Как путешествовать по Горному Алтаю на машине

Как путешествовать по Горному Алтаю на машине

Путешествие на автомобиле — лучший способ познакомиться с Горным Алтаем и отлично отдохнуть дикарем на природе. Посмотрите мой маршрут и почитайте советы. Узнайте, куда стоит поехать на легковой машине, а куда — на внедорожнике. Рассказываю, как организовать безопасный и интересный отдых.

Содержание:

Мои впечатления

Я обожаю автопутешествия! Они дарят неизмеримую свободу и множество впечатлений, которые не получишь на экскурсиях или в поездках на общественном транспорте. Путешествуя на машине по Алтаю, вы сможете добраться до самых классных мест за короткий срок и при том совсем недорого. В общем, поездка на автомобиле — лучший способ познакомиться с Алтаем, отдохнуть недорого и интересно.

Я собрал команду друзей, и мы целых полтора месяца колесили по алтайским дорогам. За это время мы посмотрели почти все самые главные достопримечательности Горного Алтая. Конечно, можно управиться и за меньший срок. Наша поездка получилась такой длительной, потому что в некоторых местах мы подолгу отдыхали дикарем. По неделе жили в парке Уч-Энмек и на Улаганских озерах посреди очаровательной тайги практически в одиночестве, без туристов по соседству. Несколько дней провели в палатке на берегу Катуни недалеко от Манжерока и по нескольку раз приезжали в самые полюбившиеся места (например, на Марс).

Если в вашем распоряжении всего неделя или две, то даже этого времени вам хватит на знакомство с основными достопримечательностями. Ниже я набросал маршрут для короткой, но насыщенной поездки на автомобиле по Алтаю.

Путешествие на машине в Горном АлтаеЕду по Чуйскому тракту на Алтае. путешествие на автомобиле на алтайВ парке Уч-Энмек.

Дороги и заправки

Главная дорога Горного Алтая — знаменитый Чуйский тракт. Мы его проехали до самого конца, до границы с Монголией. Вам я советую поступить так же. Это потрясающая дорога: на протяжении нескольких сотен километров пейзажи будут меняться постоянно — один лучше другого. Трасса в отличном состоянии, везде хороший асфальт, трафик невысокий даже в разгар летнего сезона. По пути много баз отдыха, гостевых домов, АЗС, столовых, поэтому путешествовать на машине будет комфортно.

Второстепенные дороги в Республике Алтай уже похуже: где-то разбитый асфальт, где то-то укатанная грунтовка, где-то зубодробительная терка, а где-то лютое бездорожье, доступное только внедорожнику.

Мы путешествовали на УАЗ «Патриоте», поэтому смогли добраться до нескольких самых удаленных и труднодоступных мест, про которые знают единицы: Джумалинские ключи, а также перевал Ачик с потрясающим видом на все основных хребты Горного Алтая и Белуху. Однако даже если у вас обычная легковушка, вы всё равно сможете посетить почти все достопримечательности самостоятельно. Лишь от нескольких мест придется отказаться или заказывать экскурсию на джипах.

Как я уже сказал выше, на Чуйском тракте есть вся инфраструктура, необходимая автопутешественникам. На второстепенных дорогах ситуация хуже, однако заправки и кафе есть в крупных селах и в стороне от тракта. Старайтесь заправлять полный бак при каждой возможности, если сворачиваете с тракта. Проверяйте, где будет следующая заправка, столовая или магазин в приложении Maps.me или навигаторе.

Чуйский трактЧуйский тракт — трасса в отличном состоянии. на машине по алтаюЗаправка в Ак-Боом. Но не бойтесь — есть и нормальные АЗС.

Куда можно поехать на любой машине

Здесь я расскажу про самые классные достопримечательности Горного Алтая и набросаю маршрут для путешествия на машине. Больше фотографий и информации о каждом месте вы найдете в нашем путеводителе по достопримечательностям Алтая.

Даже если у вас совсем немного времени, я советую вам обязательно проехать весь Чуйский тракт. Во-первых, по пути, прямо у дороги, есть много достопримечательностей, до которых легко добраться. Во-вторых, это очень красивая дорога. По мнению многих, одна из самых живописных в мире. Особенно трасса хороша ближе к концу, когда начинаются Курайская и Чуйская степи, над которыми величественно возвышаются заснеженные острые горные хребты. Красота невероятная! В общем, проехать Чуйский тракт — это программа минимум для поездки по Алтаю на машине.

Что посмотреть на Чуйском тракте и рядом

Парк Уч-Энмек — живописное место с историческими памятниками. Достаточно ехать не до самого конца (там сложная дорога), а проехать в сторону от тракта всего 10-15 км до стел и курганов, посмотреть их и вернуться обратно на трассу. Двух-трех часов на осмотр будет достаточно.

Ильгуменский порог. Здесь можно посмотреть на суровый нрав Катуни, заняться рафтингом или искупаться в прохладных водах реки. Хватит одного-двух часов. При желании можно остановиться в палатке или домике на базе отдыха.

