Чуйский тракт: 10 причин провести отпуск в дороге (ФОТО)

Чуйский тракт: 10 причин провести отпуск в дороге (ФОТО)

chemalskiy-rayon-altay

Легкий трепет, когда отправляешься в путь по незнакомой дороге. Затем – небольшое волнение и предвкушение того, что ждет по приезде: удивительные места, люди, впечатления. Всё это круто, но еще лучше – когда дорога сама по себе оказывается незабываемой достопримечательностью. Сибирская трасса «Чуйский тракт» – как раз такой случай.

Наш автор Лиза Петрова, под впечатлением от осеннего Алтая, рассказывает, а Ксения Терочкина – показывает, почему отправиться в поездку по Чуйскому тракту – это шикарная идея, и вы ни капли не обломаетесь, проведя весь отпуск (или каникулы) в пути.

Для справочки

Чуйский тракт, он же – федеральная автомобильная дорога Р256, берет начало в Новосибирске и соединяет Россию с Монголией, проходя через Новосибирскую область, Алтайский край и республику Алтай. Трасса является частью азиатского маршрута AH4 , протянувшегося от Новосибирска, через Монголию и Китай, до пакистанского порта Карачи и включающего также Каракорумское шоссе – самую высокогорную международную дорогу мира, проходящую по северу Пакистана и китайскому Синьцзян-Уйгурскому району.

altayskie-gori-chuyskiy-trakt

chuyskiy-trakt

Фото: depositphotos.com

Тракт – устаревшее название наезженной дороги, а-ля нынешнее «шоссе». В европейской части России термин не особо на слуху, а в Сибири и на Урале «трактами» по-прежнему часто называют дороги между важными населенными пунктами.

altayskie-biruzovie-reki

В исторических источниках Чуйский тракт упоминается еще в его бытность горной тропой для торговцев и военных. Для налаживания торговых связей с Монголией и Китаем вьючную тропу нужно было переоборудовать в колесную дорогу, а это требовало денег, времени и рабочих рук. Различные проекты благоустройства рассматривались еще с 1860 года, но только к тридцатым годам прошлого века неимоверными усилиями удалось построить участок грунтово-гравийной дороги от города Бийска Алтайского края до села Ташанта у границы с Монголией. В 1961 году дорогу заасфальтировали, а ее начало перенесли в Новосибирск. А еще через 20 лет – проложили новую магистраль через перевал Чике-Таман, откуда теперь можно увидеть старый участок тракта.

Сегодня Чуйский тракт – это федеральная трасса, привлекающая немало туристов, которые преодолевают ее на своих машинах, мотоциклах, автостопом и даже на велосипедах… И у нас есть 10 причин присоединиться к ним.

Разнообразие пейзажа

Многие статьи про Чуйский тракт начинаются с упоминания того, что National Geographic Russia внесли его в топ-10 самых красивых автодорог мира. Упомянем это и мы, но от себя добавим, что дорога не просто красивая – она просто поражает разнообразием ландшафтов! Суровые горы сменяются зелеными долинами, ярко-красные ущелья – просторными степями. На протяжении всего пути – сопровождает шум бурных рек, а озерные глади манят посидеть на берегу.

altayskie-reki altayskie-gori-chuyskiy-trakt altayskie-gori-chuyskiy-trakt

Охоту за живописными видами можно начинать с предгорий в Бийске или Горно-Алтайске, минуя Новосибирскую область. Все-таки исторический Чуйский тракт начинался именно здесь, а новая часть дороги проложена по менее выразительным местам – вдоль полей и индустриальных построек. Жители республики Алтай вообще считают, что до Семинского перевала (самого высокого на тракте – 1717 м над уровнем моря) смотреть не на что, и вся красота начинается после.

altayskie-gori-chuyskiy-trakt altay-chuyskiy-trakt

Завораживающие пейзажи на всем пути разбавляет местная живность – коровы, овцы и лошади. При желании можно сделать классическую «швейцарскую» фотографию с гордым конем или пятнистой коровой в горной долине.

Идеальный асфальт

Строили, строили и наконец построили! Со статусом федеральной трассы у Чуйского тракта появилось и идеальное асфальтовое покрытие. Путь в окружении гор да по гладкой дороге приятен вдвойне и – что важно – доступен на любом транспорте: чтобы путешествовать с комфортом, внедорожник тут необязателен.

chuyskiy-trakt altay-chuyskiy-trakt

На пути встретятся два перевала – уже упомянутые Семинский и Чике-Таман. Первый хоть и высокий, но плавный. А вот Чике-Таман – настоящий извилистый серпантин. Кстати, животным тоже нравится здешний асфальт – в качестве места для отдыха. Кроме того, бывают и камнепады, так что на дороге не зевайте.

