Что такое Чуйский тракт и где он находится

Содержание статьи

Что такое Чуйский тракт и где он находится

Чуйский тракт – автомагистраль, связывающая Россию с Монголией и Китаем, считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы.

Чуйский тракт – автомагистраль на юге Сибири, соединяющая Новосибирск с границей России и Монголии на территории Республики Алтай. Официальное название – федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт». До 2018 года трасса также имела индексацию М52. Чуйский тракт является одним из отрезков трансазиатской магистрали AH4 Новосибирск – Карачи. Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается грунтовой автодорогой A0306 граница с Россией – Улгий (Баян-Улэгэй, Монголия).

Автомобильные дороги России и красным М52

В наше время наименование Чуйский тракт применяется ко всей трассе Р265, однако исторический тракт имеет меньшую протяженность. Он начинался в Бийске (Алтайский край) и продолжался до границы с Монголией. Для подавляющего большинства туристов именно эта часть автомагистрали представляет наибольший интерес. Здесь проходит горная часть автомагистрали и расположены наивысшие перевалы трассы – Семинский и Чике-Таман. По Республике Алтай Чуйский тракт идет вдоль главной водной артерии региона реке Катунь. А свое название таркт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.

Трассу Р265 можно условно разделить на 3 части:

  • равнинную;
  • среднегорье;
  • высокогорную с вершинами и котловинами.

Равнинная часть начинается в Новосибирске и продолжается до Горно-Алтайска, трасса в этом месте проходит по Бийско-Чумышской возвышенности. От Горно-Алтайска до села Акташ лежит среднегорная часть с двумя перевалами. От Акташа до границы – высокогорный отрезок.

Подробная карта дороги Чуйский тракт

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.

Современное состояние

Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.

От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай продолжается предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и продолжается до границы. Здесь дорога проложена на высоте чуть менее 2 км над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная зона, для дальнейшего пути необходимо предъявить паспорт гражданина РФ. Иностранцам без разрешения погранслужбы дальнейший проезд запрещен.

Климат и погода

Из-за большой протяженности и особенностей рельефа климат Чуйского тракта неоднороден. Северная часть магистрали от Новосибирска до Бийска проложена в местности с умеренным континентальным климатом. Среднегодовая температура – от +1,8 °C в Новосибирске до +3,2 в Бийске. Зимы холодные, с устойчивым снежным покровом. В январе средняя температура составляет от -14 до 16 °C. Лето – жаркое, в июле средняя температура достигает отметок в +19 – +20 °C. Увлажненность средняя, круглогодичная, максимум осадков выпадает в июле. Предгорья, в том числе и Горно-Алтайск, отличаются более мягким климатом – зимой тут чуть теплее, а летом чуть прохладней, чем в степях Новосибирской области и Алтайского края.

Горные перевалы (Семинский и Чике-Таман) отличаются суровым климатом с очень низкими температурами зимой. Отрезки между перевалами лежат в условиях плоскогорья средней высоты. Эти районы (Акташ, Онгудай, Иня) отличаются сухим климатом с малоснежными зимами, ясной погодой и ощутимыми ветрами. Среднегодовая температура составляет -0,3 °C.

Самые суровые климатические условия на протяжении Чуйского тракта отмечены в межгорных котловинах – Курайской и Чуйской степях. Это объясняется феноменом температурной инверсии – в зимнее время весь холодный воздух скапливается в низинах, поэтому с повышением высоты над уровнем моря температура повышается. Морозы в Чуйской степи могут достигать отметки в -60 °C. Период без заморозков обычно не превышает и 2 месяцев, но и летом они вполне могут случиться. Средняя температура января составляет -32 °C, в июле воздух в среднем прогревается до +14 °C. Кроме экстремально низких температур Чуйскую котловину отличает минимальное количество осадков. Их среднегодовая сумма – всего 80-150 мм, и те выпадают исключительно в летнее время. Единственный плюс местного климата – здесь почти всегда светит солнце (более 300 дней в году).

