ТОП 15 лучших навигаторов для леса и рыбалки в России; рейтинг на 2021 год

ТОП 15 лучших навигаторов для леса и рыбалки в России — рейтинг на 2021 год

В любом современном смартфоне есть встроенный GPS-навигатор. Но в туристические походы или на рыбалку рекомендуется брать специализированные навигаторы, которые рассчитаны на длительную работу в автономном режиме, а также не зависят от интернет-подключения. Ведущими производителями таких устройств являются такие компании, как Garmin, Prestigio, Lowrance. Какой же лучше приобрести навигатор для леса и рыбалки, на какие характеристики следует ориентироваться?

навигатор для леса

По каким характеристикам выбирать

Рекомендуется выбирать GPS навигаторы , ориентируясь на следующие параметры:

  1. Питание. Учитывать следует не только продолжительность работы в автономном режиме, но и какие АКБ используются. Лучший вариант именно для туристов — это сменные АА-элементы («пальчиковые» батарейки). В этом случае не придется беспокоиться о том, что гаджет разрядится в самый неподходящий момент.
  2. Защита корпуса. Для «экстремалов» предпочтительным вариантом будут GPS навигаторы с защитой по стандарту IP67. То есть водонепроницаемые. И в таких моделях, как правило, предусмотрены ещё противоударные вставки.
  3. Функциональность. В этом плане фаворитами будут модели под управлением Android. Но их главный недостаток — это время автономной работы.
  4. Объем внутренней памяти. И следует учитывать, что далеко не все модели поддерживают карты памяти.
  5. Тип и разрешение дисплея. Монохромные потребляют меньше заряда, но на цветной можно вывести больше информации и именно такие рекомендуются новичкам-путешественникам (которые ещё не очень хорошо разбираются в системе координат и базовых ориентиров в пространстве).

И не менее важный параметр при выборе навигатора для леса и рыбалки — стоимость. Устройства же этой категории имеют широкий ценовой диапазон: от 3 до 50 тысяч рублей.

Garmin Montana 600

купить навигатор для леса

Навигатор с фирменным ПО от Garmin. Дисплей — 4 дюйма (цветной, сенсорный). Встроенная Li-Ion батарея обеспечивает до 16 часов активной работы, но, при необходимости, можно использовать и АА-элементы питания. Есть голосовые и звуковые уведомления, имеется встроенный компас и барометр. Поддержка Micro SD имеется.

Из недостатков: экран сильно бликует на солнце, корпус без какой-либо защиты, длительный «холодный старт». И цена — почти 30 тысяч рублей.

Хоть навигатор и самый простой с виду, но он от Garmin и с поддержкой всех фирменных функций производителя. А это означает, что работает устройство стабильно, с багами ПО сталкиваться не придется (как при использовании китайских «NoName» устройств).

Garmin Appoach G5

туристический навигатор для леса

Простой и дешевый , модель начального уровня. По мнению большинства путешественников — самый лучший для новичков. Обойдется всего в 11000 рублей. Характеристики:

  • 3-дюймовый цветной экран (но качество оставляет желать лучшего);
  • 8 гигабайт встроенной памяти (Micro SD тоже поддерживает);
  • есть функция запоминания до 200 маршрутов;
  • АКБ рассчитан на 20 часов активной работы (можно заменить на обычные батарейки);
  • корпус водонепроницаемый (но без защиты от падений).

Гаджет хорош во всех аспектах, кроме дисплея. На нём разглядеть информацию на ярком солнце невозможно. Да и яркость подсветки — критически низкая.

Но кому главное — сэкономить, то Appoach G5 будет самым предпочтительным дешевым навигатором для леса .

Garmin eTrex 10

навигатор для леса и рыбалки

Относится к устройствам средней ценовой категории. Но при этом поддерживает WASS — современный стандарт правок навигационных координат. За счет этого точность определения местоположения на порядок выше, чем в тех же смартфонах. Дисплей монохромный, 2,2 дюйма, но читаемость — отличная (бликов нет). Есть функция Track Back (автоматическое построение обратного маршрута). Корпус прорезиненный (защита от ударов), водонепроницаемый. Есть поддержка Micro SD, работает от батареек АА (25 часов в активном режиме). Цена — 7,8 тысяч рублей. Кстати, на данную модель распространяется расширенная гарантия от производителя. Из недостатков:

  • не самое удобное управление;
  • нет блокировки (кнопки при ношении в кармане могут самопроизвольно нажиматься).

Отдельно стоит упомянуть про производительный процессор. Отклик на все действия пользователя — мгновенный.

Garmin GPSMAP 64s

навигатор для леса без интернета

Главная «фишка» модели — это поддержка расширенного диапазона навигационных спутников. Дисплей — 2,6 дюйма (разрешение всего 240 на 160 пикселей). Из комплекта есть базовая мировая карта, можно загружать более детальные планы местности. Встроенной памяти всего 4 гигабайта, но расширить её за счет Micro SD можно. Есть Track-Back, а также разъем для подключения дополнительной антенны. Защита корпуса по стандарту IP67, есть прорезиненный бампер. Дополнительных функций — масса, в том числе просмотр графических файлов. Недостаток всего один — это цена.

Базовая модель, с внешней антенной в комплекте, обойдется в 20 тысяч долларов. Но нужно понимать, что это — «полупрофессиональный» туристический навигатор для леса .

Garmin eTrex 22x

gps навигатор для леса

Визуально — аналог Garmin eTrex 10. Но в данном навигаторе функций на порядок больше. Это и расширенный диапазон поддерживаемых спутников, и Track-Back, и аналоговый компас (для него предусмотрен отдельный датчик внутри гаджета), и расширенная встроенная батарея, и антенна с высоким коэффициентом усиления (находится внутри). С цветным дисплеем в 2,2 дюйма (разрешение 320 на 240 пикселей) время автономной работы составляет 25 часов в активном режиме. Корпус — с защитой по стандарту IP67. Естественно, установить АА-элементы питания тоже можно. Недостатки:

  • высокая цена: 16 тысяч рублей (в этой ценовой категории есть и более интересные модели);
  • нет возможности подключать внешнюю антенну.

Как мультимедиа устройство навигатор тоже можно использовать. Хотя в этом плане функционал — скудный.