Турбазы и кафе-столовые на тракте встречаются довольно часто, однако время их работы непредсказуемо, а в не-сезон количество работающих заведений может сильно сократиться. Место для ночлега лучше бронировать заранее, а в некоторые кафе – позвонить перед приездом, чтобы убедиться, что поесть все-таки удастся.

Чуя, Бия и Катунь

Иногда смотришь на фотографии с ярко-бирюзовыми реками и думаешь: «Как же сильно обработано фото! В жизни так не бывает». Но необыкновенно бирюзовый цвет воды Катуни и других алтайских рек вполне реален. Реки набирают цвет с приходом холодов – когда грунтовое питание, поступающее через зеленокаменные горные породы, преобладает над ледниковым и дождевым. Так что, чтобы убедиться в подлинности красок, поездку надо планировать на осень или зиму.

altayskie-biruzovie-reki altayskie-biruzovie-reki sliyanie-chui-i-katuni-altay

Широкие и шумные водные потоки, пугающие своим быстрым течением, извиваются прямо вдоль дороги. Практически с самого тракта открывается вид на впадение Чуи в Катунь, а вот, чтобы увидеть, как на слиянии Бии и Катуни берет начало Объ (на минуточку, одна из крупнейших рек мира) придется брать юго-западнее Бийска – в сторону от Чуйского тракта.

Марс

На Марсе классно? Мы не знаем, а вот в долине реки Кызылчин – определенно! Холмы здесь выглядят как цветной торт с красными, желтыми, зелеными и даже фиолетовыми слоями. Такое буйство красок обусловлено обнажениями разноцветных пластов горных пород, насыщенных природными красителями.

altay-mars altay-mars altay-mars

Место очень популярно среди туристов, но благо, в горку любят ходить не все, и можно забраться подальше от толпы. Курс на село Чаган-Узун, сворот на мост, в самом поселении держаться левее, дальше – по самодельным указателям, и вы – у цветной горы Марс-1. Проехать можно на любой машине, но придется переезжать небольшие речки вброд. У Марса-1 есть стоянка со столовой, там же собирают плату за вход – по 100 рублей с человека. Таким образом местные зарабатывают, поддерживая достопримечательность в чистоте. До Марса-2 – около трех километров пешком, вверх по течению речки.

Окрестности Чемала

Поворот с Чуйского тракта в сторону Усть-Сема – и вы уже на Чемальском тракте. С туристической точки зрения Чемальский район очень развит. Конечно, это совсем не означает первоклассный сервис, но, скорее всего, вы найдете там отдых на любой вкус. Район интересен обилием природных достопримечательностей, расположенных в относительной близости друг от друга. А значит – можно остановиться на какой-нибудь турбазе и размерено наслаждаться красотами. Из популярных мест: остров Патмос и красивый подвесной мост к нему, гора «Верблюд», замки горных духов и Каракольские озера. Еще здесь есть палеопарк и аквапарк, а с колеса обозрения в Чемале открывается отличный вид – так что и детям будет нескучно.

altayskie-gori-chuyskiy-trakt altayskie-gori-chuyskiy-trakt

Гостиниц и кемпингов хватает на всем Чемальском тракте, но природные красоты ближе всего к селам Элекмонар и Чемал. Последнее – одно из самых популярных сел на всем горном Алтае. Отсюда свои плюсы и минусы: неплохая инфраструктура и большой выбор развлечений, но тихое единение с природой – маловероятно.

altay-ozera

Поездки в отдаленные места – например, на Каракольские озера можно попасть только на ГАЗ-66, что само по себе отдельный аттракцион – тут разбавляют пляжным отдыхом, сплавами и конными прогулками.

Долина Чулышмана

Очередной сворот с Чуйского тракта: на этот раз в селе Акташ в сторону села Улаган – это настоящий поворот не туда для неопытных водителей на городской машине. Выезжая на Улаганский тракт, надо быть готовым к тому, что не вся дорога заасфальтирована и перевалы здесь опаснее, чем на Чуйском тракте. Самый красивый и сложный перевал Кату-Ярык (или, как говорят местные, «Коту-кирдык») ведет в долину Чулышмана. Опытные автомобилисты (к которым автор не относится) утверждают, что спуститься в долину можно на любом авто, но без полного привода и высокого клиренса подняться обратно самостоятельно вряд ли получится. Серпантин протяженностью 4 км и с перепадом высот в 900 метров чем-то напоминает известную Лестницу троллей в Норвегии, не уступая ей в фотогеничности.

