Содержание статьи
Отдых в Крыму зимой. Поездка в Крым на своем автомобиле 2019 — 2020
Сегодня хочу представить вниманию аудитории отчет о поездке в Крым, совершенной на машине в декабре 2019 года.
Крымский пейзаж
Наш маршрут: Керч-Симферополь-Алушта-Массандра
Погода в Крыму в Декабре
Температура воздуха в Крыму по месяцам
Хотелось нам проехать по крымскому мосту и укатить на несколько дней к морю. На дворе декабрь, а погода вполне благоприятная и позволяет совершить вояж, ведь типичный для зимы период затяжных ураганов в Крыму обещал повременить. В общем, деньки устоялись в этом году теплые, местами солнечные, и у нас как раз нашлось время для нескольких отпускных дней перед новогодними праздниками.
Температура воздуха в декабре +10+15, местами на солнце +18, но и тучи ходили, ветер был.
Дорога в Крым
Сколько ехать до Крыма на машине:
Пункт отправления | Расстояние в километрах | Время в пути |
Москва | 1600 | 20 часов |
Санкт-Петербург | 2400 | 2 дня |
Краснодар | 250 | 5 часов |
Ростов-на-Дону | 500 | 8-9 часов |
Екатеринбург | 3000 | 2-3 дня |
Пермь | 2900 | 2-3 дня |
Челябинск | 2900 | 2-3 дня |
Выехали мы из родного Краснодара и направились в Крым.
Мост встретил нас спокойно, никакой суеты, как хорошая объездная дорога, по которой все едут дисциплинированно и профессионально. Везде фонари и, несмотря на типичный для зимы легкий туман и короткий световой день, округа просматривалась шикарно, ехать было просторно, а глядеть по сторонам приятно.
Въезд на Крымский мост
Конечно, впечатлил масштаб моста.
Казалось невероятным, что наконец-то зарубежные технологии в строительстве таких конструкций добрались и до наших мест. Даже гордость в сердце затрепетала.
Крымский мост
Ближе к Симферополю на дороге стало тесновато, появились пробки и нетерпеливые попутчики.
Здесь было не до осмотра красоты природы и не до того, что называется спокойным созерцанием. Пришлось проявить максимум внимания и сосредоточенности. Но нужно было ехать дальше.
На ЮБК мы уже бывали, посещали Гурзуф и Алупку, ездили по Севастополю, осматривали Херсонес. В этот раз решили поехать сразу в Большую Ялту. Район Массандры приглянулся нам близостью трассы и отсутствием пробок по дорогам. Плюс этого района в том, что отсюда легко можно добраться в любой другой близлежащий поселок: Никиту, Партенит, Ливадию или Форос. Бронировать проживание заранее не стали, а выбрав по интернету текущие свободные предложения, созвонились с хозяином и уже ближе к ночи поселились в частном многоквартирном доме по улице Мира.
Проживание в Крыму
Комната-студия с приличным ремонтом, но без обслуживания, обошлась в 800 рублей в сутки.
Пришлось самим менять и стелить свое постельное белье, благо в машине мы везли все необходимое, потому что изначально не представляли, где будем ночевать. Кроме того, убирать в ванной комнате тоже пришлось самим. Но поскольку цена подкупила, ведь в сезон на эти квадратные метры стоимость взлетает до 2500-3000 рублей, то пришлось смириться с некоторыми бытовыми неудобствами. В комнате нашелся непрошеный сосед – это был маленький скорпион, который чувствовал себя свободно, вися вниз брюхом на одном из карнизов.
Видимо для Крыма типично, когда зимой скорпионы прячутся в жилые дома.
Скорпион
Что успели посмотреть?
За три дня в Массандре не спеша посетили следующие места:
- Массандровский парк и Набережную Ялты;
- Массандровский дворец и завод вин;
- Отель Интурист с бассейном и шоу-программами.
День 1. Прогулка по парку и набережной
Сделали для себя важный вывод: ради природы и лечебного воздуха в Крым стоит ездить, особенно зимой, когда тут относительно мало туристов и местные жители не заметны.
В парке необычно смотрелись бездомные кошки: упитанные, с длинной и пышной шерстью, которой могут позавидовать домашние животные. Видно было, что кошки эти не пугливые и находятся на своем месте, потому что климат здесь теплый и местные бабушки их хорошо подкармливают.
Крымский парк
День 2. Посещение Массандровского дворца и завода вин
Массандра
На заводе вин в Массандре посетили дегустацию. Потратили 450 рублей с человека. Поняли, что вино здесь крепкое, но вкусное, для ценителей то, что надо. Остаток дня провели в прогулке по лесу и осмотре двора дворца Александра III. Да, в декабре на ЮБК цветут розы.
Крымские розы
День 3. Отдых в отеле Интурист
В Интуристе мы решили побаловать себя посещением открытого бассейна, в котором, как оказалось, круглый год поддерживается теплая температура воды. Здесь была и сауна, и халаты с полотенцами. В общем, все необходимые удобства. На территории отеля был проведен целый день.
Бассейн отеля Интурист
Такое мероприятие обошлось нам в 1500 рублей с носа. Порадовало то, что в цену входного билета вошло посещение окрестностей, участие в шоу-программах, осмотр маленького зоопарка, а также доступ к пляжу и ресторанам.
Итак, нам повезло с теплыми и солнечными днями в этом декабре.
Вдобавок в Крыму множество вечнозеленых деревьев и кустарников, поэтому природа смотрится здесь впечатляюще и захватывающе в любое время года. В целом несколько дней отдыха, проведенных на побережье зимой, остались великолепными воспоминаниями.
Путешествие на автомобиле в Крым,
лето 2016 года
Долго меня тормошила жена с поездкой в Крым, но совершенно не нравились обстоятельства – сначала таможенные и пограничные барьеры братского государства, а потом, когда они почти исчезли, – паромная переправа и дикие очереди, которые на ней, по слухам, есть. Однако, тут накладывается еще и определенная боязнь городского жителя перед выездом на машине за пределы МКАДа и трех «бетонок». Тем не менее, когда у меня за спиной уже был «галоп по европам» прошлого года, поездка в Белоруссию, Казань и еще ряд не менее достойных городов нашей, и не только, родины, психологически принять неизбежное стало проще. Другое дело, что за время моих раздумий у нас каким-то чудом появилось трое последователей нашего доблестного рода, поэтому их интересы тоже приходилось как-то учитывать. Надо сразу оговориться, что вся поездка была в черновом варианте запланирована еще зимой того же года, даже квартиры в частном секторе забронированы – мы никоим образом не горели желанием «ехать в никуда», «абы куда» или «еще куда». Выбрали четыре точки на ЮБК, после чего стали немного конкретизировать и уточнять маршрут.
