Содержание статьи
Горный Алтай самостоятельно на машине. Топ мест куда поехать на Алтае
Ущелье Софийского ледника
Интересные места на Алтае и как в них попасть.
Алтай огромный и разный. Сюда можно приезжать каждый год всю жизнь и каждый раз открывать новое. В этом посте делюсь с вами своими любимыми местами, куда можно проехать на внедорожнике и кое-где немного пройти пешком. Совсем пеший Алтай будет в следующий раз:)
Когда ехать на Алтай (сезоны) и немного особенностей
Путешествовать по Алтаю можно круглый год, но:
- Зимой тут конечно же холодно, но сказочно красиво, потому что всё в снегах. В горах возможны лавины и ходить по ним стоит понимая что такое лавиноопасные места.
- В начале лета хорошо, но много воды на дорогах ущелий и клещи.
- В предгорьях Алтая есть множество баз отдыха (Чемал, Телецкое озеро и тд) и тут хорошо круглый год.
- Лучшее время для походов и поездок по Алтаю: август-сентябрь, когда можно проехать даже на плато Укок (меньше воды) и меньше всего клещей.
Что ещё важно знать о путешествиях по Алтаю:
- В туристическом Алтае (Чемал, Телецкое) много туристов, но и много удобств. Добраться сюда легко автостопом и на общественном транспорте.
- Самые интересные места Алтая находятся там, куда не ходят автобусы и попутки бывают очень и очень редкими (далеко не каждый день), изредка на 100 км попадаются домишки с местными пастухами. В такие места забираться можно частично на внедорожниках, либо ходить по ним пешком.
- Оф-роуд на Алтае великолепен. Можно увидеть много красивых и разных мест. Давайте посмотрим каких именно.
- (вспомню что-нибудь ещё важное, обязательно допишу:).
Интересные места Алтая для путешествий на машине, координаты и фото
Ущелье Софийского ледника
Вообще от посёлка Бельтир можно ехать в разные ущелья и все они красивы. До Софийского ледника можно доехать осенью. Зимой там много снега, а в начале лета в ущелье слишком много воды. Координаты: 49.794444°, 87.772222°
Как пользоваться Гугл-координатами можно прочитать тут>>
Софийский ледник
Марсианские пейзажи за посёлком Бельтир
Такие пейзажи вы будете проезжать по дороге к Софийскому леднику или Карагемскому и другим ущельям. Это не тот популярный алтайский Марс, о котором я пишу ниже, но выглядит он даже более реальным.
Марсианский Алтай, ущелье Кызыл-Чин за посёлком Чаган-Узун
А это и есть «Марсианские пейзажи Алтая», куда возят на экскурсии. Найти это место вам предстоит без координат, подсмотрев на картах Гугл где находится Чаган-Узун. После него небольшая головоломка в виде разветвляющихся дорог и вы на Марсе.
Вершина (ретранслятор) за посёлком Акташ
Гугл Координаты места: 50.34001,87.748672 Подняться сюда можно на внедорожнике прямо на самую вершину, проезжая из Акташа мимо заброшенного рудника. Виды с вершины бомбические.
Ночное Телецкое озеро
К озеру можно подъехать с двух сторон. Для тех, кто не интересуется лёгкими путями — Южный берег Телецкого озера, к которому можно проехать через перевал Кату-Ярык и долину реки Чулышман. Дорога довольно утомительная, но и виды здесь красивше. На берегу есть домики, в которых можно остановиться, либо поставить палатки. Координаты: 51.347994, 87.776104
Более простой способ попасть на Телецкое озеро — подъехать к нему с северной стороны через посёлок Артыбаш, можно на общественном транспорте.
Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык
Спуск в долину прямо по серпантину, что на фото↓. Дорога считается небезопасной, но честно говоря я так и не ощутила себя в опасности, спускаясь по ней. Едем и едем себе, любуясь видами. Проезжают тут даже пузотёрки, правда некоторым потом проблематично подняться. Гугл Координаты: 50.911640, 88.216379
А вот видео с тех мест:
Перевал Учитель, ущелье Актру
Перевал Учитель находится в ущелье Актру. Высота около 3150 метров. Категория сложности 1А. Один из самых простых категорийных перевалов в ущелье, на который можно подняться и спуститься примерно за 4-5 часов.
Гугл координаты: 50.084444, 87.778611
Вид с подъема на перевал Учитель
Горные тропы в районе ущелья Актру, тропа на Голубое озеро и ледник Актру
В ущелье Актру много мест, куда можно сходить. Маршруты здесь есть очень сложные, куда идти можно только со снаряжением и в связках, и простые, куда можно «сбегать» за несколько часов. Про маршруты можно спрашивать альпинистов на базе.
База Актру — это такое место, которое стоит посетить само по себе. Во-первых, потому что сюда не так легко попасть на машине и если вы проехали, то это уже круто, во-вторых, тут чудесно…
Голубое озеро возле ледника Актру
Голубое озеро — перевалочная база для альпинистов, восходящих на вершину или ледник Актру. Потрясное местечко, в которое стоит прогуляться от базы Актру. По времени это займёт часа 4-5. Гугл Координаты: 50.077716, 87.724579
Вершина Купол Трех озер
Сложность восхождения на вершину Купол — 1Б. На подъём и спуск закладывать можно весь день (ок 12 часов). Идти сюда можно двумя путями. Подниматься рекомендуется с проводником. Зимой — с кошками. В любом случае перед подъёмом вам придется пообщаться со знающими людьми в базе Актру, чтобы узнать дорогу и про безопасность подъёма. Восхождение начинается от лагеря Актру. Координаты Купола примерно тут:): 50.044800, 87.806500
Поляна за Карагемским перевалом
Координаты места: 49.962720, 87.622576
Место прекрасное, но проехать сюда можно только на подготовленном внедорожнике и лучше не в одиночку, потому что вытягивать друг друга иногда приходится. Дорога сложная. Много бродов с большими камнями, уклонов и …отсутствия дороги. Но оно того точно стоит. Добираться от Бельтира. На самой поляне есть баня:)
Дорога от поляны на Карагемский перевал.
Плато Укок
Укок — плоскогорье, расположенное на стыке границ Казахстана, Китая, Монголии и России. Высота здесь 2200—2500 м, дуют ветра, зимой температура опускается до -50. Самая высокая точка Укока — гора Куйтэн-Уул 4374 (вторая по высоте на Алтае).
Укок — место древних захоронений, именно здесь археологи раскопали принцессу Укока. Место странное, холодное, чудесное. Оно тянет к себе снова и снова… Проехать сюда более вероятно в августе-сентябре. Весной и в начале лета много воды, иногда снег. Проехать на Укок можно либо черзе перевал Тёплый ключ (наиболее вероятный способ), либо через реку Джазатор.
Координаты плато: 49.268354, 87.413683
Тёплый ключ: 49.408177, 88.035687
«Дорога» на Укоке в августе
Путь на перевал Тёплый ключ А это попытка проехать на Укок через реку Джазатор. Попытка не удалась) Путь домой с Алтая. Чуйский тракт
*Сюда не влезли все остальные места, потому что Алтай необъятный и всегда остаётся всё остальное, ещё не изученное… Там ещё Тува через перевал Бугузун и много много шикарных мест.
Ну кстати я с вами многими поделилась, поделитесь и вы своими любимыми в комментариях↓ Буду очень рада.
Другие интересные посты в блоге:
©Ольга Салий. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Вы можете оценить эту статью: (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Автопутешествие по Алтаю
Мысль совершить путешествие на Алтай мы вынашивали уже достаточно давно — ещё в мае 2020 задумались «а может, ну это море? Давай попробует вооооот сюда!».
С ответа «а давай!» и началась наша подготовка.
Мы искали туры, смотрели фотографии достопримечательностей, читали посты людей по хэштегам, и так родился наш маршрут.