krasnie-vorota-altay

Фото: depositphotos.com

altay-ozera

На пути к перевалу туристы проезжают Красные ворота – ущелье со скалами красного цвета, а после перевала можно заехать за «грибами». Грибы здесь дивные – семь метров в высоту, да еще и каменные. Это известное место в урочище Аккурум, в 15 км от устья реки Чулышман – скальные образования, которые действительно напоминают грибочки, проросшие в гористой местности.

teletskoe-ozero-altay

А конечная точка Улаганского тракта – это жемчужина Алтая – Телецкое озеро. Из долины Чулышмана попадают на его южный берег, где от мыса Кырсай можно перебраться на другую сторону и, таким образом, замкнуть кольцевой маршрут из Горно-Алтайска. Время переправы – минимум 5 часов. Еще надо учитывать два момента. Во-первых, стоимость переправы начинается от 10 тысяч за машину. Во-вторых, хоть какое-то расписание у паромов случается только летом, а в это время желающих отправить свое авто в водную прогулку хватает – надо быть готовым к очередям.

Телецкое озеро

Готовы ли вы к поездке по Кату-Ярык или нет, но Телецкое озеро точно надо увидеть каждому, приехавшему на Алтай. К счастью, для этого не обязательно добираться через долину Чулышман. Тракт ветвится в Горно-Алтайске, и одна из веток ведет прямиком в Артыбаш и Иогач – села на северном берегу Телецкого озера.

teletskoe-ozero-altay teletskoe-ozero-altay

Самый популярный досуг здесь – это, конечно, водные развлечения. Для аренды катера не поленитесь доехать до дальних причалов, где услуги частных извозчиков обойдутся дешевле. Как правило, местные сами предлагают какую-то программу, но, если вы подготовились и знаете, например, что хотите посмотреть водопады – смело говорите, на какие из них хотите плыть. На всех катерных остановках, если вы выходите на берег, взымают плату. В 2020 году посещение любого водопада стоило 100 рублей.

teletskoe-ozero-vodopadi

Альтернатива катерам – теплоход «Пионер Алтая». Это классическое экскурсионное судно, которое делает остановки на водопадах Чедор и Корбу. На самом деле, чтобы насладиться красотой озера, совсем необязательно заезжать на каждый водопад: шикарные виды открывается на все 360 о на протяжении всей поездки.

Интересно, что по берегам озера нет никаких населенных пунктов и дорог, так что объехать его вдоль побережья невозможно. Оттого здесь и популярны паромы для переправы автомобилей. Среди прочих развлечений – рыбалка, конные прогулки, а еще тут открылся горнолыжный курорт и работает канатная дорога.

Маралы

Не пытайтесь называть оленями местных благородных животных. Увидев марала лично, вы сами поймете, почему. По габаритам он ближе к лосю, а рогами (или пантами) это животное действительно может «понтануться». Именно панты – основа мараловодческого бизнеса. Их срезают (не переживайте – животные и сами сбрасывают рога) и получают неплохое разнообразие бальзамов, кремов и прочих видов пантовой продукции. Для любителей SPA – пантовые ванны (со свежим водным экстрактом из вываренных рогов), которые вас омолодят и придадут новых сил. По крайней мере, так заявлено.

marali-altay

Фото: depositphotos.com

altay-chuyskiy-trakt

Фото: depositphotos.com

Но даже если вы не интересуетесь такими развлечениями, марала все равно стоит увидеть собственным глазами. К тому же маральники, как правило, сочетают в себе фермерское хозяйство и туристическую базу, так что помимо экскурсии можно просто провести время на природе в компании рогатых друзей.

Список маральников можно посмотреть на сайте visitaltai.info . Ближайший от Горно-Алтайска и один из самых популярных – маральник «Карым» , здесь марала можно даже купить.

Поход к Шавлинским озерам

Походных троп в горном Алтае хватит на несколько поездок вперед, но одно из самых живописных направлений, старт которого находится на Чуйском тракте, – это поход к Шавлинским озерам. От села Чибит к ним 2-3 дня пути.

shavlinskie-ozera-altay

Фото: depositphotos.com

Горный Алтай оставит больше впечатлений, если разбавить поездку на машине пешим маршрутом, так что, если есть время, обязательно включите его в свою программу. Спланировать поход можно с помощью информации в Сети, а посмотреть тропы – в приложении maps.me. Хотя летом туристы и ходят здесь толпами, все равно надо иметь в виду, что места эти довольно дикие, а цивилизация останется позади. Отнеситесь к походу серьезно, а если вы в этом деле новичок, пригласите в компанию опытных путешественников!