Garmin Dakota 10

лучший навигатор для леса

Модель с цветным сенсорным дисплеем, сторонних кнопок нет (кроме включения). Дисплей 2,6 дюйма, разрешение 240 на 160 пикселей. Встроенной памяти всего 800 мегабайт, поддержка Micro SD предусмотрена. Поддерживаемые типы карт: НавЛюкс, АэроСкан (включая 3D топографические объекты). Питание — от двух АА-батареек (до 20 часов автономной работы). Работа с геокэшингом тоже реализована (до 2 тысяч точек с детальным описанием). Из недостатков: отсутствие какой-либо защиты от влаги, пыли, механического воздействия, а также нет разъема для карт памяти (встроенной всего 850 мегабайт). Цена: 12 тысяч рублей.

Неплохой туристический навигатор для леса , но не для тех, кто привык к путешествиям, охватывающих сразу несколько стран (памяти не хватит для всех карт).

Garmin eTrex Touch 25

навигатор для леса на андроид

Универсальная модель. Подойдет как для новичков-путешественников, так и профессионалов. Главная «фишка» модели — наличие уже встроенных координат 250 тысяч тайников (геокэшинг). Поддерживает все популярные варианты карт, включая Topo 24К и City Navigator (NT). Есть поддержка загрузки спутниковых изображений (по подписке). Управление — только с помощью сенсорного дисплея (2,6 дюймов). Питается от АА-батареек. Есть защита от ударов, но без поддержки какого-либо стандарта. Памяти 4 гигабайта, Micro SD поддерживаются. Стоимость — 22 тысячи рублей.

Garmin Rino 120

навигатор для похода в лес

Навигатор для похода в лес с функциями двустороннего радио. Дисплей — монохромный, питание — от АА-элементов (2 штуки). В комплекте только базовая карта мира. Именно навигационных функций здесь минимум: поддерживается всего 20 маршрутов, до 500 пользовательских координат. Компаса, барометра — нет.

Данную модель стоит рассматривать для покупки в тех случаях, когда нужна именно недорогая рация.

Цена — 6,5 тысяч рублей.

Pioneer G712

навигатор для похода в лес

Универсальный навигатор, может использоваться как автомобильный. Работает под управлением Windows CE, то есть можно использовать Navitel, City Guide (без специализированных навигационных программ). Памяти — 8 гигабайт. Работает отзывчиво, так как ОЗУ — 256 мегабайт (для данной ОС этого более чем достаточно). Корпус без защиты, но зато устройство стоит всего 4 тысячи рублей. За свою цену — отличный гаджет начального уровня.

Lowrance iFinder H20

навигатор для леса и рыбалки самый

Позиционируется как лучший навигатор для рыбаков.

Корпус с защитой IPX7, ПО — фирменное, от Lowrance. Дисплей — цветной, сенсорный 2,4 дюйма. Есть поддержка внешних датчиков (в том числе для локации в водном пространстве). Время автономной работы — 12 часов, питание от АА-элементов (с функцией зарядки для АКБ данного формата). Карты памяти поддерживаются (SD-формата). Цена — 9,5 тысяч рублей. Из недостатков: не отзывчивый интерфейс, легко царапающийся корпус (защиты от механического воздействия нет).

Pioneer D7008

простые навигаторы для леса

Навигатор для леса на Андроид , также может использоваться в качестве автомобильного. Дисплей — 7 дюймов, TFT (небольшие углы обзора). Встроенной памяти — 8 гигабайт, ОЗУ — 512 мегабайт. Работает не шустро, поддерживает лишь базовые GPS и ГЛОНАСС спутники. Навигационные функции — самые простые .

Зато это один из немногих туристических навигаторов, которые поддерживает 3G-модемы (и питание по OTG с повышенной силой тока).

Аккумулятор всего 3000 mAh, чего хватает всего на 3 – 4 часа автономной работы в активном режиме. Карты Micro SD поддерживаются. Недостатки:

  • не отзывчивый;
  • быстро разряжается (из-за устаревшей модели процессора);
  • баги в работе ПО (при этом устройство уже давно не обновляется, последняя версия Андроид — 5.1).

Главное преимущество — демократичная цена, всего 4,5 – 5 тысяч рублей.

Garmin Drive 60

самые простые навигаторы для леса

Кому необходимо купить навигатор для авто и одновременно для путешествий, модель Garmin Drive 60 — идеальный выбор.

Работает на фирменном ПО от Garmin (ОС построена на базе ядра Linux, так что легко модифицируется). Дисплей — 6 дюймов (800 на 480 пикселей), от встроенного АКБ работает до 12 часов. В комплекте идёт не только базовая карта мира, но и локальная (загружать необходимо отдельно, с устройством поставляется именно лицензия и инструкция для активации). Цена — 30 тысяч рублей.

NAVITEL G550 Moto

навигатор для леса и рыбалки самый простой

Особенность модели — она позиционируется как «мото-навигатор» (для мотоциклистов). Работает под управлением Windows CE, карты — Navitel (в комплекте лицензия на 1 год). Аккумулятор — на 1500 mAh, сменный. В комплекте есть специальное крепление для мотоцикла, защитный козырек. Дисплей 5 дюймов, поддерживает управление в перчатках.

Производитель утверждает, что корпус имеет систему защиты от вибраций.

Стоимость — 8,5 тысяч рублей.

Garmin Foretrex 701

gps навигаторы для похода в лес

Самая необычная модель. Форм-фактор — в виде наручных часов.

Дисплей выполнен по стандарту MIL-STD-810G, то есть он остается читаемым даже при использовании приборов ночного видения.

Монохромный, 3,5 дюйма. Есть встроенный баллистический калькулятор, корпус защищен по военному стандарту. Поддерживает и Galileo-навигацию. Работает от 2 ААА батареек. Время автономной работы — 48 часов в активном режиме! Функционал — базовый для Garmin. Из недостатков — цена, почти 43 тысячи рублей.

Garmin GPSMAP 276Cx

самые дешевые навигаторы для леса

Одна из самых продвинутых моделей от Garmin. Экран повышенной четкости, 5 дюймов, закрыт массивным ударопрочным стеклом. Управление — сенсорное, есть целый набор дополнительных кнопок. Тройная система питания (с поддержкой «горячей» замены АКБ). Адаптирован под использование в авто, на мотоциклах. И именно данная модель активно используется гоночными командами (для использования штурманами).

Естественно, геокэшинг, построение обратных маршрутов, поддержка расширенного диапазона спутников — все это есть.

В комплекте также предоставляется лицензия на локальные карты. Цена — 52 тысячи рублей.