Крупные населенные пункты вдоль дороги

Крупнейший населенный пункт Чуйского тракта лежит у основания трассы. Новосибирск – самой большой по численности населения город автомагистрали с населением более 1 млн. 600 тыс. человек. Также среди крупных городов, лежащих на трассе, можно отметить:

  • Бердск (100 тыс. жителей);
  • Искитим (57 тыс.);
  • Новоалтайск (73 тыс.);
  • Барнаул (633 тыс.);
  • Бийск (203 тыс.);
  • Горно-Алтайск (63 тыс.) – единственный город на территории Республики Алтай.

Последний относительно крупный населенный пункт на трассе – пос. Кош-Агач, лежащий в Чуйской степи, обладает населением в 9 тыс. человек.

Инфраструктура трассы

На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт отличного качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – классическая российская автодорога федерального значения с большим количеством заправок, кафе и мест для ночлега. Исторический Чуйский тракт можно разделить на 2 части: промежуток от Бийска до Акташа и отрезок от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей.

Сразу за Акташем местность становится более пустынной, следующие очаги цивилизации встречаются уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, хотя за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык есть пара гостиниц. От Кош-Агача до Ташанты местность практически пустынна, нет ни заправок, ни гостиниц, почти нет сотовой связи.

Чуйский тракт зимой

Зимняя поездка по Чуйскому тракту связаны с некоторыми сложностями. В отличие от большинства горных дорог, главная опасность, которая подстерегает путников на Чуйском тракте, это не снежные заносы, а гололедица. Поэтому тракт на территории Республики Алтай в зимний период регулярно посыпается противогололедными средствами. Вероятность схода снежных лавин невелика. Низкие температуры могут доставить неприятности в Чуйской и Курайской котловинах, поэтому поездка по тракту зимой в этой местности – занятие для экстремалов.

Достопримечательности и интересные места

Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.

Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.

Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.

Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.

Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».

Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.

Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.

По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.

Чуйский тракт путешествие на автомобиле

Удивительно, но на Алтае, наряду с горами, реками, озерами и лесами достопримечательностью является даже дорога!

Чуйский тракт — крупнейшая транспортная артерия Сибири, имеющая стратегическое значение для региона (дальше Бийска нет железной дороги, а единственный аэропорт находится в Горно-Алтайске). Не только сейчас, но и в глубокой древности Чуйский тракт использовался для доставки грузов в Монголию и Китай, укрепляя торговые отношения и обеспечивая культурный обмен. Но тысячи туристов каждый год путешествуют по Чуйскому тракту не по этим причинам, а потому, что здесь на самом деле очень красиво.

Достопримечательности Чуйского тракта

Протяженность Чуйского тракта (Р-256, от Новосибирска до Ташанты, на границе с Монголией) — около 970 км (историческая его часть, от Бийска — около 600 км), он проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Дальше, на территории Монголии, тракт «вливается» в международную трассу АН4, от городка Яранай в Монголии, через территорию Китая (Урумчи) до пакистанского города Карачи.

Лучшие места Чуйского тракта

С точки зрения «зрелищности» самым привлекательным будет участок от Усть-Семы до Кош-Аагача, за один день путешествия пейзаж за окном меняется от алтайский предгорий, до горных перевалов (Семинский, Чике-Таман) и выскогорных степей ближе к Кош-Агачу, и практически все время вы будете видеть крупнейшие реки Алтая (сначала Катунь, затем — Чую).

Достопримечательности Чуйского тракта

К самым популярным объектам, расположенным вблизи Чуйского тракта, относятся перевалы Семинский и Чике-Таман, которые разительно отличаются по своим природным характеристикам.

Популярные смотровые площадки находится у места слияния Чуи и Катуни, а также в высокогорной Курайской степи, где открывается панорама Северо-Чуйского хребта. Археологические памятники встречаются на протяжении всего тракта, но самый крупный из них, урочище Калбак-Таш, находится на подъезде к селу Иодро.

