Содержание статьи
Поездка в Грузию на машине: Военно-грузинская дорога
Это вторая часть моего отчёта о поездке в Грузию на машине, рассказывающая о путешествии на автомобиле по Военно-грузинской дороге с посещением всех её достопримечательностей, а с первой частью отзыва можно ознакомиться тут.
Проснулся я ровно по будильнику, т.е. в половине пятого утра третьего дня, с радостью отметив, что за последние трое суток я поспал ровно 10,5 часов, а впереди серпантины и в целом, непривычная для равнинного жителя дорога до Тбилиси. В лучах рассвета Верхний Ларс выглядел совсем иначе, неожиданно с двух сторон оказались довольно высокие, практически отвесные скалы с редкой растительностью. Река Терек, которая так громогласно рокочет, на поверку оказалась не такой уж и страшной как фантазировалось в темноте.
Приведя себя в порядок, я стал наслаждаться чуждыми моему взору видами окружающей природы. Потом перевёл взгляд на машины, выстраивавшиеся друг за другом и отметил, что я прекрасно видел начало очереди, а вот её хвост терялся из виду, хотя ещё 3,5 часа назад я сам был замыкающим. Таким образом получается, что расстояние от меня и до конца очереди оказалось больше, чем до её начала. В связи с этим напрашивается очевидный вывод.
Прохождение границы между Россией и Грузией
Пока я бодрствовал 1,5 часа и наслаждался окружающими видами, мой штурман мирно сопел в 2 дырки на заднем сиденье. Ровно в 6:00 очередь тронулась, а в 6:05 попёрли «спешуны» — они ехали прямо колонной по встречке, на вскидку машин 40 ушло вперёд. Я видел, как они постепенно начинали втачиваться в любую щель между автосами, поэтому наплевав на личное пространство, я максимально близко прижимался к впереди стоящему Mondeo. Часть «спешунов» не найдя пристанища вернулись назад, часть нашла заветную брешь, а часть стала на обочине, готовые в любой момент ударить по газам, если кто-то зазевается.
Моё положение было вполне приличным, потому что я был не так уж и далеко от КПП, а метрах в ста от него перегораживал дорогу военный ЗИЛ с автоматчиками и патрульная машина с включённым плафоном — дальше них ни один «безбилетник» проехать не мог. Правда были довольно настырные водители, они рассказывали им свои «уважительные» причины со слезами на глазах, из-за которых их нужно в срочном порядке пропустить вперёд, но погранцов это слабо интересовало. Но всё же некоторых прилипал они сами вклинивали в поток. А вы бы стали возражать человеку с автоматом в руках?
Мы довольно быстро миновали вооружённых хранителей границы, и я смог расслабиться — жаться к автомобилю впереди больше не нужно.
С момента начала движения до прохождения российского КПП прошёл час с копейками, потом было ожидание на нейтральной полосе, потому что туристические автобусы перегородили дорогу, а таможенникам нужно было проверить все их шмотки. Грузинскую границу прошли со свистом — буквально минут за 7-10. На всё про всё у нас ушло порядка 2,5 часов, не считая того, что я зачем-то проснулся за полтора часа до открытия. Но всё пустое, все преграды преодолены и оставлены позади — впереди нас ждут невероятные открытия, новые впечатления и увлекательная поездка!
Первые впечатления о Грузии
Ооооо, впечатления просто выплёскивались из ушей, мы же проехали всю гористую местность по темноте, а тут раз и горы. Решили остановится на первой же обзорной площадке после погранперехода, чтобы перевести дух, впитать первый широкоформатный пейзаж Грузии с горами и выпить энергетика, потому что мой недосып уже начинал подавать голос.
В самом начале крайне плохая дорога, на которой вообще нету никакого покрытия и наносить его, из-за частых селей, походу не планируют. Поэтому придётся потерпеть и потрястись на минимальной скорости около 5 км.
Быстро добираемся до Степанцминды, встретив по пути первых придорожных коров, которые гуляют сами по себе и собираемся посетить первую в списке достопримечательность — Церковь Святой Троицы в Гергети. Я уже не буду повторяться и писать о том, как я пробовал её штурмовать на своей легковушке — всё это, и даже больше, можно прочитать перейдя по ссылке выше. Там я максимально подробно расписал всю известную мне информацию о данном храме.
Снова сев в свою машину, мы попытались забраться к ещё одной церквушке, но с другой стороны Степанцминды, под названием Ioane Natlismcemeli. Однако наши попытки были тщетны — ну ни как я не мог выбраться на нужную дорогу, которые, в свою очередь, выложены большими камнями и прыгать по ним на седане вообще ни разу не айс.
Время близилось к обеду и нужно было где-то покушать. Мы решили внять совету человека, который возил нас на верх к храму и поехали обедать в ресторанчик Тсанарети, что находится в соседнем селе, под названием Арша.
Там мы впервые попробовали национальную грузинскую кухню: заказали самый большой хачапури по имеретински, в котором было столько сыра, что хоть ты его в карман накладывай, лаваш, купаты, хинкали, соус Сацебели и красное вино Саперави.