Монголия

Неактуально в пандемию, но зато есть время все распланировать до открытия границ! Итак, Чуйский тракт ведет прямиком к границе с Монголией. Это не самое популярное туристическое направление, но это не означает, что в Монголии нечего смотреть. Самая интересная достопримечательность страны – природа. Для вдохновения поищите в поиске: пустыня Гоби, национальные парки Горхи-Тэрэлж и Элсэн-Тасархай, древняя столица Хархорин, младший брат Байкала – озеро Хубсугул.

gorhi-terelg-mongolia

Фото: depositphotos.com

Не сказать, что пограничный пункт Ташанта самый удачный из возможных, так как не работает после 18:00, по выходным дням и национальным праздникам России и Монголии. Однако если уж вы оказались на Чуйском тракте, то разыгрывайте имеющиеся карты – пересекайте границу и смело продолжайте поездку.

pustinya-gobi

Фото: depositphotos.com

skali-v-pustine-gobi

Фото: depositphotos.com

Россиянам виза в Монголию не требуется, если пребывание в стране длится меньше 30 дней. Если едете не на своем автомобиле – нужна заверенная у нотариуса доверенность.

Форум Винского

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Re: Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Oks123 » 12 дек 2019, 16:17

Нам Алтай тоже очень, очень, очень даже понравился и при возможности вернемся.

В идеале конечно же взять а/м напрокат и быть предоставленным самому себе, но. проблема в том, что мы не водители.
Алтай — это не Европа, где с легкостью и комфортом можно путешествовать на общественном транспорте, используя как поезда так и автобусы в передвижениях между городами. Где транспорт ходит очень часто и по расписанию.

Горный Алтай прекрасен и я не устану это повторять вновь и вновь. Юля, по поводу сервиса не все так страшно. Нам с Вами, бродившим по тропам в Гималаях не стоит об этом даже волноваться. Алтай по сервису — это роскошь, по сравнению с Непалом.
Такой голодный ужин у нас был только один раз, но не буду лукавить, мы же в магазины заезжали, т.е. попить чай и перекусить было с чем вечерком.
Кстати, я не написала, позже внесу корректировку — на базе "Уч-Энмек" имеется кухня, где была возможность не просто накипятить воду, но и что-то себе приготовить. Походники этим активно пользовались. ))

Что касается дальнейшего нашего проживания я опишу его подробно. Казусы будут встречаться каждый день, но мы к этому относились с юмором. Нас абсолютно ничего не раздражало.
Самая большая статья расходов — это услуги водителя/гида. Если Вы возьмете машину, это будет намного лучше.
Только вот базы нужно бронировать проверенные. И желательно заранее, т.к. в сезон может не быть мест на хороших базах. Это не мои слова, а слова гидов с которыми нам доводилось общаться на Алтае.
Базы на которых останавливались мы считаются хорошими.

Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с)

Re: Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Oks123 » 15 дек 2019, 22:06

База «Уч Энмек» — с.Акташ база «Расул» . Авто 167 км

Перевал Чике-Таман — Большой Яломан — Цаплинский мост — Иньские балбалы — Слияние Чуи и Катуни – Петроглифы в Калбак-Таш — Старый Чуйский тракт — водопад Ширлак — долина реки Чуя — Гейзеровое озеро

Около 8 утра покидаем Каракольский этно-природный парк «Уч Энмек» , места здесь невероятно красивые, оставили самые приятные воспоминания.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Что не скажешь о питании на базе «Уч Энмек». После такого «щедрого» ужина, от завтрака мы решили отказаться, перекусив где-нибудь по дороге.
Никита хорошо знает места, где можно вкусно покушать и не отравиться. Говорит, что за сезон травился раз пять (экспериментировал в непроверенных местах). Нам такого «счастья» не надо, поэтому прислушиваемся к его мнению и едем на перевал Чике-Таман, там его знакомая тетенька делает вкуснейшие чебуреки. Я такую пищу не уважаю, но… деваться некуда. Чебуреки, действительно, не плохие и тетенька приятная.
Т.к. тетенька начинает свою работу в 9 часов утра, у нас есть время прокатиться по окрестности. Никита решил нам показать где находится дача, она же наверное резиденция Путина и недалеко строится дача Медведева. Непосредственно к самой даче В.В. мы не поехали, да и никто бы нас туда не пустил, а вот по дороге, ведущей к ней, проехались.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Взрываются горы, строятся новые дороги, по которым при необходимости ездит только обслуживающий персонал, т.к. важные персоны прилетают на вертолетах не чаще раза в год. Данная дорога ни в какую деревню не ведет. Это не туристическое место.
Видели бы вы дороги, которые ведут к деревням, вдали от Чуйского тракта и как там живут местные жители. Там такая беднота…