Дабы дети в пути сильно не устали, мы решили сделать ход конём и поехать с двумя остановками как в одну сторону, так и в обратную, для обогащения культурой древних русских городов и земель, чтобы детей сильно не напрягать, а также экономии ради – поверьте, если в вашей семье чуть больше 2 человек, каждая остановка в мотеле выходит по стоимости неплохого смартфона под андроидом. Хороший кемпинг при этом стоит недорого, а палатки, шашлык и романтика – как оказалось, событие для детей еще более запоминающееся, чем три недели на море.
Музей-заповедник Дивногорье
Первую культурную остановку мы сделали в монастыре в Дивногорье. Тогда еще мало встречали выдолбленных в мягких скалах зданий и поселений, поэтому он очень понравился, равно как и вид сверху на почти люмьеровский сюжет.
Вид на Дивногорье сверху:
А ведь это самый настоящий православный храм, даже не разрушенный:
В Дивногорье, как говорит название, какие-то волшебные места. Остановился на обочине (не спрашивайте, зачем) хаотически, без особого плана, открыл дверь и увидел 3 шампиньона. Брать не стал, потому что тяжелые металлы, все дела, к тому же, до кастрюли доберемся только завтра, а грибы есть сегодня. Такая вот диалектика…
И все-таки романтично:
Ночевка в черноземной зоне с машиной, у которых ведущих в бездорожье только одно колесо – дело не самое ответственное, поэтому в Дивногорье, к примеру, машину вообще можно оставить на парковке музея и пешком даже по ужасной грязи спуститься на берег. Современные палатки, надо сказать, сделаны очень круто: не занимая и трети багажника вместе с ковриками и спальниками, они при этом таят в себе огромное внутреннее пространство для проживания большой семьи.
Вторая остановка была сделана на Дону – тут хоть и нет тех культурных ценностей, но тоже классно, можно спокойно приехать на машине прямо на берег, поставить палатку и устроить романтику, которая в наших краях уже давно стоит денег (как закономерный итог такой вольности – мусор, валяющийся по берегам и слоями нарастающий на поверхности земли). С другой стороны, мне повезло с закатом, потому что это – классная грозовая туча, из которой пролилось немало воды, а вода на фотографиях даже в воздухе выглядит замечательно. Как следствие, размытые дороги, экстрим по настоящему русскому бездорожью и путешествие в обратную сторону уже на галстуке за трактором, но это уже совсем другая история.
Восход на Дону тоже ничего.
Дорога на паром
Дорога на паром не такая длинная, но регистрация чудная, хоть и организованная хорошо. Забронировали место через интернет, но не попали в свой слот из-за грязи под Ростовом – билеты продолжают действовать и в живой очереди. На дороге в порт пост ДПС, говорят, шмонает, но явно выборочно и по интеллектуальному признаку, иначе просто не успевали бы грузить паромы. Ночью народу не много, и все проверки проходишь относительно быстро (я в общей очереди все проверки за час прошел), а сам паром идет вообще 20 минут, просто долго отправляется. По дороге видишь много рекламы крымских банков и сотовых операторов, которые, как правило, являются неофициальными дочками крупных госбанков, о чем уверенно говорит их реклама. Вспоминаются времена продажи из-под полы с подмигивающим продавцом и фразами «ну, вы поняли». Единственное, тут надо быть внимательным, иначе очень легко проехать мимо своего поворота и укатить в совсем не ту часть порта – тут умных нет, все стоят в общей очереди, и если не знаешь, лучше держаться хотя бы скоплений других таких же машин или уверенно едущих людей с краснодарскими или крымскими номерами.
Керчь
С самого въезда Крым напоминает Беларусь, будто бы страна, с одной стороны, осталась в СССР, но, с другой, сюда пришла рыночная экономика с новыми стандартами. Отличают его, разве что, дороги – здесь они гораздо хуже – и чистота на улицах (с этим, наоборот, лучше), при том, что постоянно не покидает ощущение разрухи вокруг. Вот в соседнем доме установлены новые мусорки для раздельного сбора отходов, очень правильный и рациональный подход, который, надо сказать, стараются поддерживать, и такого мусора, как на том же Азовском море, здесь встретить сложно.
Коктебель
Вся дорога от Керчи до Коктебеля регулярно (при проезде через жилые зоны) пестрит различными решениями, банальными и оригинальными, по сдаче жилья внаем, отчего объявления противоположного характера на их фоне, наоборот, выделяются. Прямо хочется спросить «А почему не сдаете? Нет, ну почему?». Почти вся действующая экономика, кроме виноделия, здесь заточена под туристов. В этом году полтора миллиона уже здесь были, еще четыре с половиной побывают в течение оставшихся двух месяцев лета. Да, осень здесь наступает позже, чем у нас.
Бродя по городу, тебя постоянно не покидает ощущение ушедшей эпохи, будто окунулся в ностальгию по тому, о чем ностальгировать должно быть странно. Трещины в стенах домов, разваливающиеся бетонные плиты на пляже, дыры в асфальте глубиной с пол-колеса, дороги все в заплатку с дырами (поверьте, о них необходимо сказать дважды) – следы полураспада империи, которые пока не стер с лица полуострова новый строй, не выгладил, не зализал. Да, малый бизнес есть, даже большой есть (правда, следы его тоже уже видны – брошенные отели, которые не достроены и успели зарасти деревьями), но пока его влияние особо не чувствуется, потому и менталитет другой. Коктебель вообще спокойный город, хороший баланс между гористой местностью, которая как раз за ним и начинается и плоской равниной Феодосии. Он не суетный, небольшой, эдакий город со вкусом.
Море и горы – основные достопримечательности Крыма, но лично мне такой вот вид знаком по многим странам. А вот что здесь уникально, так это, наверное, люди. Интересный независимый характер (его местами можно принять за недоверие или даже высокомерие, негативное отношение к приезжим, но это не так), культура в бытовых мелочах, аккуратность и корректность в общении, не говоря уже о честности (на рынке реально продается то, о чем говорят, хотя новые законы тоже уже наступают). Коктебель в этом плане, имеет, наверное, наиболее специфичный местный колорит.
Папа, возьми собачку!
Вечор, ты помнишь.
Утром набережная ушла в туман. Довольно типичная картина для июня, как оказалось – неслучайно жилье здесь в начале лета дешевле. Притянуло холодное течение, а с ним облака, дождь и непогоду. Хороший повод разведать окрестности и отведать местного одноименного коньяка, который по достоинству считается лучшим на полуострове.
Из развлечений – море и камни:
Надо сказать, дельфинарий в Коктебеле более чем достойный, хоть и небольшой. Ребята делают толковые номера. И если дождевики в плохую погоду не раздают, так зато не так сильно брызгают. Детям нравится, а по цене заведение вполне доступное.
«Краснеет парус одинокий». Не знаю, почему в Коктебеле такая мода на алые паруса, но половина флотилии местного туристического пароходства почему-то ходит именно с красными. Правда, не развернутыми, а сложенными и на моторе – видимо, расходы потянуть не могут полностью, и это лишь чехлы такие. Сегодня официально начинается сезон, поэтому вчера все красили зонтики и чистили то, что не почищено на пляже. Видимо, все ждут появления той самой Ассоль и корабля Грэя на горизонте.