Слияние Чуи и Катуни. Вода в реках разного цвета, поэтому место их слияния стало популярной достопримечательностью. Полчаса хватит на осмотр.

Петроглифы урочища Калбак-Таш и Адыр-Кан. Первый — это популярное место с наскальными рисунками различных эпох, там даже проводят экскурсии. Второй — дикое урочище, где можно вообразить себя исследователем и самостоятельно поискать древнюю живопись. Мы выбрали последний вариант. На осмотр потребуется примерно два-три часа.

Водопад Ширлак. Он находится почти у самой трассы, нужно пройти пешком примерно двадцать минут. Но водопад совсем неинтересный, поэтому можно смело пропустить.

Гейзерное озеро — очень популярная достопримечательность в Горном Алтае. Побывать там легко: съезжаете с трассы к турбазе «Маленький рай», платите 30 рублей за вход и по деревянным помостам идёте к озеру. На осмотр хватит одного часа.

Курайская и Чуйская степи. Фантастической красоты пейзажи! Любуйтесь ими прямо из окна машины и сделайте пару-тройку остановок на смотровых, к ним ведут многочисленные укатанные грунтовки по правую сторону — выбирайте любую.

Гигантская рябь течения в Курайской степи. Это необычная и малоизвестная достопримечательность Алтая, которую легко посмотреть на любом автомобиле. Вам нужно съехать с трассы и проехать несколько километров по грунтовке. Забравшись на холм, вы увидите необычный пейзаж в виде ряби, которую тысячи лет назад оставил сошедший с гор ледник. Лучше всего рябь видно на рассвете или закате при боковом освещении. На осмотр и дорогу потребуется примерно час-два.

Марс — самая яркая и очень популярная достопримечательность в Горном Алтае. Разноцветные породы создают причудливый пейзаж, который мало где увидишь. Очень советую здесь побывать, мы аж три раза приезжали. К Марсу от тракта ведет грунтовка нормального качества, так что сможете проехать на любой машине. Здесь можно провести от часа до целого дня.

Петроглифы на Джалгыз-тобе — еще один комплекс наскальных рисунков, только на этот раз без единого туриста. Еще бы! Так далеко в сердце Горного Алтая мало кто добирается. А ведь всего-то нужно проехать 7 км по грунтовке от трассы. Было очень увлекательно лазить по горе, выискивать и расшифровывать древние рисунки. Мы провели здесь часа два.

Долина реки Юстыд. Жемчужина среди достопримечательностей Горного Алтая! Самый конец Чуйского тракта, в паре километров от границы с Монголией. Здесь очень умиротворенно и красиво. Побывайте в долине на закате — гарантирую, это будет незабываемое завершение вашего автомобильного путешествия по Алтаю.

отдых в горном алтае на машинеПриехали посмотреть стелы в парке Уч-Энмек. Гейзерное озеро, Горный АлтайГейзерное озеро в районе села Акташ. Курайская степь, Горный АлтайЧуйский тракт, участок в Курайской степи. путешествие на алтае на автомобилеМарсианские пейзажи Горного Алтая. Юстыд, Горный АлтайДолина реки Юстыд — самая восточная точка нашей автоэкспедиции в Горный Алтай.

Места в стороне от Чуйского тракта

Есть еще немало красивых мест, куда можно поехать на Алтае на любой машине.

Очень популярен маршрут от Акташа через Улаган к перевалу Кату-Ярык. По пути вы посмотрите знаменитые Красные ворота и очаровательные Улаганские озера, где я очень рекомендую задержаться на денек-другой. В завершении пути вас ждет сам перевал Кату-Ярык и потрясающий вид на долину реки Чулышман с высоты 800 метров. Дорогу до перевала, хоть она и весьма убитая, осилит любая машина, а вот спускаться в долину Чулышмана по знаменитому серпантину стоит только на полноприводном автомобиле. Спуститься просто, а вот подняться обратно удается не каждому — в этом случае на помощь приходят местные, готовые за 5-6 тысяч отбуксировать по крутому серпантину застрявших внизу туристов. По долине реки Чулышман можно проехать до юга Телецкого озера только на внедорожнике. Я читал отчеты людей, рискнувших туда поехать на легковушке — в итоге машина так там и осталась. Мы в долину не поехали: к тому времени месяц как катались по Алтаю и уже не было большого желания.

Также на легковушке можно поехать к Тархатинскому мегалитическому комплексу. Это эдакий алтайский Стоунхендж — древняя обсерватория, построенная из каменных плит. Любопытное место для тех, кому интересна история. Нужно проехать 30 км от села Кош-Агач в Чуйской степи. К комплексу ведет грунтовка-терка, неприятная, пыльная, но доступная для любого авто.

Кату-Ярык, Горный АлтайВид на долину реки Чулышман с перевала Кату-Ярык (самая дальняя от парковки точка — людей нет совсем).