Перевал Чике-Таман , переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения, его высота 1295 м.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Протяженность перевала около 8 км. На вершине оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря), здесь же расположены палатки с сувенирами и едой.
С перевала также хорошо виден старый Чуйский тракт, по нему движение проходило до 1984 г. Угол, кривизна поворотов и градус подъема ужасают. А я ведь там тоже планировала нас на велике прокатить… Лишний раз порадовалась, что путешествие не состоялось.
Покушав чебуреки на перевале и пообщавшись с лихими итальянцами, которые на своей колымаге не только весь Алтай проедут, но и Монголию, мы двинулись далее.
Никита заявил, что итальянцы слишком самоуверены, на их машинке Монголию не проехать.

Где-то по дороге.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Проезжаем мимо Цаплинского моста через реку Катунь рядом с селом Иня. Узнаю его по фотографии. Странно, если б сама не заметила, так бы и пронеслись мимо, а место очень красивое и история у моста интересная.
Цаплинский мост — первый в мире двухцепный мост подобной конструкции. Построен заключенными в 1936 году по проекту С.А. Цаплина. Является памятником истории и культуры РФ.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Вокруг села Иня Онгудайского района также масса курганов и безкурганных захоронений. Мы к курганам не очень прониклись. Никита периодически привозил нас к ним, но в какой-то момент мы сказали — хватит.
Рядом с этим селом более тысячи лет стоят неподвижно Иньские стеллы, которые обращены символическими лицами на север.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

На Алтае верят в "каменную силу", верят в то, что камни и горы есть живые существа, и, считая многие горы "священными", запрещают восхождения на них.
Иньские балбалы — это каменные столбы, размещенные на местности рядами. Они являются деталью поминальных сооружений тюркского периода, и по одной из версий, символизируют убитых врагов. По другой версии балбалы это культовые модели жилища.

К балбалам/стеллам мы также не сильно прониклись, поэтому решили просто погулять по округе, в сторону Катуни. Наверное, около часа мы наслаждались красотой реки и пугали саранчу своим присутствием. )) В округе не было ни души. Как правило, люди подъезжают к балбалам, сделают фото и едут дальше, до реки еще надо дойти… Не каждому это в кайф.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Подъезжаем к очень популярному у туристов месту — слияние Чуи и Катуни. К счастью, людей немного. Здесь достаточно укромных уголков, куда можно спрятаться и созерцать окружающие красоты в одиночестве.
Коренные жители Алтая именуют это место «Чуй-Оозы». Для них оно является святыней.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Если поискать фотографии с данного места в сети, то большинство из них будут более яркие, т.к. Катунь имеет бирюзовый цвет воды. И таким она становится осенью (со слов гида). При нас правда Никита обрабатывал фотографии, придавая тем самым Катуни невероятно красивый вид. На нашей фотографии те цвета, которые мы видели в реале в августе 2019 г.

Петроглифы в Калбак-Таш. Для того чтоб увидеть эти наскальные рисунки, надо взять экскурсию с гидом, одних вас туда никто не пустит.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

По дороге
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с)

Re: Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Oks123 » 15 дек 2019, 22:07

Оставив вещи на базе в селе Акташ, мы поехали осматривать окрестности и конечно же восхищаться Северо-Чуйским хребтом. Длина его более 120 км. Наивысшая точка хребта — 4173 м (пик Маашей-баш).

Наверное у каждого гида есть свои любимые места, Никита нам конечно же показал свои.
Прекрасное, невероятно красивое и очень уединенное место. Не меньше 40 минут мы провели на этом пригорке.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

А сюда мы вернемся еще завтра на рассвете. Солнце стояло высоко и хорошие фотографии сделать было сложно.
Очень сомневаюсь, что сюда привозят группы. Разве что мини-группы на проходимой машине. Наш драндулет в какой-то момент пришлось оставить и пойти пешком, но совсем немножко. На самом деле, там можно целый день провести. А главное, вообще никого не было. Как же там круто!
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Завтра рано-рано утром вернемся. Потрясающе!
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Возвращаемся в Акташ, вдоль дороги пасется очень много лошадей. Глаз не оторвать. Решили прогуляться к реке.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