Особо посещаемым в последние годы стало Гейзеровое озеро за селом Акташ (небольшой водоем с удивительным цветом воды, на поверхности которой можно увидеть разводы в форме кругов, образованных выбросами донных глинистых отложений), а также долина «Алтайского марса» (благодаря сочетанию разных горных пород склоны приобретают удивительно яркие цвета всех оттенков).

Достопримечательности Чуйского тракта

Достопримечательности Чуйского тракта на машине

351-й км, г. Бийск
«Нулевой километр» старого Чуйского тракта, где, символично, посреди проезжей части находится единственный в России музей, посвященный дороге, Музей Чуйского тракта. Противоположные потоки машин уважительно объезжают его с двух сторон. Также рядом с музеем, по правую руку от него, если стоять спиной к мосту, берет свое начало историческая улица Бийска, прогулявшись по которой можно полюбоваться архитектурой старого купеческого города.

384-й км, с. Сростки
Небольшой алтайское село, известное благодаря своему жителю — Василию Макаровичу Шукшину. Здесь находится мемориальный музей писателя, здесь же проводятся знаменитые Шукшинские чтения, на которые приезжают тысячи поклонников его творчества.

Достопримечательности Чуйского тракта

428-й км, граница Республики Алтай
Установлена въездная скульптурная композиция, есть смотровая площадка.

435-й км, с. Майма
Село-спутник столицы Республики Алтай, Горно-Алтайска, а может и наоборот, ведь основано оно было гораздо раньше современного города (в 1811 г.). В Горно-Алтайске находится Национальный музей им. А.В. Анохина, а также древнейшая в Сибири стоянка человека времен палеолита (Улалинская стоянка, работает музей под открытым небом).

458-й км, мост через Катунь (Соузгинский мост)
Переехав через мост, на левый берег Катуни, можно попасть к озеру Ая (5 км), в село Алтайское, где находится опытное хозяйство компании «Биолит» (Цветущая долина, 40 км). Повернув после моста налево, можно доехать до комплекса «Бирюзовая Катунь» (см. ниже).

465-й км, с. Черемшанка
Буквально в нескольких сотнях метров от дороги есть небольшой водопад (Черемшанский).

468-й км, на подъезде к с. Манжерок
Памятник В.Я. Шишкову, инженеру, одному из проектировщиков современного Чуйского тракта. Рядом с памятником есть смотровая площадка и большой сувенирный рынок.

Достопримечательности Чуйского тракта

470-й км, с. Манжерок
Достаточно крупное село на берегу Катуни, если остановиться рядом с магазинами на въезде и пройти по сельской улице к реке, можно увидеть знаменитый Манжерокский порог (II-III к.с.).

472-й км, съезд к с. Озерное
Рядом с селом Озерное (около 2 км от Чуйского тракта) находится озеро Манжерок, где оборудована зона отдыха (пляж, кафе, развлечения), озеро известно тем, что в нем растет реликтовое растение чилим (водяной орех). Также совсем рядом находится всесезонный курорт «Манжерок», где работает кресельный подъемник до вершины горы Малая Синюха (панорама долины Катуни), кафе, сувенирные ряды, есть большой веревочный парк, в зимний период времени представлены все возможные виды «снежного «отдыха — горнолыжный склон, каток, спуск на «ватрушках».

477-й км, мост «Бирюзовая Катунь»
Подвесной мост через Катунь, который ведет к одноименному развлекательному комплексу с искусственным озером и пляжем (на левом берегу), с моста открывается очень красивый вид на реку, склоны густо покрыты маральником и особенно красочно выглядят в мае. Также в шаговой доступности находится уникальный археологический памятник — Большая Тавдинская пещера, самая крупная из целого комплекса пещер общей протяженностью около 40 км (проводятся экскурсии).

Достопримечательности Чуйского тракта

491-й км, с. Барангол
На въезде в село расположен т/к «Царская охота», через подвесной пешеходный мост которого проходит тропа к Камышлинскому водопаду (5 км от тракта). По-соседству находится одно из самых крупных туристических бюро по организации рафтинга и мото-рафтинга по Катуни (Речной вокзал).