Я хотел попробовать немного вина (ПДД Грузии допускают уровень алкоголя в крови 0.3 ‰), но только я его понюхал, как начал терять связь с реальностью и проваливаться в сон в тот момент, когда моргал.
В итоге всё красненькое выдула жена из еды мы съели почти половину, а остальное нам завернула с собой официантка. Весь этот пир стоил 55 лари или 22$ на тот момент. На первый взгляд кажется не дёшево, но учитывая, что мы вдвоём съели только половину, а вечером и на завтра доедали вторую — получается довольно скромно. Сам ресторанчик понравился, кормят неплохо, с дворика открывается прекрасный вид на окружающие горы, немного даже виден Казбек.
Осмотр достопримечательностей на Военно-грузинской дороге
Пока мы наслаждались национальной кухней — увидали на соседней горе небольшой водопад (координаты: 42.630252, 44.597117 или N42°37’49», E44°35’50») т.к. мы тут новенькие и нам хочется всё пощупать и пожмякать, мы поехали искать к нему дорогу. Минут 30 убили, разъезжая по окрестным полям и форсируя мелкие ручейки, пока не докумекали, что подъезд к нему идёт прямо от порога нашего ресторана. На машине прямо туда заехать не получится — придётся пройти по козьей тропе пешком метров 500, под совсем небольшим уклоном вверх.
У водопада мы обнаружили англичанина, который сидел на камне и рисовал мелками картину. Ещё там был пастух, мирно спавший в позе эмбриона, пока его внушительное стадо горных коз и коров пастила сторожевая собака, а те, как будто бы, мечтали сигануть с водопада вниз.
Окинув взглядом окрестности, спускаемся со склона вниз и продолжаем нашу поездку на машине по Грузии в сторону Тбилиси. Пока я скакал между камней, аки горный козлик, мой сон развеялся, и я вновь стал баранкокрутилопригодным.
Сразу же начинается извилистая дорога с крутыми поворотами на 180 градусов — жить становится лучше, жить становится веселее! Ехать там довольно интересно и не страшно, но начинаешь сталкиваться с таким явлением как пропажа тяги. С каждым метром мы забираемся всё выше и выше в горы и приходится подстраиваться под новые правила переключения передач. Например, если в обычной жизни я втыкаю 4-ю на 60 км/ч, то тут, на этой скорости, этого не сделаешь, т.к. машину начинает трясти, и она вообще перестаёт тянуть, поэтому происходит смещение вверх и 4-ю я втыкал уже на
Вскоре нам попадается ещё одно интересное место — выход минеральной воды на поверхность (координаты: 42.531698, 44.471960 или N42°31’54», E44°28’19»). В следствии определённых химических процессов почва, на пути стекания минеральной воды, покрылась толстенным слоем абсолютно твёрдого желтовато-розоватого налёта.
Трудно проехать мимо этого места, т.к. оно находится прямо у дороги, там постоянно стоит много автомобилей туристов, а местное население ведёт бойкую торговлю, на нескольких небольших латках, национальными головными уборами и прочими сувенирными принадлежностями. Если подняться чуть выше, то можно обнаружить источник сего феномена и даже испить его. Ходить там совсем не скользко, но мокроватенько.
Покружив ещё немного по горным серпантинам, мы попадаем на обзорную площадку, на которой установлен монумент «Арка Дружбы». Опять же, эта достопримечательность описана с фото и кучей полезной информации в отдельной статье, по ссылке выше.
На данный момент мы находимся на высоте более 2-х тысяч метров над уровнем моря — окружающие пейзажи, с величественными горами и микроскопическими деревушками у их подножий, прекрасны. Дорога начинает вилять всё больше, крутые повороты на серпантинах становятся нормой. Мой штурман словил сильнейший приступ мигрени из-за перепада высот и находится в полубессознательном состоянии, оставив меня в одиночестве. Я глотаю таблетку кофеина, которая помогает моим глазам раскрыться, а рту наконец-то закрыться.
Военно-грузинская дорога нереально красивая и это отчётливо понятно, когда въезжаешь по ней в Грузию впервые, главное, чтобы с погодой повезло. Во время поездки от Верхнего Ларса до Тбилиси, точно не будет скучно.
Для меня высокогорные серпантины не в новинку — я преодолевал Альпы ночью в практически нулевой видимости из-за сильнейшего ливня с оглушительной грозой и исколесил большую часть Италии на своём железном коне. В общем езжу я по ним абсолютно спокойно и без опаски, но как я не пытался догнать хоть одну маршрутку — ничего не получалось, максимум повисеть на хвосте минуть 15. Я к тому, что впечатлительные туристы, которые решили самостоятельно попутешествовать на грузинской маршрутке из Тбилиси на экскурсию по достопримечательностям Военно-грузинской дороги, получат очень большой впрыск адреналина и вспомнят все давно забытые в детстве молитвы.
Постепенно снижаемся и подъезжаем к Жинвальскому водохранилищу, на берегу которого стоит древняя, но хорошо сохранившаяся, крепость Ананури. Это очень интересное место, в котором обязательно следует остановиться и немного побродить, а подробное описание можно почитать по ссылке выше.
