Содержание статьи
Подготовка к велопутешествию. Практика
В первой части заметки о подготовке к велопутешествию я затронул вопросы психологического характера. Сегодня перейдем к практической стороне. В этой заметке я пройдусь по основным верхушкам, и заострю внимание на собственном опыте.
Так как мои дороги пока пролегают по странам Европы, безопасным и цивилизованным, поэтому эта информация, скорее всего, будет полезна начинающим велотуристам. Я постараюсь не углубляться в велосипедные дебри, вопросы железа можно прояснить для себя на специализированных форумах.
Маршрут
Наверно, самое первое, что нужно предпринять для того, чтобы путешествие состоялось — это разработать маршрут. Определиться с достопримечательностями, которые нужно посетить, поможет ресурс venividi.ru. Там хранится просто огромное количество отчетов о путешествиях со всего света. Несмотря на то, что про велотуризм не наберется материала и на 1%, тем не менее, можно получить массу полезной информации.
Разумеется, также нужно просеять интернеты, как русские, так и заграничные, на предмет уже свершенных велопутешествий. Наверняка кто-то уже проехал нужным маршрутом, отчего бы не воспользоваться чужим опытом.
Остается привязать нитку маршрута к местам ночевок. Тщательная привязка имеет смысл, если продолжительность поездки предполагается менее месяца, но если путешествие длится дольше, то скорее всего первоначальный план претерпит изменения в дороге, поэтому не стоит выверять каждый дневной пробег. Нужно найти при помощи сервиса ru.camping.info дешевые кемпинги на маршруте. Это очень важно, так как сэкономить на разнице между гламурными и нормальными кемпингами можно иногда до 50%. Ознакомьтесь с моей статьей о кемпингах Европы, в которой я собрал личный опыт (протестировал более 100 кемпингов). Чтобы не упустить полезную информацию, рекомендую подписаться на получение свежих статей с сайта kotovski.net.
Ночлег
Кемпинги, как нетрудно догадаться, располагаются в местах наибольшего скопления туристов. Туристы же предпочитают скапливаться около моря и крупных достопримечательностей. Для них построено огромное количество кемпингов, и если ваш маршрут не отходит от туристических троп, то предварительное планирование ночевок имеет только финансовый смысл — найти самый дешевый вариант. Если вопрос денег не стоит на первом месте, то можно спокойно ехать без какой-либо подготовки: кемпингов очень много.
Другое дело, если ваш путь уходит в сторону от городов и побережья. Там концентрация кемпингов снижается драматически, и без точных координат бывает плохо. Кроме кемпингов, конечно можно воспользоваться многочисленными гостиницами, сервисы booking.com и hostelworld.com вам помогут. Однако желательно заранее узнать, есть ли у них возможность для хранения ваших велосипедов. Отели — это уже более дорогой вариант, и те, кто путешествует месяцами, редко могут себе это позволить, поэтому почти все велотуристы предпочитают кемпинги.
Кемпинг — удобное изобретение, и я всегда стараюсь провести ночь в нем, но есть и альтернативные варианты. Дикие ночевки под сосной, как известно, запрещены во многих странах, но к этому запрету нужно подходить с точки зрения здравого смысла. Несложно догадаться, что запрет сделан для того, чтобы граждане не устраивали стихийных пикников с возлияниями, и не загаживали природу вокруг себя. Велотурист же, как правило, существо малопьющее и к беспорядкам не склонное, поэтому заметив нарушение, адекватный абориген не бежит звонить в полицию. Однако, желательно не ставить палатку на открытом месте. Еще лучше найти чей-то домик в поле и спросить разрешения переночевать на их земле. Путешественники рассказывали, что иногда в ответ на такой вопрос хозяева приглашали их в дом, кормили обедом и всячески содействовали. Здесь действует правило: чем дальше от побережья и городов, тем лучше люди.
Поэтому, вполне возможно путешествовать на велосипеде за очень умеренные деньги, если подойти к вопросу с умом. Европа может быть как очень дорогой, так и практически бесплатной, в зависимости от того, что вам надо.
Техника
Следующим пунктом программы подготовки к походу я бы назвал: «Исправность велосипеда». Подчеркиваю, не тип и стоимость велосипеда, а именно его техническая исправность. Казалось бы, об этом даже незачем говорить, насколько это очевидно, но мой и чужой опыт показывает, что иногда путешественники совершают чудеса легкомыслия, выезжая на неисправном транспорте. У меня, в частности, была дурная привычка выехать на полуизношенном оборудовании с прицелом «убить» его в поездке, а по приезду заменить новым. Это серьезно подводило меня, и надеюсь, что впредь я буду умнее.
Кстати, есть мнение, что для велопоходов просто необходим некий туристический велосипед, стоящий безумных денег. На самом деле, выезжать можно на любом современном велике. В ценовом пределе 500-800 евро все они уже имеют достаточный запас прочности, чтобы пройти без ремонтов 7-10 тысяч километров при условии асфальтового пробега. Обязательно нужно иметь с собой некоторый инструмент. Для меня это: хороший удобный насос, набор шестигранных ключей, ключи для замены спиц и запасные спицы. Также — две запасные камеры и заплатки. До похода попрактиковаться в замене камеры и выравнивании восьмерок. В европейской глубинке веломастер не такая уж распространённая вещь. Для ремонта самого себя тоже неплохо взять пластырей, антисептика и болеутоляющего.