495-й км, поворот в сторону с. Камлак
Развилка Чуйского и Чемальского трактов, раньше дорога проходила через село Усть-Сема, современная автомобильная развязка находится не доезжая его.

505-й км, с. Камлак
Здесь находится небольшой ботанический сад, проводятся экскурсии.

509-й км, зубрятник
Здесь, не доезжая села Черга, находится опытное хозяйство по разведению зубров и сарлыков, в нем также можно увидеть маралов, проводятся экскурсии.

Достопримечательности Чуйского тракта

525-й км, гора Шаманский камень

546-й км, с. Шебалино
Один из самых крупных населенных пунктов по пути, здесть есть магазины, кафе, АЗС

582-й км, Семинский перевал
Высота перевала составляет 1826 м, оставив машину у памятника в честь вхождения в состав России, можно подняться на близлежащую вершину Сарлык, с которой отрывается панорама окрестностей (через территорию турбазы «Динамо», работает кафе).

Достопримечательности Чуйского тракта

610-й км, развилка на с. Усть-Кан
Поворот с Чйского тракта в сторону сел Усть-Кокса и Тюнгур, в знаменитую Уймонскую долину, к подножиям Белухи.

613-й км, с. Туэкта
Здесь находится уникальный археологический комплекс (могилник), включающий в себя 29 каменных столбов. В непосредственной близости от села находится около 30 курганов (всего в комплексе их более 180).

618-й км, парк «Уч-Энмек»
Природный парк «Уч-Энмек» (Каракольский природный парк) занимает огромную особо охраняемую территорию, здесь представлены и курганные захоронения, и петроглифы, проводятся экскурсии. Практически каждое село далее по тракту может «похвастаться» археологическими памятниками (Каракол, Шишикман, Онгудай, Купчегень и пр.).

Достопримечательности Чуйского тракта

661-й км, перевал Чике-Таман
Каменистый перевал высотой 1460 м, подъем на него представляет из себя серпантин. Есть смотровая площадка с кафе, рядом с ней установлен памятник в честь строителей Чуйского тракта.

680-й км, устье р. Большой Ильгумень
Здесь находится Большой Ильгуменский порог (III-IV к.с.).

691-й км, устье р. Большой Яломан
Яломанское городище, археологический комплекс.

706-й км, оленные камни
Камни расположены у самой дороги, чуть дальше села Иня.

Достопримечательности Чуйского тракта

710-й км, крепость Бичикту-Кая
Остатки оборонительного сооружения XVII-XVIII веков.

712-й км, место слияния рек Катунь и Чуя
Хорошая смотровая площадка, дальнейшая часть тракта проходит по берегу Чуи, оправдывая свое название.

Достопримечательности Чуйского тракта

723-й км, урочище Калбак-Таш
Уникальный археологический памятник, который находится в двух шагах от тракта и включает в себя сотни петроглифов (наскальных рисунков), проводятся экскурсии, предусмотрен рекреационный сбор.

728-й км, комплекс Адыр-Кая
Археологический памятник, включающий в себя курганы, петрогливы, оленные камни (самый известный — Чуйский оленный камень).

744-й км, памятник Кольке Снегиреву
Памятник, посвященный нелегкому труду водителей Чуйского тракта.

759-й км, водопад Девичьи слезы (Ширлак)
Небольшой водопад на притоке Чуи, реке Текту, до которого совсем несложно дойти пешком.

760-й км, порог Бегемот
В этом месте находится мост через Чую, с которого хорошо просматривается один из самых коварных порогов, Бегемот (V-VI к.с.).

780-й км, с. Чибит
От села Чибит начинаются пешеходные маршруты к группе Шавлинских озер.

788-й км, с. Акташ
Крупное село, через пару километров от него в строну от Чуйского уходит Улаганский тракт, который выходит к южному берегу Телецкого озера.

796-й км, Гейзеровое озеро
Путь к озеру совсем недолгий, он проложен по настоящему высокогорному болоту (настил из дерева), проход по тропе платный.

Достопримечательности Чуйского тракта

798-й км, Родник
Небольшой родник Кара-Тыт с чистейшей водой находится прямо у дороги, есть беседка.

