Как покупать авиабилеты через интернет в 2021 году

Как купить авиабилет через интернет

Я часто покупаю авиабилеты, потому что работаю удаленно и живу всё время в разных городах. Решил написать инструкцию для тех, кто сам никогда не покупал билеты онлайн.

Автор статьи: Андрей Гордин

Можно пойти тремя путями:

  • купить билет напрямую на сайте авиакомпании,
  • купить билет на сайте агентства,
  • воспользоваться поиском на сайте-агрегаторе.

Я буду рассказывать про третий путь: будем искать билеты на сайте-агрегаторе Авиасейлс.

Почему именно там — можете почитать в статье На каких сайтах покупать авиабилеты. Там я подробно описывал все три варианта. Если кратко — вариант с агрегаторами лучше, потому что поиск ведется сразу по большому количеству источников, поэтому можно выбрать самое выгодное предложение. Там же есть мое исследование, в рамках которого я сравнивал цены у разных агрегаторов. И победил Авиасейлс.

Но если вы предпочитаете другой агрегатор, всё равно продолжайте читать — хоть интерфейсы у них и отличаются, но общий принцип примерно одинаковый.

Выбрать билет

Итак, заходим на aviasales.ru и сразу видим форму поиска. В нее нужно вбить города вылета и прибытия, даты поездки и количество пассажиров.

А можете даже не заходить на сайт, а вбить эти данные прямо сюда:

Если обратную дату оставить пустой, то вам предложат билеты в один конец, соответственно обратный билет можно будет купить потом. Но так обычно получается дороже. Так что если вы знаете, когда возвращаетесь, то лучше покупать сразу единый билет туда-обратно.

После нажатия кнопки «Найти билеты» система обращается к агентствам и авиакомпаниям для уточнения данных. Это может занять до 30 секунд.

Когда все варианты загрузятся, вы увидите что-то вроде этого:

Авиабилеты отсортированы по цене, то есть самые дешевые показываются сверху. Время везде указано местное — в авиаперевозках так принято.

Я чаще всего просто выбираю самый дешевый вариант, то есть тот, который находится в самом верху списка. Но бывает, что у него либо неудобное время, либо лишняя пересадка — тогда пролистываю ниже и выбираю более дорогой, но более подходящий мне.

Чтобы не потеряться в большом потоке информации, внизу экрана есть кнопка для настройки фильтров слева можно настроить фильтры . Например, вы не хотите делать пересадки или вам принципиально лететь только Аэрофлотом. Ставите нужные галочки, и тогда неподходящие варианты уберутся и не будут мешаться.

Купить билет

Допустим, вы нашли билет, который вас устраивает:

Кликаем на него «Купить» . После этого вас перебросит на сайт авиакомпании или агентства.

Авиасейлс на этом этапе свою функцию выполнил — нашел самый выгодный билет и отправил вас на страницу покупки. Теперь мы находимся уже на сайте продавца.

Страница покупки может выглядеть по-разному в зависимости от сайта. Например, у агентства OneTwoTrip это выглядит так:

В любом случае вас попросят ввести ФИО всех пассажиров, их паспортные данные, контактный телефон и email.

Скорее всего на этом этапе вам попытаются навязать более дорогой тариф или дополнительные платные услуги. Это может быть, например, увеличенный объем багажа или страховка на случай задержки рейса. Я обычно оставляю самый дешевый вариант и ничего дополнительно не докупаю.

Некоторые опции могут оказаться включены по умолчанию. Это бывает редко, но все-таки бывает. Обращайте внимание на все галочки, чтобы случайно не приобрести ненужную услугу. Я один раз так по неосторожности купил страховку, которая была мне не нужна.

Финальный этап — оплата. Большинство оплачивает картой — для этого нужно будет ввести номер карты, срок ее действия, имя с фамилией и трехзначный код. Все эти данные написаны на самой карте. Потом вам придет СМС с кодом — его нужно будет ввести, чтобы подтвердить покупку.

Получить на email маршрутную квитанцию

Сразу после покупки на ваш email придет письмо с маршрутной квитанцией. Она у разных продавцов выглядит по-разному — вот так, например, она выглядит у OneTwoTrip:

Маршрутная квитанция служит подтверждением того, что электронный билет забронирован и оплачен.

