Путешествие на собственной машине из России в Грузию

Путешествие на собственной машине из России в Грузию

Путешествие на собственной машине из России в Грузию

Путешествия на собственной машине с каждым годом становятся все популярнее, во-первых, в силу улучшающегося состояния дорог, во-вторых, потому что на машине передвигаться удобнее. На автомобиле человек не зависит от времени вылета самолета или отправления поезда, может куда-то заехать по пути.

Грузия – страна с многогранной культурой и своим укладом жизни. Значительная часть Грузии – это горы, ради которых сюда и приезжают многие туристы. Чистый воздух, нетронутая человеком природа, удивительной красоты архитектура так и манят путешественников со всех стран.

Население Грузии составляют в основном коренной народ – грузины, присутствует небольшая доля азербайджанцев, армян, русских, осетинов. Грузинов часто путают с другими южными народами, причисляя их к опасным, взрывным и недоброжелательным людям. Несомненно, их характер отличается от привычного нам. Именно поэтому перед поездкой стоит внимательно изучить нормы общения в Грузии, чтобы знать, что может вызвать негодование у местного жителя, а что, наоборот, помочь получить самый радушный прием.

Маршрут до Грузии

Доехать до Грузии можно с разных концов страны. Наиболее известный маршрут проходит по трассам:

· М4 «Дон» от Москвы до Новороссийска. По этой трассе ехать необходимо до Павловской станицы (Краснодарский край). Это около 1200 км через Тулу, Воронеж, Ростов-на-Дону, если ехать из Москвы. На трассе попадаются платные участки, стоимость проезда которых в общей сумме составит около 350 руб. в зависимости от времени года и времени суток. Можно найти пути объезда, но дороги на них часто оставляют желать лучшего.

· Р217 «Кавказ» (бывш. М29) от Павловской станицы до границы Дагестана с Азербайджаном. Дорога идет через Владикавказ, где необходимо свернуть на военно-грузинскую дорогу. Расстояние – 570 км. Стоит отметить, что проезжать этот участок удобнее в темное время суток, т.к. днем поток машин и местных жителей больше, из-за чего скорость движения часто снижается в 2-3 раза.

· Военно-грузинская дорога – трасса, соединяющая Владикавказ и столицу Грузии – Тбилиси. Именно на ней расположен Верхний Ларс – пропускной пункт грузинской границы, в 35 км от Владикавказа. От поста до Тбилиси останется проехать всего 200 км по относительно ровному, местами горному серпантину.

Перед тем, как ехать, автомобилист должен выяснить обстановку на трассе.

◎ Документы из Грузии

geomigrant.com | Реклама

Автодороги М4 и Р217 часто ремонтируются, поэтому заранее необходимо просчитать пути объезда и время в дороге. Чтобы быстро пересечь границу, лучше заранее узнать по телефону режим работы пропускного поста, который может быть изменен в связи со сходом селей/оползней, что в горных местностях не редкость.

СОВЕТ: заправиться лучше перед тем, как заехать в Грузию. По многочисленным рассказам, бензин там значительно дороже.

Пересечение границы – не такой сложный процесс, как кажется на первый взгляд. Первой путешественник на автомобиле посетит российскую границу, где понадобится предъявить:

1. заграничный паспорт, действующий на протяжении всего срока вашего пребывания в стране и иметь 2 пустые страницы для штампов

3. водительское удостоверение, выданное в РФ.

Оформлять Грин карту или дополнительные страховые полисы не нужно. На границе сотрудники поста проверят документы и автомобиль на наличие запрещенных к перевозке вещей. Обычно это занимает около 20 минут, дольше приходится стоять в ожидании.

После пару минут движения по нейтральной территории автомобилист подъедет к посту Грузии, где его попросят предъявить те же документы.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: водителя или его пассажиров не пропустят в Грузию, если в загранпаспорте будет стоять отметка о посещении Абхазии. В этом случае приехать в горную южную страну получится только после смены паспорта. Это происходит потому, что проникновение на территорию Абхазии является нарушением закона Грузии об оккупированных территориях.

◎ Виза в Грузию

geomigrant.com | Реклама

Попав в другую страну, водителю, в первую очередь, надо быть очень осторожным на дороге и соблюдать местные правила дорожного движения (с ними лучше ознакомиться заранее).

Туристы отмечают, что движение в Грузии достаточно интенсивное.