Однако посоветую сразу вложиться в правильное оборудование. Крайне рекомендую купить для туризма кожаное седло Brooks — ничего лучше для пятой точки я не встречал. От комфорта этой точки зависит моральное состояние путешественника в целом. Мой велопоход прошлого года по Испании-Франции-Испании на Бруксе был просто наслаждением, тогда как в 67-ми дневном «Южном пути» мы с женой мучились на спортивных седлах. Поэтому рекомендую, сэкономьте на чем угодно, но купите кожаное седло. Разумеется, чтобы получать от долгой езды удовольствие, нужно подобрать грамотную посадку. Прочитайте, на каком уровне должно находится седло на велосипеде, какой длины должна быть рама и прочие важные мелочи.
Багаж
После самого велосипеда наиболее важной вещью является багаж, который будет перемещаться вместе с вами. В моем путешествии «Южный путь» ситуация складывалась курьезно: только при сборке велосипеда в аэропорту Лондона я понял, что имущества оказалось больше, чем сумок. Было непросто все это навьючить, чтобы не развалилось от тряски, всю дорогу мы мучились из-за непродуманности материальной части. Дополнительной головной болью оказался сильный перевес на заднее колесо — ломались спицы. Грамотные велотуристы распределяют вес багажа между передом и задом, использую не только задний багажник, но и передний.
В путешествии 2011 года материальная подготовка была проведена более серьезно, но из-за нежданных дождей встал вопрос о водонепромокаемости багажа. Поэтому я сделал вывод, что надо приобрести надежные, непромокаемые и легкосъемные сумки. Прочесав интернеты, выяснилось, что в заграничном туристическом мире велосипедисты-дальнобойщики отдают предпочтение немецкой фирме Ortlieb. Это не очень дешевое удовольствие, так как комплект передних и задних сумок обойдутся не менее 200 евро (не считая самих багажников). Но лучше потратить деньги на надежные и удобные вещи, чем постоянно испытывать проблемы из-за несовершенства экипировки.
Крыша над головой
Следующим по важности пунктом я бы назвал палатку. Здесь надо найти правильный баланс между ценой, весом и водостойкостью. Не буду советовать конкретных вариантов, скажу лишь, что не стоит покупать экстремально легкую и миниатюрную одноместную палатку. Как показывает практика, комфорт таких палаток на очень низком уровне, поэтому я бы считал нормальным вес 2кг для размещения одного человека. Это будет номинально двухместная палатка с высокой степенью водостойкости, достаточно просторная для размещения крупного мужчины и его багажа.
Вообще не стоит зацикливаться на покупке самого легкого туристического оборудования. Легкие вещи или очень дорогие, или быстро ломаются, а чаще всего и то, и другое. За общим весом багажа обязательно нужно следить, но облегчать его не покупкой дорогой экипировки, а исключением маловажных пунктов. Что для вас важно, а что нет — можно понять только через собственный опыт. В мой первый дальний поход мне показались важными зеркалка с несколькими объективами и штатив. В следующий раз это и многое другое, столь же «важное», было с негодованием вычеркнуто.
Навигация
Очень важной вещью в походе является gps навигатор. Даже если есть хорошие бумажные карты и отсутствие топографического кретинизма, навигатор позволяет не терять время на сложных и неоднозначных участках. Очень здорово: едешь по итальянской глубинке, а тебе русским голосом говорят: через сто метров поверните налево. А уж базу данных супермаркетов Lidl (дешевая провизия) и макдональдсов (бесплатный wifi) сложно переоценить.
Какой именно прибор, каждый должен решить в соответствии с потребностями. Для моих цивилизованных походов хорошо подошел обычный автомобильный Гармин. Я купил на ebay копеечное крепление на руль и был очень доволен результатом. Прибор работал до трех часов от батареи, этого более чем хватало на ходовой день, так как на длинных перегонах его просто выключаешь.
Электроснабжение
Реальной проблемой в автономном путешествии становится подзарядка девайсов, так как в кемпинге или под сосной никакой розетки рядом не окажется. В кемпингах все-таки проще — можно попросить работника ресепшна поставить на зарядку ваш телефон или gps.
Существует неплохой выход: на ebay продается аккумулятор (сборка из четырех 18650), который будучи полностью заряженным, позволяет зарядить телефон или навигатор раз восемь-десять. То есть, нужно всего раз в неделю отдавать этот аккумулятор добрым людям на полную зарядку. В поход 2011 года я купил сей нужный девайс, и целую неделю он радовал меня своими свойствами, но потом по непонятным причинам сотрудничать отказался. Он до сих пор валяется у меня где-то, вызывая естественное раздражение человека, потерявшего 40 долларов. Тем не менее, сама идея такого аккумулятора очень правильна, подкачала лишь китайская реализация.
Также выглядит разумным использование динамо втулки для зарядки навигатора и мобильного телефона. Лично я пока что не использовал данное изобретение, но в ближайшее время постараюсь прояснить этот вопрос для моих читателей.
Одежда
Вопросы одежды не такие важные, если вы путешествуете по югу, но правильный выбор облегчает быт в дороге. Для движения я предпочитаю спортивную синтетическую велоодежду: она отводит пот и быстро сохнет. Такую одежду можно прополоскать в любом ручье, надеть на себя, и через полчаса ты сухой и чистый. Не стоит набирать много комплектов, вполне достаточно двух шортов, одной футболки с коротким рукавом и легкой флисовой кофты. Для походов по северным широтам грамотный выбор одежды становится крайне важным, но тут у меня пока нет никакого опыта.