Если вы не очень опытный водитель, как и мы, а хочется посмотреть по-максимуму, то этот лонгрид для вас! Очень надеюсь, что кому-то он поможет в составлении своей программы путешествия по Алтаю, как и нам помогли посты на Пикабу и в Инстаграм.
🔻Наши пожелания были такие:
⁃ Маршрут на неделю
⁃ Посмотреть как можно больше
⁃ Небольшие переезды на автомобиле (чтобы не уставать, плюс у арендованного авто лимит по км/день)
⁃ Не сильно углубляться в непроходимые дебри (сезон клещей)
⁃ Пригодные дороги (наш стаж около 2-х лет, грунтовая дорога не для нас)
⁃ Оптимальные условия проживания
Первое, что приходит на ум, когда думаешь о дикой природе Алтая — (а мы отправились туда в самом конце июня) — это. клещи! Решили чуточку обезопасить себя и сделали экспресс-прививку от клещевого энцефалита. Она проходит в 2 этапа: первая ставится за месяц до вылета, и вторая — за 2 недели.
Изначально, мы хотели построить маршрут по так называемому «Золотому Кольцу Алтая»: проехать из Горно-Алтайска по Чуйскому тракту до Акташа, а затем доехать до Телецкого озера, описав некий круг, и вернуться в начальную точку. Проблемой на пути, как кость в горле, стала дорога на перевале Кату-Ярык. Представьте себе знаменитую норвежскую дорогу Троллей с крутыми поворотами, но грунтовую, узкую дорогу, на которой трудно разъезжаются машины. Дорогу без дороги и каких-либо ограждений.
Посмотрев видео на Ютубе, фотографии дороги на перевале, оценив реально наши водительские навыки, мы поняли, что не проедем по грунтовке. К тому же, жаль арендованный автомобиль — даже не знаю, что нас беспокоило больше – что не справимся с дорогой, или состояние автомобиля после.
Были смельчаки, которые преодолевали Кату-Ярык на седане — из серии «слабоумие и отвага» (шутка, конечно, мы смотрели на них с удивлением, беспокойством и восхищением). Но, мы вам не советуем экспериментировать, если у вас а) маленький стаж вождения и б) не приспособленная для таких дорог машина -, лучше взять местного водителя, который уже 20 лет гоняет на «Патриоте» туда и обратно по перевалу — безопасно и комфортно.
В итоге, наш маршрут изменился, он стал менее логичен, так как мы решили проехать по Чуйскому тракту туда-обратно:
День 1️⃣ Аэропорт Горно-Алтайска > переезд до Чемала (с остановками для любования)
День 2️⃣ переезд из Чемала по Р 256 Чуйскому тракту в горную часть Алтая > Семинский перевал > Перевал Чике-Таман со смотровой > Слияние Катуни и Чуи (Чуй-Оозы) > Водопад Ширлак > Акташ (и миллион остановок на Чуйском тракте)
День3️⃣ Акташ > Гейзерное озеро > Марс в Кош-Агаче > Акташ > Красные ворота > Возврат на турбазу
(произошли изменения на месте — экскурсия от базы)
Акташ > Красные ворота > Мертвое озеро > Курганы > смотровая > перевал Кату-Ярык 😬 > пешком дошли до водопада Куркуре > восхождение до Каменных Грибов > Кату-Ярык > Акташ
День4️⃣ Гейзерное озеро > Петроглифы Калабак-Таш > Чуй-Оозы (нижняя смотровая) > Чемал
День5️⃣ Отправились на сплав по Катуни > Манжерок > Фуникулёр
День6️⃣ восхождение до скалы Чертов палец 🐒 > Чемальская ГЭС > отправились купаться на «Рублевку» 😀
День7️⃣ Ороктойский мост и переезд из Чемала до Горно-Алтайска ✈️
Билеты на самолёт, аренду автомобиля, бронь турбаз мы сделали в феврале, но мы выбирали почти из остатков — часть гостиниц и турбаз были уже недоступны, поэтому, рекомендую озадачиться выбором места проживания заранее!
Так как мы люди к походам не привычные — для нас всё-таки условия проживания важны. Мы понимали, что найти турбазу с удобствами дальше Чемала будет непросто. Если в Чемале для комфортного отдыха есть достаточно много баз, шале и гостевых домиков, то в Акташе рассчитывать душ в домике не стоит. Но нам невероятно повезло, нашли чуть ли не единственную гостиницу «Расул» в Акташе, где у каждого номера была своя ванная комната. К счастью, на наши даты там остался один номер в гостинице. Туалет, душ, завтрак (. ) — просто супер!
В Чемале мы выбрали гостевой дом «Чемальское подворье», тут прекрасные завтраки, можно также пообедать и поужинать в их кафе, даже если вы не проживаете в «Подворье».
Оба этих места для проживания рекомендуем.
В мае пришло письмо-счастье от Уральские авиалиний о том, что наша дата вылета сдвигается на день позже. Начался аттракцион с перебронированием и отменами 😡.
Мы нашли новый вариант ночлега в день прилёта в Чемале «Утёс Катуни» (там оказалось очень уютно и по-семейному, смело можем рекомендовать).
Июнь месяц прошёл с ежедневным мониторингом авиабилетов — изменится/не изменится. Мы понимали, что если будет сдвиг ещё хотя бы на день, то поездка не имеет смысла — неделя на Алтае — это очень мало, что уж говорить о 6 днях и меньше.
Благо, опасения не оправдались 😌.
🔻Что и где поесть?
Мы питались в основном в нашем гостевом доме «Чемальское подворье», но также побывали в прекрасном «Ранчо Техас» – тут есть отель и ресторан, кормят очень вкусно, цена, как в среднем московском кафе (сред. чек на 2-х 1500 ₽). Само по себе место очень атмосферное, стилизованные домики под ранчо – суперидея! Вписывается в окружающую местность шикарно.
Ещё заезжали по пути в «Местные манты» (Манжерок) — норм, ничего особенного, поесть можно, цены приятные.
Мы заранее позаботились о питании, потому что в Онгудайском районе НИЧЕГО нет, а ближе к Акташу и Кош-Агачу нет СОВСЕМ ничего.
В Москве нашли магазин «Спорт Марафон» и заказали 3 сухих пайка от разных производителей. Попробовав, нам больше всего по соотношению цена-качество понравился DeliLabs. Дополнительно заказали нагревательные элементы, чтобы можно было без огня разогреть еду в дороге.
В самом отеле «Расул» у нас был включен завтрак: каша, отварные яйца, чай, мёд. Можно позавтракать, а на счёт обеда нас напугали отзывы в Интернете, да и знакомые отсоветовали, поэтому туристическое питание очень выручило.
🔻Путешествие в цифрах:
24000₽ — билеты на самолёт туда и обратно из Мск (доплата за места 300₽)
+4 часа — разница во времени между Мск и Горно-Алтайском
16.400₽ — аренда 🚘 Соляриса на 7 дней
2000+ ₽ — еда, закупались в сети «Мария-Ра» (+ расходы на еду в кафе)
4500₽/чел — Экскурсия на целый день
🔻Чуйский тракт Р 256
Весь наш маршрут проходил по трассе Р 256 — Чуйский тракт — и она невероятно хороша. Качество дороги отличное, а местность, в которой она проходит — это отдельный туристический объект. Даже если вы приедете на Алтай на пару дней, просто возьмите машину и поезжайте на тракт до Чуй-Оозы — вы уже увидите больше, чем в курортных местах, типа Манжерока, Чемала или Белокурихи.
Алтай — место, которое напоминает всё и сразу. Норвежские фьорды, горы и луга Швейцарии, серпантин Сочи, «горные» леса Хорватии и Черногории, Кавказ.
Всю дорогу мы недоумевали, как люди летят на машинах, обгоняют и не останавливаются на каждой доступной точке. На протяжении всей трассы вас сопровождает бирюзовая вода Катуни, петляющая из стороны в сторону, вы видите горы, которые растут и растут с каждым новым поворотом и видоизменяются — от зелёного густого леса до песка, песчаника и валунов, по дороге встречаются стада коров, овец, коз, лошадей.