Какой навигатор выбрать

Какой лучший навигатор для леса и рыбалки? По всем характеристикам — Garmin GPSMAP 276Cx, но у него заоблачная стоимость. Если же ориентироваться на отзывы самих покупателей, то можно выделить такие модели:

  1. Garmin eTrex 10. Как один из самых дешевых навигаторов от Garmin. Кто хотя бы раз пользовался устройствами данного производителя, тот отлично понимает, что смартфоны и другие Android-навигаторы их не смогут заменить: у них попросту разный набор функций.
  2. Garmin Appoach G5. Не без недостатков, но по функционалу не отличается от более дорогих моделей того же Garmin.
  3. Garmin Drive 60. Для тех, кому нужен одновременно и туристический, и автомобильный GPS-навигатор с гэокэшингом, универсальной поддержкой форматов карт (и простым их обновлением).

Итого, главное, на что следует ориентироваться при выборе туристического навигатора — это его «назначение» и условия, в которых устройство планируется использовать. Путешественники лишь советуют обязательно покупать те модели, в которых есть хотя бы базовая защита корпуса от ударов, а также поддерживаются спутники ГЛОНАСС (помимо базовых GPS).

Навигация с GPS в туризме

О том, что полезно знать при использовании спутниковых навигаторов GPS (Global Positioning System), какие и для чего выбрать, и что они умеют.

  • Немного теории в полезном ее количестве
  • Что надо настроить при покупке (датум и формат координат)
  • Каким прибором пользоваться и какие функции в нем полезны
  • приложение LOCUS на Андроид (Инструкция по настройке приложения здесь)
  • туристические навигаторы Garmin

Как это работает?

Из того, что надо знать.

Спутники с атомными часами на борту бороздят просторы вселенной вокруг Земли и отправляют сигнал с оооочень точным временем. Приняв сигнал от разных спутников, прибор у вас в руках видит разницу в полученном времени и понимает сколько времени сигнал от каждого спутника летел до него. Сигнал летел со скоростью света, значит легко посчитать расстояние до каждого спутника. Зная где спутники, можно и свое местоположение высчитать.

Ваш GPS-приемник умеет запоминать местоположение спутников и прогнозировать их орбиты на небольшой период (“альманах и эфемериды GPS” – слова для гугления тем, кто хочет узнать подробнее). Если у него есть возможность подключится к интернету, он просто скачает актуальное расписание полетов спутников (эта функция называется “A-GPS”). Это позволяет приемнику быстрее произвести расчеты.

Из этого следуют три вещи, полезные на практике:

  1. GPS приемнику нужно открытое небо, чем больше тем лучше, чтобы принять сигнал. В пещере, в квартире он работать не будет, а в ущелье, в узком переулке будет глючить и показывать вас далеко от реального места.
  2. Часы в GPS приемнике самые точные и даже точнее часов, которые вы синхронизировали по интернету. Надо только помнить еще о поясном времени, которое любят менять указами земных правителей..
  3. После длительного периода неиспользования либо при перемещении на несколько тысяч км и более, ваш прибор, в отсутствие интернета, может долго (до нескольких минут) “не ловить” спутники и не показывать вам ваше местоположение.

Что надо настроить

(проверить в настройках сразу после покупки)

Датум

Вспомним, что я писал в самой первой статье про форму Земли. Её форма неправильная и похожа на картошку.

Вот картошка. Да, еда снова приходит к нам на помощь!

Описать такую форму математически очень сложно, поэтому все используют элипсоид.

Представим, что картошка и яйцо – бестелесные голограммы. И попробуем разместить яйцо так, чтобы его поверхность максимально совпадала с поверхностью картошки. Получится не сразу. Сначала нам может показаться, что часть картошки точно совпадает с яйцом, но посмотрев с другой стороны, увидим, что там поверхность яйца сильно выше или ниже поверхности картошки. Сдвинув яйцо на ту сторону, совпадение исчезнет на той стороне, куда мы смотрели изначально. В общем у нас выйдет несколько вариантов “правильного” размещения яйца.

Так происходит у геодезистов и в жизни. Варианты размеров и размещения яйца (элипсоида т.е.) они называют датум.

Геодезисты страны “А” рассчитали зеленый датум, и счастливо живут с ним, но жителям страны “Б” обидно. На их территории расхождение сфероида и реальной поверхности слишком велико – ошибка GPS будет очень большой. И геодезисты страны “Б” придумывают свой желтый датум. Он не подходит для страны “А”, но а кого это в стране “Б” волнует?

Собственно пока речь шла о построении мостов у каждого в своей стране и забрасывания ядерных бомб в чужую (им точность большая не нужна, хоть километр туда-сюда), все было хорошо – все жили со своими датумами и не думали о каких-то других. Но тут пришел капитализм, и маркетинг всех помирил.

Военные США в 1980-е годы дали возможность пользоваться своей системой спутниковой навигации (GPS) всем на свете. Поскольку это была единственная система, которая и работала, и была доступной, то появилось огромное количество GPS приемников для гражданских целей (для туристов, моряков, автомобильные и т.д.), которые использовали американский датум WGS 84. (Советская система, предок современной российской ГЛОНАСС, гражданским потребителям открыта не была и предсказуемо умерла вместе с сокращением расходов уже России на оборону. Сейчас систему восстановили, но удобного, функционального и носимого прибора для людей так и не сделали.)

Датум этот достаточно точен по всему миру, да и России повезло. Все современные карты привязаны к координатам в WGS 84. Главное, чтобы был в вашем приборе был установлен именно он. С вероятностью 99% он будет стоять по умолчанию в вашем GPS приемнике, но проверить стоит. Простые картографические приложения в телефоне, автомобильном навигаторе не имеют этой настройки (Мобильные приложения Яндекс карт, Гугл карт, MAPS.ME) – это защита от идиота. Будьте спокойны, внутри программы прошит именно этот общепринятый датум.

Как-то с двумя более сложными GPS, где датум можно настраивать, у меня приключилась такая история. Друзья прислали SMS с координатами своего лагеря. Я ввел координаты в свой прибор и пришел на место. Но я там не увидел никого. Я позвонил и попросил продиктовать координаты еще раз. Все было впорядке. По моему навигатору я был в нужном месте. Тогда мы начали кричать и так по голосу нашли друг-друга (пришлось пройти около 300 метров-такое было расхождение!). Заинтригованный, я взял в руки оба навигатора (свой и друзей), включил их и увидел, что они показывают разные координаты. Долго копаясь в настройках, я увидел, что в чужом навигаторе стоял какой-то итальянский датум. Когда я выставил там WGS 84, отображаемые координаты стали совпадать.

Итого: в GPS приёмнике должен стоять датум WGS 84.