И самое главное: ВСЕГДА ОДЕВАЙТЕ ВЕЛОШЛЕМ.
Надеюсь, эти рекомендации позволяют понять, что велотуризм — одно из самых малозатратных хобби. Полностью подготовленный велосипед со всем туристическим оборудованием обойдется от тысячи евро до полуторы, причем этот комплект послужит многие годы. Если ресурсов не хватает, то можно обойтись гораздо менее дорогой экипировкой — удобные вещи лишь облегчают путешествие, но их отсутствие не делает его невозможным.
Я писал эту статью для того, чтобы показать, насколько легко перевоплотиться из оседлого человека в свободного велотуриста, но наверно, описанием планирований, сложностей и дорогих принадлежностей только отпугнул потенциальных путешественников. Поверьте, камрады, велосипед, экипировка и тщательное планирование — это абсолютная ерунда, не стоящая и минуты размышлений. Важно лишь то, что у вас в голове. Если у вас там то же самое, что у людей, которых я встречал в Дороге, то плюньте на гугл мапс, на специальную одежду и экипировку. Выезжайте из дома хоть на разваливающемся велике, или даже выходите на своих двух — Дорога позаботится о вас.
Представьте, прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, в мире путешествуют тысячи людей, и многие из них не имеют предварительно составленных планов, бюджетов и даже не представляют, что их ждет завтра. Они стали частью Дороги, она хранит и направляет их. Поэтому не стоит зацикливаться на подготовке, прогонять в уме все ситуации, которые могут произойти. В пути все будет не так, как вы себе это представляете из дома, я это гарантирую.
Просто сделайте первый шаг.
PS. Статья, к сожалению, не раскрывает все стороны подготовки к велопутешествию. Прошу моих дорогих читателей дополнить мои размышления своим опытом, или же наоборот, задать вопросы, которые интересуют начинающих путешественников. Комментарии к вашим услугам.
PPS. Рекомендую также подготовить к велопоходу фотокамеру, а также немного научиться фотографировать, потому что это память на всю жизнь. Будет обидно, если из путешествия вы привезете скучные или некачественные снимки. Например здесь можно узнать, как настроить тень в фотошопе.
Читать также:
- Велосипед для начинающих
- Советы велосипедистам
- Как начать действовать
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Лучшие страны для велотуризма
Велосипедные путешествия являются уникальным видом отдыха, поскольку они совмещают в себе физическую нагрузку, которая способствует укреплению здоровья человека, с удовольствием от познания нового и отдыхом на свежем воздухе. К тому же, велотуризм отличается сравнительной экономичностью и доступностью. Велосипедное путешествие дает возможность полюбоваться красивыми пейзажами, насладиться видами природы, посетить множество исторических и культурных достопримечательностей. Благодаря велотуризму можно открыть для себя посещаемую страну с совершенно новой, неизвестной стороны. Если в Вы задумались о том, чтобы отправиться в увлекательное путешествие на велосипеде, мы предлагаем Вам 8 лучших направлений для велотуризма.
Велосипедное путешествие по Германии
Велосипедные туры самого высокого качества, главным образом, предлагают различные европейские страны, поскольку на территории Европы проложено множество велосипедных дорожек, которые позволяют передвигаться в удобном для туристов темпе. Пожалуй, одной из наиболее привлекательных стран в мире в плане велотуризма является Германия. Благодаря продуманной государственной политике здесь созданы прекрасные условия для велосипедных путешествий и прогулок.
Выбор маршрутов очень велик, благо в стране насчитывается более семидесяти пяти тысяч километров велодорожек. Причем значительная их часть проходит по живописным равнинам и холмам, сквозь заповедные леса и тенистые парки, вдоль берегов рек и величественных средневековых замков. Велосипедное путешествие по Германии позволяет в полной мере насладиться необычайной красотой природы и архитектурными достопримечательностями. Для удобства туристов проложены не только превосходные велодорожки, но и повсеместно установлены специальные указатели, которые позволяют легко ориентироваться.
К числу наиболее популярных велосипедных маршрутов в Германии относится маршрут вдоль Эльбы. По пути велосипедистам встречаются скалистые ландшафты, прекрасные виноградники и морское побережье, а также удивительные города с многовековой историей – Дрезден, Гамбург и многие другие. Велосипедные путешествия открывают большие перспективы для знакомства с этой страной – от исследования побережья Балтийского моря и природных заповедников до знакомства с достопримечательностями Берлина, Бранденбурга и других культурных островков Германии.
Альпийские пейзажи Швейцарии
Швейцария также чрезвычайно популярна у поклонников велосипедного спорта благодаря современной инфраструктуре и замечательной альпийской природе. Но в отличие от Германии, в Швейцарии туристу для путешествия на велосипеде потребуется более серьезная физическая подготовка, поскольку природные ландшафты этой страны преимущественно гористые. Впрочем, маршруты, пролегающие вдоль знаменитых швейцарских озер, вполне пригодны и для новичков. Поэтому, в принципе, каждый человек может выбрать себе маршрут в Швейцарии в соответствии с уровнем своей физической подготовки и определенным количеством дней.