Вид на Кара-Даг, который стал заповедником еще в 1979 г., чтобы его не загадили туристы – ходить там можно только по тропинкам с заранее одобренным гидом, поскольку половина того, что растет и прыгает, давно уже красуется в Красной книге. Дочь долго рассказывала, что там-де вулкан, но оказалось, что последние 150 млн. лет его никто не видел, да и это этого в свидетелях были лишь динозавры. Возле заповедника есть визиточная скала с дыркой, которая называется Золотыми воротами, или «Чертовой пастью» (шайтан капу), как прозвали ее турки. Вот и особенности восприятия.
Жестокое объявление в пивной лавке. Видимо, оттого что Коктебель – одна из местных винных и коньячных столиц, а вино продают вообще везде, вопрос весьма актуален. Иногда жалею, что не пью.
Местные сыры – лакомство очень неоднозначное для любителей сыра. Все они примерно как сулугуни или брынза, только несоленые, с совершенно нормальным вкусом, сделаны все так же руками и имеют очень малый срок хранения, отчего у нас их просто не могут продавать. Базовый вкус примерно одинаковый – даже не знаю, почему. наверное, травы одинаковые здесь, отсюда и вкус молока. Зато каждая хозяйка кладет в них разные ингредиенты: укроп, перец, базилик, другие травы. Получается не очень богатая, но богатая радуга вкусов, тем более что они непастеризованные и сделаны из цельного молока, некоторые из козьего (эти всегда мои любимые), так что и жирность имеют высокую, и вкус классный. Однако, все это актуально, если вы, в принципе, любите сыры. Если вас пугает слово «брынза» – понятно, сей продукт не ваш.
Отдельно упомянуть следует местные самодельные торты. Они очень калорийные и мегавкусные. Казалось бы, бисквит и крем, плюс начинка, ничего особенного – обычно бисквитные торты я вообще не люблю, воротит даже от названия. но здесь все просто феноменально. А секрет прост, как в том ларчике – все делается руками. Хорошее масло, сливки, сметана, правильный бисквит и пропитка – в итоге есть реальный риск проглотить язык. Хорошо, что коммерция пока именно этой сферы не коснулась. Тут, правда, думаю, перспективы не самые лучшие. Кстати, такие торты продаются только в Коктебеле. Видел какое-то подобие в Судаке, но вкус и качество не те, и слышал, что в Евпатории тоже есть.
Фирменный магазин №2 Завода масляных вид и коньяков «Коктебель» находится в городе по адресу ул. Ленина, 83. Оказалось, что совсем рядом с нашим домом. Найти о нем информацию нереально, а еще два, которые находятся в городе, принадлежат совсем не заводу. Есть магазин на набережной, которым владеет бывший директор завода, я видел еще один, который вообще похож на паленый. Сам завод уже несколько лет не производит вино, но те магазины, которые к нему не относятся, какое-то разливное и бутилированное вино продают, смело говоря, что это вина с завода – нормальное правило современной коммерции. Завод купила какая-то компания из Гатчины, которая сейчас постепенно меняет менеджмент и что-то пытается сделать, завод продолжает производить коньяки и Граппу, фирменные магазины продают вино и шампанское других заводов Крыма.
В общем, надежда есть, но два реальных фирменных магазина находятся вдали от туристических троп, в то время как левые как раз в местах скопления народа, поэтому в народе, который даже не желает разобраться в вопросе, утверждается мнение, что завод «гонит левак». Коньяки есть попроще, 5 летние (600 р) и не очень: 10 лет – 2000, 15 – 3200, 25 (Кутузов) – 8800, 30 – 12800 р. Последние обязаловкой идут в подарочной упаковке.
Его тут все ищут и при этом все продают, но официально его продавать можно только точкам с лицензией, поэтому продают его неофициально из-под полы, как в советские времена сухого закона. На рынке можно даже не спрашивать – сами предложат и впарят, туриста издалека видно. Вино, естественно, собственного розлива, предположительно, из собственного винограда, есть даже чача на 55%. Чтобы найти классное вино, нужно пробовать, потому что местами практически брагу продают или просто химически смешанный полуфабрикат из виноградного сока и спирта. И если с брагой разберетесь быстро, то вкус химически смешанного вина все равно не определите в тех условиях, которые будут. Не носить же с собой упаковку соды, верно? Завод Коктебель вино не производит не первый год, и еще долго его не будет, хотя надежда есть, учитывая новых собственников завода, а его мадера уверенно «продается из запасов» чуть ли не во всех точках в туристических зонах. Эх, мне бы такие запасы…
Прогулка на гору Кара-Даг
При проходе вдоль Кара-Дага на корабле основной интерес скалы вызывают только у специалистов по минералогии, фотографы видят интересную фактуру, а туристы идут к этому кольцу под названием Шайтан-капу («чертова пасть») или, как говорят русские, Золотые Ворота. Это не просто скала с дыркой, потому что скал с дыркой даже на черноморском побережье полно (одну знаю даже я) – это визитная карточка Коктебели, скалу можно увидеть на продукции завода с одноименным названием, о которой я уже писал выше, и для несведущего человека вообще непрезентативна. Здесь, естественно, есть и миф – при проходе через нее катера (везет не всем) нужно загадать желание и кинуть монету в скалу, чтобы звякнула. Я, как дурак, фотографировал. Проверить тоже не могу – кидавшие о своих желаниях не рассказывают.
Кара-Даг – заповедник, который создали в 1979 году, чтобы местный люд не таскал отсюда деревья на дрова. Здесь теперь есть научный центр, который, как оказалось, не так плох, как могло быть, а также куча ботаников и других ученых, которые, действительно, занимаются научной деятельностью. Через весь заповедник ведет одна-единственная тропа, сходить с который нельзя. Впрочем, нет, можно и внизу пройти, только это уже не спортивно. Длина тропы – чуть больше 7 км, тащить туда детей не рекомендуют, поэтому самой младшей из нас было чуть меньше 4 лет. Рекомендация совершенно обоснованная, потому что шляться по жаре, ползая по скалам – не самое приятное времяпрепровождение. Нам, как оказалось, повезло – в начале пути пошел легкий дождь, чуть-чуть ослабивший жару, правда, заодно смочивший камни.
На Кара-даге мы отпраздновали 14-ю годовщину нашей свадьбы. То, что мы не только прожили вместе так долго, но еще и создали довольно большую и крепкую семью, – заслуга моей жены Светы, а также трех спиногрызов, которые не просто требуют у родителей очередную игрушку, но являются личностями в своем скромном пока возрасте. Более того, как оказалось, они не такие слабые, как принято считать – 7 километров по горам пешком все-таки пройти сумели. В общем, дату можно, наверное, переименовать в день создания семьи, а не просто день свадьбы.