Точно также чувствует себя человек, приехавший из маленького города в Москву, где непривычный для него ритм движения на дорогах мегаполиса становится тяжким испытанием.

Также часто используется звуковой сигнал. Он является не хамством, а способом предупреждения о маневре, опасности или напоминанием о том, что нужно соблюдать ПДД.

СОВЕТ: если путешественника остановили местные полицейские, нельзя предлагать им взятку. Грузия – одна из тех стран, в которых полиция состоит из честных людей, а за «деньги на лапу» можно очень быстро попасть в тюрьму.

Правила дорожного движения Грузии (скоростной режим, использование фар, ремни безопасности, перевозка детей и т.п.) схожи с российскими, хотя наказания за некоторые нарушения менее суровые – за проезд через сплошную или превышение скорости более, чем на 15 км/ч штраф составит около 1165 руб (по нынешнему курсу). А вот за повторное нарушение тонировки авто здесь лишают прав на 6 месяцев. НО: штрафы действуют только на территории Грузии, «письма счастья» на российский адрес не придут. Хотя следующая поездка в горную страну может кончиться, так и не начавшись: с неоплаченными штрафами в страну не пропустят.

Подводя итог, хочется сказать, что поездка на машине в Грузию – смелое решение, требующее больших финансовых и физических вложений. Несмотря на это, Грузия пользуется популярностью у российских автотуристов, в чем можно убедиться в их многочисленных рассказах и отчетах о путешествиях.

Эта страна обязательно покорит своей природой, культурой и доброжелательностью местных жителей, если путешественники и сами будут проявлять уважение и соблюдать правила.

На машине в Гудаури

Это первая статья из цикла «В Грузию зимой». В цикле мы рассказываем, как съездили покататься в Гудаури.

Когда мы определились с местом отдыха, сразу начали думать, как добираться. Основных вариантов транспорта три — самолет до Владикавказа, самолет до Тбилиси и машина из Москвы. Половина компании как белые люди летела на самолете. Второй половине только дай порулить, поэтому мы думали недолго.

Почему мы поехали на своих машинах:

Это дешевле. Поездка из Москвы в Гудаури — это 2 000 км и два дня пути с ночевкой в одну сторону. Треть праздников потратить на дорогу? Не проще ли лететь?

Сравним поездку вчетвером на машине со средней ценой перелета в Тбилиси. Билеты во Владикавказ дешевле, но трансфер дороже и зависит от перевала.

16 тысяч — не лишние. На эти деньги в Гудаури можно неделю есть и пить. Или только пить, но таких людей мы не встречали.

Это удобно и весело. Количество вещей ограничивает размер багажника, а не правила тарифа авиакомпании. Кто-то забыл загранпаспорт? Можно, знатно матерясь на виновника всю дорогу обратно, все-таки вернуться. Если это выяснилось не в Ростове, конечно. Собака едет с хозяевами, а не трясется в отдельном отсеке самолета. Ну, и постоянное армянское радио по рации веселее, чем «наш полет проходит на высоте десять тысяч метров».

Это экономит время и деньги на месте. Машина не будет стоять весь отдых. Гудаури — это растянутый по серпантину поселок. На карте кажется, что все очень близко. На самом деле, срезать почти нигде нельзя, и идти приходится по дороге — долго и в гору. Вы думаете, что дойдете до ресторана за десять минут, а на деле идете полчаса. Аппетит заметно улучшается, но обратная дорога после бутылки чачи будет еще длиннее. На машине ехать везде три минуты. В Сочи я не садился за руль ни разу, в Гудаури я пользовался машиной по нескольку раз в день.

Тем, кто тоже едет на машине, мы расскажем, что взять с собой, как спланировать поездку, подготовить машину и получить больше удовольствия от дороги.

Маршрут

Туда мы выехали на трех машинах утром первого января (не спрашивайте, как). Обратно — девятого января четырьмя машинами.

Разумный вариант маршрута только один — М4–Дон, Москва–Воронеж–Ростов–Владикавказ–Гудаури. Время в пути может очень сильно различаться.