🔻Изменения в маршруте
Казалось бы, мы всё заранее распланировали, что могло пойти не так?
Во-первых, ожидаемые часы прибытия на базы сдвигались из-за остановок на фото и любование (потому что это просто невозможно как красиво!).
Во-вторых, изменились планы в Акташе – мы увидели около базы внедорожники, которые предлагают различного вида маршруты. Прочитав, что дорога на Марсовы горы от Кош-Агача непростая, и нам нужно будет просить местных на УАЗике подвезти, решили узнать, сколько будет стоить экскурсия. Получилось так, что в день «Марса» группа не набралась, но зато нам предложили проехать на перевал Кату-Ярык, посмотреть водопад и каменные грибы вместо (цитата местных) «попсового Марса, на который едут все». Пообещали активный и увлекательный тур. Взвесив все за и против, мы решили принести Марс в жертву и поехать на предложенную экскурсию, так как это позволяло увидеть гораздо больше природных достопримечательностей.
Маршрут получился вправду впечатляющий и достаточно активный. Если соберётесь, то учтите, что до водопада придётся идти до переправы, а потом топать ещё минут 20-30, а до Урочища Аккурум с каменными грибами нужно будет подниматься по тропе, уходящей круто вверх (треккинговая обувь пригодится).
Также, в последний день перед вылетом мы запланировали посмотреть Ороктойский мост, но времени было впритык, так как мост находился в 60 км от места нашего обитания в Чемале, совсем не по дороге в аэропорт (наш косяк, не посмотрели заранее).
Ороктойский мост и Марс – потеря потерь, но будет повод вернуться снова.
И (барабанная дробь) итоговое слово:
Путешествуйте по России! Вот серьезно, вне зависимости от того, закрыты ли зарубежные страны или открыты, найдите время на неё.
В моём списке есть множество посещенных городов, включая всё Золотое кольцо, Санкт-Петербург и окрестности, Калининградская область, Карелия, Иркутск и Байкал, теперь и Алтай. И чем больше я смотрю, читаю и езжу, тем больше мест в моем личном списке путешествий растёт.
И каждый раз в таком путешествии я нахожу некое место, которое ощущается мною абсолютно удивительно, я открываю что-то новое в себе самой, потому что это моё и ваше, и каждый уголок России — это про меня и про вас.
При переезде из Чемала мы застали дождливую погоду, но ближе к Горному Алтаю облака рассеялись, и появилось солнышко.
Перевал Чике-Таман с «неофициальной» смотровой выглядит фотогеничнее.
Чуй-Оозы — место слияния двух рек — можно посмотреть с двух площадок. По пути в Акташ мы заглянули на верхнюю смотровую, а на обратном пути — на нижнюю. Рядом с этим местом находятся Петроглифы (Калабак-Таш) — обязательно берите местного гида, так как половину петроглифов вы или не заметите, или не поймёте, что начертано.
Коршуны и суслики.
Жара +35, а мы решили пойти 2.5 км по тропе в горку на Чертов палец, хотя можно было заехать на автомобиле или взять лошадь. Но мы не ищем легких путей, ведь, когда уставший, пыльный и испытывающий жажду залезаешь на скалу — ощущение восторга и впечатление от вида усиливается. Ветер и вид — награда за твоё упорство.
Лига путешественников
13.8K поста 40.3K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.
В Акташе целый супермаркет есть, с хлебом, пельменями и дошираком, как «ничего»?!
А до Марса я спокойно доезжал на пузотерке системы Лада Калина, там относительно нормальная дорога.
На самом деле можно арендовать автомобиль с водителем. Проедете куда захотите и можно не рулить а отдыхать. У меня два друга уволились с работы и возят туристов!
В Акташ, к сожалению, в прошлом году не попали, но «Алтайскую кругосветку» на великах проехали. Очень здорово!
@muskattem вы сильно драматизируете перевал Кату-Ярык. Выглядит страшновато, но только для неводящих пассажиров, на самом деле он не такой уж и страшный. И на седане спуститься и подняться намного легче чем вообще до перевала доехать от Акташа, последние км 30 дороги к спуску мягко говоря местами не очень. Особенно мне понравилась пара песчаных подъемов метров по 100 в горку. Но по ним вас любой внедорожник на галстуке поднимет, мимо проезжающий, врятли откажет. Главное, если есть сомнения, не влазить куда попало, а попросить помощи заранее. Втащить снизу доверху пузотерку намного проще, чем сдергивать лежащую на пузе посреди подъема. Тоже самое касается самого перевала Кату-Ярык, если прошел сильный дождь или идет в моменте времени, а у вас передний привод, лучше сразу на галстук упасть дизелю какому-нибудь чтобы на верх подняться. На паром надо записываться заранее. И за кафе вы зря переживаете. С такой проходимостью еда на Алтае везде свежайшая.
Скалы
Боко Которский залив, Черногория
На Алтае, на лошадях и в ужасе
Мне страшно хотелось поехать на Горный Алтай. В конный поход. Сам я совершенно не смог бы объяснить, почему именно туда и почему именно на лошадях. Но я поехал, и теперь получился наполовину гид, наполовину впечатление.
Ведь что такое поход. Сначала ты сидишь на лошади трижды за всю жизнь, а потом по семь часов в день полторы недели подряд. Причем вот те первые три раза — на мягком спортивном седле, а полторы недели — на жестком походном. А промежность у человека одна и она не казённая.
«Это жопа, ребята», — рассказывал я потом друзьям. — «Там такая красота. Просто ужасно».
За полгода до этого девушка из турфирмы в Горно-Алтайске рассказывала, как нам с подругой будет хорошо. Нас ожидают конные прогулки по горным тропам, уют палаточного лагеря, ароматно булькающий над костром котелок и умиротворенное засыпание под звездным небом под пение птиц.
За четыре дня до вылета турфирмовая девушка перезвонила и сказала, что группа не набралась и всё переносится на две недели. Пока она говорила, я посмотрел, сколько будет стоить замена авиабилетов. Довольно меланхоличный обычно, я тут же страшно на неё наорал.
И первый раз в жизни это сработало.
Мы с девушкой Олей сидели в аэропорту, потом летели, потом ехали, потом грузили походные вещи и снова ехали. За сутки пути я пришел в себя один раз — когда на стоянке под Горноалтайском набивал рот блинчиками с земляникой.
Беспечно скакала по камням и буеракам речка Катунь. Беспечно скакали по камням и буеракам вдоль речки Катуни мы на старой-престарой «буханке».
К вечеру, с вытрясенной до донышка душой, доехали до урочища. Урочище — это как хутор, только урочище. В урочище стоят аилы. Аил — это как чум, только аил. На душистом лугу возле урочища я впервые с 14-летнего возраста постиг возведение палатки. Стараясь при этом не показывать спутнице своего отчаяния.
За ужином познакомились с инструктором и группой. Стало понятно, кому вышли боком мои телефонные вопли — тётеньке Татьяне пятидесяти лет, которая собиралась в небольшой пеший поход и никогда даже не сидела на лошади. Ей сказали, что пешая группа отменяется и единственный шанс побывать на Телецком озере и вокруг него — это взгромоздиться на коня.
Отважная. Когда на следующее утро пять человек сажали её в первый раз верхом, Татьяна тряслась так, что вибрация распространялась вокруг волнами. Вибрировали конюхи. Вибрировала лошадь. Вибрировал жирный алтайский чернозём и то, чем его незамедлительно удобрило непривычное к таким перегрузкам животное.
Забегая немного вперед — в середине похода, на перевале, лошадь понесла и Татьяна кубарем полетела с нее на землю.
На километр вокруг всё было покрыто только острыми камнями, матюгами конюхов и перспективами нести переломанную Татьяну на руках. Но ровно в том месте, куда она рухнула, рос то ли ягель, то ли можжевельник и путешественница осталась цела.