Куда поехать на внедорожнике

Путешествовать по Горному Алтаю можно на любой машине, но только владельцы надежного полноприводного автомобиля смогут побывать в нескольких крутейших достопримечательностях, где почти не бывает туристов, а пейзажи своей красотой просто сносят мозг. Давайте посмотрим, куда стоит поехать!

Есть на Алтае одно секретное местечко, про которое почти никто не знает — перевал Ачик. К нему ведет сложная дорога от села Ак-Боом: подъем очень крутой, много больших булыжников, поэтому ехать нужно только на надежном внедорожнике. Наверху вас ждет потрясающая панорама с возможностью увидеть Белуху и все главные горные хребты Алтая. Мы остались там на ночевку, встретили закат и рассвет — получили море эмоций. Кроме нас там не было не души, только по пути туда встретили пару машин, которые уже возвращались.

Тем, кто ищет дикого отдыха без благ цивилизации, интернета и мобильной связи, советую поехать в Каракольский природный парк «Уч-Энмек», до самого конца, до кордона «Ару-Кем». Мы жили там целую неделю в национальном алтайском жилище — аиле. Пешком можно прогуляться до священного озера Ару-Кем.

Одно из самых удаленных мест Горного Алтая — Джумалинские ключи, где в радиоактивной воде любят лечиться местные (правда, иногда умирают прямо в ванной). Это дикий и далекий от цивилизации край, добираться сюда от ближайшего села Кош-Агач нужно целых 100 км по грунтовкам и бездорожью. Связи и электричества нет, но есть несколько домиков с нарами и печкой-буржуйкой. Места очень красивые, советую побывать! А вот купаться в источниках и пить из них воду не советую — нам от таких процедур стало плохо. Мы только вернувшись домой узнали, что вода там содержит радиоактивный элемент — радон.

Дальше Джумалинских ключей, за перевалом Теплый ключ, находится окутанное легендами плато Укок. Вот оно точно самое далекое и труднодоступное место на Алтае. Я очень хочу там побывать, но чтобы добраться туда, недостаточно просто иметь внедорожник: нужна подготовленная машина с лебедкой и шноркелем, а ехать обязательно нужно группой, потому что бездорожье там нешуточное, с бродами и топями. Кстати, именно на плато Укок нашли мумию знаменитой алтайской принцессы.

Примерно в тех же краях находится село Джазатор (Беляши), где я тоже хотел бы побывать, но в прошлую поездку не успел. Хочу посмотреть окружающие его горы и степь Самаху, расположенную чуть дальше.

Еще одно интересное для любителей бездорожья и великолепных панорамных видов место — Акташский ретранслятор. Я начал подъем, но еще почти в начале пути очень нехорошо стукнулся передним мостом о булыжник, срезав даже часть метала. Возникло неприятное предчувствие, и я решил не ехать, а вместо этого мы отправились на Ачик. Если поднимитесь, то на Акташском ретрансляторе вас ждет роскошный вид на Курайскую степь с высоты 3000 метров н.у.м.

Ачик, Горный АлтайЗакат на перевале Ачик. Вид на Белуху (по вечерам она в облаках). Дороги на АлтаеДорога на Джумалинские источники.

Отдых дикарем на Алтае

Если вы путешествуете на машине по Алтаю, то имеете отличную возможность отдохнуть дикарем на природе, вдали от цивилизации и туристов, для которых отдых — это только музыка погромче, пьянки и шашлык. Такие товарищи обычно отдыхают только в районе Чемала, Манжерока и на севере Телецкого озера, то есть в самом начале Чуйского тракта. За Семинским перевалом туристов намного меньше и культура отдыха у них другая. Почти на любой турбазе в этих краях вы сможете отдохнуть спокойно. Однако для тех, кому и этого мало, я расскажу про места совсем дикие и безлюдные.

Тихий отдых вдали от цивилизации можно найти на кордоне «Ару-Кем». Мы там жили неделю в традиционном аиле, платили по 400 рублей с человека. Также можно поставить палатку или поселиться в обычном гостевом доме. Связи нет.

Прекрасный дикий отдых ищите на Улаганских озерах — они очень красивы. Озер много, поэтому легко выбрать на свой вкус. Есть с относительно цивилизованными турбазами, а есть совсем дикие. Мы неделю жили в палатке на берегу озера Игисту-коль. Потрясающее место! Вокруг только девственная тайга и моря голубики с брусникой.

Неплохие турбазы есть в районе села Акташ. Из плюсов — близость к магазинам, столовым и наличие связи.

На одну ночь мы останавливались в аиле на турбазе в Курайской степи. Нам повезло: в тот вечер приезжал музыкант, и мы, сидя у костра под звездами, послушали настоящее горловое пение.

Ставить палатку в диких местах не рекомендую. Местные объяснили нам, что практически вся земля на Алтае кому-то принадлежит, поэтому к вам запросто могут подъехать хозяева или выдающие себя за таковых для разбирательств. Лучше избежать подобной ситуации, поэтому ставьте лагерь только на территориях турбаз по договоренности с управляющими. Обычно с палаточников берут по 50-200 рублей с человека. Где-то в цену включено пользование душем, где-то за это берут дополнительную плату. На цивилизованных базах есть кухня, интернет и возможность купить дрова.