Велосипедные путешествия по Швейцарии проходят через невероятно живописные альпийские деревушки и небольшие городки, вдоль чистейших озер и рек, через горные перевалы и долины. На сложных участках с подъемами велосипедистам всегда поможет фуникулер. В любом городе или на любой железнодорожной станции можно арендовать велосипед. Весьма интересным в Швейцарии выглядит маршрут, начинающийся в Женеве и заканчивающийся у Боденского озера. Во время этого увлекательного путешествия велосипедистам приходится преодолевать примерно пятьдесят – семьдесят километров в день. По пути туристам встречаются древние монастыри и великолепные альпийские озера, где также можно организовать водные экскурсии.
Живописные маршруты Испанской Каталонии
Следующее не менее интересное направление для велотуризма – это Каталония в Испании. Каталония также потребует от велосипедиста достаточно серьезной физической подготовки, ведь все наиболее популярные маршруты начинаются здесь в Пиренейских горах. Тут туристов ждут настоящие горные дороги, скоростные спуски и серьезные перепады высот. Поэтому для путешествий в этой области Испании лучше подходят так называемые «горные» велосипеды. В Каталонии не все маршруты проходят по специальным велосипедным дорожкам, время от времени туристам приходится передвигаться и по дорогам общего пользования.
Как правило, большинство маршрутов пролегает через изумительное побережье Коста-дель-Маресме и Коста-Бравы с многочисленными рыбацкими поселками и туристическими городками. Путешествуя по побережью Каталонии на велосипеде, можно познакомиться с заповедной природой, прекрасными песчаными пляжами, старинными крепостями и церквями, а также средневековыми деревушками. Каталония полна истории, культуры и природного разнообразия. Конечно, велосипедная прогулка по Каталонии не обходится и без дегустации изысканных блюд местной кухни и разных деликатесов. Едва ли не в каждой деревне или небольшом городке имеется какое-то свое фирменное блюдо, которое любой путешественник просто обязан опробовать.
По Италии на велосипеде
Велосипедные туры по Италии подойдут тем, кто хочет разнообразить свой отдых, наполнить свою жизнь новыми впечатлениями и увидеть эту страну с совершенно другой стороны. В Италии велосипедистов ждет множество городов с богатой историей, древние постройки и живописные природные ландшафты. Путешествовать на велосипеде можно практически по всей стране, за исключением разве что, города Венеции по понятным причинам. Впрочем, сама Венецианская провинция, расположенная между Альпами и Адриатическим морем, пользуется заслуженной популярностью у любителей велосипедного спорта благодаря своей изумительной природе и прекрасно подготовленным велосипедным дорожкам.
Не менее интересным выглядит маршрут по холмистой Тоскане, родине виноделия, или романтической Флоренции с ее старинными замками и роскошными парками. Также стоит обратить внимание на велосипедный маршрут вокруг знаменитого вулкана Этна на острове Сицилия. Этот маршрут пролегает через застывшие лавовые потоки и пещеры, лунные пейзажи и луга с пышной растительностью. Как и Каталония, Италия способна преподнести отдыхающим роскошный подарок в виде бесподобной кухни и легендарных итальянских вин.
Велотуризм во Франции
Во Франции велотуризм пока только набирает популярность, и велосипедные дорожки проложены далеко не везде. Однако сами велосипедные маршруты чрезвычайно интересны и разнообразны. В частности, один из маршрутов стартует в местечке под названием Эльзас. Новичкам будут предложены трассы, проходящие вдоль Рейна, а настоящим поклонникам велосипедного спорта – трассы в районе Вогезских гор. Во Франции неспешные велосипедные прогулки практически всегда сочетаются с дегустациями, ведь большинство маршрутов проходит через винодельческие регионы.
Для любителей гастрономии и виноградников лучше всего подходят велосипедные путешествия по юго-западной части Франции, известной своими винодельческими хозяйствами. Наиболее же живописный маршрут во Франции, конечно, пролегает через долину Луары с ее многочисленными средневековыми замками и крепостями. Здесь велосипедисты передвигаются по второстепенным дорогам, наслаждаясь видами сельской жизни и природными красотами долины.
Достопримечательности Бельгии
Несложные, но, в то же время, очень интересные велосипедные туры предлагает Бельгия. Тут можно просто передвигаться из города в город на велосипеде, знакомясь с разнообразными культурными и историческими достопримечательностями. Маршруты проходят по равнинной местности регионов Фландрии и Валлонии, поэтому не требуют какой-либо серьезной физической подготовки. В основном все велосипедные туры нацелены на то, чтобы туристы могли познакомиться с историей и достопримечательностями Бельгии в спокойном, размеренном темпе, без необходимости установления спортивных рекордов.
Обычно график следующий – полдня неспешного передвижения на велосипеде, полдня – на знакомство с местными достопримечательностями. В Бельгии хорошо то, что большинство велодорожек проложено вдалеке от каналов и трасс общего пользования. Это путешествие, дарящее теплые воспоминания о тишине романтичных кварталов Брюгге, Гента и Антверпена, а также душевной теплоте сельских пейзажей. Поскольку сама Бельгия – страна по российским меркам довольно маленькая, то большой популярностью пользуются совмещенные велосипедные туры по Бельгии и окружающим ее странам (Франция, Нидерланды, Германия и Люксембург).
Высокий уровень велотуризма в Нидерландах
Настоящим раем для всех любителей велосипедных путешествий считаются Нидерланды. Велотуризм в этой стране развит на самом высоком уровне: несколько тысяч километров велодорожек превосходного качества, пункты проката велосипедов практически во всех городах, а также множество кемпингов и стоянок для отдыха. Велосипедные дорожки в Нидерландах зачастую находятся в лучшем состоянии, чем многие автомобильные дороги.