Представьте себе стоп-кадр: перевал, дождь, ветер, лошадиный галоп, острые каменные осколки, летящие из под копыт, и женщина, летящая с лошади. Пусть Татьяна повисит так ещё немного с вытаращенными от ужаса глазами, а мы вернёмся в начало. Путешественники собирались в путь.
К тому времени, когда все уселись на лошадей и выстроились цепочкой, я был вообще без сил. Хотелось упасть на траву и как Андрей Болконский смотреть в холодное небо Аустерлица. Труднее всего оказалось даже не упихать привезенные с собой вещи в лошадиные сумки, а решить, какую половину из этих вещей оставить на базе.
В стандартной походной лошади предусмотрены несколько слотов для снаряжения.
Основные пожитки прячутся в арчимаки — две прорезиненных сумки с перемычкой. Перемычка набрасывается на круп, сумки свисают по бокам. В первый же переход я узнал, что если упаковать их абы как, то самый твердый из лежащих в арчимаке предметов обязательно будет торчать углом изнутри и натирать ляжку, пока не взвоешь.
Палатка и пенки пакуются в драйбэг — круглую водонепроницаемую тубу. Она крепится за седлом поперёк лошади, а седок опирается на него поясницей. Драйбег я возненавидел с первой упаковки и на всю жизнь. Дважды в сутки я вступал с ним в схватку и каждый раз проходил все стадии принятия неизбежного. Пенки не скручивались, палатка не лезла.
«Ну и не впихивайся, раз не хочешь!» — я с досадой опускал драйбег на траву, но всё равно потом дёргал, тянул во все стороны, упирался и снова тянул.
Ещё один элемент конного такелажа — специальная боковая веревочка — предназначался для плащ-палатки. Ловкий ездок отвязывал и надевал плащ, не снимая себя с лошади, а когда дождь кончался, привязывал его обратно. За всю поездку я умудрился исполнить этот трюк только единожды и, кажется, чуть не проткнул себе ребром лёгкое.
Больше всего я переживал, что оставил на базе новенькие трекинговые ботинки и краги, а взял только резиновые сапоги. Как-то потом прочитал в книге, что такие решения называются «серендипностью» или «неосознанной компетенцией» — ни разу трекинговые ботинки не пригодились мне на этом грязном дождливом пути.
Короче, мы собрались. В такие моменты писатели обычно пишут: «И они поскакали. »
Но в жизни мы не поскакали, и даже не перешли на рысь, а двинулись шагом, то и дело мешковато сползая на сторону и прислушиваясь к ощущениям в промежности. Та рапортовала, что неживописная грунтовка очень, очень хорошо утрамбована.
Знаете, вообще-то я ожидал сразу оказаться на горной тропе! Слушать шелест трав, смотреть на очертания горных кряжей вдали. Как Ведьмак. Как Волкодав. И чтобы ветер овевал моё мужественное лицо и чуть прищуренные от горного солнца глаза. В этот момент конь задумчиво обошел лужу и протащил меня сквозь пыльный придорожный куст.
Коня звали Скачок. В голове промелькнуло «Квантовый. », но вслух я ничего не сказал. Посреди утреннего луга, косматых лиственниц и занятых сборами людей шутка показалась глупой.
Вообще, я довольно настороженно отнёсся к кличке — что ещё за скачок, куда он собрался скакать? — но за первые полдня пути немного успокоился. Конь размеренно цокал по грунтовке, будто повторяя своё имя — ска-чок, ска-чок, ска-чок.
А через три часа изнуряющей однообразием грунтовки мы свернули в лес и начались уже настоящие аттракционы.
Когда мы свернули с дороги в лес и солнце перестало жечь шею, я невольно выдохнул. И тут же — пфрфрфр! — шумно выдохнул конь. Ожидалось, что в лесу будет какая-то тропа, но нет, мы просто шли вереницей за лошадью проводника.
Кто-то из друзей спрашивал его потом: «А какой там был лес? Красивый, наверное? Густой?». «Мягкий», — я выбрал главную характеристику леса и поерзал на стуле. После грунтовки седло временно перестало вколачивать копчик внутрь, а мох под копытами лошади казался райскими облаками. Впрочем, облегчение длилось недолго.
Проблема с лесом была одна — там повсюду предательски росли деревья. Когда лошадь проходит мимо дерева, она рассчитывает только на собственную ширину и совсем не рассчитывает на свисающего по бокам седока с его арчимаками. Наверное, чуть более опытный ездок не испытывает таких проблем, но пока что я не управлял Скачком, а просто сидел на нём.
Когда в первый раз понял, что сейчас останусь без колена, то судорожно упёрся руками в надвигающуюся ёлку и попытался оттолкнуть себя вместе с конём в сторону. Скачок досадливо выдохнул и качнулся влево. Торчащий обломок ветки больно ткнулся в ляжку.
Через два часа мне начало казаться, что так теперь и пройдёт вся моя оставшаяся жизнь — в методичном отталкивании Скачка, который словно специально рикошетил от дерева к дереву. Наверное, откуда-нибудь сверху наше движение напоминало очень, очень медленный пинбол.
Впереди росли два дерева. Если бы ширина измерялась в конях, то между этими деревьями была ровно одна целая и две сотых доли коня. Скачок, видимо, посчитал так же и потому ускорился, чтобы не застрять. Я вспомнил сцену с лыжником из фильма «Самогонщики» и быстро понял, что либо стану опытным наездником прямо сейчас, либо мы въедем между этими деревьями и я порвусь вдоль, как сосиска во время варки.
Я взялся за поводья, натянул их что есть сил куда-то в сторону и назад, упёрся пятками в бока и изогнулся всем телом. Ещё попытался изобразить незнакомый звук «тпруу!», но получилось только сдувающееся «тпфссс». Скачок дёрнулся и медленно, как Титаник от айсберга, начал отваливать в сторону от смертельной ловушки. Когда опасность миновала, я так же неистово изогнулся в другую сторону — и конь, как ни удивительно, послушался. Управление стало налаживаться.
Борясь с деревьями, я мельком оглядывался на наш небольшой караван, и это вызывало только досаду — казалось, проблемы лошадиных габаритов касаются только меня. По крайней мере Оля выглядела вполне жизнерадостной.
Участок ровного леса закончился, начались подъемы и спуски и смотреть по сторонам стало некогда. В низинах земля была мягче, копыта проваливались в мох, лошади спотыкались, переступая через корни. Седло подо мной то ухало вниз, то резко лягало вверх.
Когда впереди появлялся подъем, Скачок начинал изо всех сил на него карабкаться. Никак иначе эти бешеные движения было не назвать — конь пригибал голову к земле, спина его извивалась и ходила ходуном, при этом двигался он толчками, как каракатица. Оставалось только обнимать его за шею, хвататься за гриву и пучить глаза.
Привал и ночёвка
Слово «Привал!» я услышал словно сквозь вату.
Влажно зашуршав, я медленно отсоединился от седла, медленно перекинул ногу через круп и так же медленно сполз на землю. Обошел Скачка спереди и потеребил его за щеку. Так дальнобойщики после долгой дороги выходят из кабины, чтобы несколько раз постучать ногой по колесу.
Какое-то время я постоял, задумчиво растопырившись и не зная, что делать дальше. Я весь был одна большая потёртость и пах конём. Посмотрел на свои руки — ладони были жирные, бурого цвета. Скачок всю дорогу исправно потел, а я то хватался за гриву, то держался за шею.
Но это все было неважно — изнуряющий слалом закончился. Я провел ногтем по ладони, посмотрел на светлую полоску и побрел к ручью. Кое-как укрепился на кочках и стал с наслаждением отмывать руки, потом лицо. Секунду помедлил, наклонился к воде стал пить.