В самую последнюю очередь мы едем смотреть на Гейзеровое озеро , вблизи поселка Акташ. Никита делает акцент на том, что туда лучше ехать вечером, когда солнце сядет за горы, или в пасмурный день, т.к. солнечные лучи делают озеро более засвеченным и не таким голубым.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Озеро представляет собой проточный водоем, который питают 1 большой подземных родник, 4 маленьких и впадающий ручей.
Уникальность озера состоит в следующем:
• Ключи не похожи на гейзеры, извержений горячего пара и газов нет. Поверхность воды всегда гладкая;
• Оживая, родники вбрасывают на дно озера смесь голубой глины и песка, которая не перемешивается с водой. Глина размывается по озерному дну, создавая круги, овалы в произвольном порядке, принимающие затем разнообразные формы и рисунки;
• Учеными не установлено происхождение Голубого озера, а так же его возраст. Аналогичные водоемы есть только в Йеллоустоунском заповеднике США, но там их наличие обусловлено вулканической активностью. На Курайском хребте Алтая вулканов нет.
Вода Голубого озера прозрачна настолько, что возникает оптический обман – двухметровая глубина кажется мелкой по колено. Размер самого водоема 25-30 м в диаметре.

А сейчас немного о том месте, где мы остановились в п.Акташ, это база "Расул". Эта база считается хорошей.
В выборе гостиниц я полностью доверилась Сергею, т.к. человек живет на Алтае, возит туристов и прекрасно осведомлен, где хорошо, а где плохо. Все названия баз он мне присылал, я конечно же читала отзывы и давала свое добро. Хорошие базы надо бронировать заранее, т.к. мест в сезон может не быть и придется останавливаться где будут свободные места. Понятие "хорошо" на Алтае конечно же относительно. Сервис здесь пока еще хромает.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

Можно остановиться в главном корпусе, но там будет общий туалет и душ. Хотелось уединения. )) На территории есть разные домики, мы выбрали самые дорогие, за 4000 руб в сутки с завтраком. 4000 руб. для России это не маленькая сумма, бронируя за эти деньги жилье в других регионах нашей страны, мы всегда, абсолютно всегда получали комфорт и удобства.
Какие удобства здесь?! Безусловно самые дорогие домики с виду очень симпатичные, они рассчитаны на одну семью и располагаются у леса, соответственно шум от дороги слышен не будет. Пожалуй на этом все плюсы заканчивается.
Горный Алтай. Чуйский тракт на а/м с водителем + треккинг на Мультинских озерах

В номере на первый взгляд имеется все необходимое, но это только на первый взгляд. Заявленный wi-fi до нас не дотягивал. Приходилось идти в главный корпус у дороги.

Розетки — это самая настоящая умора. Видели бы вы, как мы пытались зарядить технику или накипятить воду в чайнике. Одна розетка в самом дальнем углу справа от кровати, у пола. А кровать стоит вплотную к стене. Даже телефоны зарядить там было не просто. Вторая за холодильником, попытались его сдвинуть, но тоже что-то пошло не так. Третья розетка у входной двери. Если чайник поставить на пол, то шнур до нее не дотягивается, если на стул, то та же самая проблема. Есть еще одна розетка, последняя! Она в душе, ровно по центру двери. Вот я там и стояла с чайником в руках. ))

В номере нет ни одной полочки, даже в с/у. З/щетку, пасту, мыло положить было некуда. Даже полотенца некуда повесить, крючки отсутствуют.

И самое главное — горячая вода. В нашем номере она заявлена круглосуточно. Мне то повезло, я успела помыться. А вот муж страдал поливая себя из чайника, а я сами понимаете, рядышком стояла и разогревала этот чайник, держа его в руках. Надо было сразу сходить в главный корпус и узнать в чем проблема, но было уже слишком поздно.
Утром я в тайне надеялась помыть голову, но. пришел Облом Обломыч. На ресепшне сказали, что надо ждать рабочих, которые придут после 9 утра. Времени на ожидания у нас не было, т.к. программа очень насыщена, пришлось пойти в общий душ.
Кошмар! Я такие души (родом из СССР) терпеть не могу. Вот на предыдущей базе ты спокойненько закрываешься на замочек и моешься один. Здесь же две душевых кабины (кабина громко сказано, скорее углубления) в общей зоне. Просто так голову не помоешь, душ прикреплен к потолку, пришлось раздеваться и быстренько делать свои дела. УжОс!