После прогулки по стенам замка, действие таблетки начинает постепенно ослабевать. Я решил не пить их более одной в сутки, поэтому мы начали обращать внимание на шильды придорожных отелей. Время уже было вечернее — солнце вот-вот спрячется за горы, а до Тбилиси оставалось каких-то обидных 20 минут езды. Но, что поделаешь, находим не самую вычурную вывеску с домиками без претензий на шик и блеск, но выглядящих новенькими и ухоженными, и останавливаемся там на ночлег, сделав его последней точкой нашей автомобильной поездки по Грузии в этот день. Вы ещё на забыли, что за 3 ночи я поспал лишь 10,5 часов?
Нам выделили довольно большую комнату с одной двуспальной кроватью, камином, телевизором, санузлом и отдельным входом, стоимостью в 20$. У нас не было лари, а доллары у нас взяли без всяких проблем. На территории был бесплатный Wi-Fi и управляющая, которая практически не говорила по-русски, хотя женщина была уже в годах. Но языковой барьер для нас вообще ни разу не преграда, поэтому мы присоединились к ней за столик в небольшой кафешке на территории отельчика. Сначала она поила нас кофе, которое в Грузии очень вкусное и подаётся в малюсеньких чашечках для хоббитов.
Параллельно с этим она рассказывала нам историю своей жизни: о том, как она женилась, что был за муж, сколько родилось дочерей, как их зовут, кто замужем и где они сейчас живут. Естественно всё это было на грузинском языке, правда она старалась вставлять, те немногие, русские слова, которые знала, поэтому суть монолога мы уловили, но не более. Мы тоже что-то рассказывали, я специально отбирал самые простые слова, будто говоришь с ребёнком, а она, как и мы, кивала нам и улыбалась. Потом предложила мне бокал холоднющего самодельного пива, а жене стакан вина — мы не сопротивлялись) После пары глотков показалось, что речь стала понятнее. Но не стоит думать, что грузинский язык хоть чем-то похож на славянский — нет. Грузинская письменность считается одной из немногих сохранившихся уникальных письменностей мира. Поэтому пропустив бокал-другой с черногорцами — мы общались практически без проблем, а с грузинами такой трюк не пройдёт — даже 100 грамм не внесёт ясности в их слова.
Употребив горячительные, похомячив несъеденные в ресторане в обед яства и поговорив с пожилой грузинкой за жизнь, мы отправились на боковую. За предоставленные нам напитки она категорически отказалась брать какую-либо плату, аргументировав это тем, что мы же гости, как так можно?
Ещё на стадии подготовки к поездке в Грузию, я встречал в отзывах туристов некоторые любопытные нюансы местного менталитета, которые чужды нашим людям, поэтому я хоть как-то был готов к ним, а вот жена поначалу всюду искала подвох. Ведь где это видано, что в коммерческом заведении тебя угощают алкоголем и при этом обижаются, когда ты предлагаешь им его оплатить? — «это Грузия детка», придётся привыкать, что Гость здесь — не пустое слово и не дойная корова, которую надо выпотрошить и отпустить восвояси снова набирать валютный жирок. Сам я, в глубине души, надеюсь, что этот благостный период продлится как можно больше времени и не скоро настанет пора, когда всё тут встанет на коммерческие рельсы, как сейчас это можно наблюдать в абсолютном большинстве туристических стран, особенно это заметно на черноморских курортах соседних стран.
Спал я крепко, как бурый медведь зимой, и проснулся лишь часов через 10 на четвёртый день нашего путешествия в Грузию. Быстренько собравшись — стартанули в столицу.
Приезд в Тбилиси
С любопытством осмотрели из окна автомобиля Мцхету, но не останавливаясь летим в намеченную точку. Уже в Тбилиси мы вспоминаем, что у нас совсем нету местных денег, поэтому начали искать глазами обменник. Нашли, подъехали, читаем бегущую строку, в которой указано, что они берут 2% комиссии — нас это не утроило и мы поехали прямиков в место нашей потенциальной остановки в тёплом городе.
Потенциальной — потому что я ничего не бронировал и не с кем не договаривался, лишь выписал заинтересовавшие меня адреса и контакты. Основным критерием отбора было:
- Положительные отзывы.
- Наличие хозяев грузин, т.е. квартиры, отели и другое жильё, в котором не будешь пересекаться с грузинскими хозяевами меня изначально не интересовали.
В Тбилиси мы надеялись поселиться в гостевом доме «Тамар» — я много читал о нём тёплых слов, поэтому хотел жить именно там.