Прогулка по Кара-Дагу в нормальную погоду, наверное, не так легка. И хоть нам дорогу сбрызнул дождь, а под конец вообще залил, зато сама тропа не была жаркой, и идти было прохладно, хотя местами, особенно, на крутых подъемах, было скользко. Дима проявил определенную прыгучесть и меня иногда даже пугал, хотя, возможно, ничего ужасного и не было, я в семь лет был такой же безмозглый. Немного не повезло с дымкой, поскольку картинка местами закрывалась туманом, и ценные кадры были немного испорчены, а впечатление смешано. Однако, поскольку это единственная достопримечательность Коктебеля, сходить туда нужно, просто не всем. Полагаю, что для специалистов по ботанике там даже больше, чем увидел я, но однозначно утверждать не берусь.
До Золотых ворот порядка 400 метров, только по вертикали.
«Долгий путь по горам». Тут есть люди, которые ходят в Кара-Даг регулярно. Видимо, такие прогулки дают возможность подумать о жизни, открыть в себе что-то, пообщаться с природой. В общем, человек находит путь к самому себе, а это нужно сделать в жизни, рано или поздно. Лучше рано, конечно.
Здесь чувствуешь себя, действительно, как на другой планете. Причина кроется, пожалуй, в том, что вулканы в свое время сильно потрудились над обликом местности, а потом ее отшлифовали ветры и дожди. А потому местные горные хребты, то там, то сям, как сломанными костями, торчат из земли. Похожие скалы встречаются еще много где в Крыму, но здесь их видно хорошо, и смотровая площадка находится над ними, а не внизу, отчего и вид другой.
Местное морозиво, кстати, тоже достойное. В данном случае, Крымский пломбир. Поскольку наше филевское уже давно не похоже на пломбир по вкусу, особенно, после того как его купило Нестле, но с нашим менеджментом – учишься ценить хорошие экологичные и съедобные варианты. Нет, это тоже сделано по современным стандартам, но сделано достойно и вкусно.
Дороги
Дороги в Крыму, по большей части, не приспособлены под отвод воды (исключения видел только в Гурзуфе и Ялте), поэтому во время дождя, которым в первой половине моего отпуска здесь все залило, вода была на дороге везде, создавая лужи. Впрочем, для региона с сухим климатом это не так страшно – гораздо хуже общее состояние дорог. В Керчи, к примеру, дорожники выпиливают дырки глубиной в пол-колеса, поэтому ездить там быстрее 40 км/ч вообще опасно. Весь город в зарплатках, потому что дорожники стараются сделать хоть что-то, и, надо сказать, стараются по всему городу. Трассы неоднозначны – по большей части, ремонт их не касался лет десять, а то и больше, тротуары разбиты. В туристических городах тротуары, впрочем, лучше, а гламурная Ялта в центре вообще напоминает Москву, только с морем.
В Коктебеле есть примерно 500 метров тротуара, выложенного плиткой год назад, но это все, в остальных местах он пляшет, а автомобилисты не всегда притормаживают, чтобы случайно не окатить зазевавшегося пешехода водой из лужи. Трасса от Керчи – позор всего полуострова, чередуется то хорошие куски, то плохие. В плохих лучше смотреть на выбоины, чтобы не оставить там колесо, а то и два, хорошие положили не так давно, и до сих пор кладут. Ужасно еще и то, что другой дороги фактически и нет. После Феодосии дорога становится чуть лучше, а если ехать через центр Крыма, то вообще как в Европе, узко только. В Судаке бывают страшные лужи на пол-машины после дождя, которые объезжаешь по встречке. Зато после Алушты дорога в Симферополь, по местным меркам, отличная.
Виноградники здесь не угробили, это хорошо – вдоль дороги их видно постоянно во все стороны. Местные колхозы за ними очень хорошо ухаживают, поскольку это один из основных источников дохода. Вина делают до сих пор в солнечной долине и новом свете (из того, что сам видел), не говоря уже о Массандре, конечно. Создают они также живописную картинку – для фотографов это практически подарок.
Крым – очень маленький полуостров. Это становится понятно, когда за два часа по очень плохой дороге доезжаешь до Коктебеля, а потом смотришь на карту. Однако, это как сжатая Европа, только с плохими дорогами. Те же серпантины, такие же горы, поэтому и госполитика применительно к нему становится понятна. Как регион с береговой линией почти такой же длины, как весь Краснодарский край, но при этом на очень маленькой территории, он очень интересен. Другое дело, что для туризма здесь пока никаких условий нет, в плане транспорта, конечно. Кроме самолета и переправы, все-таки должен быть еще поезд и дорога.
На машине по Крыму. Подробная версия 2014/2015. Информация из первых рук
Крым настолько многогранен и многолик, что в рамках этого путеводителя мы всего лишь отметили крупные мазки на красочной, волшебной картине. В Крыму каждый сможет найти интересный именно ему ландшафт, места, достопримечательности. А с нашей стороны это была попытка дать общие ориентиры для того, чтобы ты разработал наиболее заманчивый именно для тебя автомобильный маршрут .
Город-герой Керчь: привал перед началом
После того как переплыли Керченский пролив, гостеприимные объятия открывает город-герой Керчь . Керчь благодаря своему мэру отличается от остальных крымских городов ухоженностью и чистотой, что довольно неожиданно для промышленного города. Здесь довольно много гостиниц — как больших, бывших государственных еще советского периода, так и небольших и уютных частных. В общем, есть где остановиться усталому путнику и начать путешествие по Крыму со свежими силами.
В Керчи довольно интересная набережная, по которой можно устроить вечерний променад не хуже, чем по ялтинской, подышать свежим морским воздухом.
Прямо над набережной возвышается главная достопримечательность Керчи – гора Митридат. Очень знаковое место как для древнего Пантикапея (название города до н.э.), так и для периода Великой Отечественной. Гора господствует над городом, и со смотровой площадки на вершине открывается завораживающий вид на город и залив с набережной. На этом достопримечательности не заканчиваются. Тут можно найти все, в зависимости от исторических пристрастий — от древних стоянок до памятников героической обороны и партизанской деятельности в годы ВОВ (катакомбы Аджимушкая).
Думаю, что будет проще ориентироваться, если обратиться в экскурсионную контору (у подножия Митридата на центральной пешеходной улице города). Сам видел такие не однажды.
По холмистой степи в Феодосию
Дальше на машине путь один – по холмистой степи в Феодосию . Перед Феодосией идут поселки — Приморский и Береговое. Они находятся на побережье Феодосийского залива. Там куча гостиниц, домов отдыха, пансионатов, аттракционов и несколько километров (оборудованных и не очень) пляжей.
Феодосия – второй портово-промышленно-курортный город на пути от Керченского пролива . Феодосия поменьше Керчи, но тоже есть что посмотреть. Здесь творили Айвазовский и Александр Грин («Алые паруса», «Бегущая по волнам»), в картинной галерее представлены подлинные работы всемирно известного художника, а музей Грина расположен в доме, где писатель прожил пять лет.
И остановиться на ночлег не проблема.