Формат координат

Когда вы попросите соседа продиктовать координаты какого-то места, первое что он спросит: “В каком формате?”

В одной из прошлых статей я подробно рассказывал о разных форматах координат.

Основных форматов три.

Это все координаты одного и того же места, записанные разным способом:

  1. 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В – “градусы, минуты, секунды”
  2. 55°38.288’С 37°28.816’В – “градусы, минуты, доли минут”
  3. 55.638133°С 37.480267°В – “градусы, доли градусов”
  4. 55.638133 37.480267 – тоже “градусы, доли градусов”

Исторически первым был формат “градусы, минуты, секунды

Читается как: 55 градусов, 38 минут 17 целых 28 сотых секунд северной широты; 37 градусов 28 минут 48 целых 96 сотых секунд восточной долготы.

Чем удобен: получив координаты вашего местонахождения (используя GPS приемник или путем астрономических наблюдений) можно найти это место на карте с координатной сеткой. Случай, что вам это пригодится в современной реальной жизни, для дела, а не для тренировки и любопытства ради, крайне маловероятен. Если у кого они появятся, пишите, пожалуйста, в комментарии.

Формат “градусы, минуты, доли минут

Пример записи: 55°38.288’С 37°28.816’В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 288 сотых секунд северной широты; 37 градусов 28 минут 816 сотых секунд восточной долготы.

Чем удобен: сухопутчикам ничем. Но встречается у моряков, у них это сложилось исторически. Это связано с строением шкалы секстанта и долю минуты удобно представлять в виде доли морской мили.

Формат “градусы, доли градусов

Пример записи: 55.638133°С 37.480267°В

Читается как: 55 точка 638133 северной широты; 37 точка 480267 восточной долготы

Чем удобен: Во-первых в современном компьютерном мире этот формат более пригоден для печати на клавиатуре или в SMS (или попробуйте найти все эти обозначения градусов, минут и секунд на клавиатуре и в телефоне – долго!); во-вторых его проще диктовать, например, по рации. (вспомните историю с двумя навигаторами, описанную выше, мне там писали SMS и диктовали по телефону координаты); в-третьих, при том же количестве знаков этот формат точнее.

Это всем знакомая десятичная дробь. Количество знаков после запятой может быть разным (обычно 5 или 6), но пропущенный последний шестой знак не критично повлияет на точность. Обычному человеку хватит и четырех знаков. (6й знак уточняет позицию на 8 см на экваторе, а в остальных местах еще меньше, а 5й знак 80 см на экваторе. В наших широтах – 64 см). При этом для той же точности в других форматах записи надо использовать большее количество знаков.

Мало того, в современном цифровом мире не только всё выражают в виде десятичной дроби, но и при записи координат часто уходят от частей света и значков градуса ( 55.638133 37.480267) . Условно обозначая положительными значениями широты северное полушарие, а отрицательными – южное, а для долготы, соответственно, положительные значения у восточной долготы, а у западной – отрицательные.

Например координаты столицы Кубы: 23.135435, -82.412522

Именно в этом виде пользователи чаще всего увидят координаты во всяком совсем пользовательском софте (Яндекс-карты, Гугл-карты, MAPS.ME и т.д.).

Этот тот случай, когда стандартизация облегчает жизнь. Ставь формат “градусы, доли градусов” и мир станет лучше 🙂

Каким прибором пользоваться?

Сама система GPS предоставляет вам совсем немного информации – географические координаты, высоту над уровнем моря и точное время. Все остальные функции зависят от той конкретной железки, которую вы сможете держать в руках.

Разделим приборы с GPS модулем, подходящие для туристов, на две категории:

  1. смартфоны – для приключений с небольшим удалением от цивилизации.
  2. туристические навигаторы Garmin (фирма Magelan выпускает стрёмную хрень, и в РФ их сложно найти). Для продолжительных автономных категорийных походов.

У того и другого типа устройств может быть или не быть два дополнительных модуля: электромагнитный компас и барометр.

Электромагнитный компас – удобная штука. Это тот самый обычный компас, встроенный в детище XX века. Обычный приёмник GPS может вам сразу рассчитать расстояние до выбранной вами точки, но направление не покажет – он пока не знает, куда вы смотрите. Придется пройти несколько шагов, чтобы устройство поняло, что ваше местоположение изменилось, вывести от этого, куда вы идете, и нарисовать стрелочку в том направлении, куда вы хотите попасть. А если в приборе есть электромагнитный компас, то он сразу понимает, куда вы смотрите, и сразу сориентирует вас в пространстве. В теории должен жрать батарейку, на практике я не замечал этого, всегда хожу с включенным и не парюсь.

Барометр – возможно, сидя на одном месте или при путешествии по морю, вы научитесь с помощью него предсказывать погоду, но у меня с тем барометром, что в моей GPS, этого не выходит, да и не для этого он там стоит. А вот для чего. Система GPS часто дает ошибку по высоте. Ваш записанный трек будет очень прыгать вверх и вниз. Если в устройстве установлен барометр, то система учитывает и его данные. Давление меняется медленно, и система понимает, что если по данным спутников вы внезапно подпрыгнули на 50 метров (в горах за время привала такое может быть по мнению прибора), а по данным барометра поднялись на 1 метр, то скорее всего спутники врут. В итоге ваш записанный высотный график будет более плавным и больше соответствовать действительности.

График трека с ПВД в Подмосковье, записанный тремя приборами. Garmin Etrex 20, Garmin Etrex 30 и Samsung Galaxy Note 4. Угадайте, в каком из них нет барометра?

Перейдем, наконец, к самим устройствам.

Смартфоны. Выбор большой и постоянно меняется. Конечно, более удачным выбором для outdoor будут влагозащищенные модели с большим объемом аккумулятора, с наличием компаса и барометра. Но и обычная городская модель, с нужным количеством powerbankов и укомплектованная влагозащитным чехлом будет прекрасно вам служить. Но, как известно, смартфон без программной оболочки – кусок пластика и электроники. Я опишу устанавливаемый на них софт. Потому что при работе со смартфоном все зависит от того, какое приложение установить.

Приложение MAPS.ME для Android, или вот ссылка на AppStore

Очень простая, подойдет большинству. Минимум настроек. Описанное выше о датуме и формате координат вы там не сможете поменять.

Работает только с картами OpenStreetMap. Подойдет для путешествий в цивилизации и около неё по России и загранице, на велопрогулках, на экскурсиях за город, в популярных у туристов местах типа Крыма или Красной поляны.