Нам несказанно повезло, т.к. этим утром как раз выселились постояльцы из лучшей комнаты гестхауса, которая, к тому же, оказалась и единственной свободной. Кроме этого, мы застали хозяйку буквально на пороге, т.к. она уезжала по делам на весь день. Обрадовавшись, что мы такие счастливчики, мы мельком глянули комнату, в которой нас всё устроило и стали слушать, что тут да как. Тамара, которую по-грузински зовут Тамуна, рассказала и показала нам на карте где, что находится, куда лучше сходить в первый день, выдала нам одну пластиковую карточку для проезда в общественном транспорте и одну для посещения парка развлечений. Концепция гестхауса была для нас в новинку, поэтому нам быстренько поведали принцип проживания в таком месте. Во время разговора в наш старинный двор-колодец вошёл специальный дядечка и объявил всем жителям, что принёс домашний мацони — нечто среднее между йогуртом, кефиром и простоквашей, который стоит 1 лари. Тамуна объяснила, что это вкусно и спросила есть ли у нас деньги или она пока его нам может купить за свои (!) – порывшись в карманах, я выудил и отдал свой единственный лари, ведь мой штурман любит всякую кисломолочку – пускай опробует на себе, а я тихонечко понаблюдаю. Ещё Тамуна продавала самодельное вино из деревни и мы решили, по случаю приезда, купить литр белого и красного.
Вводный инструктаж закончился, и она собралась уходить, а мы такие «Секундочку, а как же деньги, паспорта?» Но она посмотрела на нас, как на глупых инопланетянинов, которые свалились с Луны, и сказала, что паспорта в принципе предъявлять не нужно, а оплату за проживание и вино отдадим по выселению. Тут уже даже у меня произошёл разрыв шаблона. Как же так, наш мозг категорически отрицает возможность существования обратной последовательности поговорки «утром деньги — вечером стулья»! На вопрос, а что же делать, если все уйдут из геста, нам ответили «Просто прикройте дверь».
В общем, вот такие вот дела, нас оставили стоять одних в холе с распахнутыми до земли ртами. На балконе сидели туристы из РФ, которые заселились вчера, а где-то в городе тусили француржики, которые занимали оставшуюся комнату.
Сгоняв в обменник без комисси, который нам посоветовали, и купив по дороге у уличных торговцев всяких фруктов, мы уселись отмечать счастливое прибытие и удачное заселение в прекрасный гостевой дом в Тбилиси.
После того, как всё было съедено и выпито, мы немного потюленились под тёплым солнышком на балконе гестхауса, познакомились с постояльцами из России, обсудили дорогу до Грузии, основательно перемыли все кости осетинским гибддшникам, собрали кишки и рванули глазеть на вечерний Тбилиси.
Остальные части моего отчёта о самостоятельном путешествии по Грузии на машине и отзывы о поездках, и отдыхе в разных уголках страны читайте в следующих рассказах:
Автомобильное путешествие в Грузию — что нужно знать
Поездка в Грузию на машине: документы, достопримечательности, полиция, цены на бензин, аренда авто. В конце — видео о путешествии в Грузию на автомобиле. Поездка в Грузию на машине: документы, достопримечательности, полиция, цены на бензин, аренда авто. В конце — видео о путешествии в Грузию на автомобиле.
Путешествие в Грузию на автомобиле – это незабываемая поездка, которая подарит вам массу ярких и запоминающихся впечатлений. Для того, чтобы от этого путешествия остались только приятные воспоминания, стоит заранее узнать, с какими нюансами и особенностями вам предстоит встретиться в этой стране.
Плюсы и минусы автомобильного путешествия
Плюсы автомобильной поездки в Грузию почти не отличаются от перечня аналогичных достоинств в отношении других стран:
-
возможность самостоятельно выбирать маршрут;
Минусы также известны:
-
усталость водителя (лучше, если в автомобиле будет ещё один водитель, чтобы вести машину по очереди);
Если же вы любите проводить время за рулём автомобиля, то путешествие в Грузию на своём транспорте — безусловно, для вас. Прибавьте к перечисленным достоинствам такой поездки ещё и возможность проехать по одной из самых красивых горных трасс мира – Военно-Грузинской дороге, и у вас пропадут всякие сомнения!
Документы для пересечения границы
Если не пользоваться услугами парома, по суше из России до Грузии можно доехать только по Военно-Грузинской дороге, которая протянулась по горной местности от Владикавказа до Тбилиси.
Через Абхазию и Южную Осетию въезд запрещён. Со стороны Дагестана можно спланировать путь через Азербайджан.
Для пересечения российско-грузинской границы (КПП в населённом пункте Верхний Ларс) потребуются следующие документы:
-
загранпаспорта для всех участников поездки;
Обратите внимание, что для россиян визы на въезд в эту страну отменены с 2012 года, автомобильная страховка международного образца не требуется. Если водитель едет по доверенности, его данные должны быть вписаны в страховку российского образца.
На КПП бывают задержки с российской стороны, но в среднем границу можно пройти в течение одного часа. В праздничные дни и выходные этот процесс может несколько замедлиться.
Пропускной пункт в летнее время работает практически круглосуточно. Иногда (чаще – в межсезонье) бывает, что лавины или оползни вызывают перекрытие КПП на несколько дней. Особенно часто такие происшествия случаются в весеннее время, когда на перевалах тает снег.
Для того, чтобы максимально застраховать себя от подобных неприятностей, есть смысл заранее оценить ситуацию с помощью онлайн-видеокамер Таможенной службы РФ.