Жгло нагретые за целый день в резиновых сапогах ступни. Я скинул сапоги, стянул носки, задержал дыхание и — ыых! — окунул ноги в ледяную воду. Носки почему-то тут же захотелось постирать, точнее, просто пополоскать без мыла. Пользоваться мылом в местных водоемах проводник настрого запретила — заповедная зона.
Пока я полоскался, подошла Оля с фотоаппаратом и тут же пошутила про лошадиный галоп и неуловимых мстителей, что показалось мне невероятно, гомерически смешным и неожиданно для Оли, носков, вечернего леса и, главное, для себя самого, я захохотал. Так и остался потом на фотографии — в ореоле вечернего солнца и водяных брызгах, хохочущий, мокрый, в каждой руке по сморщенному носку. Казалось, будто только что поймал в ручье двух королевских креветок и очень счастлив. Но я и правда был тогда очень-очень счастлив.
Счастье кончилось сразу, как я вернулся в лагерь — с крупа Скачка нахально смотрел ненавистный драйбег, будто предлагая продемонстрировать, с какой ловкостью мы будем доставать из него палатку и пенки.
Ночь, как говорится, не принесла облегчения. Вчера в урочище палатки стояли на мягком ровном лугу, а тайга — совсем другое дело. Я лежал на спине, ощущая, как мёрзнет нос, а еловый корень медленно раздвигает ребра. И вспоминал тот самый раз, когда впервые спал в палатке посреди леса. Та ещё была история.
Я был тогда в детском летнем лагере и вожатые устроили двухдневный поход — привели отряд на озеро, на ночёвку со всеми подобающими ей кострами, песнями под гитару и даже полузапрещённым ночным купанием.
Мне выдали старую брезентовую палатку. Я разложил её на земле запчасти и озадаченно посмотрел сверху. Похожее чувство посетило меня несколько позже, когда девушка в первый раз сказала «да»: я вроде как ждал этого, но с чего начинать и как действовать — было неясно.
Изрядно помучившись, собрал палатку на небольшом уклоне между двумя деревьями. Вожатый посмотрел и спросил, расчистил ли я место он сосновых шишек. Я вздохнул. Вожатый хмыкнул и посоветовал хотя бы обкопать палатку на случай, если ночью пойдет дождь. «Хорошо», — сказал я и не успел: в тот же миг грянул ливень и шёл ровно пять минут. Вода мгновенно просочилась сверху и сбоку палатки, скопилась и таинственно заблестела гладью. Так мы и ночевали вдвоем — маленький глупый я вдоль одной стены палатки и большая лужа вдоль другой.
«Прирождённый турист» — мрачно подумал теперь уже взрослый Глеб, почесал спинку ползущему по ноге муравью и заснул.
Спал я, спала Оля. Спали остальные туристы, включая тётеньку Татьяну, которую снимали с лошади так же, как сажали — впятером. Спали у костра, не утруждаясь палатками, двое широколицых конюхов и их «подмастерье» — местный юноша, которого взяли просто заодно. Спала молодая, рыженькая и невероятно веснушчатая проводник Катя — спала и не знала, что уже утром она станет причиной конфликта. Спали, в конце концов, лошади.
На следующее утро всех нас ждал первый перевал.
Наутро один из походников отказался продолжать путь.
Кажется, звали его Владимир, но я про себя дал ему глупую кличку «Ботинки» — за колоритные потертые ботинки, которые напоминали о похождениях Индианы Джонса. Я постоянно цеплялся за них взглядом и жалел, что ботинки классные, а хозяин им достался такое говно.
Весь предыдущий день, пока мы ехали на «буханке» к началу маршрута, Владимир-Ботинки отеческим тоном говорил, что с ним, опытным походником, новички могут не переживать! Когда оказалось, что проводником будет молоденькая конопатая Катя — Ботинки скривился и недовольно засопел. Сопение продолжалось весь следующий день и вечер, а наутро он решил, что ходить под началом всяких Кать недостойно его ботинковской персоны.
И казалось бы, скатертью по жопе, но отпустить его обратно без присмотра нельзя — потеряется, все получат по шапке. Пришлось пожертвовать местным юношей, которого конюхи взяли с собой в качестве подмастерья. Их посадили вдвоём на одну лошадь и отправили на базу. Один из конюхов сказал им вслед что-то на своём широколицем языке. Языка никто не знал, но все поняли.
Катя расстроенно варила кашу — наверное, думала, что дело действительно в ней. Хотя всем остальным в лагере было понятно, что нет. Мне тоже было понятно, хотя меня опять больше заботила собственная промежность, чем чужие душевные раны. Уж таковы мужчины, ничего не поделаешь.
До перевала шли по тайге. Потом лес заканчивался, уступая место низкорослым деревцам и кустикам ягеля. К середине дня мы поднялись почти до хребта и остановились на короткий привал. В прогалинах белел снег и смотреть на это было странно — конец июля, футболка на спине вся мокрая от пота, а тут вдруг снег.
Я зачерпнул снег и слепил снежок, помедлил и откусил кусочек. Снег был вкусный — такой бывает вода, когда очень хочется пить, только ещё вкуснее.
Горное озеро
Катя сказала, что вечерняя стоянка будет у озера. Я почувствовал, что хочу на вечернюю стоянку прямо сейчас, и непроизвольно спросил: «А купаться в этом озере можно?»
«М-можно. » — Катя покосилась с сомнением. Сомнения я не заметил и воодушевился ещё сильнее. «Купаться буду!» — заявил я тут же Оле. Когда мы дошли до стоянки, все уже знали, что Глеб Будет Купаться.
Озеро действительно было. Маленькое как, наверное, все горные озера, оно тускло рябило чуть в стороне от стоянки. Все слезли с коней и посмотрели на меня глазами, в которых читалось: «Ну, давай!». Кроме меня купаться никто не собирался.
Я вытащил полотенце и хотел раздеться прямо в лагере, но решил подождать до воды. Солнце спряталось, поднялся ветер и вообще наступал вечер, а мы вышли на теневую сторону перевала.
Озеро было мелкое, из под прозрачной воды блестели камни. Я стянул одежду, разложил её на ягеле в форме себя. И аккуратно поставил в воду левую ступню. Когда вслед за ней поставил правую — левая уже успела окоченеть. Я сделал с десяток шагов вглубь озера и часто задышал, стараясь не трястись всем телом. Острые камни не давали спокойно идти, конечности стремительно теряли чувствительность. Ещё пять шагов. Глубь поглотила меня чуть выше лодыжек.
Я обернулся и тоскливо посмотрел в сторону лагеря — эх, сейчас бы к костру. если бы его кто-нибудь развёл. Но все стояли, поглощённые зрелищем — наверное, со стороны моё движение по озеру напоминало святое хождение по воде. Нужно было срочно начинать купание. И тогда я лёг прямо там, где стоял.
Камни впились в спину, от холода затрясло ещё сильнее и вода вокруг пошла мелкой рябью — примерно так выглядит в тазу работающая ультразвуковая стиральная машинка. Лёжа на дне, я высунул на поверхность голову, как черепаха Тортилла, и нелепыми движениями потёр себе грудь и живот, изображая помывку.
После чего быстро, насколько позволяли застывшие члены, поднялся из воды и встал во весь рост. Подул свежий горный ветер и с наветренной стороны я покрылся такими крупными мурашками, что чуть не потерял равновесие.
Трясясь как в лихорадке, проковылял до берега и начал вытираться. В лагере наконец спохватились и кто-то занялся костром.
Но больше всего мне понравилось спускаться с перевала. Раньше я удивлялся, как это лошадь так здорово умеет карабкаться вверх. Как будто у неё снизу, под копытами, есть ещё какие-то маленькие, но очень цепкие пальчики.
Теперь же пришло время ужасаться обратному. Почти все спуски мы преодолевали, не спешиваясь, и всаднику нужно было себя скоординировать. Пятками упереться в стремена, прямые ноги вытянуть вперед и вверх, а корпусом отклониться назад.