Распечатывать маршрутную квитанцию не требуется. Если вам так будет спокойнее, то можете конечно распечатать или загрузить в телефон на всякий случай, но смысла в этом нет — спрашивать ее нигде не будут. Всё, что вам нужно из этой квитанции — это код бронирования и номер билета. Эти данные понадобятся при регистрации на рейс.

Перед вылетом зарегистриро­вать­ся на рейс

За 24 часа до вылета открывается регистрация — можно зайти на сайт авиакомпании и сразу зарегистрироваться на рейс. Либо можно этот шаг пропустить и зарегистрироваться уже потом, в аэропорту. Тут уж кому как удобнее.

Я всегда регистрируюсь заранее, потому что:

Так можно выбрать хорошее место в самолете. У большинства авиакомпаний места выбираются на этапе регистрации, а не на этапе покупки. Соответственно если дотянуть до самого вылета, то хорошие места могут разобрать, и придется лететь где-нибудь в хвосте.

Если вы летите лоукостером, то регистрация в аэропорту обычно платная.

Чтобы зарегистрироваться, заходим на официальный сайт авиакомпании и ищем там страницу регистрации на рейс. Например, вот страница регистрации у Аэрофлота.

На этой странице вводим свою фамилию и код бронирования или номер билета из маршрутной квитанции. Когда всё заполните, система предложит вам распечатать посадочный талон.

Посадочный талон — это документ, который позволит вам попасть на самолет. В аэропорту вам не раз понадобится показать его сотрудникам на разных стадиях прохождения контроля. Если есть возможность, сразу его распечатайте. Если принтера нет — ничего страшного, можно будет разобраться с этим позже, в аэропорту.

Выглядит посадочный талон вот так:

Приехать в аэропорт

Перед тем, как идти на предполетный досмотр, вам нужно:

  • зарегистрироваться на рейс, если вы все-таки не сделали этого заранее;
  • получить посадочный талон, если вы его не распечатали;
  • сдать багаж, если он у вас есть.

Всё это можно сделать на стойке регистрации. Но можно сэкономить время и не стоять в очереди — сейчас во многих аэропортах есть терминалы самообслуживания.

Например, вот так выглядит киоск самостоятельной регистрации, где можно получить посадочный талон:

Киоск самостоятельной регистрации в Домодедово

Киоск самостоятельной регистрации в Домодедово

А для регистрации багажа во многих аэропортах есть вот такие стойки Drop-off:

Если что-то будет непонятно, всегда можно попросить помощи у сотрудников аэропорта.

Безопасно ли вообще покупать через интернет?

Если вы всё делаете по этой инструкции, то можете не беспокоиться, всё будет нормально. Отвечаю на самые частые вопросы.

Не переведу ли я деньги мошенникам?

Нет, не переведете. Авиасейлс и другие агрегаторы заинтересованы в том, чтобы работать только с проверенными продавцами. С кем попало они не сотрудничают, а уж мошеннические сайты тем более в результаты не попадут.

Совсем другое дело — если вы решили не пользоваться агрегаторами, а сами где-то что-то нашли. Тогда можете проверить сайт на надежность через настоящийбилет.рф. Но лучше просто следуйте моей инструкции и ищите через Авиасейлс — тогда и проверять ничего не придется.

Безопасно ли вводить в интернете данные банковской карты?

Да, безопасно. Данные вашей карты будут только у продавца и, может быть, у сервиса по приему платежей. Это нормально, так и должно быть.

Тут конечно можно было бы порассуждать об опасности перехвата данных, но такая проблема уже лет 5-10 как не актуальна. Сейчас везде используется защищенное соединение — тут в принципе невозможно что-то перехватить.

Что если по какой-то причине придется возвращать деньги? Не будет ли проблем из-за того, что билет куплен через интернет?

Нет, проблем не будет. Перевод банком зафиксирован, есть электронный чек. Если вдруг что-то случится, и начнутся разбирательства с авиакомпанией, то они смогут просто оформить возврат на счет карты. Каким способом вы покупаете билет — это вообще не при чем.

Что такое лоукостеры? Стоит ли их рассматривать?