Естественно, на сто процентов это не спасёт от возможных непредвиденных ситуаций, но какую-то часть неприятностей в дороге таким образом можно отсечь.
Аренда или собственное авто
Это – вопрос, что называется, на любителя. Основным минусом использования собственного автомобиля может стать время, потраченное на дорогу. Безусловно, быстрее и проще прилететь в страну авиарейсом, а там уж на месте арендовать автомобиль.
Также не последним доводом для такого решения может стать вероятность закрытия крестового перевала на Военно-Грузинской дороге из-за лавин или селей в конце весны.
С другой стороны, поездка на собственном автомобиле обойдётся дешевле: авиарейсы стоят дорого.
Заблаговременное бронирование даёт возможность без спешки подобрать автомобиль и одновременно – сэкономить на стоимости.
Впрочем, здесь иногда случаются «накладки», когда по приезду вы узнаёте, что вам предлагают несколько иную машину, но такие ситуации сравнительно редки. Во всяком случае, все сервисы, приведённые на myrentacar, проверенные, крупных нареканий не имеют.
Возвращая арендованный автомобиль, учтите, что бензобак у него должен быть полон, иначе вас могут заставить скомпенсировать недостачу по завышенным расценкам на топливо.
Великолепный серпантин и особенности местного вождения
На фото: серпантин на Военно-Грузинской дороге
В Грузии активно развивается туризм. Такой вывод можно сделать не только по рекламным буклетам и выступлениям политиков, но и по состоянию грузинских дорог.
На основных туристических направлениях дороги регулярно ремонтируются. Правда, можно встретить и участки бездорожья, особенно в горной местности, где трассы страдают от селей и обвалов, из-за которых движение может полностью встать. Но даже при сильных разрушениях дорожного полотна устраняются они достаточно быстро и оперативно.
Следуя по Военно-Грузинской дороге, помимо любования великолепными видами, не следует забывать, что на ней присутствуют участки повышенной аварийности.
Поездка на автомобиле с низким дорожным просветом может стать серьёзным испытанием водительского мастерства. Лучше, если автомобиль будет с высокой посадкой, и даже на нём спешить не следует: горы – это горы, они не терпят небрежности.
Грузинские дороги безопасны, но не всегда могут предоставить комфортные условия для передвижения. Предельная скорость на них подразделяется в зависимости от их вида:
-
на дорогах в пределах населённых пунктов – 60 км/ч;
Для тех водителей, которые привыкли к равнинной местности и не имеют опыта вождения на серпантине, езда по грузинским дорогам может быть достаточно сложной.
Не облегчают эту ситуацию и местные водители, которые не только привычно справляются со всеми сложностями горных дорог, но и зачастую игнорируют простейшие правила безопасного вождения.
В Грузии легко можно стать свидетелем обгона на «слепом» повороте, пересечения сплошной линии, езды по обочине с целью совершить обгон или «сэкономить» в пробке.
Не стоит пугаться постоянных звуков автомобильных клаксонов: грузины – народ темпераментный, для них клаксон – это способ предупредить о своём маневре, попросить уступить дорогу или просто поприветствовать знакомого или возмутиться некорректным поведением движущегося рядом авто.
Ещё один важный момент – домашний скот на дорогах. От их внезапного появления застрахованы разве что трассы в крупных городах. В остальной же местности нужно быть постоянно готовым к тому, что на дорогу могут внезапно выскочить ослы, коровы, овцы или лошади.
Соответствующих дорожных знаков, предупреждающих водителя о возможном внезапном «соседстве», здесь исчезающее мало, и это логично: скотоводство в Грузии развито, и увенчивание соответствующим знаком каждого поворота и участка трассы – занятие, которое, во всяком случае, пока местные власти считают, мягко скажем, излишним.
Неподкупная полиция и штрафы
На фото: грузинская дорожная постовая служба
Грузинские сотрудники ГАИ достаточно лояльны, мелкие нарушения могут попросту проигнорировать. При этом невыполнение требования сотрудников дорожной полиции здесь – самый дорогой вид нарушения: он обойдётся водителю в кругленькую сумму в 300 лари (почти 8 тысяч рублей).
Вот уже два года в стране действует балльная система: водитель получает 100 баллов на год, которые списываются за различные нарушения. Если число баллов доходит до нуля, это грозит длительным лишением прав.
Для иностранных туристов эта система не работает, зато работает система штрафов: нарушение правил парковки – 20 лари, вождение с телефоном у уха – 30 лари, проезд на красный свет – 50 лари.
Штраф за превышение скорости зависит от того, насколько превышен допустимый предел. Каждый год в стране увеличивается количество действующих камер, фиксирующих нарушение скоростного режима. Если вы «попались» такой камере, при выезде из страны придётся расплатиться за нарушение.
За вождение в нетрезвом виде штрафом не отделаться: только лишение прав. Нормы допустимого алкоголя в крови водителя – те же 0,3 промилле, как и в РФ.