После Феодосии на запад ведут две дороги. Одна — магистральная на Симферополь, вторая – ближе к побережью, через горы, поселок Орджоникидзе, в Коктебель и далее мимо Карадагского заповедника на машине по горной дороге в Судак.
Коктебель: четыре особые приметы
Коктебель — место довольно интересное и разноплановое . Сейчас поймете, почему я это подчеркнул.
Джазовая столица Крыма
Во-первых, это, можно так сказать, джазовая столица Крыма . В сентябре здесь проходит ежегодный фестиваль джаза. Есть довольно приличный автокемпинг недалеко от главной сцены фестиваля. Опять же, куча пансионатов и отелей.
Дом-музей Максимилиана Волошина
Во-вторых, тут дом-музей Максимилиана Волошина – поэта, художника и отца русского нудизма-натуризма (по Волошину, кстати, нудизм – это не только купание голышом, но и соблюдение определенных приличий). В общем , Коктебель, как ты понял, считается столицей не только джаза. Зона побережья от крайнего восточного пляжа Коктебеля до поселка Орджоникидзе – это зона любителей загорать без полосочек от купальника.
Параглайдинг в Коктебеле
В-третьих, Коктебель – Мекка воздухоплавателей. Именно там начинал свой путь в авиацию Сергей Павлович Королев. Рядом с Коктебелем есть уникальная гора. По сути, это некий гигантский, широкий и очень плавный трамплин, направленный от моря. По этому трамплину вверх закручивается дующий с моря ветер, что создает мощнейшие восходящие потоки. Дельтапланеристы и планеристы просто счастливы, а уж парапланеристы в экстазе. Там находится целая база, действующая постоянно, с инструкторами и снаряжением, и можно полетать (не бесплатно, конечно) на параплане с инструктором. Говорят, ощущения незабываемые.
А рядом Карадагский заповедник и знаменитые «Золотые ворота» (скала-арка, стоящая в море). Как туда добраться, подскажет любой местный.
Страна коньяков
В-четвертых, где и быть знаменитому коньячному заводу «Коктебель», как не в Коктебеле!
Отдельно хочу подчеркнуть: не бойся и не стесняйся спрашивать. Уверяю, к России и россиянам крымское население относится с большой любовью и теплотой. Все подскажут и покажут.
Едем дальше
К сожалению, по прямой дороге на машине от Коктебеля в Судак не ездил, но почти уверен, что она должна быть интересной для автопутешественника, потому как пролегает через горно-лесной массив. А это, как обычно в Крыму для такой местности, отличные виды и море впечатлений. Но про это чуть позже.
Отмотаем назад в Феодосию и вернемся на магистральную трассу Керчь – Феодосия -Симферополь . Там, конечно, не так интересно, но все же это главная дорога для нежелающих вязнуть в красотах Восточного Крыма на весь отпуск. Дорога, по крымским меркам, вполне приличная: идет сначала по холмистой степи, но после города Старый Крым втягивается в массив Крымских гор.
А теперь внимание: ежегодно кто-нибудь, по неопытности, улетает с крымских горных дорог в вечность. К сожалению, это случается не так уж и редко. Внимательно следи за знаками «Крутой поворот», частенько они стоят очень даже к месту. Не иди на обгон в слепом повороте. Дороги довольно узкие, и уйти будет некуда. Будь крайне внимателен в дождь, ОСОБЕННО когда он только начинается. Именно тогда на дорожном полотне образуется так называемое «мыло» (слой смоченной пыли). И сцепление шин автомобиля с полотном дороги может упасть до катастрофического минимума. Хочу еще обратить внимание на затяжные спуски. Старайся тормозить двигателем, чтобы не палить колодки (еще пригодятся). Для случаев отказа тормозов на горных дорогах в поворотах есть улавливающие тупики. Как банально бы ни звучало, но следи за дорогой. Некоторых водителей с непривычки от дороги сильно отвлекают красивые виды горного Крыма и Южного берега Крыма (на местном сленге сокращенно ЮБК). Бди!
На Судак
После Старого Крыма трасса, преодолевая Грушевский перевал, проходит через поселок Грушевка. Тут есть развилка с ответвлением трассы на город Судак.
Горная дорога крутыми поворотами ведет по лесу к Судаку, который совершенно неожиданно (учитывая дорогу к нему по лесу) открывается, на мой взгляд, посреди какого-то марсианского пейзажа (холмы и горы, расположенные с севера и востока от города, практически без травы). Как и во всех приморских городах, в Судаке много пансионатов больших и маленьких, есть аквапарк. Из достопримечательностей – Генуэзская крепость . Она господствует над городом, и оттуда с одной стороны открывается отличный вид на город, а с другой — на дорогу, ведущую в Новый Свет.
Новый Свет – это одно из знаковых и, можно даже сказать, обязательных к посещению мест, но мы опять возвращаемся к трассе на Симферополь. Потому что ЮБК (Южный берег Крыма), который начинается от Судака и заканчивается бухтой Ласпи, – это отдельная большая тема, к которой мы обязательно вернемся. Ибо если Крым – это жемчужина, то ЮБК – это сердце этой жемчужины.
Верный способ прочистить мозги
Напомню, с трассой Керчь – Феодосия – Симферополь мы расстались в Грушевке. Туда же и возвращаемся. После Грушевки дорога довольно прямая, но расслабляться особо не стоит. Через несколько километров пути проезжаем Тополевку, которая знаменита наличием большого, активно посещаемого мирянами женского монастыря.
В горах, в лесу за монастырем, есть святые источники с купелями. Сам пеший поход к ним от монастыря и обратно, не говоря уже о купании, здорово прочищает мозги. Вообще, Крым – это еще и святая земля, с которой пошло крещение Руси. Поэтому монастырей на полуострове довольно много.
«За львами не гоняться!»
Следующая достопримечательность по трассе – Белогорск. Этот город знаменит своей Белой скалой, на которой снимались чуть ли не все советские вестерны, в частности, самый известный из них – «Всадник без головы». Скала находится практически сразу за городом на дороге Белогорск – Нижнегорское. Это по правую сторону от дороги на Симферополь. Очень заметная, сложно пропустить.
Для любителей животного мира будет интересен самый большой (более 30 га) в Крыму зоопарк – сафари-парк «Тайган» . Там, без преувеличения, разводят львов и тигров. Это, так сказать, основная продукция. Одних только львов больше полусотни.
Там, кстати, висит объявление: « В вольеры не прыгать, за львами не гоняться! » Шутка такая. Смешная. ), но и других животных и птиц очень большая коллекция. Директор – действительно фанат своего дела. Посетители ходят по эстакадам прямо над открытым вольером со свободно гуляющими львами, которых можно и кормить (мясо продают тут же, палатки на каждом шагу).
Есть гостиница. Если остаться на ночь, да еще попросить в номер маленького львенка (такая услуга предусмотрена), почувствуешь себя в дикой Африке с рычащими львами, неторопливо шагающими жирафами, кричащими павлинами и прочей живностью.