  • 11:00 1 января, Москва. «До Ростова и спать».
  • 21:00, Ростов. «А чё, быстро доехали, сейчас поужинаем и еще часа три проедем». Это было ошибкой. Спать по дороге — почти негде.
  • 03:00, Невинномысск. «У кого еще сигареты остались, приём?»
  • 07:00, Владикавказ. «Нам все равно никто не поверит». До Владикавказа мы еле доехали, дорога затянулась.
  • 14:00, Владикавказ. «Хватит жрать, поехали».
  • 19:00, Гудаури. «Завтра в 10 у подъемника». Границу туда мы прошли быстро, перевал был открыт. Лучше приезжать в Гудаури в разумное время — проще будет найти нужный дом и заселиться.

Обратно:

  • 19:00, 9 января, Гудаури. «Перевал открыли, стартуем!» Мы двое лишних суток сидели на месте, потому что перевал завалило. После сильного снегопада обычно нужно 1–3 дня, чтобы его открыли.
  • 21:00, граница. «Ну хоть в ту сторону не стояли». После открытия перевала все ринулись в Россию — праздники-то закончились. В итоге ночь мы провели в очереди. Те, кто выезжал следующим утром, потратили всего час и выехали из Владикавказа раньше нас.
  • 06:00, Владикавказ. «А где ближайший автосервис?»
  • 14:00, Владикавказ. «Ну, сразу до Москвы или как?»
  • 21:00, Ростов. «В баньку и спать».
  • 11:00, Ростов. «Хватит жрать, поехали».
  • 21:00, где-то на М-4. «Мы когда-нибудь доедем? Живыми, в смысле». М-4 от Ростова накрыло метелью. Почищенная дорога за двадцать минут превращалась в нечищенную. Я на переднем приводе дважды уходил в неуправляемый занос на ровной дороге, ощущение неприятное.
  • 06:00, Москва. «Что это было?»

Если хотите ехать совсем спокойно, или водители неопытные, — делайте остановки в Воронеже, Ростове и Владикавказе. Хотите побыстрее добраться — ночевка в Ростове и быстрые обеды на дороге. Прострелить разом до Владикавказа или Гудаури можно — мы сами это доказали. Но последние 300–500 км покажутся адом, если на одну машину меньше трёх водителей. Всё зависит от человека — обратно знакомый ехал прострелом из Гудаури до Москвы с семьёй, один за рулем. Как ему удалось? Да хрен его знает, он автожурналист.

Останавливаться на заправках вы будете примерно раз в 400 км. Старайтесь тратить на них как можно меньше времени — быстро заправляйтесь, писайте и уезжайте. Не курите — это можно сделать и в машине. Если вас больше 5 человек, провести меньше 20 минут на заправке очень сложно. А это добавляет к общему маршруту около двух часов. С другой стороны, лучше погонять мяч на заправке 10 минут, чем просидеть час в ресторане.

Самый непредсказуемый отрезок маршрута — граница и перевал. Перевал плохо защищен от оползней и лавин, поэтому зимой после сильного снегопада его могут закрыть на произвольный срок. Перед нашим выездом снег шел три дня, и еще два его расчищали. Впрочем, это были лучшие дни катания, поэтому мы не особо расстроились, что опоздаем.

Получить информацию о перевале можно на посту спасателей. Местный телефон дадут, если позвонить «112». Ещё есть форум vlars.ru, где всегда можно прочитать, открыт ли перевал, и какая очередь на границе.

Мы не будем рассказывать про выбоины на дороге и составлять рейтинг 50 лучших заправщиков. Сосредоточимся на общих советах о машине и дороге, которые помогли нам в пути.

Подготовка

Чтобы проехать 4000 километров с комфортом, лучше убедиться, что планы не нарушит нежданчик от вашей машины. А если что-то случится, вы сможете как можно быстрее двинуться дальше. Мы проехали десятки тысяч километров за рулём, и такие предосторожности несколько раз избавляли от серьезного геморроя.

Сервис

Плановое ТО лучше пройти за неделю до поездки. Машину проверят по чек-листу и подскажут, что стоит поменять дополнительно. На обратной дороге я остался без колодок, их поиск во Владикавказе занял два часа. Перегоревшую лампочку в противотуманке тоже стоит заменить, любая мелочь после тысячи километров пути начинает раздражать.

Защита кузова

Любая долгая поездка по России зимой — это сколы на фарах, капоте и бампере из-за песка, соли и камней. Если они уже есть, можно наплевать.

Перфекционистам-чистюлям лучше затянуть переднюю часть кузова в специальную пленку. Она защитит краску от сколов на весь сезон. Я заплатил за заклеенный бампер и фары 15 тысяч.