801-й км, Чуйская ГЭС
Строительство ГЭС на реке Чуя было заморожено еще в 70-е годы, оставив в наследие памятник индустриальной эпохи.

820-й км, смотровая площадка
Здесь открывается самая хорошая панорама Северо-Чуйского хребта.

822-й км, с. Курай
Здесь начинаются маршруты к ледникам Актру.

Достопримечательности Чуйского тракта

840-й км, памятник Обоо
Здесь установлен традиционный для алтайцев памятник поклонения духам (пирамида из камней), очень колоритное место с видами высокогорной Курайской степи.

864-й км, поворот к урочищу Кызыл-Чин
Совсем недалеко от тракта находится знаменитый «Алтайский марс».

889-й км, с. Кош-Агач
Последний крупный населенный пункт на Чуйском тракте.

Достопримечательности Чуйского тракта

Потерялся в шерегешских лесах. Все пропало?

Потерялся в шерегешских лесах. Все пропало?

Шерегеш — комфортабельный горнолыжный курорт, на котором одновременно отдыхают и катаются тысячи человек, но расположен он среди тайги, в горах, а гор

Сектор Е Шерегеша

Сектор Е Шерегеша

Сегодня он второй по популярности после сектора А. В секторе Е – самый длинный в Шерегеше спуск – 3900 метров. Добраться до сектора Е можно бесплат

Кальянная в Шерегеше

Кальянная в Шерегеше

Любителей попускать ароматный пар можно встретить где угодно. А собирает их под своей гостеприимной крышей кальянная. Такие заведения можно найти даже

Семейный отдых: летние каникулы в Шерегеш

Семейный отдых: летние каникулы в Шерегеш

Каждый родитель считает, что летние каникулы ребенок должен провести с пользой. Но понимание у всех разное: одни родители выбирают оздоровительные про

Где недорого поесть в Шерегеше?

Где недорого поесть в Шерегеше?

Когда бы и куда бы вы ни ехали, вопросам проживания, транспорта и питания нужно уделить максимально возможное внимание заранее. Ведь продумав каждую и

Что представляет собой Горная Шория?

Что представляет собой Горная Шория?

Горная Шория – регион на юге Кемеровской области, на стыке Западного и Восточного Саяна – горных систем Сибири и Алтайских гор. Это наиболее популярны

Как забронировать жилье в Шерегеше и не остаться на улице?

Как забронировать жилье в Шерегеше и не остаться на улице?

Когда, где и как забронировать проживание в Шерегеше каждый выбирает сам. Кто-то готовится к поездке обстоятельно — заранее сравнивает варианты гости

Вип отдых в Шерегеше

Вип отдых в Шерегеше

В Шерегеш приезжают туристы с разными запросами и бюджетами. И если катаются «экономы» и «випы» на одних и тех же трассах, то передвигаются до курорта

Музеи Горной Шории

Музеи Горной Шории

Музеи Горной Шории богаты экспозициями, тут есть на что посмотреть и с пользой провести время. Музей этнографии и природы в городе Таштагол – центре

Шерегеш на карте

Шерегеш на карте

Как найти зимнюю сказку для поклонников активного отдыха? Поможет обращение к карте области за Уралом. Что представляет собой Горная Шория и Шерегеш,

Магазин

Магазин «Кукуруза» в Шерегеше

Обыденная часть жизни небольшого сибирского поселка или знаковое место? Точка сбора всех, кто отправляется на гору Зеленая за лучшим снегом и отличным

Достопримечательности Горной Шории

Достопримечательности Горной Шории

Никто не спорит, что в Горную Шорию едут за чудесным уникальным снегом, долгим сезоном катания и мягкой погодой. Но интересных селфи и местных красот

Путешествие по Чуйскому тракту

Medium

В прошлом году я внезапно открыл для себя Горный Алтай. Ну да, я живу в Новосибирске, но так ни разу и не был на Алтае, не видел гор и бла-бла-бла 🙂 Короче, вы все должны быть в курсе этой душещипательной истории. Впечатлений я тогда получил выше крыши, но забраться получилось не дальше Чемала. Поэтому в этом году я совершенно точно решил, что нужно ехать на Алтай и обязательно куда-нибудь подальше.