Искать турбазы и прочее жилье рекомендую на Букинге, а также на Hotellook.com, чтобы найти скидки. Если вы не стали бронировать жилье заранее, то можно найти и на месте — просто поезжайте и выбирайте приглянувшиеся базы. Однако учитывайте, что в разгар сезона на популярных базах мест уже может не быть — мы с таким сталкивались.

Игисту-коль, Горный АлтайОзеро Игисту-коль в Улаганском районе — отличное место для отдыха дикарем на Алтае для тех, кто на машине. отдых дикарем на машине в горном алтаеНаш лагерь на перевале Ачик.

Сколько нужно денег

На Алтае мы провели полтора месяца — июль-август. Ездили на своем авто из Перми в компании друзей, нас было пятеро. Большую часть продуктов мы купили заранее и часто готовили сами. Жили в палатках, гостиницах, на базах отдыха.

Вот наши расходы в пересчете на двоих человек (кроме бензина — это общая сумма):

Бензин на дорогу туда и обратно 23 000
Бензин на Алтае 10 000
Ремонт авто 1 000
Жилье в пути 5 600
Жилье на Алтае 19 500
Продукты 21 500
Кафе 10 700
Запас кофе 3 400
Интернет и связь 1 700
Достопримечательности 1 300
Быт 5 000
Прививки от клеща 3 500
Лекарства 2 900
Итого на двоих 109 100 рублей

Почти все достопримечательности мы смотрели бесплатно. Обед в кафе или столовых на двоих обычно выходил на 300-700 рублей. Проживание в домиках стоит по 400-700 рублей с человека.

Дополнительные расходы: туристическая экипировка — 48 000 рублей. Многое пришлось купить, но это вещи не на одну поездку.

Если не считать бензин и жилье в пути, ремонт, прививки, аптечку и зерновой кофе (без которого лично мы жить не можем), то получится 70 000 рублей на двоих, или 35 000 рублей на человека. Это чистые траты на сам отдых в Горном Алтае. Совсем немного! Ведь мы провели там полтора месяца и побывали практически везде.

Надеюсь, мой маршрут и советы помогут вам организовать отличную поездку на машине по достопримечательностям Горного Алтая. Желаю удачи!

Автопутешествие по Чуйскому тракту

Встречаемся в аэропорту Горно-Алтайска не позднее 8 часов утра. Отправляемся до села Курай.
В первый же день мы увидим всё разнообразие природы Алтайских гор от нависающих над дорогой невысоких скал до поднимающихся вдали заснеженных вершин Северо-Чуйского хребта, достигающих 4000 метров в высоту. Мы поднимемся с высоты 420 метров над уровнем моря до 1600 м, проедем перевалы Семинский и Чике-Таман, увидим, как встречаются Чуя и Катунь. Ночевать мы будем на базе в селе Курай со сказочным видом на Северо-Чуйский хребет.

В этот день нам предстоит увлекательное путешествие в горный центр Алтай-Актру, расположенный на высоте 2150 метров в живописной долине реки Актру. В течение двух часов мы будем подниматься по горной дороге на УАЗах на высоту 2150 метров. По приезду ставим палатки, отдыхаем. После обеда нам предстоит прогулка до ледника Малый Актру.

В этот день нам предстоит подъем к Голубому Озеру, которое находится на высоте 2840 метров. Во время треккинга к озеру нам откроются удивительные виды на вершины Северо-Чуйского хребта. А само озеро встретит нас холодной (не выше 3 градусов) водой причудливого зеленовато-бирюзового цвета. На озере мы совершим перекус. Вечером предусмотрено посещение бани.

Утром возвращаемся в село Курай, на автомобилях выдвигаемся в следующий пункт. Мы посетим удивительную природную достопримечательность — урочище Кызыл-Чин, или Марс. Бывалые путешественники сравнивают это место с цветными горами Перу. Выходы цветной глины окрашивают склоны в самые неожиданные цвета — от фиолетового и красного до зелёного и практически белого. Красивые фотографии и новые впечатления в этот день гарантированы. Вечером размещаемся в кемпинге Тыдтуярык, расположенном в долине одноименной реки. На территории кемпинга есть домашний зоопарк, вы сможете сфотографироваться с индюком, погладить кроликов и покормить верблюда. Закат встретим в секретной точке, с которой открывается невероятный вид на причудливо извивающуюся реку Чуя.

Нам предстоит небольшой переезд и трекинг к «секретным озерам». Мы пройдем 5 км и поднимемся на 440 метров вверх. Смельчаки смогут искупаться в ледяной воде горных озер. В это т день предусмотрен обеденный перекус. К вечеру возвращаемся в Тыдтуярык.

На обратном пути в Горно-Алтайск мы заедем на Гейзерово озеро, знаменитое причудливыми рисунками, образованными на дне благодаря подземным источникам. В Горно-Алтайск возвращаемся после 18:00.