Лоукостеры — это авиакомпании, которые продают билеты по очень низким ценам. Это возможно, потому что они на всём экономят. Например:

  • «впихивают» в самолет больше кресел, чтобы продать больше билетов;
  • стараются подбирать такие маршруты и время, чтобы платить меньше сборов;
  • не тратятся на офисы — все вопросы решаются дистанционно.

При этом сервис на таких рейсах минимальный, а захотите большего — придется доплачивать. Например:

  • еда в полете — только за дополнительную плату;
  • звоните в колл-центр, чтобы что-то спросить — с вас снимут деньги просто за разговор;
  • хотите выбрать определенное место — платите, иначе рассадят случайным образом по разным частям самолета;
  • у вас большая сумка — доплачивайте, здесь ограничения по габаритам обычно жестче.

Про лоукостеры у меня есть отдельная статья, там я всё это разбираю подробнее.

Лететь лоукостером или нет — тут каждый решает для себя сам. Если минимального сервиса вам достаточно, то смысл есть. А вот я, например, люблю выбрать место в самолете и путешествую с большим рюкзаком — это уже две услуги, за которые мне пришлось бы доплатить, хотя у традиционных компаний всё это было бы бесплатно. То есть в моем случае экономии не получается.

Вот самые популярные авиакомпании-лоукостеры: Победа, Wizz Air, AirBaltic, EasyJet, Vueling, Ryanair, AirAsia, Jetstar.

В поиске такие билеты никак не помечаются — нужно смотреть названия авиакомпаний. Они дешевле обычных, так что скорее всего будут где-то наверху.

В этом примере первым в списке идет «Победа» — это лоукостер, поэтому цена низкая. Дальше идет Аэрофлот — это уже традиционная авиакомпания

В этом примере первым в списке идет «Победа» — это лоукостер, поэтому цена низкая. Дальше идет Аэрофлот — это уже традиционная авиакомпания

В этом примере первым в списке идет «Победа» — это лоукостер, поэтому цена низкая. Дальше идет Аэрофлот — это уже традиционная авиакомпания

В этом примере первым в списке идет «Победа» — это лоукостер, поэтому цена низкая. Дальше идет Аэрофлот — это уже традиционная авиакомпания

Как оплачивается багаж?

Обычно авиакомпании предлагают на выбор несколько тарифов. Самый дешевый — только с ручной кладью, вообще без багажа. Дальше могут быть разные варианты: с багажом, с увеличенным объемом багажа, с увеличенным объемом ручной клади и так далее.

Когда будете искать билет на Авиасейлс, в результатах будет указано, сколько багажа и ручной клади включено в тот или иной билет:

Можно полететь только с ручной кладью до 10 кг и без багажа, а можно доплатить тысячу рублей и взять до 23 кг багажа

Можно полететь только с ручной кладью до 10 кг и без багажа, а можно доплатить тысячу рублей и взять до 23 кг багажа

А у этого билета только один вариант: 5 кг ручной клади и 10 кг багажа

А у этого билета только один вариант: 5 кг ручной клади и 10 кг багажа

Для первого билета можно полететь только с ручной кладью до 10 кг и без багажа, а можно доплатить тысячу рублей и взять до 23 кг багажа. Для второго билета вариант только один: 5 кг ручной клади и 10 кг багажа

Для первого билета можно полететь только с ручной кладью до 10 кг и без багажа, а можно доплатить тысячу рублей и взять до 23 кг багажа. Для второго билета вариант только один: 5 кг ручной клади и 10 кг багажа

Все ограничения указываются с расчетом на одного человека. То есть если вас двое, и ваш тариф позволяет провести до 10 килограммов багажа, то в сумме вы сможете провести до 20 килограммов.

Может возникнуть ситуация, когда вы купили билет без багажа, а потом в последний момент оказалось, что багаж все-таки нужен. Тогда можно доплатить за него в аэропорту, но это обычно дороже. Так что лучше с этим определиться еще на этапе покупки.

Не доплачивайте за багаж, если можно обойтись ручной кладью

Габариты этого рюкзака — 51 x 35 x 17 сантиметров. Я всегда проношу его с собой в самолет в качестве ручной клади. Ни разу не просили сдать в багаж. С лоукостерами скорее всего не прокатило бы — там более жесткие требования по габаритам, но в обычных авиакомпаниях типа Аэрофлота у меня с ним проблем не было.