Анти-дождь и дворники

Это специальное водоотталкивающее покрытие стекла. Оно сильно улучшает видимость ночью и в дождь или снег — вам не придется щуриться сквозь слой воды или грязи на стекле. Можете нанести сами, но лучше сделают на любой приличной мойке за 1000₽. И не забудьте о дворниках — если им больше года, их тоже стоит заменить, чтобы они не размазывали грязь по стеклу.

Рации

Если вы едете двумя и больше машинами, они обязательны. Рации полезны на обгонах и сложной дороге. Переговоры помогают не засыпать и поднимают настроение. По радио вы согласовываете скорость движения в колонне, остановки, обсуждаете маршрут. По телефону это делать неудобно, а иногда невозможно из-за плохого покрытия. Мы купили Kenwood T-F8 — они не тупят, как Моторола, и к ним продают много аксессуаров. Рации можно использовать и на горе.

Цепи и трос

Цепи понадобятся вам на перевале после границы. Они обязательны для неполноприводных автомобилей — спасатели проверяют все машины на посте перед перевалом. Лучше потренируйтесь надевать их при сухой погоде. Вы точно не получите удовольствия от долгих и крепких объятий с грязными колесами на морозе, поэтому научитесь делать это заранее.

Мы ежедневно вытаскивали из кювета или колеи минимум одну машину по дороге на подъемник. Сугробы не щадят даже полный привод — при мне три Land Rover ждали трактора, чтобы подняться в гору. Убедитесь, что в каждой машине лежит трос и вы знаете, за что его цеплять. Лучше иметь его наготове, чем бегать по сугробам в поисках того, у кого он есть.

Запасное колесо

Если вы едете на легковой машине, запаска обязательна. Мне пришлось менять колесо прямо на границе — Военно-Грузинскую дорогу не особо ремонтируют. Трасса от Ростова до Владикавказа — тоже не немецкий автобан. Вы легко можете лишиться колеса, попав в яму на большой скорости, а в новых машинах иногда нет даже «докатки». Поэтому вы рискуете провести несколько часов на дороге в ожидании эвакуатора. Докатка — тоже неидеальный вариант, так как ограничивает скорость движения.

Опыт и советы

Еще несколько важных моментов. Мы задавались этими вопросами перед поездкой и не на все смогли получить ответ.

Пробки

Держите Яндекс наготове. На М-4 тоже бывают пробки, особенно под Новый год. Их лучше объезжать — перевернутая фура может задержать вас часов на пять. В Ростове с утра тоже плотное движение, поэтому лучше ночевать на выезде из города — не будете стоять утром.

Развязки

Дорога, в основном, одна, но в Ростове и после него есть несколько сложных развязок. Чтобы не тратить время на разворот, будьте внимательны и не пренебрегайте навигатором.

Гаишники

Начинаются после Ростова. На превышение до 40 км/ч внимания не обратят, но за обгон через сплошную строить глазки придется всей женской части экипажа. Не пугайтесь блок-постов с вооруженным ОМОНом после Ставрополя — это обычная практика в регионе. Во Владикавказе очень любят придраться к московским номерам. Точно найдут какую-нибудь мелочь вроде непристегнутого заднего пассажира. Но и штраф приветливо попросят на месте в формате «сколько не жалко».

Транспондер

Поможет быстро оплачивать проезд на платной М-4. Купите его (и пополните баланс) заранее. Это сэкономит от 2 до 20 минут на каждом пункте оплаты (всего их около 6).

Транспондеры должны быть у всех ваших машин, иначе они не экономят время, а только разрывают колонну.

Наркотики

На машине на юг лучше ехать без препаратов и растений. Чем дальше, тем больше постов, в том числе — с собаками. Несколько «веселых» историй от знакомых тоже быстро снижают азарт. Считайте, вам их только что рассказали.

Страховка

В Грузии не действуют международные системы страхования. В России обязателен полис ОСАГО. Проверьте, что все водители вписаны в полис. Если нет — можно вписать в офисе страховой или сделать открытую страховку. Штраф сейчас — 500₽, но может обернуться потерей времени.

Взаимопомощь

В сложных условиях она очень нужна. Если видите, что кто-то вылетел с дороги или стоит около машины на аварийке,— остановитесь и узнайте, не нужна ли помощь.