Новосибирск — Телецкое рзеро

Ну, началось все как всегда. Встали ни свет ни заря, чтобы миновать пробки, сели в машину и погнали до Телецкого озера. Я, жена моя, брат мой и его подруга. У брательника с машиной возникли кое-какие проблемы, поэтому пришлось вчетвером ехать на моем старичке. Честно говоря, я был слегка озабочен тем фактом, что придется обгонять по трассе и штурмовать перевалы с четырьмя человеками в салоне и при включенном кондиционере. К счастью, все оказалось не так страшно.

Первой остановкой на нашем пути был Горно-Алтайск. Очень милый город. Он, буквально, вытянулся вдоль пары улиц и со всех сторон зажат горами. Чем-то напомнил Карловы Вары. А еще запомнилось отношение к пешеходам. По-моему, тут очень охотно уступают им дорогу.

После Горно-Алтайска я отдал руль своему брату и, пожалуй, это самое интересное, что со мной случилось в тот день 🙂 Если я не ошибаюсь, то это был первый раз, когда я ехал пассажиром на праворульном авто. И с непривычки это оказалось делом довольно страшным. Всю дорогу я ругался и просил брательника, чтобы он держался правее, потому что мне постоянно казалось, что я еду по встречке. А тот факт, что последнее время брат ездил на леворульной машине только усугублял мой страх. К счастью, вскоре я все же привык к габаритам и успокоился 🙂

В общем, пара часов страха на пассажирском сидении праворульного автомобиля и мы оказались в селе Артыбаш, что расположено на берегу Телецкого озера.

Само Телецкое озеро меня как-то не впечатлило. Ну да, это одно из самых больших пресных высокогорных озер. Его средняя глубина 175 метров, а максимальная доходит до 325! Оно раскинулось прямо между гор, и отвесные скалы резко уходят под воду. Но сами виды озера меня совсем не зацепили. Быть может, чтобы оценить его красоту, нужно провести там недельку (а то и две), порыбачить, пожить дикарями на берегу, сходить на лодке до его южного берега, и вдоволь насладиться тишиной. Что ж, все впереди.

Программа минимум на Телецком — это водная прогулка по северной части озера с посещением нескольких водопадов и каменного залива. Вот, например, водопад Чедор.

Телецкое озеро — Озеро Ая

Погостив немного на Телецком озере, мы двинули в обратную сторону. Озеро Ая и все, что с ним связано — довольно скучное туристическое место. Отдыхать в окрестностях озера Ая — это как ехать в Турцию, в пятизвездочный all-inclusive отель. В общем, популярное туристическое место. Ну, а мы хотели пару дней повялиться на пляже и составить свое мнение об этом месте.

Мы поплавали в озере, и еще разок сходили в Тавдинские пещеры. Но весь день и весь вечер нас манили холмы, видневшиеся с балкона домика, где мы остановились. На утро мы сели в нашу пузотерку и поехали их смотреть. Вскоре мы забрели на тропу, по которой катают туристов УАЗики. Меня все время не покидала мысль, что сейчас мы спустимся с очередного холма, а обратно забраться уже не получится. Экстрим для начинающих 🙂

В общем, мы все ехали-ехали, пока не стало очевидно, что на следующий холм нам не забраться. Так что мы решили оставить машину и немного прогуляться пешком. Найди кадабромобиль 🙂

Дорога в гору выглядела довольно короткой и совсем несложной для пешей прогулки, но как это часто случается в горах — это было ложное чувство. Зато вид с горы открывался обалденный. Этот день мне запомнился.