Мы совершим путешествие по одной из самых красивых дорог не только Алтая, но и всей России, будем любоваться горными пейзажами и местными природными достопримечательностями, сходим в треккинг к высокогорному озеру и увидим вблизи самую высокую точку Северо-Чуйского хребта.

  • 1000 км — именно столько километров мы проедем по дорогам Алтая, знакомясь с его удивительной природой
  • 6 дней — мы проведем в компании интересных людей, наслаждаясь окружающими нас пейзажами
  • Откроем для себя неземные пейзажи — мы посетим Алтайский Марс, приблизимся к самой высокой точке Северо-Чуйского хребта — горе Актру
  • Незабываемое автопутешествие (мы будем передвигаться на автомобиле, на ночь останавливаться в самых интересных местах Горного Алтая)
  • Увидим свое отражение в самых красивых реках и озерах Горного Алтая (нас ждут Чуя, Катунь, Голубое и Гейзерово озера)

Условия

  • проезд из/до Аэропорта Горно-Алтайска
  • питание на базах и в кемпингах
  • все трансферы и заброски
  • размещение в палатках 2-3 местных
  • все необходимое снаряжение палатки, спальник, костровое оборудование, и т.д.
  • одно посещение бани
  • групповая аптечка
  • услуги проводника
  • рекреационные сборы
  • билеты на самолет
  • карманные расходы (сувениры, мед)
  • питание в кафе по дороге
  • индивидуальная страховка

Максим профессиональный путешественник, и отличительной чертой его путешествий является не количество, а качество. Каждой новой стране, новому месту он уделяет как можно больше времени, знакомясь с культурой страны и бытом местного населения. В любых путешествиях Максим — душа компании.

Оставьте заявку на участие. Это бесплатно. Если у Вас остались вопросы по авторскому туру, свяжитесь с Тревел-Экспертом, чтобы получить на них ответы.

Активности в рамках одной локации или изменение нескольких локаций в течение маршрута, инфраструктурно-развитые локации, периодические вылазки на природу.

Обеспечивает базовые условия проживания (хижины, каюты, палатки и т.д.).

Можно с маленькими детьми

Для бронирования тура достаточно 191 $

Какой же это оказывается кайф отпустить все и довериться такому же как ты. Давно я в путешествие не сидел на пассажирском и не разглядывал все в свои четыре глаза. Не заботился, что мы будем есть и где ночевать. Какие точки успеем посетить в отведенное время. Было сложно это принять, но кажется я справился. Спасибо тебе, Алешин Дима. За крутые, безлюдные места, атмосферные кемпы, интересные разговоры у костра и что терпел все мои загоны. Рад, что наши фотографические вкусы, да и просто вкусы, так совпали. Надеюсь, когда-нибудь повторим.

– Константин

Галерея

Программа тура

Встречаемся в аэропорту Горно-Алтайска не позднее 8 часов утра. Отправляемся до села Курай.
В первый же день мы увидим всё разнообразие природы Алтайских гор от нависающих над дорогой невысоких скал до поднимающихся вдали заснеженных вершин Северо-Чуйского хребта, достигающих 4000 метров в высоту. Мы поднимемся с высоты 420 метров над уровнем моря до 1600 м, проедем перевалы Семинский и Чике-Таман, увидим, как встречаются Чуя и Катунь. Ночевать мы будем на базе в селе Курай со сказочным видом на Северо-Чуйский хребет.

В этот день нам предстоит увлекательное путешествие в горный центр Алтай-Актру, расположенный на высоте 2150 метров в живописной долине реки Актру. В течение двух часов мы будем подниматься по горной дороге на УАЗах на высоту 2150 метров. По приезду ставим палатки, отдыхаем. После обеда нам предстоит прогулка до ледника Малый Актру.

В этот день нам предстоит подъем к Голубому Озеру, которое находится на высоте 2840 метров. Во время треккинга к озеру нам откроются удивительные виды на вершины Северо-Чуйского хребта. А само озеро встретит нас холодной (не выше 3 градусов) водой причудливого зеленовато-бирюзового цвета. На озере мы совершим перекус. Вечером предусмотрено посещение бани.

Утром возвращаемся в село Курай, на автомобилях выдвигаемся в следующий пункт. Мы посетим удивительную природную достопримечательность — урочище Кызыл-Чин, или Марс. Бывалые путешественники сравнивают это место с цветными горами Перу. Выходы цветной глины окрашивают склоны в самые неожиданные цвета — от фиолетового и красного до зелёного и практически белого. Красивые фотографии и новые впечатления в этот день гарантированы. Вечером размещаемся в кемпинге Тыдтуярык, расположенном в долине одноименной реки. На территории кемпинга есть домашний зоопарк, вы сможете сфотографироваться с индюком, погладить кроликов и покормить верблюда. Закат встретим в секретной точке, с которой открывается невероятный вид на причудливо извивающуюся реку Чуя.