С собой в дорогу

Мелочи, которые помогут в долгой поездке. Что-то можно купить по дороге, но проще сразу взять с собой. Полный список вещей в машину у каждого свой, но эти вещи будут полезны всем.

Еда и напитки

  • Чай в термосе. Мы пили пуэр, он грел и мягко будил, на заправках пополняли запасы. Кофе и Редбулл дают скачок энергии, но ненадолго. Выбирайте то, что вы уже пробовали раньше, и знаете, как действует лично на вас.
  • Домашние бутерброды. Им всегда все рады, а на заправках вы потратите меньше времени. Десять хот-догов на десять человек — это долго и не так вкусно.

Вредное и полезное

  • Сигареты и семечки, чтобы прогнать сон. Сигареты перестают помогать через 6 часов, семечки действуют почти всегда.
  • Много музыки. Обычный плейлист быстро надоест, а радио работает только вблизи городов. Музыку лучше зарнее загрузить, интернет есть не везде.
  • Стандартная аптечка. Понадобится если не вам, то кому-то еще в дороге или на месте.

Мобильные приложения:

  • «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор» — лучше оба;
  • офлайн-карты (когда нет сети или дорогой интернет);
  • «HUD Speed» — проецирует скорость на лобовое стекло и сообщает о камерах;

  • справочник по общению с ГИБДД — на всякий случай.

Гаджеты и зарядки:

  • антирадар (лучше как отдельное устройство);
  • зарядки на телефон, планшет, ноутбук, модем и т. д.;
  • удлинитель или тройник для прикуривателя;
  • зарядка для рации — обязательно, обычно их нет в комплекте;
  • инвертор на 220В — может пригодиться, но чаще всего не нужен.

В итоге

Путешествие на машине — это весело. Водители горды собой, пассажиры набрались историй на несколько вечеров. Но такая поездка отличается от других видов транспорта — она непредсказуема.

Поездка в Грузию стала самой непредсказуемой из нашего семилетнего опыта. Перевал завалило на два дня, я трижды пробивал колеса, у кого-то перестала работать печка — и это не все неприятности. Они конечно, не помешали нам хорошо отдохнуть, но скорректировали планы.

В Москве мы оказались на два дня позже окончания каникул. Пришлось звонить на работу и объяснять ситуацию, но для нас это было не очень критично.

Кто-то специально взял билеты до Тбилиси, чтобы точно быть в офисе в понедельник утром. Подумайте — может, и вам стоит лететь, а не ехать.

Мы выбираем между самолетом и машиной почти каждый раз и не всегда выбираем второе. Но сейчас мы планируем Новый Год–2017 в Финляндии и большинство вновь за то, чтобы добираться за рулем.

Если определились, убедитесь, что с машиной все в порядке, пакуйте вещи, — и в путь.

И еще — помойте машину накануне выезда. Настроение поднимет, и примета хорошая.

В Грузию на машине из Москвы 2020

В этой статье я расскажу о некоторых особенностях тех двух с лишним тысяч километров пути, что простираются между Москвой и российско-грузинской границей, а также о специфике поездок по Грузии на машине — своей или арендованной.

Содержание статьи:

  • Где ночевать в пути
  • Платные участки
  • Бензин
  • Питание

Дорога от Москвы до Грузии

В Грузию на машине из Москвы мы уже не первый год ездим по маршруту Москва — Ростов-на-Дону — Владикавказ — КПП «Верхний Ларс» — Тбилиси и занимает это увлекательное мероприятие 3 дня. В течение первого дня мы проезжаем 1100 км от Москвы до Ростова-на-Дону, там ночуем и едем еще 700 км до Владикавказа. Там проводим ночь и на следующий день как можно раньше выезжаем в направлении границы. Зачем нужно ехать рано и что вообще представляет собой КПП «Верхний Ларс», я предлагаю почитать здесь (предупреждаю — рассказ содержит ненормативную лексику).

На одну ночь в Ростове-на-Дону я смело могу порекомендовать вот этот отличный арт-отель, (если там мест нет, то мы обычно ночуем тут), а во Владикавказе мы всегда останавливаемся в одном из двух мест: или в этом уютном отельчике с очень радушной хозяйкой (обычно мы звоним за пару часов до приезда и нас «встречают» вкуснейшим осетинским пирогом), или в одном из лучших по соотношению цены и качества отелей Владикавказа — «Кадгарон».