Завтрак также не заслуживает внимания. Если останавливаетесь на этой базе и очень торопитесь, старайтесь как можно раньше прийти в столовую, т.к. потом не будет мест и будете ждать пока кто-то покушает.

Ужинали мы в кафе "Ковчег", его рекомендовал Никита. В своих рекомендациях он всегда делал такой акцент — просто, но вы не отравитесь. Что кушали уже не помню, но хорошо помню пироги с голубикой. Мама дорогая, это было божественно. Голубики они не пожалели. Сами собирали — сказали они. )) За пирогами мы потом еще несколько раз будем заезжать и только один раз нам повезет, видимо пользуются спросом. Тесто немного толстовато, но количество голубики все это компенсирует с лихвой. ))

В целом, настроение отличное. Завтра будет третий день нашего путешествия с водителем.

Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с)

Мультитур по Чуйскому тракту: Катунь, ледник Актру, горные озёра (налегке, ночёвки в юртах): описание

Мультитур по Чуйскому тракту: Катунь, ледник Актру, горные озёра (налегке, ночёвки в юртах)

Чуйский тракт — путь из Сибири в Азию длиной 968 км. Начинается от Новосибирска и заканчивается в приграничных районах Монголии. National Geographic включил эту автомагистраль, имеющую собственный музей, в десятку наиболее красивых автомобильных дорог мира. Исторический Чуйский тракт начинается в Бийске и имеет меньшую протяжённость, по сравнению с современной автодорогой. Для туристов он наиболее интересен. Здесь проходит горный участок магистрали и находятся самые высокие перевалы автотрассы — Семинский и Чике-Таман. По Алтаю дорога пролегла вдоль основной реки этого края – Катуни.

Совершим путешествие по всем наиболее значимым и впечатляющим местам Чуйского тракта, который сам по себе не перестаёт восхищать на всём своём протяжении. Древние петроглифы и мегалитические комплексы коренных жителей, насчитывающих не одно тысячелетие. Первозданная природа с завораживающими пейзажами величественных гор, на фоне простора степей, полных разнотравья и цветущего маральника на склонах, кристально чистые озёра, питающиеся ледниками.

Подойдём вплотную к леднику Большой Актру. Увидим потрясающей красоты долины рек, увенчанные не менее прекрасными озёрами. Разноцветные, поражающие воображение склоны, создающие космические пейзажи. Всё это пропитано особенной атмосферой Горного Алтая со своим укладом и порядком.

Перемещаемся на микроавтобусе, который всегда будет с нами, что обеспечит нам удобство и мобильность. Будем много гулять налегке, чтобы увидеть самые прекрасные места и сделать самые лучшие фотографии.

Большинство ночёвок у нас будет в традиционных юртах, познакомимся с бытом и обычаями алтайцев и казахов. Увидим гейзерное озеро, постоянно меняющее оттенки и узоры на поверхности, живописные перевалы. Будут вечера у костра, новые знакомства и интересные истории.

Условия и комфорт. Проживание на базах отдыха в домиках по 4 человека или юртах по 4–6 человек. На базах есть электричество.

Связь. Практически всё время. У МТС наибольшая зона покрытия.

Документы и пропуска. Для россиян оформление пропуска не требуется. Для участников с гражданством других стран мы оформляем пропуски в погранзону. Требуется заблаговременно предоставить нам паспортные данные. Срок оформления пропуска не менее 2 месяцев. Выбирайте сроки похода заранее!

Отличного нам всем похода! Ждём с нетерпением!

Программа по дням

День 1

Встреча группы в Горно-Алтайске в аэропорту в 10:00

Садимся в микроавтобус, с которым не будем расставаться все ближайшие дни. Переезд несколько часов, в течение которых услышим много интересного от инструктора и познакомимся, остановимся в кафе на обед.

Дорога проходит вдоль берегов бирюзовой Катуни, Алтайских гор и степей, окружающие виды уже завораживают. Приезжаем в национальный парк Уч-Энмек, где будем сегодня ночевать. Прогуляемся по красивым окрестностям, чтобы размяться после дороги.

Ночуем в юрточном лагере (осенью в гостинице).

День 2

Посещаем этнографический парк в селе Каракол Уч-Энмек.

Гора Уч-Энмек и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Учёные называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами.

После прогулки по парку отправляемся дальше по Чуйскому тракту через легендарный перевал Чике-Таман.

Сегодня у нас ещё много планов! Пройдём пешком по старинной дороге. Увидим слияние двух наиболее значимых рек Алтая — Чуя и Катунь. Посетим урочище Калбак-Таш, где более 5000 петроглифов.