Нам предстоит небольшой переезд и трекинг к «секретным озерам». Мы пройдем 5 км и поднимемся на 440 метров вверх. Смельчаки смогут искупаться в ледяной воде горных озер. В это т день предусмотрен обеденный перекус. К вечеру возвращаемся в Тыдтуярык.

На обратном пути в Горно-Алтайск мы заедем на Гейзерово озеро, знаменитое причудливыми рисунками, образованными на дне благодаря подземным источникам. В Горно-Алтайск возвращаемся после 18:00.

Маршрут путешествия может незначительно меняться в зависимости от погодных условий, состояния группы, закрытия районов и других факторов по решению инструктора.

– Комментарий от турлидера

Проживание

Условия

  • проезд из/до Аэропорта Горно-Алтайска
  • питание на базах и в кемпингах
  • все трансферы и заброски
  • размещение в палатках 2-3 местных
  • все необходимое снаряжение палатки, спальник, костровое оборудование, и т.д.
  • одно посещение бани
  • групповая аптечка
  • услуги проводника
  • рекреационные сборы
  • билеты на самолет
  • карманные расходы (сувениры, мед)
  • питание в кафе по дороге
  • индивидуальная страховка

Важная информация

Необходимое снаряжение


Разное:
Небольшой рюкзак для радиальных выходов 25-40 л
Солнцезащитные очки

Солнцезащитный крем
Туалетные принадлежности (мыло, легкое полотенце, зубная щетка,
паста)
Индивидуальная аптечка
Фонарик (с запасным набором алкалиновых батареек)

Обувь:
Ботинки трекинговые (Жесткая подошва, фиксированный голеностоп).
Обувь на смену: кроссовки или кеды
Сандалии/сланцы

Одежда:
Головной убор (для защиты от солнца)
Шапка теплая
Запасное нижнее белье
Носки х/б – 3-4 пары (носки всегда можно будет постирать)
Термобелье легкое
Футболки – 2 шт.
Рубашка (с длинными рукавами для защиты от солнца)
Ветровка (легкая непродуваемая ветром куртка)
Накидка от дождя/дождевик сшитый из ткани! Не полиэтиленовый!
Штаны ходовые (лёгкие) Шорты Теплая кофта/флис
Пуховик легкий
Перчатки флис (полартек)

Обязательное:
Документы (паспорт, ОМС)
Деньги на карманные расходы – сувениры, кафе
Мобильный телефон

Рекомендуемое:
Фотоаппарат

Размер предоплаты определяется Тревел-экспертом и указан на странице тура. Для большинства туров стандартная предоплата не превышает 50% стоимости тура. За день до начала тура оплатите тур полностью, если иное не прописано в информации о туре. Полная оплата может осуществляться через платформу или напрямую Тревел-эксперту. При возникновении сложностей с оплатой обратитесь в службу поддержки сервиса.

Выберите даты и перейдите по кнопке “Забронировать тур». Вас ждет быстрая и безопасная оплата банковской картой или с помощью Yandex Pay/Apple Pay/Google Pay. Поездки с моментальным бронированием подтверждаются автоматически. В других случаях вы резервируете место в группе внесением предоплаты, и тревел-эксперт одобряет вашу заявку в течение суток. Если заявка будет отклонена — предоплата будет возвращена моментально. Задайте вопросы автору тура заранее перед бронированием.

2 путешествия проведено

Написать Тревел-эксперту

Максим профессиональный путешественник, и отличительной чертой его путешествий является не количество, а качество. Каждой новой стране, новому месту он уделяет как можно больше времени, знакомясь с культурой страны и бытом местного населения. В любых путешествиях Максим — душа компании.

  • Уже изучил ближайшие направления
  • Не хочет переплачивать
  • Хочет почувствовать себя первооткрывателем
  • Любит природу и горы

1) Каждое утро ты просыпаешься и быстрее выходишь на улицу что бы с горячим кофе в руках встретить утро смотря на снежные вершины и каждый вечер смотря приходит ощущение какой то магии и мысли что красивее чем сегодня просто быть не может, но на следующий день убеждаешься в обратном

2) На протяжении всего пути ты практически без связи и интернета, но осознаешь, что они абсолютно не нужны когда каждый день испытываешь восторг от невероятной смены пейзажей – Ледники, озера, горные реки, степи, леса как из сказки и это только небольшая часть Алтая — как будто ты внутри картин Рериха.
Вокруг тебя просто всегда красиво и каждый 5 минут кто то говорит «Вау, посмотрите»

3) Все кого мы встречали по пути были невероятно открыты и отзывчивы. После города было удивительно встречать людей с открытым сердцем, добротой.

4) Уют и гостеприимство на всех базах – было видно как персонал относится к своему краю и делу с особенным трепетом и любовью

Особую благодарность хотелось бы выразить Дмитрию. Показал, что рюкзак удобнее чемодана, за самый вкусный чай в моей жизни, за терпение к вопросам «а долго ли еще идти?» и «а что будет завтра?» за лучшую поездку в этом году и за любовь к своему делу. Читать далее

Ёжики.ру

В конце сентября мои друзья решили в очередной раз съездить на Алтай и пригласили меня в качестве пассажира. В этот раз в нашем распоряжении была всего одна неделя, но программа все равно получилась довольно насыщенная.