Обратно уставшие туристы решили срезать и поперлись по «короткой» траве. А теперь видишь кадабромобиль? 🙂

Озеро Ая — село Онгудай

Дальше мы решили ехать по Чуйскому тракту как минимум до красных ворот, как максимум до снежных вершин и перевала Кату-Ярык

Семинский перевал мы совершенно случайно проскочили 🙂 Ну, то есть он довольно органично вписался в горные серпантины, и я пролетел его наивысшую точку, только потом поняв, что это и был Семинский перевал. И вообще, это не перевал, а так. Перевалы будут дальше.

Но вот именно тут, за Семинским перевалом, и начинается самая-самая красота. Это уже совершенно другой Алтай.

Степь. Горы «лысеют».

Места становятся все более и более дикими. По дорогам разгуливают и бычатся коровы. Эти наглые животные вообще ничего не боятся. Так забавно смотреть, как они стоят, смотрят на тебя и даже глазом не ведут, а ты едешь на них со скоростью 60 км/ч. Железная выдержка.

К вечеру мы доехали до села Онгудай. Вот вам несколько фактов об этом селе:

1) В селе Онгудай и далее по Чуйскому тракту алтайцев больше, чем русских. Я бы даже сказал, что русских тут почти нет. Вместе с тем на дорогах начинают появляться автомобили с монгольскими номерами.

2) Здесь много сусликов. Любимое занятие сусликов — перебегать дорогу прямо перед автомобилем на радость городским жителям 🙂

3) Село Онгудай — это вам не Ая. Мы проехали село вдоль и поперек и насчитали всего 3-5 сдающихся туристам домиков. В итоге нам все-таки повезло найти турбазу, где был свободен один-единственный двухместный домик. Смотритель любезно согласился втиснуть в домик вторую кровать. Жизнь продолжается 🙂

Село Онгудай — Красные ворота — озеро Ая

Утром мы заправились на местной заправке сомнительного вида. В конце дня засекли расход топлива и он составил всего 6.7 литров на 100 км. «Да это же круто!», — подумал я. Четыре человека в машине, +30 за бортом, кондиционер на полную катушку, горные перевалы и агрессивная манера езды.

Продолжая обалдевать от местных видов, замечу, что таких гор вы не увидите ни в Чемале, ни на Телецком озере. Обязательно нужно съездить по Чуйскому тракту.

Перевал Чике-Таман. Абсолютная высота перевала — 1295 м. Перепад высот — 659 км. Классический серпантин. Было интересно порулить здесь.

Ну, и далее по маршруту масса красивых мест.

Село Иня примечательно Ининским подвесным мостом. Он был построен в 1936 году и стал первым двухсцепным висячим мостом в мире.

Чем дальше, тем более роскошные виды предстают перед глазами. ЗАЦЕНИТЕ!

Слияние Чуи и Катуни.

Моя минута славы 🙂

Памятник «в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая».

Шикарное место для памятника.

Еще один водопад.

К качеству дорог не придраться. Да и машин тут не много. Ехать — одно удовольствие.

По пути встретили много велосипедистов. В определенных кругах это называют это алтайским веломазохизмом.

А вот, собственно, и наша цель — красные ворота.

To be continued.

Пока все. Дальше мы в этот раз не поехали. Величественный Кату-Ярык, долину Чулчымаша, снежные вершины и ледники мы решили оставить на следующий раз.

Кстати, да. На обратном пути со мной приключилась странная вещь. При спуске с Семинского перевала на прямом участке я разогнался до 110 км/ч и при торможении ощутил очень и очень сильную вибрацию. Я даже подумал, что у меня колесо сейчас отвалится. К счастью, я не растерялся и затормозил двигателем вплоть до первой передачи. Потом это постепенно прошло.

Что это было? Перегрев тормозов? Если так, то значит, чтобы перегреть тормоза нужно разогнаться минимум до 100 км/ч, обязательно ехать с горки и более-менее интенсивно тормозить. Потому что даже при спуске с Чике-Тамана я смело давил на тормоз и ничего ни разу не перегрелось.

Источник http://snovadoma.ru/interes/Rest/chuysky/

Источник https://www.sibalt.ru/info-gornyj-altai/921-dostoprimechatelnosti-chujskogo-trakta

Источник https://autokadabra.ru/shouts/80338

Источник