Я отклонялся как мог — хотелось лечь спиной на круп, словно акробату в цирке, да мешал баул под поясницей. Поэтому на каждом спуске я балансировал на грани падения: вытягивал вперед ноги в стременах, сжимал побелевшими пальцами луку седла и даже бровями пытался перенести свой центр тяжести на корму.
Кувырнуться вперед было очень страшно. Лошадь сама по себе довольно высокая конструкция, а если прибавить склон. Стоит только потерять равновесие, и одетый в серо-зелёную плащ-палатку, я пролечу, как оливковый Бэтмен, метров пять, прежде чем грохнуться на острые камни и совершенно точно расшибиться вдребезги.
Конь Скачок тоже испытывал понятные неудобства — сами попробуйте привязать к ногам утюги и спуститься по камням и мокрой грязи.
Несколько раз мы пересекали горные ручьи с плоскими камнями на дней, склизкими от воды и водорослей. Скачок смело входил в воду, но тут же терял опору, начинал шататься как пьяный, подставляя разъезжающиеся ноги. Сверху на нем амплитудно, словно маковая головка, раскачивался я.
Падения и взлёты
До самого большого спуска оставалось каких-нибудь четыреста метров по ровной каменистой тропинке, как вдруг меня, а заодно и всех остальных, лихо обогнала Татьяна.
Только это было не лихо. Это было неуправляемо. Непонятно, отчего татьянин конь неожиданно дал в галоп, но теперь он стремительно ускорялся сквозь косой дождь. Проводник Катя ещё что-то кричала им вслед, остальные же молча наблюдали сцену катастрофы.
С каждым скачком Татьяна теряла равновесие — ноги выскальзывали из стремян, руки отпускали поводья, а сама она медленно, всем телом, заваливалась назад, балансируя на копчике. На очередном скачке Татьяна бесшумно и плавно, как шаттл «Буран» от ракеты-носителя, отстыковалась от коня. И полетела.
ХРЯСЬ! Брызги воды и мелких веточек, пружинистый рикошет от ягеля, переворот, и ещё раз — хрясь!
Катя и конюхи подскакали быстрее всех — видимо, хотели первыми успеть на подсчет переломов позвоночника. Татьяна лежала в ягеле и смотрела в небо, почему-то продолжая сохранять позу всадника. Только у всадников, конечно, не такие большие глаза.
Татьяну ощупали сначала так, а потом подняли и ощупали ещё раз. Все части были на месте. Примерно тут к Татьяне вернулась речь и она тихо спросила, можно ли некоторое время не ехать верхом.
— К-к-конеч-ч-чно, м-м-мож-ж-жно! — проводник Катя наконец-то начала выдыхать.
Впрочем, верхом было и не надо. Последний спуск оказался такой крутой и длинный, что нужно было спешиться и вести лошадей в поводу. И это не менее страшно, чем сидеть верхом, а может, даже и страшнее. Сапоги скользили, ноги дрожали и заплетались, а сверху, прямо над мной, фыркало и оскальзывалось четыреста килограммов с ноздрями и копытами.
Умница Скачок хоть и был аккуратен, но все равно временами больно наступал на пятку.
Внизу оказалось, что спуск дался тяжело всем. Я подошёл к Оле — та оцепенело стояла с поводьями в руке, смотрела в одну точку и порывисто дышала, будто готовясь заплакать от пережитого ужаса. Перспектива гибели от упавшей на тебя скотины как-то совсем не входила в туристический план.
Зато завтра — господи ты боже мой, длинная дневная стоянка! Целый день не нужно будет протирать себе зад об седло и насиловать поясницу.
Походная баня
— А сегодня будет баня! — торжественно заявила Катя.
Баня? Они оглядели место стоянки: широкая поляна в низине, кострище в окружении нескольких крупных ветвистых деревьев, горный ручей. И ни одной бани.
— Вон там баня, — конюх показал на груду камней на берегу ручья, а потом рассказал, как она работает.
Груда камней — это печка, у самой земли в камнях сделано отверстие, топка. Вокруг этих камней из веток и жердей строят каркас, а потом накидывают на него плащ-палатки и тент. Получается низкая палатка с каменной печкой внутри. Печку топят, пока камни не раскалятся, потом выгребают из топки не сгоревшие остатки дров, накрывают всё тентом и вуаля.
Почти всё место внутри занимали камни и нужно было рассесться вокруг, как индейцы в виг-ваме.
Вся группа постепенно заползла в «парную», ойкая, извиняясь и тыкая друг другу в лицо голыми боками. Я тоже залез и уселся в трусах на землю. Земля была холодная, но от камней шёл такой жар, что у меня тут же запотели глаза.
Когда все начали ёрзать и издавать звуки изнеможения, проводник Катя скомандовала «За мной!», вылезла из палатки и шагнула в ручей. За ней, взвизгивая, полезла остальная группа, и медленно, с достоинством опытного купальщика, вошёл я.
По вытертому и одетому в сухое телу разлилась истома. Было так хорошо, что даже немножко кружилась голова и хотелось прилечь буквально на минутку. Я ещё подумал о скором ужине у костра, блаженно вздохнул и пошёл вслед за Олей в палатку. Полежать так полежать.
Проснулся я в кромешной тьме и в такой же кромешной тишине.
«Интересно, а как же костёр? И ужин. Мы что, всё проспа. » — тут я немного повернул голову, чтобы как-то осознать себя в пространстве, и осёкся.
В голове ударил огромный колокол. От неожиданной боли из глаз брызнули слёзы, я охнул и зажмурился — темнота под веками раздвоилась, завибрировала и пошла зелёными кругами. Резко накатила тошнота.
Я сжал зубы и легонько пошевелил Олю за плечо — та не проснулась, только дышала как-то громче и чаще обычного. Пришлось собраться с силами и вылезти из палатки, придерживая голову руками. Костёр не горел. Прислушиваться сквозь колокольный перезвон в голове было сложно, но я прислушался. На дальнем краю лагеря кого-то невидимого мучительно тошнило.
Колокола заиграли припев, я согнулся, на карачках прополз в сторону от палатки, сколько успел, и меня вырвало. А потом ещё раз. Несколько часов после этого меня бросало то в жар, то в холод, то в какие-то полусонные видения. Один раз мне показалось, что Оля вылезает из палатки, но проснуться я не смог.
Утром у костра все сидели бледные, с кругами под глазами, и пили тёплую водичку, изнурённые ночной тошнотой.
Вчерашняя баня показала себя с худшей стороны. Точнее, дело было не в самой бане, конечно. Вы же помните: перед тем, как накрывать камни, нужно выгрести остатки дров. Сделать это то ли забыли, то ли выгребли, да не всё, поэтому вдохнуть угарного газа успели как следует.
Я подошёл к костру и взял сапоги, которые оставил немного посушиться с вечера. Носок левого сапога расплавился и висел теперь грустной резиновой каплей. «Что, плохо тебе, дружок? Мне тоже. » — подумал я, взял перочинный ножик и срезал застывшую каплю вровень с подошвой. К счастью, сапог проплавился не насквозь, поэтому просто стал на полтора размера короче.
Короткий путь
Через день Катя объявила последний дневной переход. И сказала, что решила немного срезать путь, а то и так все устали. «Мы пойдём короткой дорогой!» — эту фразу следовало бы запретить Женевской конвенцией.
В общем, мы пошли короткой дорогой и шли девять часов по тайге. Иногда тропой, а иногда и просто по лесу. Где-то на седьмом часу я начал терять человеческий облик — сидел, как ростовая кукла, безвольными движениями отгоняя мошкару и отталкивая Скачка от деревьев. Мне казалось, что идем мы куда угодно, только не в сторону базы, и впереди ещё часы и часы этого раскачивания в седле, а потом. потом…
Образ ужасающего «потом» не успел окончательно оформиться, мы вышли на грунтовку и я вдруг узнал то место, где они идут. Совсем рядом! А ещё… надо же, как изменилась грунтовка. Из зубодробительной костотряски первого дня она всего за неделю с небольшим стала ровным шоссе. Или это конь стал мягче?