Если вы планируете свое самостоятельное путешествие по Грузии, поездку на выходные в Тбилиси, или отпуск на море в Батуми, обязательно посмотрите мои статьи-подборки:

В них вы найдете лишь самую ценную информацию из моего личного опыта многочисленных поездок в Грузию в течение нескольких лет.

Практически на всем своем протяжении дорога от Москвы до грузинской границы очень приличного качества, от Москвы до Ростова-на-Дону это федеральная трасса М4 «Дон», на участке от Ростова до Владикавказа это Е115/E117. Совет: на участке Ростов-на-Дону-Владикавказ не нужно пользоваться GPS-навигаторами с картой России работы компании «Навител», это убережет вас от ненужных приключений, кои выпали на нашу долю пару лет назад (о них расскажу ниже). Гораздо легче доехать в Грузию на машине, просто двигаясь по главной дороге и ориентируясь по дорожным указателям на Владикавказ.

При таком раскладе самым географически выгодным местом для ночлега является Пятигорск, расположенный примерно в 200 километрах от границы России и Грузии. Владикавказ расположен слишком близко (там лучше остановиться по пути из России в Грузию), а Ростов — слишком далеко, от границы придется ехать около 800 км по не всегда прямой и скоростной дороге.

Уже несколько лет, возвращаясь в Москву из Грузии, мы всегда останавливаемся в отличном отеле «Маск Пятигорск», расположенном очень удобно для автомобильного путешественника — на окраине Пятигорска, чуть в стороне от автотрассы Владикавказ-Ростов. Благодаря такому расположению заезжать в сам город и плутать там по улицам после утомительного дня не нужно, просто свернул с трассы и ты на месте.

В Грузию на машине: платные участки дороги

От Москвы до Ростова-на-Дону мы в крайний раз насчитали 13 платных участков.

В Грузию на машине из Москвы - трасса М4 "Дон"

Общая стоимость проезда по ним по состоянию на весну 2019 года составляет около 1000 руб для легкового автомобиля. Более подробную информацию о платных участках и тарифах можно найти здесь.

В Грузию на машине из Москвы

В Грузию на машине: бензин

Самый дешевый бензин на маршруте Москва-Владикавказ (я рассматриваю только относительно приличные заправки вроде ТНК, Роснефть и Лукойл) — в Тульской области, самый дорогой – на Ставрополье и в Осетии. Имеет смысл залить в Тульской области полный бак и канистру (при ее наличии), это позволит доехать без дозаправок до Владикавказа.

Во Владикавказе желательно выбирать заправки известных сетевых брендов (типа ТНК, Роснефть…) и избегать заправляться в заведениях типа «у дяди Васи» или «у Аслана» — в подобных стрёмных местах нельзя заправляться нигде в России, а на Кавказе особенно. По дороге будут попадаться творческие подделки типа «Томскнефть» с логотипом-копией ТНК, «Ростнефть», «Likoil» и т.п. — вестись на эти провокации и заправляться у них не рекомендую по очевидным причинам.

Питание

Вдоль трассы М4 «Дон» имеется огромное количество всякого общепита, от ресторанов при гостиницах до шашлычных, чебуречных и пирожковых.

В Грузию на машине из Москвы - трасса М4 "Дон"

Качество еды варьируется в очень широких пределах — мы стараемся своим здоровьем лишний раз не рисковать и обычно питаемся тем, что берем из дома или в кафешках при заправках «Роснефть», что позволяет несколько экономить время: «кормим» машину и едим сами.

На машине по Грузии

Дорожное движение в Грузии правостороннее, максимальная разрешенная скорость в городах 60 км/ч, вне населенных пунктов – 70 км/ч, на автомагистралях – 90 км/ч. В целом дороги в Грузии получше, чем в соседней Армении, но все равно до сих пор хватает и откровенно «убитых». Между крупными городами Грузии (Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Телави) дороги вполне европейского качества.

Надписи на дорожных знаках выполнены на грузинском и английском; достопримечательности и интересные туристические объекты обозначаются знаками коричневого цвета. Важный нюанс: часто на таких знаках указано не расстояние до самого объекта, а лишь до поворота на него с главной дороги. Мы как-то «попались» на эту уловку, когда ехали из Тбилиси в Сигнахи и решили заехать в монастырь Давид Гареджи: на знаке было написано «Давид Гареджи» и расстояние — 5 км, но от поворота до самого монастыря мы затем ехали еще около полутора часов.