У меня в такой рюкзак помещается всё, что нужно, так что не вижу смысла переплачивать за багаж. Не говоря уже о том, что багаж могут повредить или потерять.

Подумайте, может вам такой вариант тоже подойдет. Если вас двое, то можете каждый взять по такому рюкзаку.

Можно ли будет вернуть билет?

Есть два типа билетов: возвратные и невозвратные.

Возвратные билеты можно в любой момент вернуть и получить деньги назад.

Невозвратные билеты можно вернуть только в случае форс-мажора, например при болезни или смерти пассажира или его родственника. Да и то — придется повозиться с документами.

Само собой, возвратные дороже. Так что тут логика простая: если вы не уверены, что полет состоится — лучше заплатить побольше и купить возвратные.

В результатах поиска тип билета не указывается, так что если вам нужен возвратный, то придется у каждого подходящего билета переходить на страницу покупки и там искать условия тарифа.

У этого билета в условиях есть пункт «Возврат: Недоступно»

У этого билета в условиях есть пункт «Возврат: Недоступно»

Лично у меня планы обычно не срываются, так что я с этим не запариваюсь и покупаю самый дешевый билет — обычно он оказывается невозвратным.

Про возвратные и невозвратные билеты у меня есть отдельная статья — если вам актуально, то есть смысл почитать.

Как проверить купленный билет?

Часто спрашивают, как после покупки проверить, что всё прошло хорошо, и билет действительно присутствует в системе бронирования. Сам я никогда этого не делаю — если купил на надежном сайте, то зачем дополнительно что-то проверять? Но такой вопрос задают часто, так что рассказываю.

Я знаю три способа:

Проверка на сайте авиакомпании. Практически у всех компаний есть сервис под названием «Проверка билета» или «Проверка бронирования». Например, вот сервис проверки у Аэрофлота. Вводим фамилию пассажира и код из маршрутной квитанции и получаем информацию о бронировании.

Звонок в колл-центр авиакомпании. Сообщаем оператору информацию о бронировании — он вам подтвердит, что всё на месте.

Проверка на сайте системы бронирования. Четыре основные системы: Galileo, Sabre, Sirena и Amadeus (в последней придется регистрироваться). В маршрутной квитанции скорее всего будет указано, какая система у вас. Если нет, то можно по очереди проверить по всем.

Как сэкономить?

Если стоит задача поймать выгодный билет, то у Авиасейлс на этот случай есть несколько инструментов:

Календарь низких цен — для тех, кто не определился с точными датами поездки. Можно посмотреть цены на разные дни и подгадать поездку под те даты, когда билеты дешевле всего.

Карта низких цен — для тех, кто не определился с направлением: мол, куда лететь дешевле, туда и полечу. По сути это просто карта, где у каждого города подписана цена.

Топ-100 билетов — такой же принцип, как у карты низких цен, но не в виде карты, а в виде списка. На случай, если вам так удобнее.

Бот поиска аномальных цен — вводим направление и примерные даты, и бот будет присылать вам в мессенджер уведомления, если найдет что-нибудь выгодное по вашим критериям.

Подписка на изменения цен — примерно такой же принцип, как у бота, но уведомления будут приходить не в мессенджер, а на email. В письмах будет график — можно посмотреть, как меняются цены с течением времени, и попробовать подгадать нужный момент.

Спецпредложения — тут нет никаких сложных механизмов, это просто информация об акциях напрямую от авиакомпаний. Иногда там можно найти предложения, которые через другие инструменты легко пропустить.

Правда ли, что через режим «инкогнито» цены ниже?

Если кратко — нет, это неправда.

Есть такой миф, якобы агрегаторы искусственно завышают цены, если есть признаки заинтересованности в покупке. А если зайти через режим «инкогнито», то они решат, что человек на сайте впервые, и покажут обычные цены.

Еще один миф из той же области — якобы владельцам Айфонов показывают завышенные цены. Мол, раз человек может позволить себе Айфон, значит можно подсунуть ему что-нибудь подороже.