Карты сохраняются на смартфон и доступны офлайн. Дома, собираясь на отдых или командировку, вы скачиваете тот регион, куда собираетесь. Например, Париж и пару округов вокруг него, и едете туда уже с картами в телефоне, не тратясь на мобильный роуминг.

Функции поиска объектов (гостиницы, кафе, музеи и т.д.), прокладки маршрутов на машине/велосипеде/пешком в наличии.

С помощью того же MAPS.ME можно и вносить небольшие изменения в карту.

Нажав на карте можно скопировать координаты этого места. Координаты потом можно отправить например по СМС.

Приложение LOCUS MAP. Ссылка ведет на GooglePlay, а вот владельцы iPhone страдайте, для вас этого приложения нет. Инструкция по настройке приложения от меня здесь.

Более гиковская программа. Зато может ВСЁ. А платная версия и того больше. Заменяет собой не только карманный навигатор, но и несколько программ на стационарном компьютере для работы с картами и треками (собственно, я её использую в этом втором варианте).

Разработчики Локуса позволяют подготовить какие хочешь онлайн карты для залива в программу. Но веселый парень с классной прической уже все сделал. Большую часть карт, которая сможет прийти к вам в голову, в том числе и Генштаб, вы можете скачать отсюда (заходите прямо с телефона туда, жмете “Установить пакет”, и карты окажутся в Локусе). Там же и ссылка на инструкцию для совсем упоротых, как туда добавить свою карту.

Треки, конечно же, пишет. А вот прокладка маршрута в OSM офлайн возможна только если установить отдельное приложение BRouter.

Как я уже сказал, функций в Locus вагон и маленькая тележка, вот некоторые из них, которые меня порадовали:

  • интеграция с облачными сервисами Dropbox и GoogleDrive. Если ваши треки и точки хранятся в этих облаках, то теперь вам ничего не стоит, сидя в лесу у костра, при наличии интернета, в пару нажатий вывести треки с ваших последних походов на экран, чтобы показать друзьям, или…
  • удобная и быстрая работа с треками. Объединение, разъединение, удаление части или всего. Все делается легко и играючи. Захотелось отрезать кусок трека, где вы ходили за дровами? Пожалуйста. Или выделить часть трека и дать ему отдельное имя? Пожалуйста. Хотим все это объединить в один файл и отправить назад в облако или куда еще? И тут все просто. Внутри самого Локуса все треки и точки можно разложить по папочкам;
  • загрузка карты вдоль запланированного маршрута. Собираетесь в поход, хочется загрузить много разных карт, чтобы пользоваться ими без наличия интернета, но не хватает памяти, чтобы качать большие квадраты? Выкачайте дома, где есть wifi, карты вдоль вашего маршрута шириной… какой хотите, например 1,5 км. Получится “змея” нужных вам карт шириной в 1,5 км; (к сожалению, доступно только в платной версии). Для работы нужен интернет;
  • автоматическая раскраска трека в зависимости от скорости, высоты или чего хотите (функция пока для меня бесполезная, но очень забавная, тоже только в платной версии);
  • удобный вывод разной статистики и графиков.

И еще миллион всякого! Пользуйтесь. Вот ссылка на более подробные описания и мануалы проги: https://melda.ru/locus/

На мой взгляд, походы до 2 категории сложности с разумным подходом к энергопотреблению (Powerbank, солнечная батарея), с телефоном с Locus в качестве навигатора можно ходить. В более длительные и автономные походы надо с собой взять уже специальный туристический навигатор.

Стоит такая штука как телефон, но если телефоном, помимо навигации, можно еще ставить лайки девушкам в инстаграмме, то этим прибором только навигировать. По сравнению с телефоном управление, закачка карт и прочее не удобно. Чтобы вы могли разобраться в настройках я написал отдельную статью “Инструкция по настройке Garmin“.

  • работает от батареек/аккумуляторов размера АА. В весе по сравнению с системой из телефона+Powerbank вы выиграете. От аккумуляторов IKEA (499 руб за 4 штуки по 2450mAh каждая!) прибор работает 3,5-4 ходовых дня постоянно включенный и пишущий трек.
  • защита от погружения в воду на глубину до метра (стандарт IPX7). А телефон надо или покупать специальной водозащищенной модели, или искать к нему бокс или герму. И все равно при воткнутом кабеле питания вся герметичность теряется.
  • ударопрочность. В походе я ношу свой Garmin на веревочке на шее. Он там болтается и иногда может стукнутся о камни или что еще. Телефон так не поносишь. Экран более нежный.
  • На сильном морозе Garmin будет работать, а телефон сядет, как бы вы его ни заряжали.
  • Garmin можно использовать в перчатках и варежках. А телефон только в тонких контактных.

Функциональность по сравнению с Locus, конечно, более бедна, в основном за счет отсутствия возможности выходить в интернет. Но прибору для путешествий в дикой местности этого и не надо.

Изначально если прибор куплен в РФ у официального дилера, в приборе будет стоять карта топографическая карта России от Garmin, она даже более-менее ничего.

С помощью кабеля USB в прибор можно залить все остальное, что растровые, что векторные карты.

Карты ГШ удобно залить с помощью сайта Маршруты.ru (качаем файл kmz и кладем его в папочку Garmin – Custom maps на приборе. Подробная инструкция ТУТ)

Карты OSM можно залить тоже, вот ИНСТРУКЦИЯ. Кому лень читать, вот тут можно скачать файл сразу всей России с удобным отображением стоянок, родников и т.д (его надо положить на карточку SD в приборе);

Так же можно взять растровые карты для заливки в навигатор с помощью программы SAS Planet и сайта http://nakarte.me

Если с выбором телефона все более менее понятно (или наоборот не понятно, так как выбор слишком велик, но я еще не встречал людей, которые купили телефон специально под единственную функцию навигатора), то советы по выбору навигатора Гармин можно дать. Маркетологи этой фирмы поработали на славу, и там есть, с чем разобраться.

Итак, попав на сайт garmin.ru, мы увидим много-много разделов. Автомобильные и морские, для катеров и яхт навигаторы нам не нужны. Нас интересуют навигаторы для outdoor занятий, они находятся в разделе “туристические” http://www.garmin.ru/tourism/

Там мы видим несколько серий приборов: Etrex, Gpsmap, Montana, Oregon. Все они работают от батареек/аккумуляторов АА и водозащищенные.