Важный момент, который следует иметь ввиду тем, кто хочет взять в Грузии машину в аренду: грузины зачастую предпочитают весьма рискованный стиль вождения и, как показывает наш опыт путешествий по Грузии, далеко не всегда он подкрепляется достаточным уровнем мастерства. Например, однажды мы чудом не столкнулись с древним мерседесом недалеко от Мцхеты: водитель столь увлекся беседой со своей спутницей, что просто не заметил знак «уступи дорогу».

Так что, если вы планируете путешествие по Грузии на машине – своей или арендованной – очень рекомендую быть предельно осторожными и не полагаться на «здравый смысл» соседей по дороге – его вполне может не быть. Со слов знакомых грузин: если днем полиция строго следит за трезвостью за рулем, то ближе к вечеру уже может смотреть на подобные нарушения «сквозь пальцы», особенно в сельских районах – все-таки это Грузия, и традиции винопития тут древнее самого грузинского государства.

Если вас по какой-либо причине остановит дорожная полиция, ни в коем случае с ними не пререкайтесь, и упаси вас Бог пробовать от них откупиться в российских традициях. Один из главных результатов правления бывшего президента Михаила Саакашвили – жесткая реформа полиции и прочих госструктур, причем эта реформа прошла вполне успешно. Может быть, совсем коррупцию в полицейских рядах Михаил Николозович и не искоренил, но так сильно ее ограничить на Кавказе (!), в Грузии (!!), где традиции кумовства и бакшишей едва ли не древнее традиции винопития – это дорогого стоит.

Но, в любом случае, удовольствие от путешествия по Кавказу на машине стоит тех небольших неудобств и предосторожностей, которые с ним связаны. Несмотря на все те «страшилки», что я написал выше, меня за пять больших автопутешествий по Грузии местная дорожная полиция остановила лишь однажды — вполне заслуженно, за непристегнутый ремень. Выписали штраф 40 лари и отпустили с миром. Кстати, штраф надо оплатить в течение 30 календарных дней в отделении банка. Вроде бы есть еще какие-то местные штрафы, которые надо оплачивать в том регионе, где произошло нарушение, но со мной таких прецедентов пока не случалось.

На всякий случай, приведу размер грузинских штрафов за нарушения некоторых правил:

  • Превышение скорости более чем на 15 км/час но не более чем на 40 км/час — 50 лари (1250 рублей) превышение скорости более чем на 40 км/час — 150 лари (3750 рублей)
  • Штраф за выезд на сплошную разделительную полосу и езду по «встречке» — 200 лари (5000 рублей)
  • Проезд на красный свет – 50 лари (1250 рублей)
  • Остановка и стоянка в зоне действия запрещающих знаков — 20 лари (500 рублей)
  • Не пропустил пешехода — 50 лари (1250 рублей)
  • Не пристегнутый ремень безопасности – 40 лари (1000 рублей)
  • Вождение в пьяном виде — лишение прав на полгода, вождение в состоянии наркотического опьянения — лишение прав на три года.
  • Езда без прав — 500 лари (12500 рублей)

К слову, автомобиль для поездок по Грузии лучше всего брать на Myrentacar или Economybookings.

Бензин в Грузии

В Грузии с качеством бензина дело обстоит намного лучше, чем в соседней Армении. Есть разветвленные сети международных и национальных топливных брендов, где можно быть уверенным, что тебе не зальют бензин, разбавленный ослиной мочой. Цены на топливо в Грузии (апрель 2020 г.):

Regular (российский 92-й), литр — 2,22 лари (0,82$, 53 руб)
Premium (95-й), литр — 2,33 лари (0,86$, 55 руб)
Super Premium (98-й), литр — 2,46 лари (0,91$, 58 руб)
Diesel, литр — 2,2 лари (0,82$, 52 руб)
Газ — 1,65 лари (0,61$, 39 руб)

Судя по поведению и «самочувствию» мотора, в Грузии качество бензина обычно соответствует заявленному, в Армении же пару раз в этом возникали серьезные сомнения. В принципе, армяне нам сами говорили, что нормального 95-го у них нет, есть лишь неразбавленный 92-й, выдаваемый за 95-й.