Согласно грузинским законам, сотрудники дорожной полиции должны передвигаться по дорогам исключительно с включённой «мигалкой». Поэтому если вы увидите такую машину в зеркало заднего вида, не пугайтесь и не считайте, что её интересует исключительно ваш автомобиль: возможно, она движется по каким-то другим своим делам.
Отели и гостевые дома
Отправляясь в путешествие, жильё в Грузии стоит забронировать заранее, особенно в «высокий» летний сезон.
Цены на жильё здесь имеют достаточно широкий диапазон. В переводе на российские рубли проживание может обойтись как в 600 рублей (бюджетный гостевой дом в Кутаиси), так и в 9,5 тыс. рублей (номер в пятизвёздочном отеле в Батуми недалеко от набережной).
Многие жители столицы и курортных городов с удовольствием сдают туристам квартиры, дома или комнаты.
Заранее забронировать жильё можно на интернет-ресурсах www.roomguru.ru или www.airbnb.pvxt.net.
Цены на бензин и продукты
Бензин в Грузии недешев. В среднем, за один литр топлива придётся отдать 2,2 лари (больше 50 рублей в пересчёте на российскую валюту).
Въезд с канистрами в страну запрещён, но поближе к границе, например, во Владикавказе, можно залить полный бак и тем самым сэкономить некоторую сумму.
Стоит также учесть, что сразу за пограничным пропускным пунктом Верхнего Ларса нет ни заправок, ни пунктов обмена валют вплоть до Гудаури.
Еда в Грузии не слишком дешёвая, но порции в кафе и столовых большие и очень, очень вкусные. Пообедать в кафе можно за 30 лари, что сопоставимо с ценой бутылки очень хорошего грузинского вина.
Не забудьте, что из Грузии в Россию можно ввозить не более 3 литров алкоголя на человека.
Что посмотреть, куда поехать
На фото: панорама Тбилиси
Как правило, путешественники обязательно стараются познакомиться со столицей страны.
Тбилиси предоставляет туристам столько достопримечательностей и интересных для посещения мест, что их хватило бы на несколько городов. За один день можно успеть осмотреть старую часть города, включая Верхний и Нижний город.
Цитадель Нарикала не только познакомит туристов с архитектурой IV века, но и предоставит одну из лучших смотровых площадок, с которых открывается прекрасный вид на Тбилиси.
За крепостью расположен ботанический сад, заложенный ещё в XIX веке. Здесь можно передохнуть, побродить среди разнообразных деревьев, узнать об истории развития местного садоводства и виноградарства.
Серные бани, построенные в персидской архитектуре, привлекут не только внимание желающих отдохнуть и поправить здоровье, но и поклонников восточной архитектуры.
Завершить насыщенный впечатлениями день знакомства с грузинской столицей можно посещением самого древнего храма Тбилиси – церкви Рождества Девы Марии.
На фото: Ананури
После знакомства со столицей Грузии можно совершить поездку в Мцхету, далее – в Ананури, Телави, Греми и Давид-Гареджи.
В летний период большой популярностью у туристов пользуются курорты черноморского берега: Гонио, Кобулети, Сарпи.
Не забудьте о знаменитом источнике Боржоми – он расположен всего в 160 км пути от Тбилиси. Здесь можно попить легендарную минеральную воду, посетить крепость Акхалсикха и пещерный город-монастырь Вадзию.
Заключение
Грузия – страна с богатой историей, массой достопримечательностей и ошеломляюще красивой природой. Поэтому, скорее всего, посетив эту страну однажды, вы непременно захотите вернуться, чтобы вновь насладиться видами, архитектурой, вкусной едой и вином, а также гостеприимством местных жителей. И автомобиль – ваш незаменимый помощник в такой поездке!
Видео о путешествии в Грузию на автомобиле:
Путешествие на машине в Грузию: достопримечательности и отзывы
Отчет о поездке в Грузию на машине. Прохождение блок-постов и границ, достопримечательности Тбилиси, Гори и Боржоми, советы и отзывы.
Предисловие
Первоначально планировали съездить в Азербайджан к родственникам мужа, но сложности перехода Российско-Азербайджанской границы отодвинули эту мысль на задний план. Читая многочисленные восторженные отзывы о гостеприимной Грузии, мы только подогревали желание посетить именно ее. Решено — едем в Грузию!
Пересечь границу с Грузией можно только за Владикавказом, в Верхнем Ларсе, остальные попытки перехода границы в Абхазии или Южной Осетии незаконны. Для перехода границы нужен лишь загранпаспорт, на машину никаких дополнительных документов собирать ненужно.
Дорога в Грузию
Из нашей отправной точки — Ярославля — до грузинской границы можно доехать двумя путями:
- По трассе М4 «Дон», далее в районе Павловска уходим на трассу Р217 «Кавказ» и следовать указателям на Владикавказ.
- Через Волгоград, Калмыкию, далее на Минеральные Воды, затем Владикавказ.
Навигацию мы осуществляли с помощью офлайн-карт Maps.me.