20.09.19
В пятницу вечером выехали из Красноярска. Заехали за Мариинск и около 2 часов ночи заночевали на каком-то покосе.

21.09.19
В 6 утра проснулись, попили чаю и поехали дальше. В этот раз проехали по дороге Кузедеево-Целинное-Бийск. Дорога в целом неплохая. Может быть сильно не разгонишься, но и машин немного. К трем часам дня подъехали к базе «Любава» в Манжероке. На соседней базе «Манжерок» проходит бард-фестиваль «Под занавес лета». Обычно мы этим фестивалем завершаем свою поездку на Алтай и проводим здесь два полных дня. Однако в этот раз приехали только на основной концерт.
Немного фото:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Перед концертом выступил глава республи Алтай Олег Хорохордин. Выглядит довольно молодо. Приехал он без всякой помпы и вел себя очень просто. Возможно это будет неплохой губернатор.
После концерта выехали за Усть-Сему и заночевали на берегу Семы на кемпинге «Орленок». Уже не сезон, поэтому персонала нет и деньги никто не собирает, как впрочем и во многих подобных местах в это время года.

22.09.19.
Утро на месте стоянки:

Изображение

Изображение

Позавтракали и поехали дальше. Наша цель на сегодня — смотровая площадка рядом с перевалом Ачик. Едем по Чуйскому тракту.

Изображение

Планировали заехать в «Янтарный сад» за яблоками, но свернули не в том месте. Зато полюбовались красивыми видами:

Изображение

Изображение

А в «Янтарном саду», как оказалось, все яблоки уже распродали.
На 15 минут останавливаемся на Чике-Тамане

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Подъезжаем к смотровой площадке в долине Катуни.

Изображение

Изображение

Заворачиваем к устью Большого Яломана.
Большой Яломан перед устьем.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Над устьем Большого Яломана возвышается небольшой холм с плоской вершиной. Это так называемое Яломанское городище — остатки древнего поселения, существовавшего на территории нынешнего Онгудайского района Республики Алтай в VIII-XI вв. н.э.

Изображение

С него открывается отличный вид на стрелку Большого Яломана и Катуни

Изображение

Изображение

На долину Большого Яломана

Изображение

Сразу за трактом находится известная база бабы Лены.
Знаменитая скала перед селом Малый Яломан:

Изображение

Стрелка Чуи и Катуни.

Изображение

После стрелки ускоряемся, так как нужно попасть на место до заката. Поворот на перевал Ачик находится перед селением Ак-Бом (Белый Бом). В самом начале селения нужно свернуть с тракта направо, проехать по проселочной дороге в обратном направлении. Через 200 м будет мост через Чую.
Взгляд назад на мост через Чую и Белый бом.

Изображение

За мостом опять поворачиваем направо и едем по самой накатанной дороге, которая приводит в долину реки Сырнах, вдоль которой и проходит дорога на перевал Ачик.
Успеваем вовремя. Погода хорошая — любуемся горами на закате.

Изображение

Изображение

Изображение

Хорошо просматривается Северо-Чуйский хребет:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И массив горы Белуха:

Изображение

Изображение

Изображение

Всю ночь дул сильный ветер. Я поставил палатку за камнями.

Изображение

Возможно палатка стояла не совсем ровно, но выход из неё был ориентирован строго на Белуху.

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2019г.

23.09.19.
Утро тоже было чудесным.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Выглядывало солнце и Белуха постепенно освещалась.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Северо-Чуйский хребет в контровом свете и дымке был не так хорош, как на закате.
Изображение

Изображение

Однако пора отсюда уезжать.
Вон на тех камнях мы ночевали

Изображение

Изображение

Изображение

Бросаем прощальный взгляд на Белуху.

Изображение

Изображение

Проезжаем мимо кедрачей и видим шишки на них.

Изображение

Поскольку ночью был сильный ветер, то часть их должна была осыпаться. Побродили с полчаса и собрали ведро шишек.
Перевал Ачик

Изображение

Изображение

В этот раз поездка на Ачик прошла легче. В прошлый раз некоторые сложности были при проезде заболоченного луга в самом начале подъема. В этот раз там было совсем сухо.

Изображение

Изображение

Далее дорога вверх вроде бы и не сложная, но есть несколько участков с большим уклоном. Без пониженной передачи можно не заехать. Примерно в середине подъема дорога разделяется на две. Лучше ехать про правому участку — он положе. Потом эти дороги опять сходятся.
На всякий случай прилагаю карту с треком, но там особо не заблудишься.