Все дороги ведут. в Симферополь
После Белогорска и до самого Симферополя особых впечатлений не жди. К сожалению, и в Симферополе тоже. Можно сказать, что это город-слуга всего Крыма. Или серый кардинал, на взгляд туриста. Как в Италии все дороги ведут в Рим, так и в Крыму все дороги ведут в Симферополь. Только вот с чем-то подобным Колизею, Ватикану и прочим вкусностям тут не сложилось.
Но это, без всяких преувеличений, — ворота Крыма. Город очень компактный и простой до безобразия (в плане ориентирования).
Есть объездная дорога на Ялту . Желающим продолжить путь в Севастополь нужно будет въезжать в город. Кольцевая объездная еще не закончена. Но если все же возникнет желание посмотреть, где начиналась и свершалась история воссоединения Крыма с Россией, то это было в самом центре Симферополя на площади Ленина и около здания Госсовета Крыма (все рядом). Там же сейчас восстанавливается собор Александра Невского, который был взорван еще большевиками. Судя по тому, что уже отстроили, должно получиться красиво.
Итак, мы в центре Крыма . Добрались до указательного камня на развилке дорог, как в русских сказках, но надписи здесь сулят только хорошее. «Прямо поедешь — в Севастополь приедешь. Налево поедешь – перевалишь через гряду Крымских гор и окунешься в мир Южнобережья. Возьмешь чуть правее – тоже на море попадешь, но будет оно уже совсем другим…» И вот тут еще вопрос, что больше понравится. Потому что каждое из направлений имеет свои сладости.
Но мы, пожалуй, поедем на автомобиле прямо. В город-легенду, город-воин, гордый и несгибаемый Севастополь.
Как возникает красота?
Не стоит думать, что на пути на машине к Севастополю нет ничего интересного. Например, рекомендую завернуть в поселок Скалистое, что на полпути от Симферополя до Бахчисарая. Сам по себе поселок, конечно, малоинтересен, но там есть уникальное озеро. По сути, это бывший карьер, как бы это грубо ни звучало, в котором резали большие известняковые строительные блоки.
Кто смотрел фильм «Обитаемый остров», тот как раз видел подобный объект. В одно прекрасное утро работники карьера, придя на работу, самого техногенного объекта не обнаружили, а на его месте красовалось озеро правильной геометрической формы, с чистейшей голубой водой.
Вот так и возникла красота. Что самое удивительное, озеро с абсолютно стоячей водой, которая не цветет, вот уже не первое десятилетие такое же бирюзовое, как и в девственное утро своего рождения. При этом вода не мертвая. Рыба прекрасно себя там чувствует, растет и размножается. Фоток в интернете полно.
Столица Крымского ханства
Далее по дороге на Севастополь мы неминуемо попадаем в Бахчисарай . Этот город был когда-то столицей Крымского ханства. Конечно, если нет времени, то можно объехать, но вернуться все же порекомендую.
Из достопримечательностей в Бахчисарае, пожалуй, одна из самых знаменитых – Ханский дворец. Чуть дальше дворца, по этой же улице, — Свято-Успенский пещерный монастырь, а далее — пещерный город Чуфут-Кале.
Если проехать по Бахчисараю в сторону Севастополя, то можно, свернув налево, попасть в каньон реки Кача. Живописное место с еще одним пещерным монастырем.
Дорога для неслабых духом
Вернувшись назад и проехав еще немного, можно попасть на дорогу для неслабых духом . Дорога через поселок Танковое ведет через Большой каньон на верхнее плато горы Ай-Петри (самая высокая в Крыму) и через перевал спускается к Ялте.
Не рекомендую туда ехать уставшим автомобилистам. Серпантин самый длинный и довольно тяжелый. Еще раз хотелось бы напомнить о безопасном вождении. Тут полно узких поворотов с углом, близким к 360°. Соблюдай рядность! Не срезай! Почти все повороты слепые, поэтому не лишним будет даже подать коротенький сигнал при входе в поворот.
Но все-таки давай оставим этот путь на потом. Напоминаю: мы едем в Севастополь.
Севастополь: одного дня мало
Наверное, вряд ли найдется человек на просторах нашей родины, который бы не слышал о Севастополе . Да и за ее пределами многие помнят о нем. Только уже по прямо противоположному поводу.
Для ориентирования по городу очень рекомендую пользоваться навигаторами. С непривычки легко заблудиться.
Такое ощущение, что этот город как зарылся в складки местности и кучу своих бухточек во время войны, так до сих пор до конца оттуда и не вылез. Продолжает маскироваться и прятаться.
В Севастополе есть что посмотреть, это бесспорно. И одного дня вряд ли хватит. Это и панорама «Оборона Севастополя 1854 — 1855гг.», и диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944», и площадь Нахимова со спуском к знаменитому памятнику затонувшим кораблям, и Владимирский собор с мощами великих русских адмиралов, и восстановленный Владимирский собор в Национальном архитектурном заповеднике Херсонес Таврический, и просто бухты Севастополя, в которых базируется Черноморский флот.
Несмотря на то что это побережье, город лишь недавно начал развиваться как курортный. Ибо всю свою предыдущую историю был заточен для совсем не праздных дел. Отели есть, в основном частные, компактные, с ухоженной территорией. И с каждым годом их все больше. Хотя надо признать, что таких больших курортных комплексов с парками, как в других зонах, тут не водится.
Инкерман держит марку
У Севастополя есть город-спутник Инкерман . Если ехать не по объездной дороге, а прямо, то по пути неминуемо проезжаешь этот небольшой городок. Можно даже сказать пригород. Там есть завод марочных вин.
Балаклава прячется во фьорде
С юго-восточной стороны Севастополя расположен еще один пригород — Балаклава. Эта бухта для Крыма уникальная . По сути, настоящий скандинавский фьорд, но находящийся в Крыму.
Удобная, закрытая, извилистая бухта с крутыми высокими берегами издревле служила пристанищем для кораблей, о чем свидетельствуют руины старинных крепостей.
Выполняла свои функции она и во времена Советского Союза — там располагалась база подводных лодок Черноморского флота с подземным заводом для ремонта подводных лодок. Завод представляет собой тоннель, вырубленный в скале, и настолько огромен, что вмещал не одну субмарину. Сейчас там Военно-морской музей.
Кроме того, сегодня Балаклава – это курортное местечко, которое активно развивается как стоянка для парусных и моторных яхт.
Местные владельцы катеров и моторных лодок с удовольствием предложат экскурсию с выходом в открытое море.
Дойдя до этого места, начинаю осознавать, что всего не охвачу. Как бы ни старался. Поэтому воткарта с отметками стоящих мест.
А теперь «чуть правее»
Вернемся мыслями в Симферополь и выберем другую дорогу. Ту, что «чуть правее». Это дорога на Евпаторию . Навигатор, указатели и местное население легко подскажут, как ее найти. Она уведет нас подальше от гор — в другой, степной Крым.
