось, надежностью, а также быть крепким, особенно это касается рамы и передней вилки, легким, чтобы его было проще носить, иметь удобное седло, чтобы комфортно передвигаться на большие расстояния. Необязательно, но желательно, широкие шины, в разумных пределах, чтобы не застревать в песке и легче идти по грязи. Естественно, необходимо заранее позаботиться о размещении на нем рюкзака, как правило, используют классическую схему, которая позволяет сместить центр тяжести вниз, при этом, перевозимый вес, кроме самого велосипедиста, может достигать 25 кг.
Виды велосипедов для велотуризма
Шоссейно-гоночные велосипеды
Предназначены для движения по гладкому асфальту, где они имеют преимущества благодаря тонким шинам — трубкам.
Заниматься туризмом на таких велосипедах лучше опытным велосипедистам. Они не очень маневренные, у них самая низкая проходимость среди всех видов велосипедов. Благодаря трубкам — тонким шинам — они предназначены для движения по гладкому асфальту.
Туринги (Туристические велосипеды)
Туринг в классическом виде — это более прочный вариант шоссейника. Достоинства туристических велосипедов:
- легкость хода по шоссе и грунтовых дорогах,
- хорошая курсовая устойчивость,
- большая грузоподъемность,
- широкий спектр передач (18-27).
Из недостатков следует отметить:
- невысокая маневренность,
- умеренную проходимость по технически сложным трассам.
Туринги хороши для классических и спортивных походов по разнообразным дорогам, но для агрессивной и экстремальной езды не подходят.
Горные велосипеды (Mounting Bike)
Горные велосипеды родились в начале 80-х годов XX века и развиваеются до си пор. У них много названий: внедорожники, маунтинбайки, вездеходы, просто байки. Они созданы специально для движения в особо сложных условиях. У них агрессивный внешний вид, имеют внедорожную раму и 26-дюймовые колеса. Маунтинбайк отличается сверхпрочной конструкцией, большим количеством передач (24-27), широкими шинами, и превосходной проходимостью при отсутствии дорог.
Горный велосипед очень универсален, подходим как для городской езды, так и для спорта и дальних путешествий.
Гибриды
Это относительно новый вид: симбиоз туринга и горного велосипеда. Гибриды похожи на горные велосипеды геометрией рамы, большим количеством передач (24-27), рулем и его выносом. Размер колеса обычно составляет 28 дюймов. Передние амортизационные позволяют гибридам быть еще более универсальными.
Отличные скоростные показатели сочетаются в гибриде с высокой проходимостью по плохим дорогам. Гибриды, как и туринги, больше подходят для классических походов, но ориентированы на жесткие режимы движения.
Дорожные велосипеды
У современного дорожного велосипеда прочная конструкция и покрышки, широкий набор передач, поэтому по проходимости они не уступают турингу. Мягкое седло и высокая посадка делают его наиболее комфортным из всех видов велосипедов.
Преимущество дорожного велосипеда в невысокой стоимости. Это обусловлено начальным классом оборудования, простыми рамами и отсутствием амортизационной вилки.
Перед вами стоит легкая и понятная задача подобрать оптимальный вариант, который поможет отлично насладиться отдыхом и катанием на велосипеде. У вас есть отменная возможность попробовать каждый из видов – достаточно приобрести велосипед, снаряжение и наслаждаться окружающей средой. Желание путешествовать – это то, что руководит каждым туристом, который отправляется в путь на природе.
Медицинская аптечка
Не стоит пренебрегать лекарствами — хотя бы у одного человека из группы должна быть с собой медицинская аптечка минимальной комплектации, куда должны войти самые необходимые средства первой помощи и лекарства. К ним относятся стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод или зеленка, перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы.
При езде на велосипеде чаще всего происходят такие травмы, как ушибы, растяжения, сотрясения мозга, переломы. Если первые два вида относительно безопасны, то сотрясение мозга и перелом доставляют много неприятностей, в первую очередь самому пострадавшему.
Для избежания этих неприятностей будьте осторожны и внимательны. Держите дистанцию (очень часто начинающие велосипедисты либо плохо, либо неправильно держат дистанцию, в результате часто случаются столкновения и падения). Перенимайте у более опытных правила езды на сложных участках дорог (в особенности на спусках). При езде старайтесь просчитывать развитие ситуации, не бойтесь показаться излишне осторожными. Это вас убережет от очень серьезных неприятностей.
И, конечно же, не пренебрегайте индивидуальными средствами защиты, к которым в первую очередь относится шлем.
Цивилизованный вело туризм
Наиболее развит цивилизованный велотуризм в Европе. Он подразумевает получение максимального количества приятных впечатлений от путешествияи комфортные условия для езды и остановок. В классическом варианте цивилизованный тур — это движение по велосипедным дорожкам через многочисленные уютные деревушки, с проездом великолепных ландшафтов и посещением природных уникальных достопримечательностей.
После такой познавательные прогулки цивилизованные туристы останавливаются в кемпингах или отелях со всеми удобствами, а на следующее утро они продолжают маршрут с новыми приключениями и впечатлениями. В России цивилизованный велотуризм развивается достаточно стремительно: все больше туристических мест посещают не на автомобиле, а небольшими группами на велосипедах. Однако инфраструктура для такого полезного вида спорта пока еще развивается.
Источник https://extremecatalog.ru/mountain-bike/articles/vidy-veloturizma
Источник https://sarvelo.ru/kak-podgotovitsa-k-gornomu-velopohodu-na-100/
Источник https://krutipedaly.ru/stili-veloturizma-civilizovannyj-sportivnyj-gonsickij-ekspedicionnyj-bajkerskij-nevelosipednyj-zimnij/
Источник