Для туристов предусмотрено масса интересных маршрутов. Например, трассы, идущие к дюнам и национальным паркам на севере страны. Обязательный пункт программы – провинция Фрисландия с ее старинными городками, мельницами и живописными природными пейзажами. В Нидерландах велосипедистам может помешать только сильный ветер, который здесь дует довольно часто.
Путешествие по Польше на велосипеде
Наконец, в восточной Европе наибольший интерес для россиян представляет Польша. Эта страна обладает необыкновенным шармом благодаря своим старинным замкам и культурным достопримечательностям. Очень интересен маршрут для велосипедного путешествия, который пролегает вдоль реки Дунаец. Он начинается и заканчивается в замечательном городе Кракове, и предлагает широкие возможности для всех людей, интересующихся культурой и укладом этой страны.
В последние годы в Польше прилагаются серьезные усилия для того, чтобы пересадить местное население на велосипеды и заинтересовать приезжающих сюда туристов новыми увлекательными велосипедными маршрутами. На живописных территориях строятся велосипедные трассы, открываются пункты самообслуживания велосипедистов. На велосипеде в Польше можно прогуляться вдоль Висленского залива или совершить подъем на гору Лаворта.
Велотуризм и не только
Меня неоднократно просили поделиться тонкостями велотуризма касаемо еды, одежды, снаряжения и других неотъемлемых частей нашего бытия с учетом специфики “outdoor”.
Пожалуй, начну с еды и воды – без них мы, как без воздуха, существовать не можем. Но оговорю сразу: это личная практика одиночки в условиях неспортивных многодневных походов, проходящих на территории РФ в летнее время (когда в полдень редко ниже +15 °С, а ночные заморозки маловероятны или исключены).
Немного об авторе: Дмитрий Ховрин – велотурист-любитель, имеющий опыт более пяти одиночных дальнобойных многодневок с палаткой. Увлечение росло с 2008 года из домашних покатушек-однодневок, и в 2013-ом оно вылилось в первую большую «одиночку». Общий стаж (накат) на конец 2017 г. – 70-80 тысяч км. Фоторассказы о походах можно найти тут.
Во всех аспектах походной жизни я стараюсь придерживаться определённого «минимализма». Это близкий к оптимальному уровень затрат ресурсов (в том числе нематериальных). Ниже этого уровня комфортность велопохода резко падает; а выше – начинаются излишества, не очень-то помогающие моим основным задачам в поездках (прямое познание мира, краеведение, сравнительный анализ).
Что же это за оптимум? Приведу аналогию: возьмём соотношение цена-качество некого продукта. Эта зависимость не прямая, а, скорее, экспоненциальная: существует область цен, после которой качества продукта изменяются не критично для большинства людей (особых гурманов, аудиофилов и т.п. не рассматриваем). А ниже этой области – «дёшево, но гнило».
Частота приёмов пищи
Есть распространённый стереотип, что «велотурист должен есть часто и много». Как говорится, «всех под одну гребёнку». Одно дело – тяжелый поход (спортивный, высокогорный, быстрый и т.п.), другое – неспешная прогулка кота Леопольда по холмистым равнинам Черноземья. =)
Так вот, если поход умеренный, то и в питании надо знать меру. Иначе будет перерасход средств, лишняя нагрузка на ЖКТ и, как следствие, снизится скорость езды.
Мера приходит с опытом, отталкиваясь от меньшего. Недоедание чувствуется более явно, чем переедание; кушаем еще кусочек и приближаемся к идеалу.
Вышеупомянутый стереотип рекомендует придерживаться 3-разового питания, дополняя его частыми перекусами – «поклёвыванием». Это явно не мой путь.
Да, раз в несколько дней я посещаю недорогие местечковые столовые, где «отрываюсь» со вкусом – там и салаты, и суп, и мясное/рыбное блюдо.
Но я часто отмечал, что после полноценного (если угодно – комплексного) обеда ехать становится сложнее. Даже лёгкая тяжесть в животе отвлекает на себя внимание от созерцания окружающего мира, а это не есть хорошо.
Поэтому после классического обеда желательно умерить активность на час-полтора, и только потом крутить педали дальше. Некоторые так и делают (например, участники группы Валентина Гвоздева). К тому же, если погода знойная, 2-часовой перерыв можно провести в пик дневной жары, расположившись в тенистом месте.
Минус такой «сиесты» – сильная потеря тонуса: необходимо заново «раскрутиться», постепенно выводя мощность педалирования на привычный уровень. И, разумеется, это еще и трата ходового/светового времени, если место привала не представляет особой туристической/познавательной ценности.
Мой обычный расклад – это завтрак и ужин, между которыми делается 2 перекуса по 30-40 минут. Учитывая, что в среднем мой ходовой день длится 9 часов (включая остановки), то он разбивается на 3 части по 3 часа – так и получаются 2 перекуса.
Таким образом, мой режим питания в велопоходе можно назвать 4-разовым.
Чем бы перекусить?
Расхожее выражение «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» в условиях повышенной двигательной активности совсем не катит, ибо утром в таком случае не исключен общий упадок сил (у меня была такая ситуация после напряженного дня). И даже после плотного завтрака скорость езды в начале дня будет ниже привычной.
- Впрочем, есть туристы, практикующие походы-голодания ради физического и духовного очищения. Такие походы длятся 2-4 дня, многодневками их не назовёшь. Кто-то считает это экстремизмом. Здесь трудно оценить соотношение пользы и вреда здоровью. Посвященные упоминали, что при этом сознание «расширяется», усиливается восприятие, возникает ощущение «полёта». Лично я в этом не участвовал.