Теперь расскажу о том, как во время самого первого путешествия на машине на Кавказ благодаря GPS-навигатору мы умудрились заблудиться на участке Ростов-на-Дону — Владикавказ. С тех пор по данному маршруту я ездил уже несколько раз и всегда по дорожным знакам, без навигатора — дальше станет понятно, почему.

В Грузию на машине: участок Ростов-на-Дону – Владикавказ (наш опыт – не самый лучший)

По плану путешествия этот день не должен был быть знаменателен ничем, кроме 700-километрового переезда между вышеозначенными городами. Однако, «благодаря» нашему навигатору Garmin (или, скорее, карте РФ в этом навигаторе работы компании Навител) мы поимели некоторые приключения. Сначала, уже на выезде из Ростова-на-Дону, навигатор решил, что ехать по самому простому пути, через Минводы, Пятигорск и Нальчик — это попса, и настоящих путешественников сие недостойно. И, вместо прекрасной скоростной трассы Е115/E117 через Минводы и Нальчик навигатор повел нас севернее: через Зерноград и далее по колхозным полям, казачьим станицам и глухим горным аулам. Где-то в ставропольских степях мы увидели вот это:

В Грузию на машине из Москвы

Комбайнер съездил в Египет

В Грузию на машине из Москвы

Семейная ферма «Бахча без химии» Пономаревых, GPS-координаты: N45°04.763′; E042°25.177′.

В Грузию на машине из МосквыВ Грузию на машине из МосквыВ Грузию на машине из Москвы

В Северную Осетию мы въехали не с запада (как планировали), а с севера — через Моздок. От Моздока до Владикавказа мы насчитали семь постов ДПС, некоторые из них были более похожи на армейские блок-посты. К чести осетин, взятку у нас откровенно вымогали только на одном из них, на границе между Ставропольем и Осетией, причем вымогал весьма упитанный гаишник явно славянской внешности.

На двух последующих постах обошлось без «штрафов» — мы лишь теряли время, пока скучающие гаишники удовлетворят свое любопытство расспросами типа «кто такие/откуда/нахрена» и т.п. Правда, на третьем посту гаишник все же предпринял вялую попытку срубить немного бабла, но его коллега это дело пресек и, пожелав удачи, отпустил. На остальных четырех постах по дороге до Владикавказа нас не тормозили вообще — видимо, в темноте московские номера не столь хорошо различимы и доблестные сотрудники просто не успевали среагировать и махнуть нам палкой.

Совет: отправляясь на машине в Грузию, для проезда через республики российского Северного Кавказа запаситесь 100-рублевыми купюрами — они, скорее всего, очень вам понадобятся для «ускорения» прохождения проверок на многочисленных тамошних постах ДПС.

На одном посту мы остановились сами чтобы уточнить дорогу, уже отчаявшись ее найти с помощью навигатора через сопки, овраги и редкие аулы. Осетины нам все рассказали и показали: «налево» через Ингушетию или «направо» через Кабарду. Навигатор же упрямо вел нас не «налево» или «направо», а «прямо» — хотя, по словам тех осетин-полицейских, «там дороги вообще нет уже лет двадцать, там лес растет».

Дальше мы ехали, уже наплевав на навигатор: завидев редкого прохожего, спрашивали дорогу и получали исчерпывающие и доброжелательные инструкции. Еще одно впечатление при въезде в Осетию с севера: после цветущих и везде возделанных полей Ставрополья сразу же после административной границы ситуация резко меняется: начинаются бедные полузаброшенные селения, редкие поля, засеянные каким-то рыжеватым растением (не знаем, что это) и общая атмосфера, скажем так, «не вполне благополучия».

Во Владикавказ мы приехали ближе к полуночи, потратив на участок пути от Ростова до Владикавказа около 16 (!) часов, при том, что планировали неспешно доехать максимум за десять. Итак, главная задача — доехать в Грузию на машине из Москвы была нами успешно выполнена, несмотря на мелкие шероховатости, а дальше было еще интереснее: переход российско-грузинской границы на КПП «Верхний Ларс» — «Дариали».

Лайфхак: как я экономлю на страховке

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:

Также рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.

Источник https://www.geomigrant.com/2017/06/08/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8E/

Источник https://medium.com/easy-rider/na-mashine-v-gruziyu-cdd5f74d9d87

Источник https://allmyworld.ru/v-gruziyu-na-mashine-iz-moskvy/

Источник