Внимательно смотри на указатели. За аэропортом дорога раздваивается, и можно легко поехать прямо в «не туда». Если выбрал правильную дорогу, то проедешь по тоннелю.
Тоннель примечателен тем, что проложен под взлетной полосой международного аэропорта Симферополь, которая строилась еще и как запасная полоса для посадки «Бурана».
Между санаториями и палатками
На пути на машине к Евпатории проезжаем город Саки . Несмотря на то что город имеет полноправный курортный статус, он находится не на берегу моря. Город знаменит своими грязелечебными санаториями, которые имеют многолетний опыт в лечении опорно-двигательного аппарата и прочих важнейших систем нашего организма. Санатории действительно хорошие. Надо отдать должное персоналу, который за годы лихого безвластия 90-х и двух последующих вялотекущих десятилетий без особой поддержки сохранил уникальные лечебные технологии и основные фонды (корпуса, территорию, оборудование). Сами санатории находятся не только в городе. Некоторые имеют выход к морю.
Почти сразу за санаторным комплексом начинается вереница пляжей, тянущихся по берегу Каламитского залива до самой Евпатории. Там же находится один из самых больших аквапарков. Дорога идет прямо рядом с пляжами. Есть зоны стоянки. Можно просто остановиться на обочине, освежиться в море, передохнуть на горячем песке и двинуть дальше. Можно и не двигать, а развернуть палатку и уже начинать активно отдыхать.
Когда-то, во времена расцвета Советского Союза, это была большая, протяженностью в несколько километров, зона палаточного отдыха. Причем оборудованная по всем санитарным правилам — с туалетами, местами для приготовления пищи, водопроводом, фонтанчиками с питьевой водой, магазинами и прочими нехитрыми благами, призванными облегчить жизнь любителей дикого отдыха. Палаток стояло действительно очень много, они расстилались сплошным ковром на несколько пляжей подряд. Даже сейчас можно еще увидеть остовы этого былого благоустройства.
Променад по морю
Продолжая движение, мы неминуемо попадаем в Евпаторию — жемчужину степной курортной зоны Крыма. Эта зона отличается от Южнобережья не только отсутствием гор и леса, в первую очередь, это песчаные, а не галечные пляжи и неглубокое море. Есть места, где можно зайти от берега на 50 метров, а вода будет максимум до пояса. Очень удобно отдыхать с детьми и взрослым, не умеющим плавать.
Сама Евпатория – чистый и приветливый город с большим количеством санаториев, взрослых и детских, отелей, пансионатов и с оживленным ежевечерним променадом на набережной.
Из самых заметных архитектурных памятников можно посетить древнюю мечеть и Караимские Кенасы . В Кенасах очень рекомендую заглянуть в кафе с одноименным названием, там готовят вкуснейшие чебуреки с различной начинкой – из мяса, сыра, овощей.
По городу ходят экскурсионные автомобильчики. И это единственный в Крыму город, где еще сохранились трамваи.
Мимо Космического центра – в учебный лагерь кайтинга
За Евпаторией, дальше на запад, продолжается сплошная зона пансионатов и санаториев, расположенных в поселке Заозерное. Это несколько километров побережья. Еще дальше дорога выводит нас мимо Космического центра управления полетами и нескольких прибрежных поселков к поселку Мирный и озеру
Донузлав
Место интересно тем, что попадаешь на косу, у которой с одной стороны море, а с другой — озеро с чистейшей прозрачной водой. Так как озеро сообщается с морем, вода в озере тоже соленая. На берегу озера есть учебный лагерь, где инструкторы за определенную плату обучают основам кайтинга и винд-серфинга.
Место, созданное для дайвинга
Если отправиться по дороге, выходящей из Евпатории севернее, то можно обогнуть Донузлав и попасть в курортный поселок Черноморское и находящийся южнее знаменитый мыс Тарханкут. Это несколько километров дикого побережья с красивейшими бухтами, подводными пещерами и гротами. Для аквалангистов просто рай. Вода настолько чистая, что порой сложно определить глубину. Это место как будто создано для дайвинга.
Не знаю, есть ли где-то еще настоящий подводный мир со статуями, древними греческими амфорами и прочими экспонатами, но на Тарханкуте он таки реально есть.
Ехать придется целенаправленно, и путь неблизок, но оно того стоит. Прозрачная теплая вода, живописные бухты с гротами, можно полакомиться мидиями и рапанами, собранными собственноручно.
Возвращаемся в Симферополь
Нам пора возвращаться на машине в Симферополь. Неохваченным остался еще красивейший Южный берег Крыма. Едем в царство можжевелового фитонцида и пирамидальных кипарисов!
Это еще одна, совершенно обособленная, климатическая зона. Энергия теплого моря с юга и защита горной грядой от холодных ветров с севера делают климат в этом участке полуострова близким к субтропическому. И растительный мир пользуется этой благодатью на полную катушку. Здесь прекрасно себя чувствуют кипарисы, ливанский кедр, американская секвойя и пальмы. Есть даже небольшие плантации оливковых деревьев и граната.
Дорога от Симферополя на автомобиле хорошая. Прошлой весной закончили ремонт и расширение. Полотно качественное, разметка и прочее оборудование адекватные.
Но разогнаться на автомобиле не получится. До населенного пункта Перевальное она идет через вереницу поселков, стоящих по обе стороны от полотна, почти везде ограничение скорости до 60 км/ч, а дальше уже начинается горный участок. На перевале Чонгар стоит постоянный пост ГИБДД.
Долина Привидений
После перевала открывается небольшой участок широкой благодати, но долго расслабляться он не даст: дорога довольно резко сужается и начинает петлять. Практически по всей протяженности пути есть на что посмотреть. На подъезде на машине к Алуште открывается сказочный вид на гору Демерджи с головой Екатерины и знаменитой Долиной Привидений.
Туда можно попасть, если не пропустите поворот на Лучистое. Настоящее горное селение под самой горой.
Там можно перекусить в придорожном кафе, где вам кроме всего прочего предложат конную прогулку к подножию Демерджи и лежащей там же древней крепости Фуна. Ну, это, если будет время и желание получить дополнительные впечатления на пути к Алуште и подъехать к городу не по прямой спокойной трассе, а по горному, довольно закрученному серпантину.
Алушта – это Ялта без понтов
Город без претензии на богемность, но с очень развитой курортной инфраструктурой. Хорошие отели, пансионаты, детские лагеря, дома отдыха. Отличные пляжи, которые были приведены в порядок совсем недавно. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Где-то года три назад очень сильный зимний шторм практически разрушил набережную основной курортной зоны города, района под названием Профессорский уголок (ранее он назывался Рабочий уголок). Шторм был такой силы, что одетая в бетон пляжная зона была развалена, как после бомбовых ударов. Та зима вообще запомнилась всему Крыму. Ураганы были такой силы, что сдували с трассы автомобили как картонные коробки. Само собой, досталось и побережью, но набережная Профессорского уголка пострадала больше всего. Волей-неволей ее пришлось реконструировать. Получилось хорошо.