Через час, расседлав коней и покончив с обедом, все сидели в полутьме аила. Двигаться не хотелось, не хотелось ничего, только продолжать сидеть, пить смородиновый чай и смотреть, как дым от очага путается в поперечных балках и исчезает в солнечном отверстии в крыше.
В шорох кипящей воды и потрескивание огня постепенно вплёлся еще какой-то шум — гул уазика, спускающегося к ним по горной дороге.
Когда мы вышли из аэропорта Пулково, шёл дождь. Пассажиры вокруг открывали зонты, поднимали воротники, шуршали капюшонами и торопились под навес.
Мы с Олей переглянулись, посмотрели вверх и не спеша пошли в сторону автостоянки. Никакой дождь нас больше не волновал.
Путешествие по Алтаю на машине
Отчет о путешествии на машине по Алтаю по маршруту Барнаул — Горно-Алтайск — Артыбаш — Курай. Дороги, природа и достопримечательности Алтая.
Предисловие
Наша поездка была сильно ограничена временем и кошельком. Задача заключалась в том, чтобы успеть увидеть максимум интересного за минимум времени и составить уже более точный план на следующую поездку.
Не сказать, что наше путешествие долго и кропотливо планировалось, но «погуглить» заправки и посидеть с калькулятором пришлось. Что касается информации об интересных местах, то в этом нам помог мой приятель, который в свое время работал гидом в тех местах, куда мы планировали ехать, и просто любил путешествовать.
Поскольку задача стояла экономить как можно больше, а ехали мы на Mitsubishi Lancer X вдвоем, то сервис поиска попутчиков BlaBlaCar нам в этом очень помог. Практически все участки маршрута мы ехали не одни, за некоторыми исключениями.
На старт, внимание, марш!
Итак, отправной точкой нашего путешествия являлась столица Алтайского края — Барнаул. Примерно в 8:00 понедельника мы начали свое движение в сторону Горно-Алтайска, где в это время начались мероприятия по подготовке к встрече гостей в лице меня и моей второй половинки. До Горного мы взяли пару попутчиков, благодаря чему мы не только окупили бензин, но и даже купили себе по чашечке кофе на заправке.
Дорога до Бийска
Дорога до Горно-Алтайска очень хорошая. Чуйский тракт — не только одна из самых красивых автодорог, но еще и федеральная трасса, которая круглогодично поддерживается в отличном состоянии. Буквально 17 километров от Барнаула мы ехали по прекрасной четырехполосной дороге до развязки на Чуйский тракт. Далее до Бийска дорога уже двухполосная, но хорошего качества. Камеры, как и населенные пункты, практически не встречаются. Ввиду понедельника, других участников дорожного движения было немного, но на наше удивление встретился БТР-60, который прямо по трассе ехал на военную базу. Кстати, военные там периодически любят перекрывать дорогу и организовывать тем самым многокилометровые пробки, но в этот раз нам повезло.
Перед Бийском стоит выбор ехать сквозь город или идти в обход. Если карты показывают, что дороги в Бийске чистые, то быстрее будет проехать через него. Прямо за городом строится широкая трасса, но этот ремонт движению не мешает. Участок дороги Бийск — Горно-Алтайск напичкан населенными пунктами и камерами, поэтому нужно быть очень внимательным и аккуратным.
Участок дороги на подъезде к границе с Республикой Алтай. Зимой и осенью тут очень красиво.
Весь путь от Барнаула до Горно-Алтайска можно преодолеть примерно за 3-4 часа.
К ледяному, но прозрачному озеру
Долго задерживаться в Горно-Алтайске мы не стали и сразу же в первый день решили двинуть на Телецкое озеро в Артыбаш. Он расположен в 150 километрах от Горно-Алтайска, но на всю дорогу может уйти около двух часов или даже больше.
Перед тем, как отправиться туда, лучше заправиться сразу на всю дорогу туда-обратно, поскольку последняя цивилизованная АЗС — это «Лукойл» на выезде из Горно-Алтайска. Вообще, все хвалят заправку «Газпромнефть», которая находится в Майме, поэтому лучше и дешевле ездить именно на нее. Если же бензина будет не хватать, то лучше всего постараться дотянуть до Верх-Бийска — там можно заправиться на «Сибнефти». Положительные отзывы я слышал только про нее, а остальные отпугивают просто внешним видом.
Если выезжать утром, то практически все горы окутаны туманом
Итак, дорога. Она очень красивая, но очень тяжелая. Узкая трасса, на которой баранку приходится крутить практически постоянно. Качество полотна на троечку, прямые участки встречаются очень редко протяженностью пару сотен метров не более. Участки с ремонтом труб и мостов тоже имеют место быть. В августе 2017 их было примерно 4-5.
Объезды метров по 200 на ремонтах труб и мостов
Перед Верх-Бийском примерно в 10 километрах есть небольшой серпантин, который был полностью засыпан щебенкой и неторопливо ремонтировался.
Самый протяженный участок ремонта дороги на серпантине
За Верх-Бийском начинается красивая и более-менее прямая дорога.
Местами дорога уходит прямо в облака
Теперь до самого Артыбаша бессменным спутником будет река Бия. Берег некрутой, подъехать можно во многих местах. Купаться там следует очень аккуратно, потому что река холодная, а течение сильное.
После небольшого пикника на берегу Бии близ села Кебезень мы двинули дальше. Через некоторое время мы были на месте. Виды Телецкого озера сразу не завораживают, потому что с села Артыбаш оно просматривается плохо. Надо ехать дальше. Так мы и поступили, направившись в сторону водопада «Третьей речки». Вообще, как это название только не склоняют: и «на Третьей речке», и «Третья речка». Так что не пугайтесь, если название будет не совсем такое.
Добраться до него можно через Артыбаш (прямо по дороге). Как только она упрется в небольшой деревянный мостик, можно парковать машину. Мы были в рабочий день, поэтому поставить автомобиль на обочину не составило труда. Кстати, цивилизованной парковки там нет.
Нам нужно идти вверх по течению небольшого ручья. Туда ведет одна тропа, поэтому заблудиться не получится. Сразу в самом начале нас встречает милая девушка и предлагает купить вкусную халву самого разного вида. Кедрово-молочная, кстати, очень вкусная.
Виды по пути на водопад тоже завораживающие
Идти примерно 15-20 минут пешком, зависит от количества сделанных фотографий. Финальное препятствие — узкий мостик шириной в полторы ступни. Водопад неполноводный, но от этого он не становиться менее красивым. Вода довольно бурно перекатывается по камням. Можно побродить в округе и наделать еще много красивых фотографий.
Водопад «На третьей речке»
Главное — взять с собой нескользкую и удобную обувь. Вообще, найти интересные достопримечательности Телецкого да и вообще Горного Алтая можно в интернете.
Далее нас ждал обед. Выбирали место для приема пищи по методу тыка, попали в кафе «Евсич». Находится оно примерно в 400 метрах от въезда в Артыбаш. Меню домашней кухни, достаточно разнообразное. Пообедать там можно за 250-300 рублей.
Из бюджетных мест для посещения можно еще назвать Песчаный карьер и месторождение голубой глины, расположенные за поселком Иогач, и подножье горы Кейтек (нужно пролезть возле д. 10а, ул. Рабочая в том же поселке).
Что касается лодочных прогулок, то они обязательны. Правда, в этот раз они не вошли в нашу программу бюджетного отдыха, поскольку стартовая цена на эту экскурсию составляет около 1300 рублей. Зеркальная гладь прозрачного озера, множество водопадов на побережье и просто прекрасные виды с борта катера — все это будет ожидать туриста на прогулке по Телецкому озеру.