Cерии Montana и Oregon, на мой взгляд, неоправданно дорогие. В них напичкали фотокамер, вспышки, кастрированные функции беспроводной связи, и они стали стоить в два раза дороже. Ну хоть экран большой и быстрый, правда, он и сажает усиленно батарею. А мы как раз к автономности стремимся вроде как, иначе почему бы и не купить просто хороший телефон?

Серия Gpsmap (для туристов gpsmap64) – для тех, у кого комплексы. Только так можно объяснить, что этот здоровый с торчащей антенной навигатор еще продают. Ну и для олдскульных любителей кнопок. Он еще и дороже серии etrex, хотя нет перед ней преимуществ. Маркетинг – дело тонкое.

Серия Etrex – самая массовая серия. Тут собраны самые дешевые и одновременно оптимальные по соотношению цена/качество и самые энергоэкономичные приборы. Также они самые лёгкие. Владельцы Etrex носят навигатор на шее на шнурке. Владельцы более объёмных и тяжёлых устройств вынужндены класть прибор в карман или крепить на лямку рюкзака. Это не всегда удобно.

Остановимся на ней подробнее.

Etrex 10 – выделяется из всей линейки и вообще из всех моделей своей бестолковостью. Продавать в 21 веке прибор с черно белым экраном без возможности расширения памяти и заливки туда карт – моветон.

Etrex 20 – самый часто встречающийся мне в полях/лесах/горах навигатор. Функционален, можно залить карты, бережлив к батарейке. Управление джойстиком и кнопками.

Etrex touch 25 – отличается от предыдущей модели тачскрином (тачскрины у гармина не емкостные – работают в перчатках) и наличием электронного компаса. Если готовы расстаться с частью времени работы от одной батареи за более большой экран, то это ваш выбор.

Etrex 30 – старший брат Etrex 20. У меня как раз такой. Тоже управление кнопками и джойстиком, тот же экран. Отличие: наличие электромагнитного компаса, барометра и функции беспроводной связи с навигаторами Гармин, имеющими такую же функцию (очень редко используется, но прикольно).

Etrex touch 35 – этот, соответственно, старший брат Etrex touch 25. Отличается наличием барометра и такой же, как у Etrex 30, функцией беспроводной передачи данных. И также работает чуть меньше, чем управляемый кнопками Etrex 30.

Другие статьи о картографии:

Про разные бумажные карты: /maps/

Про магнитное склонение, кооринаты и друие интерсные штуки: /magnetic_declination_and_coordinates

И еще одна про то, откуда берутся карты и картографические проекции: /map_projection/<

Отчеты Кати и Саши

Все о о том, какой электроникой мы пользуемся в велосипедных и пеших походах. Первая часть посвящена навигации. Почему мы ориентируемся по навигатору, а не по смартфону, какие карты загружаем, как планируем маршрут и рисуем треки при подготовке похода и уже в путешествии.

Содержание:
Почему навигатор, а не смартфон?
Карты для навигатора
Планирование маршрута дома
Планирование по пути

Почему навигатор?

Для навигации в походе мы используем навигатор. Туристический, серии Garmin GPSMAP 64/66.

  • Они есть почти у всех
  • Быстрее работают, чем навигаторы
  • В смартфон проще закачать различные карты, и можно выбрать, в какой программе со всем этим работать
  • Телефоны постоянно совершенствуются, в то время как навигаторы развиваются очень медленно (очевидно, из-за де-факто монополизма Garmin)
  • Они имеют встроенный GPS, который работает без сотовой сети
  • Держат заряд аккумулятора существенное время (и можно их зарядить от павербанка)
  • Некоторые имеют некую водостойкость и ударопрочность
  • Меньше всего напихано — выше надежность (касается и “железа”, и “софта”). А смартфон — это полноценный компьютер с операционной системой и кучей программ, и этот весь зоопарк не просто там лежит, а постоянно и активно живет своей жизнью.
  • Если устройство несет только одну функцию, то сломавшись, оно только ее одну и уносит “на тот свет”. А выход из строя или потеря единственного смартфона означает потерю ориентирования и связи одновременно, что может привести к очень плачевным последствиям.
  • Туристические навигаторы по определению максимально защищены. И это правда. Из личного опыта: я ронял прибор на камни с высоты метра 4, ронял с велосипеда, после чего по нему проехало мое заднее колесо, а за ним — машина, коллега однажды потерял навигатор, а утром нашел его в волнах, где его всю ночь било о крупные камни. Надо ли говорить, что во всех этих трех случаях приборы даже не выключились? Конечно, они не бессмертны, со временем ломаются, но в основном просто от старости, и при этом все равно живут намного дольше телефонов.
  • Трансфлективный экран. Его видно в любую погоду. В светлое время такой экран идеально виден при полностью выключенной подсветке. Солнечный свет его освещает, но не засвечивает, в то время как телефону при ярком свете приходится (с переменным успехом) против этого света бороться. Подсветку в навигаторе надо включать только на ночь, и то, как вариант, можно не включать, а подсвечивать фонариком. Это все значительно экономит заряд.
  • Сменные батарейки стандартного формата АА (подробнее об этом будет в разделе «Источники питания»)
  • Точность и надежность навигации. Большинство телефонов откровенно “гуляет”, что видно по треку. Это, может, и “достоинство” для кого-то: больше километров в Страве, а уж набора высоты так и в разы больше может быть 🙂 Но в реальности это означает сложности ориентирования, особенно на горных склонах. Читал, что появились телефоны, которые имеют такую же точность, как навигаторы. Если это и так, их пока мало, и они недешевы.
  • Некоторое неудобство планирования на навигаторе для нас не особо актуально. См. следующий раздел.
  • Управление кнопками. Это уже более субъективный момент — некоторые заявляют, что тач-скрин удобней. Но! Сейчас не производят резистивных экранов, а емкостные экраны отвратительно работают под дождём, как бы с этим ни пытались бороться программно. Они никак не работают в обычных перчатках. Кнопками же можно пользоваться не только в любых перчатках и в любую погоду, а даже делать это на ощупь. Бывает, при езде на велосипеде надо что-то переключить на экране, а отвлекаться от дороги опасно. Тут можно нажать кнопку и потом уже быстро скосить взгляд на экран.
  • Ну и наконец, вопрос привычки, куда ж без него.

Хочу отдельно отметить, что ориентирование — это самая критическая функция из всех, возлагаемых на электронику. Просто схватить телефон и поехать кататься можно по очевидным дорогам вблизи цивилизации, желательно в хорошую погоду. Мы же частенько удаляемся в автономку или вообще какую-то экзотику. Поэтому, как правило, у нас с собой даже не один, а два навигатора, а телефон — только в качестве совсем уж запасного варианта.