Кроме пляжа и широкой центральной набережной в Алуште есть и другие достойные места. Например, очень даже приличный аквапарк, аквариум с уникальной коллекцией рыб и парк миниатюр главных крымских достопримечательностей. Тут и Ласточкино гнездо, и дворцы — Ханский, Ливадийский, Воронцовский, и другие архитектурные красоты Крыма в уменьшенном масштабе.
Алушта, по сути, — ворота Южнобережья со стороны Симферополя. Далее можно уйти в западном направлении в престижную и популярную Большую Ялту или на восток, в тихий район поселков Солнечногорское, Рыбачье и далее в сторону Судака.
Самое популярное направление
Направление на Ялту наиболее популярное. Помимо самой красавицы Ялты в этой стороне находится много других знаменитых мест – «Артек», Никитский ботанический сад, поселки Гурзуф и Партенит с парком волшебной красоты, гора Аю-Даг, или Медведь-гора. Далее за Ялтой уже следуют Ливадия, Ласточкино гнездо в Гаспре, Симеиз, Форос. Конечный путь в эту сторону замыкается на Севастополь.
Дорога до Ялты спокойная и размеренная, как вышедшая на относительно ровное место горная река. Полотно довольно широкое, без серпантина и узких слепых поворотов. Можно спокойно получать удовольствие от здешних видов и атмосферы.
Концентрация достопримечательностей, красот и всяких интересностей на этом отрезке побережья максимальная. Ни один район полуострова не сможет оспорить этого лидерства.
Описать их все в рамках этого путеводителя просто нереально. Поэтому при планировании целенаправленного осмотра местных достопримечательностей гуглим, берем все на карандаш и едем.
Особо рекомендую не пропустить Никитский ботанический сад (огромная коллекция уникальных растений со всей планеты), Ливадийский и Воронцовский дворцы, само собой, Ласточкино гнездо, Воскресенскую церковь над Форосом.
В Ливадии кроме дворца, в котором проходила Ялтинская конференция 1945 года, можно посетить еще один объект, о котором знают немногие. Это зал органной музыки. Ливадия буквально в двух шагах от Ялты, поэтому далеко ехать не придется.
Чуть дальше, в поселке Мисхор, берет свое начало канатная дорога на вершину Ай-Петри. Очень впечатляет. Особенно если попадется экскурсовод с юмором (есть там такие).
Ялта — главный город ЮБК
Сама Ялта – это, бесспорно, главный город Южного берега Крыма . Так сказать, бриллиант в короне. Что интересно, при отсутствии каких-то особо заметных достопримечательностей значимость этого места не становится меньшей. Город интересен сам по себе, как символ. Это сердце ЮБК, вместилище его духа и энергии. Приехать в Ялту и пройтись по ее набережной — это как сфотографироваться на фоне Эйфелевой башни, будучи во Франции, или на фоне Пизанской, находясь в Италии. Здесь буквально напитываешься какой-то особой энергетикой и атмосферой. В зоне так называемой Большой Ялты есть два дельфинария и хороший (с мировым именем) зоопарк.
Можно посоветовать морские прогулки. Прямо у стенки набережной стоят прогулочные катера и яхты. Особо рекомендую обзорную экскурсию на катере вдоль берега с экскурсоводом. Даже коренные крымчане слушают с открытым ртом.
Иногда во время таких, и без того очень интересных, экскурсий перед форштевнем катера резвятся дельфины. Вызывают просто море положительных эмоций.
Экспонаты 1775 года и главный крымский серпантин
Одним из пригородов Ялты является поселок Массандра . Ценители сладких марочных вин найдут здесь очень интересный объект – знаменитое винодельческое предприятие Массандра. Завод основан князем Голицыным еще в 1894 году, использует традиционные технологии винопроизводства, имеет свой музей и дегустационный зал. В это сложно поверить, но в подвалах завода есть экспонаты урожая 1775 года! Это поистине национальное достояние.
Думаешь, в этой части Крыма нет ничего, что могло бы заинтересовать настоящих экстремалов, так сказать, сильных духом и ищущих впечатлений поострее?
Спешу успокоить. Именно здесь, от Ялты, начинается, пожалуй, главный крымский серпантин — дорога на вершину Ай-Петри. На самой вершине авто-туристов ждет смотровая площадка, с которой открывается захватывающий дух вид на весь район Центрального Южнобережья. Как обычно, рядом со смотровой площадкой теснятся кафешки, лавки с крымскими сувенирами, предлагаются конные прогулки. Сама же дорога идет дальше по плато и спускается через Большой каньон по другую сторону горной гряды к Бахчисараю. Маршрут очень интересный — в основном в лесу, с крутыми поворотами. Но об этом мы уже писали, когда рассказывали о Бахчисарае.
Храм-маяк
Пожалуй, мы достаточно внимания уделили району Большой Ялты и западной части Южнобережья. Теперь немного о восточной его части. Здесь не так оживленно, как на западе, но тоже есть куда поехать. Дорога не такая спокойная и размеренная, больше напоминает облагороженный серпантин. Местность и природа тоже отличаются. Леса не такие густые и в основном лиственные. По этому маршруту проезжаем небольшие, но довольно оживленные в сезон курортные поселки Солнечногорское, Малореченское, Рыбачье.
В поселке Малореченское есть уникальный храм-маяк Николая Чудотворца с расположенным здесь же Музеем катастроф. Сооружение очень необычное и красивое.
Дорога в основном идет по берегу моря и выводит нас к Судаку. Если не пропустить поворот в поселке Веселое, то можно спуститься к поселку Новый Свет – еще одна жемчужинка Крыма. Поселок маленький, да удаленький. Осматривая его красоты, невольно вспоминаешь многие советские фильмы, которые снимались именно здесь. В поселке находится знаменитый завод шампанских вин, изготавливающихся по традиционной технологии. Стоят недешево, но жалеть не придется.
Если ноги затекли от долгой поездки, то самое время размяться по полной программе на тропе Голицына – князя, который стоял у истоков русского виноделия. Тропа вырублена в скале прямо над морем. Одна из достопримечательностей этого уникального места находится на самом виду, но ее почему-то почти никто не замечает, или она мало кому интересна. Если будешь там, посмотри на окружающие горы. Такое ощущение, что они оплавлены каким-то вселенским огнем. Голая горная порода здесь напоминает верхушку подтаявшего мороженого. Почти нет острых камней, все гладкое, с плавными линиями, как из пластилина.
Ну вот, кажется, и все. Вернее, конечно, далеко не все. Продолжение следует. Оно — в твоих собственных ярких и незабываемых впечатлениях.
Источник https://xn--80anqhjlh.xn--p1ai/blog/rossija/otdyh-v-krymu-zimoj/
Источник http://www.fototraveller.ru/articles/cremea.html
Источник http://www.monsterauto.ru/blogi/sreda-obitaniya/na-mashine-po-krymu-podrobnaya-versiya-2014-2015-informatsiya-iz-pervykh-ruk/
Источник