В черном списке ЕС находятся не только российские перевозчики, попавшие под санкции в связи с украинскими событиями. Хватает там и авиапредприятий из других стран…
Санкции ЕС против воздушных перевозчиков из России действуют с конца февраля 2022 г. Они предполагают запрет полётов в воздушном пространстве Евросоюза и использование местных аэропортов. Сегодня под рестрикциями находятся 22 авиакомпании из РФ, то есть практически все крупные отечественные перевозчики.
Официальная причина санкций – несоответствие лайнеров стандартам безопасности. Такая формулировка стала актуальной из-за проблем с сертификацией самолётов, находящихся в лизинге у российских перевозчиков. Де-факто мера носит скорее политический характер и призвана повлиять на позицию РФ в украинском вопросе.
Санкции против российских авиакомпаний не являются чем-то уникальным. В реальности ограничения ЕС введены в отношении более чем 120 перевозчиков со всего мира. Как правило, рестрикции – действительно связаны с проблемами безопасности, которые имеются у многих африканских и азиатских перевозчиков. Их самолёты не всегда хорошо обслуживаются, не говоря уже о сертификации по международным стандартам.
В некоторых случаях санкции носят откровенно политический характер. Например, залетать в воздушное пространство Евросоюза запрещено абсолютно всем белорусским авиафирмам. Причина – принудительное приземление в минском аэропорту (в мае 2021 г) лайнера Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс. Формально это произошло из-за информации о бомбе на борту. Однако после посадки – с самолёта сняли оппозиционного журналиста Романа Протасевича, направлявшегося в Литву.
Существует внушительный список государств, попавших под тотальные санкции ЕС. Ни одна авиакомпания из перечисленных ниже стран (по разным причинам) не имеет право пользоваться воздушным пространством Евросоюза.
- Афганистан
- Беларусь
- Конго
- Джибути
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Киргизия
- Либерия
- Ливия
- Непал
- Россия
- Сан-Томе и Принсипи
- Сьерра-Леоне
- Судан
Вторая группа стран подвержена частичным санкциям. Право залетать в пространство ЕС имеют только отдельные авиакомпании из девяти государств мира. Их список выглядит следующим образом.
- Ангола
- Армения
- Иран
- Ирак
- Пакистан
- Суринам
- Турция
- Венесуэла
- Зимбабве
В отдельную категорию входит единственная авиакомпания Северной Кореи Air Koryo. Ей позволено осуществлять рейсы в Евросоюз только двумя самолётами Ту-204, которые, по мнению авиационных властей ЕС, находятся в приемлемом техническом состоянии.
Периодически власти Евросоюза вносят изменения в авиационный стоп-лист, поэтому он динамично обновляется. С актуальным списком авиакомпаний, которым запрещено (полностью или частично) пользоваться воздушным пространством ЕС можно ознакомиться на сайте Европейской комиссии.