Мы решили остановиться на втором варианте. Из Ярославля выехали в субботу 22 июля около двух дня. Чтобы избежать московских пробок поехали в объезд, через Орехово-Зуево, минуя Рязань. К 12 ночи прибыли в Тамбов. Остановились в гостинице Гранд Тамбов, расположенной недалеко от трассы. Номер обошелся в 2000 рублей, сюда был включен завтрак. Все очень чисто и уютно.
В общей сложности в первый день мы преодолели порядка 700 км. пути.
Выехав из Тамбова в 8 утра, мы взяли курс на Волгоград. Дорога показалась нам самым тяжелым участком за все время: узкая, по одной полосе в каждую сторону, с большим количеством фур. Часам к трем дня прибыли в Волгоград. Немного размяв ноги в местном Ашане, двинулись дальше — на Элисту. Практически сразу за Волгоградом пейзаж начинает меняться, появляются степи. Еще перед дорогой начитавшись отзывов про калмыцких сотрудников ДПС, мы были готовы ко всему, но нас так и не остановили.
К 9 вечера мы прибыли в Элисту. Остановились в гостинице с одноименным названием, которую порекомендовать не можем. За 2000 рублей мы получили не самый чистый номер с ремонтом 90-х годов. В Элисте выбор гостиниц невелик, так что лучше позаботиться о ночлеге заранее.
Проснувшись в 6 утра, мы двинулись на Владикавказ, к границе. И тут мы совершили одну ошибку. Введя в Яндекс-Навигаторе «Владикавказ», мы получили короткий маршрут. Как оказалось, не самый лучший, но обо всем по порядку.
Еще планируя отдых и читая отзывы путешественников, я выписала оптимальный маршрут, названия населенных пунктов, через которые лучше ехать на Кавказе. Но от этого плана мы почему-то отказались. Сначала все было хорошо: проехали Калмыкию, радуясь, что нас так нигде и не остановили, въехали в Ставропольский край, зарегистрировались на блок-посту. Далее была Северная Осетия, мы двигались в сторону Моздока.
Въехали в Моздок — обычный ничем не примечательный город. И тут вдруг на выезде из города блок-пост. Подходит к нашей машине военный с автоматом и говорит, что всем с номерами чужих регионов необходимо зарегистрироваться, а это займет как минимум часа два. Когда муж поинтересовался, нельзя ли побыстрее, потому в салоне был маленький ребенок и беременная жена, мы получили отрицательный ответ.
Решив, что все обошлось, через час мы со спокойной душой поехали дальше. Но не тут то было. Проехав километра три по разбитой дороге, снова наткнулись на военный блок-пост. В общем, предыдущий пост был Моздокским (поставлен в связи с неспокойной обстановкой в городе), а этот — пограничный, расположен на границе с Ингушетией. Дело в том, что у Осетинов с Ингушами есть давний конфликт, а за Моздоком есть небольшая спорная территория. Здесь мы таке провели порядка часа.
Далее километров 20 ехали по небольшому пустынному предгорью. И вот — очередной блок-пост. На этот раз Республика Ингушетия. В голове уже крутиться мысль, что сейчас снова придется тратить время и нервы, но тут нас быстро зарегистрировали и отпустили. Остальной отрезок доехали спокойно и прибыли на Российско-Грузинскую границу к трем часам дня.
Хочется отметить, что режим работы границы может меняться в зависимости от погодных условий и от опасности схода селей. Информацию по режиму работы границы и онлайн-камер можно найти в интернете. И еще важный момент: машины с кодами регионов 82 и 92 в Грузию не пропускают.
Обе границы мы прошли минут за 40, машин оказалось немного, особо ничего не досматривали.
Дорога до Тбилиси
Наконец-то мы в Грузии. Сразу после границы небольшой участок дороги разбит, затем отличного качества дорожное полотно с прекрасными видами за окном.
Грузинские туманные горы
Первым населенным пунктом после границы является село Степанцминда. Это очень популярное у туристов место, потому что рядом расположена церковь Святой Троицы и гора Казбек. Мы в нем остановились лишь для размена небольшой суммы денег.
По дороге до Тбилиси инфраструктура достаточно развита. Встречаются и отели, и кафе, и заправки. Проезжаем Жинвальское водохранилище и расположенную на нем крепость Ананури.
Расстояние от границы до Тбилиси мы преодолели за 4 часа. В столице разместились в гостевом доме «Эдем». Цена: 1000 рублей за уютный номер. Гостевой дом оставил приятные впечатления, хозяева здесь рудушные.
Тбилиси
Утром разменяв денег по курсу 1 лари = 25 рублей и заправившись топливом (92 бензин стоит в районе 50 рублей за литр), мы приняли решение начать осмотр достопримечательностей Тбилиси. Первым делом посетили знаменитый район серных бань.
Немного погуляв, поняли, что пора перекусить. Выбор пал на Самикитно — большой сетевой ресторан, расположенный в сердце старого города. Цены оказались очень демократичными. Вообще, цены в кафе и ресторанах в Грузии практически одинаковые, разница плюс-минус 50 рублей.