  • Туристические навигаторы Garmin серии Etrex . Раньше мы такими и пользовались. Они меньше, легче, дольше работают от батареек. Но, к сожалению, намного более “тормозные”. Фактически, можно только двигаться по треку. Перемещение по карте требует слишком много терпения. Ну и экран маленький. Берем такой навигатор в качестве запасного, если основной сломается.
  • “Велосипедные” и прочие не-туристические навигаторы Garmin . У них есть что-то из следующего (в разных комбинациях): тач-скрин вместо кнопок (см выше почему нас это не устраивает), не-сменная батарея, меньшее время работы, размер и вес, цена наконец.
  • Навигаторы не-Garmin . К сожалению, для туризма Гармин фактически монополист. Это приводит к тому, что они не вкладываются в развитие этих приборов, которые теперь несколько архаичны и в них подолгу живут существенные «баги». Но туристических альтернатив по сути нет. Есть альтернативы для велосипеда. Самые известные — Wahoo . Кто-то еще китайскими пользуется. У меня нет личного опыта с этими приборами. Насколько я понимаю, Wahoo сейчас стал вполне адекватной альтернативой Garmin. Если покупать навигатор только для велосипеда, да еще не ездить зимой, то вполне можно задуматься о Wahoo.
  • Спортивные часы. Как ни странно, но для ориентирования только по треку это в целом рабочий вариант. По функциональности можно сравнить с простыми велосипедными навигаторами. Но часы значительно легче, и используют меньше энергии — т.е. для них можно брать павербанк меньшей емкости. Многие часы сейчас могут нести в себе карту. Я их использую только в городе для пробежек. Но если выбирать, то хорошие часы с картой сейчас не дешевле навигатора, а функциональности у них существенно меньше.
  • Компас+ карта . Вообще-то можно и так. Но зачем? Сейчас это скорей для желающих ощутить “дух приключений”. Ну и как запасной вариант на “совсем крайний случай”. У нас и так с собой 3 средства для навигации, и карта в них тоже есть, так что бумажная карта в качестве «крайнего случая» нам не нужна. Но бумажная карта удобна для осознания того, где ты находишься в масштабе региона, можно развлечься разглядыванием ее в палатке. Еще по ней можно показывать ребенку, где мы перемещаемся. Так что если нет ограничения по весу, то можно брать с собой и ее.

Карты для навигатора

У Garmin есть “официальные” поставщики карт. Карта той страны, где навигатор продается, обычно идет в комплекте. Для России это “Дороги России ТОПО” от Навител. Когда-то альтернатив им особо не было, и при поездке в новую страну надо было или покупать тамошнюю карту примерно за $99.99, или доставать её… иным образом.

Однако, сейчас во многих, если не в большинстве, мест имеется хорошее покрытие карты OpenStreetMap. Поскольку ее может редактировать любой, то очень часто наполнение там намного подробнее и актуальнее, чем на “официальных” картах. Но там, где туристы бывают редко, дороги обновляются тоже редко. Встречаются и «белые» пятна, куда пока не добрался никакой энтузиаст. Эти пятна лишь относительно «белые»: многие географические объекты экспортированы в OSM автоматически из источников, которые это позволяли, а рельеф имеет полное покрытие Земли по результатам спутникового зондирования. Но дороги и тропы там не будут прорисованы.
Для поездки я закачиваю в навигатор сборку OSM с сайта openmtbmap.org. Удобна тем, что в ней сделан акцент на то, что важно “off-road” туристу. Хорошо читаются мелкие дорожки, тропы, выделены размеченные маршруты, видно источники воды, в населенных местах хорошо видны достопримечательности и т.п.
Есть и другие сборки. Например, maptourist.org — как ни странно, от продавцов Garmin. Можно сделать и свою сборку со своими стилями.

В современные навигаторы можно загрузить и растровые карты в формате JNX. Собирать растровые карты удобно в программе SAS.Planet. Но может понадобиться “патчить” прибор.
Изначально это было рассчитано на спутниковые снимки. На практике спутниковые снимки в навигаторе мы использовали буквально пару раз. Чего точно не надо делать — это покупать подписку на Bird’s eye от Гармин, это какое-то «разводилово».
Для некоторых регионов актуальной оказывается растровая карта Генштаба. Например, в Казахстане советские карты 80-х годов очень полезны — там мало строительства, и дороги не зарастают лесами так быстро, как в наших широтах. Тем более, что на карте Генштаба обозначены не только дороги, но есть много и другой важной информации по местности, которой нет в OSM.
Ну а в целом, в навигатор можно залить в растровом виде практически любую карту. Мы закачивали в навигатор даже карту, нарисованную Катей в юности карандашом. Отсканировали, сделали «привязку» по трем точкам — и по ней стало удобно ходить с навигатором.

Конечно, изначально освоить загрузку разных карт в навигатор потребует некоторых усилий. В формат этой статьи такая тема никак не умещается. Но информацию нетрудно найти в интернете.


Карта Генштаба по Казахстану на экране навигатора. Видны старые дороги, летовки, обозначен тип растительности, рельеф.

Планирование маршрута

Планирование дома

Основа планирования до похода — это получить представление об особенностях региона. Это нужно и для создания начального плана, и для того, чтобы можно было оперативно этот план потом менять. Основной источник тут обычно отчеты (по регионам, где они есть).

Для “рисования” трека будущего похода (который потом будет загружен в навигатор) наш основной инструмент — программа SAS.Planet. Сразу надо сказать, что эта программа — для любителей тщательно планировать маршруты, особенно нестандартные. В ней есть возможность подключить огромное количество разных карт и слоев данных, закачать кучу треков и точек (своих и чужих), между всем этим переключаться и анализировать.
А вот для чего SAS.Planet подходит плохо — это автоматическая прокладка трека. Проложить сама трек по дорогам она может, но редактировать его будет уже неудобно.
Нам самим автоматическая прокладка трека практически не бывает нужна. Достаточно часто маршруты наших походов заходят на дороги и тропы, которые пока не нанесены на OSM (а значит, автоматическая прокладка невозможна), а мы рисуем по спутниковым снимкам, картам Генштаба и иным источникам информации. Кроме того, мы придерживаемся вдумчивого планирования, и самостоятельные клики мышкой по карте вместо автопрокладки — это повод подумать о маршруте, а вовсе не неудобство.


Как-то так выглядит планирование в SAS-Planet. Много карт и слоев на выбор, база данных, треки и точки.