- Однако был у меня один походец с воздержанием от некоторых типов съестного (Заокские просторы ‘2015). Воистину, окружающее тогда воспринималось как-то глубже. Возможно, потому, что меньше энергии тратилось на переработку пищи.
Вернёмся к диете велотуриста. Считается, что расход калорий при езде на велосипеде (усреднённый по множеству факторов) составляет 300-400 ккал в час (в Джоули переводить не будем). Выходит, что в течение 6 часов езды (без учета остановок) мой организм сжигает около 2000 ккал, а за полные сутки – примерно 3000 ккал. По некоторым данным, такое потребление энергии соответствует категории «лёгкий физический труд молодых мужчин». А по моему личному опыту все эти таблицы расхода калорий содержат завышенные данные – возможно, с целью перепотребления и повышения спроса, которые диктует нездоровый капитализм.
Конечно, надо иметь в виду, что расход энергии зависит не только от времени в седле, но и от темпа езды, рельефа и качества дорог, характеристик комплектующих байка, физического состояния наездника, его возраста и пола.
В повседневных условиях рекомендуется сочетание белки-жиры-углеводы как 1-1-4, но при циклической нагрузке нужно больше быстрых углеводов. «Велоеда» для перекусов должна быстро и легко перевариваться, обладая при этом высокой энергетической ценностью. К «велоеде» можно отнести всё, что имеет высокий гликемический индекс (быстро повышает уровень глюкозы в крови). Например, финики богаты фруктозой и глюкозой, и энергию дают через считанные минуты.
Энергетические напитки и витаминно-солевые концентраты не употребляю. Мои велопоходы – это не гонки, а размеренная езда.
Но не финиками едиными жив велотурист (тем более что в них нет витамина С, да и надоедают быстро). Из других сухофруктов выделю курагу (сушеные абрикосы без косточек), изюм (сушеный виноград) и чернослив. Курагу стараюсь брать как можно более тёмную – она, как правило, не содержит диоксид серы Е220. Вкус чернослива мне нравится меньше, а плоды неудобно слипаются, но утром с кашей (наряду с изюмом) не помешают. Учтите, что некоторым людям чернослив слабит кишечник.
Орехи, ядра, семена тоже важны для перекусов. Жареный арахис, тыквенные и подсолнечные семечки, козинаки подсолнечные и кунжутные (последние вкуснее и дороже), иногда грецкие орехи. Кешью, миндаль и подобные заморские яства я принципиально перестал покупать после 4-кратного (!) повышения цены на них сами-помните-когда. С фундуком (лесной орех) почему-то та же лажа, но изредка позволяю.
Печенье котирую овсяное, причем не на маргарине. На сливочном масле я доселе видал лишь одно («настоящее» из Рыбинска), на подсолнечном – вкус не тот.
Бананы – обожаю (особенно сладкие переспелые), поэтому стараюсь себя в них ограничивать: не более 3-4 штук в день. А вот сушеные бананы стали неоправданно дорогие. Еще есть банановые чип[с]ы, но они слишком жесткие и не очень вкусны.
Молочный шоколад в плитках неудобен в тёплую погоду; тёмный шоколад не так сильно тает, но гораздо дольше усваивается. Выход – брать батончики из разряда «сникерсы». Они все поголовно содержат пальмовое масло, которое я полностью исключаю из рациона в повседневной жизни (в том числе из экологических принципов). Но в походах всё же покупаю батончики типа «Спринт».
Конфеты (неглазированные) ем двух с половиной видов: 1а) cream—fudge на сливках или 1b) голые «коровки» без всяких вафель и прочего; 2) соевые батончики «Рот-Фронт».
Первые – это, по сути, полутвёрдая сгущенка с патокой и натуральными добавками, и по этой причине собственно жидкую сгущенку я не покупаю. Щербет – похожая штука, но не так вкусна и удобна. Твёрдую карамель, леденцы, ириски – не ем: и так уже нет четырёх жевательных зубов. =)
Соевые батончики содержат пальмовое масло, но в походах приемлемы – например, с хлебом. Такую же нагрузку несёт и джем «Махеев» (натуральный, много видов, но малиновый застревает в зубах. =)
Хлеб – это «местный» продукт, его редко возят за сотни вёрст. Я люблю вкусные, нетривиальные хлеба (большей частью – тёмные солодовые), и охочусь за ними в каждом уездном городе. В походе хлеб фигуре не вредит, и я этим пользуюсь. =)
Пирожки и булочки – тоже предмет моей провинциальной «охоты».
Яблоки, персики, дыни и другие фрукты и ягоды тоже хороши для перекусов, но я стараюсь покупать их в сезон, чтоб не переплачивать за хрен знает что, привезённое хрен знает откуда.
И, конечно, подножный (подручный) корм – дары природы! Это приятно и полезно. В мае собирать нечего, но с конца июня и до глубокой осени в нашей «средней полосе» обязательно найдётся, чем поживиться. Земляника лесная и полевая, вишня, малина, смородина, черника, клюква, яблоки, груши, сливы, даже абрикосы!
Как видите, для перекусов я обычно использую (сухо)фрукты, бананы, семечки-орешки, сладости и хлеб.
Безусловно, всё выделенное выше нужно чем-то запивать.
Что пить в движении и сколько?