Фото с Телецкого озера нет, зато можно посмотреть, какая в нем чистая вода
Завораживающие виды Алтая
Наконец я подошел к самой увлекательной и красивой части нашего путешествия: маршрут Горно-Алтайск — Курай. Расстояние в 350 километров мы проехали почти за 10 часов.
Старт был назначен на 8 часов. Двое попутчиков скрасили наш путь да Шебалино, заодно отбив расходы на бензин. Кстати, полный бак мы залили на «Газпроме» на выезде из Маймы, поскольку за Семинским перевалом нас ждал 95-й бензин от 41 рубля. Долили до полного еще на «Роснефти» в Шебалино, и это последняя нормальная АЗС вплоть до Монголии.
От Шебалино до начала Семинского перевала около 25 километров. Последний поворот направо перед перевалом — перекур и фотосессия. Если встать на этом повороте и посмотреть на поле через дорогу весной, то оно будет полностью усыпано огоньками. Вид очень красивый, но в августе, к сожалению, такого уже нет.
Семинский перевал хоть и самый высокий в этом районе, но технически простой. Сложности испытывают только старенькие КАМАЗы и ГАЗельки. На самом перевале две базы: «Динамо» и УТЦ «Семинский перевал». Там можно переночевать и пообедать, но только в определенные часы. К слову, обед на УТЦ начинается в районе 13:00. База «Динамо» комфортабельнее, со шведским столом, но и дороже. Сайт базы http://www.seminskiy.ru/ Пока ждали обеда, забрались на вершину горы Тияхта, она находится сразу за УТЦ. Зимой это обустроенный горно-лыжный спуск. Описывать словами увиденное смысла нет, лучше смотреть на фото.
Подъем на гору Тияхта
«Чуйский тракт» с вершины Тияхты. Именно туда мы поедем дальше
Панорама на противоположный склон горы
Итак, путь дальше. До перевала Чике-Таман остановок можно не делать, ничего нового там не будет.
В районе Онгудая был масштабный ремонт дороги со сфетофорами
Природа и горы те же. Забираться на Чике-Таман уже сложнее, поскольку это самый настоящий серпантин, прорезанный через скалы в некоторых местах. Со смотровых площадок открывается прекрасный вид на обе стороны перевала.
Вид с Чике-Тамана (примерно 200 метров до смотровой площадки есть небольшой карман за отбойником)
За перевалом Чике-Таман буквально через 15-20 километров начинается настоящий Горный Алтай. Немного отличается природа, горы выше и красивее, количество пасущихся баранов и овец тоже увеличивается.
Вновь привет, Катунь
Примерно через 5 километров после Купчегени река Катунь впервые за долгое время вновь выходит из-за гор. Тут она заметно чище и бирюзовее, чем возле Горно-Алтайска, но и течение более бурное. Примерно от этого места на дороге следует быть предельно аккуратным: справа — отвесная скала, слева — обрыв в Катунь.
Дорога очень узкая, с фурами нужно разъезжаться аккуратно
Примерно за 500 метров до начала села Малый Яломан наша следующая остановка. Тут Катунь делает разворот на 180 градусов. Вид очень красивый. Кстати, подъезд к берегу через Малый Яломан очень хороший, поэтому не стоит упускать эту возможность.
Следом идет село Иня, до которого мы подвезли местную бабушку из Малого Яломана. Такие попутчики встречаются довольно часто и могут немного «позолотить ручку». Что касается красивых мест Ини, то это два моста через Катунь. По одному «Чуйский тракт» идет сейчас, а по другому он шел раньше. Второй, Ининский или Цаплинский мост, можно увидеть по правую руку. Он и сейчас пригоден для проезда машин.
Следующая остановка была опять примерно через 5-6 км. На этот раз это место слияния Чуи и Катуни. Очень зрелищно, особенно если учесть, что Чуя — серая, а Катунь — бирюзовая река. Наблюдать этот памятник природы можно со смотровой площадки со скалы.
Еще одна запланированная остановка — Калбак Таш. Там мы должны были увидеть петроглифы на скалах, но оказалось, что это место уже «облагородили». Проход к скалам с петроглифами возможен только в сопровождении гида за 150 рублей с человека. С одной стороны, ограничение памятника культуры от вандалов — это хорошо, но мы слушать байки про рисунки на скалах не захотели. Тут уже на вкус и цвет.
За Белым Бомом или Акбомом есть интересный памятник чуйским водителям. Там же есть текст песни Михаила Михеева.
Вид на памятник
После памятника можно остановиться на красивом водопаде Ширлак или Девичьи слезы. Небольшой ручей падает с высоты около 20 метров. Подобраться к нему можно, но придется лезть в крутую горку. По нашему мнению, с трассы он выглядит красивее, чем у самого водопада.
Добро пожаловать в Акташ
Примерно на этой точке путешествия мы уже изрядно устали, ведь в пути находились около 9 часов. Было принято решение побыстрее добраться до Акташа (около 45 км).
Спустя примерно 30 минут заветное название населенного пункта на белом фоне было достигнуто. Покушать мы остановились уже почти на выезде из села. Прямо перед АЗС «Ника» есть столовая. В ней кормят обычной домашней едой. Как следует покушать тут можно примерно за 150-200 рублей. Персонал не против, если кроме их еды посетители с собой принесут свои продукты. В нашем случае это был хлеб и помидоры.
После нашего ужина мы решили успеть в этот день заскочить и на гейзерное озеро, которое являлось чуть ли не самой главной целью нашей поездки. Примерно в 5-10 минутах езды от Акташа есть турбаза, название которой у меня, к сожалению, вылетело из головы. Это будет 797 км «Чуйского тракта», база представляет собой три домика.
Вход на озеро стоит 30 рублей, причем их совсем не жалко. Владельцы базы сделали мостик к озеру, потому что путь к нему идет через болото. Уже потом мой друг сказал, что вход через следующую базу стоит 20 рублей. Гейзерное озеро очень красивое, но ничего кроме небольших волнений на дне мы не заметили, караулили минут 15-20. Нам посоветовали приехать утром, причем пообещали, что денег второй раз не возьмут.
После этого мы отправились в Акташ на ночлег, потому что к 20:00 начинало очень быстро темнеть. Что касается жилья в Акташе, то найти его проблем не составит. Близлежащие базы стоят около 600 рублей с человека. Из удобств будет только туалет. В самом селе можно поселиться и на базе, и у местных жителей. Мы выбрали второй вариант. В целом отзывы о них в интернете теплые, поэтому вы наверняка останетесь довольны.
Дорога почти домой
Примерно 100 метров по улице за столовой, про которую речь шла ранее, есть вывеска рядом с небольшим домиком. Очень приятный мужчина, который на тот момент остался один на один с маленькой дочуркой, сдал нам 4-местный домик на двоих за 1000 рублей и любезно пустил нас в летний душ в своем доме. Сам он живет на другой стороне улицы. Что касается удобств, есть небольшая прихожая/кухня и жилая комната. Достаточно уютный домик с небольшим телевизором с кабельным ТВ.
Утром следующего дня мы еще раз заглянули на гейзерное озеро. Денег, как и обещали, второй раз не взяли. В этот раз нам повезло. Увидели небольшое извержение газов, которое выбрасывало глину наружу. Кстати после каждого такого «булька» на дне остаются интересные рисунки. Мы увидели лицо улыбающейся лягушки.
Такой вот рисунок на дне озера
Не доезжая до Курая, можно забраться на гору. С нее открываются прекрасные виды в обе стороны. Есть дорога прямо к Северочуйскому хребту.
Самая высокая точка этого массива, гора Ржаная
По этой дорожке ездили на джипах, но можно пробраться и на седане
Следующая наша остановка — Курайская степь, расположенная сразу за одноименным селом. Прямо с трассы открывается прекрасный вид и на саму степь и на Северо-Чуйский хребет со снежными шапками.
Источник https://www.free-writer.ru/pages/gornyiy-altay.html
Источник https://pikabu.ru/story/avtoputeshestvie_po_altayu_8328625
Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/altai-region.html
Источник