Вот некоторые цены:
- греческий салат: около 170 руб;
- люля-кебаб: 200 руб;
- хачапури: 200 руб;
- хинкали с мясом: 20 руб/шт;
- хинкали с картошкой: 12 руб/шт;
- харчо: 200 руб.
Стоит отметить, что одну порцию часто можно заказывать на двоих. Еще одна особенность грузинских кафе — счет за обслуживание. Часто в меню внизу страницы можно увидеть надпись, что чек включает плюсом 10% за обслуживание.
Следующим нашим пунктом был Этнографический музей под открытым небом. Стоимость входа — всего 75 рублей. В нем представлены дома с внутренним убранством различных регионов Грузии. В некоторых домах есть экскурсовод, который подробно рассказывает о грузинском быту в том или ином регионе. Правда, во время нашего посещения часть экспозиций была закрыта.
Вечером мы посетили главный Храм Грузии — Цминду Самебу.
Храм Цминда Самеба
Кстати, на территории комплекса расположено кафе «Воды Лагидзе» с очень вкусным лимонадом, рецепт которого они никому не раскрывают.
Город Гори, Музей Сталина, Уплисцихе, Джвари
В Гори поехали, чтобы посмотреть дом и музей Сталина. От Тбилиси до Гори 86 км, можно спокойно доехать на полтора часа. Сам городок небольшой и ничем не примечательный.
Музейный комплекс расположен в самом центре города. Цена — 375 рублей, в стоимость входит посещение музея Сталина, личного вагона и внешний осмотр дома, где родился вождь. Подробнее с условиями можно ознакомиться на официальном сайте музея.
Сам музей оказался интересным. В нем представлены личные письма Сталина, фотографии и подарки.
Неподалеку от Гори расположен пещерный город Уплисцихе. Стоимость входа: 75 руб, за дополнительную плату можно взять гида, который подробно расскажет про образование этого места.
Вход в зал Царицы Тамары
Вид на Гори с Уплисцихе
Возвращаясь в Тбилиси, решили заехать в Монастырь Джвари — место где Царица Тамара установила Православный крест, а затем Лермонтов написал «Мцыри». К сожалению, внутрь монастыря входить нельзя, пришлось гулять вокруг.
Слияние Арагви и Куры
На противоположной стороне расположена Мцхета — древняя столица Грузии.
Боржоми
Посетить Грузию и не попить легендарной Боржоми нельзя. Мы решили отправиться в город с одноименным названием — 160 километров пути преодолели на одном дыхании, дорога оказалась замечательной.
В центре города расположен парк, вход стоит 50 руб. на весь день. В самом парке находится бювет с теплой минеральной водой. Девушки наливают ее в неограниченном количестве в одноразовые стаканчики. По вкусу вода мало чем похожа на ту, что мы привыкли пить в бутылках, но попробовать однозначно нужно.
Бювет с минеральной водой
Гулять по парку хорошо, особенно с детьми. Для них в парке представлено большое количество аттракционов. Если пройтись вглубь парка, можно дойти до бассейнов с минеральной водой и за дополнительную плату искупаться.
Если хотите налить воды с собой, это можно сделать около входа в парк — там расположен бювет с холодной Боржоми.
Дорога домой
Незаметно пролетела неделя прекрасной Грузии, настало время возвращаться в Россию. В 6 утра 31 июля мы выехали из Тбилиси к границе.
Лошади здесь могут спокойно ходить по дорогам
Красивые горы Грузии
До границы доехали спокойно и без происшествий. Грузинскую сторону прошли быстро, никакого досмотра не было, а вот на нейтральной территории встали в пробку длинной около 2 км. К счастью, нас пропустили без очереди: беременные, машины с детьми до года и инвалидами пользуются приоритетным правом проезда.
На Российской границе машину осмотрели поверхностно. Туту как повезет — кому-то заставляют открывать все чемоданы и пересчитывают весь алкоголь. Во Владикавказе было решено ехать по М4 «Дон», мы взяли курс на Ростов-на-Дону. Сначала наш путь пролегал по трассе «Кавказ»: качество полотна «на тройку», плотный трафик, большое количество фур. Затем мы выехали на М4. Первоначально планировали остановиться на ночь в Ростове, но затем решили ехать до Воронежа и отдохнуть там.
Вообще, трасса М4 «Дон» огорчила. Многокилометровые пробки, связанные с ремонтом дороги даже ночью, освещение не на всех платных участках, слабая инфраструктура, местами плохое покрытие.
В Воронеж мы приехали уже к трем ночи, преодолев почти 1500 км. Для ночлега выбрали отель Бенефит-Плаза, со скидкой вышло 2700 руб. за ночь, включая завтрак. Отель отличный, все чисто, особенно хорош оказался завтрак: шведский стол с большим выбором блюд.
За последний день мы преодолели порядка 700 км, постояли в Московских пробках, уставшие и довольные приехали в Ярославль.
Источник https://kray-zemli.com/26-poezdka-v-gruziyu-na-mashine.html
Источник https://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/3916-avtomobilnoe-puteshestvie-v-gruziyu-chto-nuzhno-znat.html
Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/georgia-attractions.html
Источник