Каюсь: раз в несколько дней я балую себя, покупая разливное пиво, сидр или медовуху. Тут возникает дополнительный вопрос:
– допустим ли алкоголь (этанол) при езде на велосипеде?
Однозначного ответа здесь нет. ПДД и ЗОЖ – это хорошо, но здравый смысл и соблюдение ПДК – тоже неплохо. Средний мужчина может выпить до 20 мл спирта без пагубных последствий для клеток мозга (женщина – до 10 мл). Это, соответственно, бутылка и полбутылки «Жигулёвского» пива (4%).
От большего количества вы можете и не начать пьянеть, но этиловый спирт уже начнёт свою подрывную деятельность через кровь. Имейте это в виду!
При повышенной физической активности алкоголь выводится быстрее, но вредных свойств от этого не теряет!
Безалкогольное же пиво разливным не бывает и, скорее всего, производится из порошка, как и большая часть бутылочного, а это не комильфо.
Кроме спирта, пенные напитки содержат углекислый газ и остатки дрожжей. То же самое относится и к квасу. Этим увлекаться не стоит – ухудшается пищеварение. А популярную кока-колу я вообще считаю вреднее пива.
Несмотря на явные минусы, пиво – источник быстрых углеводов, пусть и несравнимый с финиками.
Минералка не менее газирована, но безе газа её неприятно пить. Компромисс – потрясти, чтобы вышла часть газа. А можно смешать с соком цитрусовых – эти соки самые ходовые у меня.
Пью минералку только в жаркое время, когда организм требует пополнить запас солей. Но без фанатизма: минерализация 2-4 г/л и не больше литра в день.
Коровье молоко (в отличие от козьего) в чистом виде я не очень-то жалую, посему не покупаю в походах даже сухое молоко – его заменяют сливочные конфеты.
А вот йогурты (в том числе ряженку) и прочие простокваши весьма уважаю, но понемножку и не в зной. Кефир покупаю реже: густой и вкусный найти не просто.
Что еще остаётся? Простая вода! Колонки, колодцы, родники. Где я только не набирал воду – проблем с животом не было. Но это – у меня. Не хотите рисковать – берите с собой фильтр и/или обеззараживающие таблетки.
Вода из разных источников составляет больше половины моего питья. Редко, но бывают случаи, когда приходится покупать воду в пластике или просить у туземцев.
Пить рекомендуют медленно и понемногу, при этом не больше, чем нужно (чуть меньше, чем хочется).
Завтрак и ужин
Всё, что я варю – это кипяток на газовой горелке под защитой палатки, что быстро и удобно. Никаких костров, макарон, туш0нок и печеной картошки – это всё прекрасно и романтично в группе, но в одиночку приоритеты меняются.
(Upd: с 2019 всё же беру гречу/рис в пакетиках для варки. Общий расход газа возрастает на 20-25%, но цангового баллона (220 г) мне всё равно хватает дней на 15.)
Поваренную соль я не покупаю много лет. Необходимых организму минеральных солей должно хватать в самой пище. К тому же, многие продукты (тот же хлеб) уже подсолены изначально.
Кто-то скажет – без соли невкусно! Отвечу: это не совсем так. Ваши вкусовые рецепторы настроились на определённую концентрацию NaCl, отучить их – не проблема. Хлорид натрия является не только модификатором, но и усилителем вкуса. Дома я спокойно варю и ем вкусные щи да каши без соли.
Сахар (песок, рафинад) я тоже давно не покупаю, но по другой причине – слишком люблю сладкое! У меня и так всегда есть что-то сладкое к чаю и к каше, в том числе сухофрукты (а то и мёд в маленькой баночке).
Мой завтрак, как и дома, имеет крупяную основу. Но не требующую варки, а просто заливаемые кипятком злаковые хлопья – овсяные, пшенные, многозлаковые. Кукурузные же хлопья, залитые ряженкой или простоквашей – просто объеденье! Для них и кипяток не нужен.
А еще обожаю «подушечки» – они хороши и вместо каши, и с чаем, и на перекус.
Манку я воспринимаю только на молоке, поэтому в походы не беру. Манка и паста (макаронные изделия) – суть тот же хлеб (пшеница же), а хлеба ем и так немало.
Часто покупаю местный творог и ем с джемом, мёдом или свежими ягодами – очень вкусно! Можно и вечером, и утром. Сметану не беру – неудобна. Куриные яйца и масло (любое) не беру по этой же причине.
Иногда позволяю себе перепелиные яйца в коробке, сую в верхний карман велосумки, ем сырыми.
Чай предпочитаю зелёный или травяной сбор, кофе не пью. Вечером вместо чая практикую йогу растворимый цикорий.
Основа вечерней трапезы – гречневые или картофельные хлопья и греча/рис в пакетиках для варки (см. upd выше), а также консервы. Бывает, что основой выступает вкусный хлеб, и тогда можно обойтись без кипятка (например, поздний привал, хочется спать).
Из консервов – фасоль, горошек, овощные смеси (могут быть с грибами, рисом и др.) и супы в стеклянных пол-литровых банках. Последние проще купить в сельмагах, нежели в «Магнитах» и прочих «Пятёрочках». Вермишель быстрого приготовления не покупаю.
Мяса ем мало в принципе, основные его источники в походе – пирожки, шаурма (редко), столовые. В палатке же мясного не держу, разве что изредка беру к ужину нежирную вырезку. Промышленные колбасы-сосиски-сардельки содержат тучу добавок, включая нитрит натрия, так что я их не признаю и вам не советую.