На самом деле цены на билеты просто очень часто меняются. Может быть такое, что сейчас цена одна, а через пять минут уже другая. Так что я понимаю, откуда этот миф пошел — кто-то заметил, как цена изменилась в режиме «инкогнито», и начал строить теории заговора про злые корпорации, которые обманывают людей. А на самом деле цена изменилась для всех, просто между поисками прошло время.

Я сам программист, много работал с агрегаторами и знаю, как всё устроено внутри. В некоторых случаях у них даже нет технической возможности отследить, зашел ли человек через «инкогнито».

Техническое объяснение для тех, кто в теме

У Авиасейлс есть открытое API — оно дает партнерам возможность создавать собственные мини-поисковики авиабилетов. Вот ссылка на документацию — по ней можно посмотреть, какие данные запрашивает их бэкенд для формирования результатов. Там нет ничего такого, что позволило бы идентифицировать пользователя, данных об устройстве тоже нет, а к кукам у них вообще нет доступа, потому что данные приходят не напрямую от клиента, а от бэкенда партнера. Так что как минимум для партнерских сайтов это невозможно.

С партнерами разобрались, а что касается их основного сайта — тут можно сделать тестовый поиск и через инструменты браузера посмотреть, какие данные передаются с фронтенда на бэкенд при заполнении формы — там тоже нет ничего лишнего.

Теоретически на основном сайте бэкенд может и сам получать данные о куках и устройстве пользователя, хоть это и считается сомнительным архитектурным решением. На это я только могу сказать, что много работал с их API и постоянно сравнивал полученные результаты с теми, которые отдает браузер — ни разу не было расхождений. Никаких признаков того, что механизм работает по-разному в зависимости от того, есть ли доступ к кукам или к данным об устройстве.

В какие дни билеты дешевле?

Если кратко — не заморачивайтесь, покупайте в любой день.

Есть такой миф, якобы авиакомпании что-то у себя корректируют по определенным дням недели, и если подгадать время, то можно выхватить дешевый билет.

Я по этому вопросу проводил исследование: выбрал 267 направлений и в течение недели сравнивал средние цены. Вот результаты:

Корректировки цен на авиабилеты в течение недели. Исследование от miroskop.ru

Корректировки цен на авиабилеты в течение недели. Исследование от miroskop.ru

Корректировки цен на авиабилеты в течение недели. Исследование от miroskop.ru

Корректировки цен на авиабилеты в течение недели. Исследование от miroskop.ru

Я уже рассказывал, что цены на билеты постоянно меняются, но здесь я сравнивал именно средние цены на большой выборке. Если бы авиакомпании в определенный день недели массово понижали или повышали цены, то на такой выборке это было бы заметно. Но нет, средняя цена всю неделю примерно одинаковая, колебания там в пределах 0,1 % — на графике этого даже не видно и можно считать погрешностью.

Единственный случай, когда средние цены массово меняются — если на неделе был резкий скачок курса рубля. Дело в том, что цены на билеты зависят от курса IATA, а он обновляется раз в неделю, по средам. То есть если на неделе рубль сильно вырос, то есть смысл подождать ближайшей среды, а если упал, то, наоборот, надо покупать быстрее. Но это касается только международных рейсов, и вообще такие ситуации бывают редко.

На всякий случай поясню, что все эти рассуждения — о том, в какой день покупать. Но есть другой вопрос — на какой день планировать вылет. Вот тут сэкономить уже можно — для этого нужно смотреть календарь низких цен.

Что такое чартер? Можно ли засчет него сэкономить?

Если вы читаете эту статью, то скорее всего это для вас не актуально. Понятие «чартер» обычно относится к пакетным турам, а не к самостоятельным путешествиям. Но многие об этом спрашивают, так что вкратце расскажу.

Чартер — это рейс, который авиакомпания выполняет по заказу туроператора. Билеты на такие рейсы дешевые, но они обычно не продаются отдельно: только в рамках пакетного тура, то есть вместе с отелем, страховкой и дополнительными услугами. Подробно об этом я рассказывал в статье про туры. Это всё актуально для курортных направлений типа Турции и Египта.

Но иногда бывает, что рейс уже близко, а туроператор не успел продать все билеты — тогда он может выставить их на продажу, и появляется возможность купить их отдельно. В поиске Авиасейлс у них есть специальная пометка:

https://miroskop.ru/aviabilety/47-kak-kupit-cherez-internet