Вместо Аэробусов и Боингов российские авиаперевозчики и лизинговые компании планируют поставить на крыло лайнеры отечественного производства…
Западные санкции, введённые из-за событий на Украине, создали серьёзные проблемы российским авиакомпаниям. Европейские и американские лизингодатели потребовали вернуть более 500 самолётов, которые эксплуатируются в России. Кроме того, Евросоюз запретил экспорт запчастей для лайнеров западного производства, их техническое обслуживание и страхование. В таких условиях – авиаотрасли приходится искать нестандартные пути поддержания и восстановления авиапарка.
Об одном из них стало известно 20 апреля. Лизинговая фирма Ильюшин Финанс Ко (ИФК) приняла решение о восстановлении лётной годности российских лайнеров, построенных в постсоветские годы. Речь идёт о законсервированных самолётах Ту-204, Ил-96 и Ан-148. Недавно ИФК объявила вакансию заместителя техдиректора, которому предстоит руководить выполнением данной задачи. Из этого можно сделать вывод, что работы по данному направлению только начинаются.
Эксперты отраслевого издания Frequent Flyers исследовали количество лайнеров, которые могут быть расконсервированы. На длительном хранении сегодня пребывают около десятка среднемагистральных Ан-148, не менее восьми Ту-204 (примерный аналог Airbus 321) и несколько единиц широкофюзеляжных Ил-96. Эти машины в нулевых и даже десятых годах эксплуатировали компании Аэрофлот, Ангара, Red Wings и другие. Затем самолёты постепенно заменили на западные машины.
Это было сделано из соображений экономии и рыночной целесообразности. Например, Ту-204 потребляет за час полета на тонну керосина больше, чем Airbus 321, что заметно повышает издержки на топливо. Вдобавок отечественный лайнер сложнее в техобслуживании и на 15 тонн массивнее Аэробуса, а значит, владельцам приходилось переплачивать сборы в аэропортах. В условиях санкций эти недостатки уже не выглядят столь существенными, поэтому «постсоветские» самолёты обретут вторую жизнь. Более того, на уровне Ростеха принято решение возобновить производство лайнеров Ту-124, Ту-214 и Ил-96, правда, в небольших количествах.
Помимо этого российские авиакомпании ведут переговоры с западными партнерами о досрочном выкупе Аэробусов и Боингов, находящихся в лизинге. В частности, о подобных намерениях 20 апреля объявил Аэрофлот. Компания пытается добиться договорённости о получении в собственность восьми широкофюзеляжников Airbus 300 и Airbus 330. Такая возможность появилась после некоторого смягчения позиций Брюсселя, касающихся авиасанкций. 8 апреля ЕС объявил о возможности получения европейскими лессорами лизинговых платежей и продажи машин арендаторам.
Отдельной проблемой авиаперевозчиков остаётся техобслуживание самолётов западного производства. Поставка деталей к ним заблокирована, а российская промышленность подобные запчасти не выпускает. По этой же причине застопорилось изготовление Суперджетов 100, в составе которых немало импортных компонентов. На данном этапе Минтранс и Минпромторг активизировали программу импортозамещения. Однако, по мнению экспертов, SSJ-100 из полностью российских деталей получится собирать не ранее 2024 года.