Рыбу покупаю мало, и только сушеную («соломка»). Ничего вяленого, пересолёного, копченого!
Сыр я люблю, но, как и везде, смотрю на вредные добавки и оптимальную цену. В походных условиях я не так рьяно изучаю состав и позволяю себе плавленый сыр (в кусочках или ломтиках). Сычужный сыр в тепле хранится хуже, но терпимо. Мой любимый «Natura» я таскал по жаре три дня, и он оставался вполне съедобным.
Адыгейский сыр мне тоже нравится, но его редко делают вкусно.
Овощи – это у меня огурцы, редис, молодая капуста и морква, всё в сыром виде. Зелень (петрушка и т.д.) ем, когда нет сырой капусты.
Приправы: сушеный чеснок, пряности, корица; соусы – кетчупы, майонезный с грибами, всякие изыски от «Heinz» и «Слободы».
Для меня походная пища должна быть удобной, так как мои завтраки и ужины всегда проходят внутри палатки, не считая редкие гостиницы. (Но это уже тема для другой статьи – про походный быт.)
Питание и автономность
Я езжу по достаточно населённым местам, где магазины встречаются каждый день. Но всегда имею запас съестного на случай дождливой дневки или еще чего непредвиденного.
* Если велопоход длится 10-15 дней, то можно взять с собой из дома некоторые продукты в таком объёме, что не придётся беспокоиться об их докупке. И велорюкзак при этом переполнен отнюдь не будет.
— крупяные и картофельные хлопья: литра «Геркулеса» или «N злаков» мне хватает на 6-7 приёмов, пол-литра пюре – на 5-6 приёмов. Если добавить гречку и пшено – расклад основы для завтраков и ужинов готов на 10 дней. Занимает он 2,5 л, а весит меньше 1,5 кг. «Разбавляя» этот рацион по пути творогом, кукурузными хлопьями, подушечками, хлебами и консервами – хватит на полмесяца с запасом;
— чай, порошковый цикорий, сыпучие специи и приправы: этого добра можно набрать на месяц вперёд.
* Если же походик маленький (3-4 дня), то реально ВСЮ еду взять из дома, заботясь в пути лишь о воде. Но мне такие сроки не шибко интересны. =)
Немного о закупках: поскольку стиль моих, так сказать, путешествий часто подчиняется закону «один день – один райцентр», то свобода действий у меня большая. Универсамы, сельмаги, базары, бабки. Однако сетевые магазины захватывают рынок и в провинции. Где купить вкусный хлеб? – в ларьке от хлебозавода (если он есть) или в супермаркете. В сельмагах и магазах РайПО чаще всего продаётся колхозный набор – батон да калач, а местного творога может совсем не быть. А ежели что и есть, то цены, понятно дело, ощутимо выше.
Зато в сельмагах есть супы в стеклянных банках и развесные сухофрукты, коих нет в «Магнитах».
А блюда, недостаток которых я испытываю на привалах (к примеру, отварной рис/ячмень или хороший суп) – заказываю в столовых, в которые захожу далеко не каждый день.
Заключение
Главное – не делайте поспешных выводов! В статье описан режим питания, который сформировался у меня за несколько летних сезонов. Для меня такой расклад оправдан – проблем с ЖКТ отмечено не было.
Многие советуют «пить и есть до того, как этого захочется», мотивируя это тем, что после наступления чувства голода быстро теряются силы, а еда действует не мгновенно. У меня такого не наблюдается – я нередко после этого самого наступления проезжаю еще некоторое расстояние, пока не присмотрю в сторонке удобный насест. Грубо выражаясь, у меня большая инерция тонуса.
То же и относительно питья – проблем с суставами не имею. Но и не нагружаю их силовым педалированием. «Не спеши, а то успеешь!» – гласит народная мудрость. Познавательный велотуризм – это не спорт. Ездить стараюсь так, чтобы не было напряжения в ногах, а только нормальная общая усталость к концу дня.
Наверняка читателям будет интересно: худею ли я в походах? Ответ: сначала да, а потом – нет.
Как правило, к весне я вешу 66-67 кг (при росте 180 см). Мало ли это? При моих тонких костях – много! Так вот, к концу июля масса тела падает до 60 кг, и пропадают все лишние складки на животе. И, что характерно, после августовского странствия весы показывают всё те же 60 кг. Это отмечалось мной не один год. А значит – такая масса для меня оптимальна, и организм работает наиболее эффективно.
Повторюсь, что данная статья основывается на чистой практике одного дикого человека и не претендует на научность. Экспериментируйте, но обязательно учитывайте особенности своего организма. И, если не знаете вашей «золотой середины» – всегда имейте резерв калорий.
В общем – будьте здоровы!
На одной странице все связанные вопросы охватить невозможно. А таковых может возникнуть немало:
- Как предпочтительней упаковывать еду? Какую использовать посуду?
- Почему я готовлю и ем внутри палатки? Каков расход топлива для горелки?
- Что еще за экологические принципы? А как насчет мусора?
- Что лежит в моей аптечке?
- С какой стороны очищать бананы? =)
Задавайте вопросы в комментариях! Вдруг я пропустил довольно важную вещь.
Источник http://kotovski.net/podgotovka-k-veloputeshestviyu-praktika/
Источник https://fotokomok.ru/luchshie-strany-dlya-veloturizma/
Источник https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0
Источник