Ну а если ваша цель — по-быстрому прокладывать треки по очевидным дорогам или веломаршрутам, то SAS.Planet не подойдет. Есть много других программ и онлайн-сервисов, в зависимости от целей. Например, треки для бреветов и прочих длительных поездок на велосипеде по дорогам мы делаем на сайте plotaroute — там можно быстро проложить трек хоть на 1200 километров и редактировать его, передвигая ключевые точки.

Результат подготовки — несколько треков плюс важные точки. Один из треков — основной план, к нему делаем несколько дополнений, чтобы принять решение, куда ехать в зависимости от обстоятельств: добавить километража, когда становится понятно, что темп выше ожидаемого, или наоборот срезать. Или попробовать пробраться, а если не пойдет, то взять альтернативный вариант.

Подготовка треков — важный этап похода. Дома времени на планирование много, а в поездке раздумья над маршрутом — это частично потерянный отпуск. Можно было бы крутить педали, идти, или просто наслаждаться происходящим, а вместо этого — глаза в экран, пальцы елозят карту, голова пытается понять, что это все означает и как лучше поступить. На это все может улететь огромное количество времени!
А если двинуться вперед без особых раздумий, то можно получить приключения или маршрут, которыми не обязательно останемся довольными. Для взрослого человека это, возможно, и не беда, но в походах с ребенком приключения и некомфортный маршрут — совсем не то, что надо для счастья.

Планирование по пути

В большинстве небольших походов (до 2 недель) заготовленного дома набора треков более чем достаточно. А значит, достаточно и навигатора. Корректировки заключаются в переключении треков, или в локальном изменении маршрута, глядя на карту в навигаторе.

Тем не менее, бывает, что домашних заготовок не хватает. В коротком походе это происходит из-за интересных идей, которые приходят в голову уже в реальной обстановке на местности. Или нужно делать корректировку из-за непредвиденных обстоятельств. И для этого уже использование только навигатора бывает недостаточно или неоптимально, особенно для велопохода с большими километражами: в навигаторе слишком маленький экран, чтобы оценить перспективу, и далеко по карте перемещаться очень неудобно.
А еще бывает необходимость сориентироваться по спутниковым снимкам. Типичная задача — ближе к вечеру найти предполагаемое место ночевки. Современные навигаторы позволяют закачать в них снимки заданного региона, но опять же, пользоваться этим неудобно.
Вот для таких несложных задач (оценить варианты изменения маршрута, “осмотреться” вокруг по спутнику) — как раз и удобен смартфон. Можно ради этого его раз в несколько дней включить. Программы с картами есть разные, но в походе, конечно, подходят только работающие оффлайн. Можно рекомендовать программу OsmAnd: с помощью той же SAS.Planet, для него можно дома подготовить“подложку” из того же набора карт, в т.ч. с “запеченным” слоем например heatmap. А сверху — векторную карту OSM.

Когда мы собирались в свой первый в жизни большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком зимой 2018 года, то всплыла новая задача. На 80 дней совершенно невозможно спланировать оптимальный маршрут дома. Мы ведь привыкли использовать доступное в походе время полностью, а заранее представить, сколько мы будем проезжать в день — довольно проблематично. И дороги неизвестные, а тут еще и ребенок. К тому же, невозможно было даже представить — куда нам будет хотеться свернуть после целого месяца в пути?
Словом, нужны были возможности рисовать трек, сравнимые с теми, что есть дома на компьютере. Для нас это означало ту же SAS.Planet в компактном формате. Говорят, сейчас есть сравнимые по удобству программы под Андроид, но мы собирались в 2017 году, да и хотели поменьше экспериментов с новым софтом, так что выбор свелся к планшетам на Windows, чтобы пользоваться программой без эмуляторов. Критериев для выбора было только два: вес и время автономной работы. И еще питание от USB, а не отдельное — но об этом позже. Мы выбрали планшет Asus Transformer Mini весом 800 грамм с полноценной клавиатурой.
Перед поездкой в планшет мы залили карты и спутниковые снимки региона предстоящей поездки. Область закачки представляла собой расширяющуюся к востоку воронку а-ля план “Барбаросса”: чем дальше, тем более туманные были представления о том, где мы будем ехать. Закачивание всего этого добра (сотни тысяч файликов в кеш) заняло пару недель, зато мы были независимы от местного интернета.

Планшетик оказался очень удобным — потом мы его брали и в велопоход по Патагонии на 3 месяца, и в другие велопоходы. Работать с треками, сидя возле палатки, с ним не менее удобно, чем сидя дома за компьютером. Например, в велопоходе по Сардинии в 2020 году у нас внезапно сорвались планы из-за ошибки в визе, и маршрут пришлось переделывать почти полностью уже на месте. Планшет тогда просто спас! С его помощью мы смогли прямо в походе быстро придумать новый маршрут по маленьким хорошим дорожкам и с посещением интересных нам мест.

В нашем планшете нет никакой водозащиты, но мы им и не пользовались под дождем, возили в гермомешке. Нет там и защиты от ударов. Однажды он был уронен на асфальт — экран треснул, и перестал реагировать на нажатия в нижней части. Но так как это не просто “таблетка” и есть еще клавиатура, тач-пад и мышь, то сенсорный экран был не так уж важен. Потом попытался найти в мастерских экран на замену, не получилось, сделал “ололо-ремонт” — залил трещины поксиполом. Планшет выдержал и не развалился, после удара от асфальт проездив в велосипедных сумках около пяти тысяч километров трясучих дорог (и еще несколько тысяч до него).

Основной сомнительный момент с планшетом — это Windows. Все-таки эта операционная система плохо справляется с портативным применением: очень ресурсоемкая, долго грузится, хочет жить своей жизнью. Например, однажды в велопоходе по Южной Корее мы остановились в кемпинге, и выдалось несколько свободных часов с интернетом. Так“оно”, не спросясь, решило обновляться — и занималось этим часа два, а мы ничего не могли сделать.

Ориентирование — задача номер один в походе, поэтому ей была посвящена вся первая часть статьи. Ну а во второй части будет про остальные гаджеты, которые нам нужны в походе, а также о том, как мы обеспечиваем всей этой электронике питание.

Источник https://polosedanclub.ru/top-15-luchshih-navigatorov-dlya-lesa-i-rybalki-v-rossii-reyting-na-2021-god.html

Источник https://shuriktravel.ru/about-gps/

Источник https://katerinakost.ru/blog/electronica-v-pokhode-1

Источник