Съезжаем с Чуйского тракта в сторону перевала Кату-Ярык, наша цель — смотровая площадка, с которой открывается одна из самых впечатляющих панорам Алтая — долина реки Чулышман. Это нужно увидеть! Невозможно просто проехать мимо 🙂

Но сперва остановимся на плато, на котором раскинулась целая россыпь озёр на фоне гор Алтая, это Улаганский перевал. Здесь мы и остановимся на ночлег в домиках на берегу одного из них.

220 км на машине
ночь в домиках

День 3

Утром отправляемся к перевалу Кату-Ярык, где займёмся неспешным созерцанием, а к обеду вернёмся на озёра, где попробуем местную рыбу.

Пообедав, отправимся на прогулку к дальним озёрам, а помогут нам в этом кони. Посмотрим на эти места с ракурса местных жителей и первых исследователей — верхом.

140 км на машине
15 км на лошадях

День 4

Возвращаемся на Чуйский тракт и едем к посёлку под названием Мёны, возле которого находится удивительное место — гейзерное озеро с постоянно меняющимся рисунком и оттенками разных слоёв озёра.

Дальше едем до села Курай, в котором пересаживаемся на УАЗы и направляемся в сторону ледников Актру. По дороге мы проедем Курайскую степь — небывалый простор на фоне снежных вершин Чуйского хребта.

Добираемся до альплагеря, размещаемся в номерах по 3–4 человека. На вечер можно заказать баню.

95 км на машине
ночь в альплагере

День 5

Сегодня совершим прогулку к ледникам, сползающим с самой знаменитой горы Чуйского хребта — Актру. Прогулка по невероятно живописной долине займёт большую часть дня, обед устроим с видом на ледники и вершины достигающих высот 4000 м.

По возвращении в альплагерь усаживаемся в УАЗы и отправляемся вниз в Курайскую степь, где разместимся в уединённом домике с непередаваемыми видами на степь и хребты Алтая, окаймляющие пейзаж (можно заказать баню).

10 км пешком
25 км на машине

День 6

Сегодня за нами заедет наш микроавтобус и мы продолжим путь по Чуйскому тракту.

Теперь наша цель — юрточный комплекс Тыдту-Ярык с традиционными юртами различных народов Алтая, в которых и останемся на ночёвку.

Также сегодня заедем к ещё одному чуду природы, получившему в народе имя Марс благодаря космическим пейзажам и невероятной расцветке горных склонов. Здесь мы погуляем и устроим пикник.

70 км на машине
10 км пешком
ночь в юрточном комплексе

День 7

Сегодня у нас автоэкскурсия в долину реки Акколь к одноимённому озеру.

На машине повышенной проходимости доберёмся до ледникового озера Акколь. Погуляем по окрестностям, в полной мере насладившись природой этих удивительных мест. Дойдём до соседнего озера Каракуль, которое называют ещё Чёрным озером. А между этих озёр белые песчаные дюны, которые явно не ожидаешь увидеть в горах.

Возвращаемся в юрточный комплекс на ночёвку.

40 км на машине
10 км пешком
ночь в юрточном комплексе

День 8

Возвращаемся по Чуйскому тракту и сворачиваем на трак Чемальский, на котором посетим участок Катуни, который зовут Бирюзовым. Река сильно сужается в каньон, нередки скальные берега, а глубина такая, что река приобретает тот самый бирюзовый оттенок, особенно осенью. Заедем и прогуляемся на несколько смотровых площадок: Зубы дракона, гору Верблюд и церковь Иоанна Богослова, расположенную на крохотном и живописном островке посреди Катуни.

Разместимся на красивом повороте реки на базе отдыха в домиках по 2–4 человека.

400 км на машине
5 км пешком
ночь на базе отдыха

День 9

Заключительный день похода, и мы отправимся на сплав! Сплавляться будем на рафтах (всё необходимое снаряжение получим на месте). Сплав будет доступен в трёх вариантах, в зависимости от вашей подготовки, от экстремального (с порогами до 4 кс) до спокойного прогулочного.

После обеда отдых на базе, она расположена на берегу. Можно сходить в баню, собрать впечатления и рюкзаки, ведь завтра рано утром в аэропорт (рейсы вылетают около 10:00).

Источник https://passenger.rocks/2021/for_travelers/experience/chuyskiy-trakt-10-prichin-provesti-otpusk-v-doroge/

Источник https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=616&t=380645&start=20

Источник https://www.vpoxod.ru/route/altai/avtotur-po-chujskomu-traktu/about

Источник