Изображение

Едем дальше по Чуйскому тракту.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Не доезжая до Курая, поднимаемся на смотровую площадку. Облака хоть и имеются, но стоят высоко и Северо-Чуйский хребет хорошо просматривается.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Обедаем в Акташе в кафе.
Сегодня нам нужно попасть в долину Талдуры и проехать как можно дальше вверх по её притоку Кускунуру. Есть желание подняться на вершину Купол Трех Озер по маршруту Андрея Шичкина. Это мероприятие в планах было давно, но вот добраться сюда все как-то не получалось. В эту поездку эта задача стала второй по важности.
В районе Ортолыка сворачиваем с Чуйского тракта и едем в направлении Бельтира. Проезжаем Бельтир и едем вверх по Талдуре. Проехав мост через Талдуру, поворачиваем направо и едем по дороге через гребень, разделяющий Талдуру и Кускунур. Перевалив через гребень, едем дальше. Дорога идет вдоль правого реки. Наша конечная цель — левый приток Кускунура ручей Тураоюк. Сначала дорога каменистая, но через какое-то время приводит к болотине.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Общая продолжительность заболоченного участка около 4 км. Сначала мы ехали прямо по дороге. Примерно через 1 км Андрей застрял — сел на брюхо. Хорошо, что метрах в тридцати был сухой бугорок и сцепив несколько тросов его удалось сдернуть.

Изображение

Стали смотреть, как ехать дальше. Андрей предлагал ехать по реке. В принципе вариант был реальный, однако в том месте, где мы находились, съехать в реку было непросто. Нормального съезда не было — везде вдоль берега были мягкие крутые склоны. Высота их была небольшой, но склон скорее всего обвалился бы под весом машины и тогда вызволить ее было бы гораздо сложнее, чем на поле.
Параллельно основной дороге было много других дорожек, правда менее наезженных. Решили дальше ехать не по дороге, а параллельно ей. Так ехать тоже непросто — можно легко заехать в ручей или глубокую бочажину и застрять там надолго. Приходится идти впереди машины и внимательно смотреть.

Изображение

Машины тоже едут с интервалами, чтобы не застрять одновременно. Периодически встречаются каменистые участки, где можно остановиться и осмотреть дорогу.
Так перебежками доезжаем до брода, переезжаем на левый берег и едем еще около 4 км до последней кошары. Дорога идет по каменистому участку вдоль берега.

Изображение

В кошаре никого нет.

Изображение

Сразу за кошарой каньон ручья Тураоюк, перед ним дорога заканчивается.

Изображение

Отъезжаем немного от кошары и встаем на ночлег.

Изображение

Пока ехали нам пришло предупреждение от МЧС о сильном ветре на завтра (25-30 м/с).

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2019г.

24.09.19.
Небо с утра преимущественно ясное, но ветерок ощущается.

Изображение

С верховий Тураоюка спускается стадо яков и рассредотачивается возле кошары.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Собираем небольшое совещание. С учетом вчерашнего предупреждения вроде бы благоразумно переждать, но пока ничего серьезного, кроме ветра, не заметно. Да и времени для ожидания тоже нет
Решаем идти и смотреть по ситуации.
Поскольку все идут с разной скоростью, то решаем идти порознь. Я иду первый, за мной Андрей и Татьяна, а следом Алексей и Маша. Для связи у нас с собой есть рации.
Перехожу через Тураоюк и начинаю подъем в направлении гребня.

Изображение

Изображение

Через полчаса я под ним.

Изображение

Правильнее было подниматься по сыпухе, что под понижением в гребне — даже какая-то тропка имеется. Однако я решил взять правее и подняться по камням. Решение было неправильным, так как камни ломаются и осыпаются. Но особой сложности здесь тоже нет, только на будующее так лезть не стоит.
Пять минут лазания и я не верху.

Дальше просто проспект — иди себе не спеша.

Изображение

Изображение

Ветер усилился, но решаю идти дальше.
Справа по ходу верховья Тураоюка и одноиеенный перевал (н/к).

Изображение

Слева — верховья Кускунура.

Изображение

Постепенно гребень начинает сужаться и появляются участки с острыми камнями.

Изображение

Изображение

Сейчас они особой опасности не представляют, но когда они присыпаны снегом, то можно неплохо навернуться.
Затем выхожу на широкое плато.

Изображение

Изображение

Изображение

С запада начинают заходить облака.

Изображение

Поднимаюсь выше и на гребне появляются заснеженные участки.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Туча слева выглядит уже довольно грозно, но её скорее всего пронесет мимо.

Изображение

Поэтому иду дальше, тем более, что до вершины остается около 1 км.

Изображение

Изображение

Изображение

Полчаса ходу и я на вершине.

Изображение

Изображение

Общее время подъема — чуть более трех часов.
Связываюсь по рации со своими товарищами, но они еще далеко. Решаю дождаться их. Но стоять на самой вершине невозможно — ветер усилился так, что стоять уже сложно и снежок пробрасывает.
Спускаюсь ниже и кипячу чай.

Изображение

Над Актру висит туча. Кажется, что я так и не увижу эту вершину. Однако на какое-то мгновение туча приподнимается и Актру открывается почти полностью.

Изображение

Южно-Чуйский хребет тоже закрыт облаками.

Изображение

Примерно через час подходят Андрей и Татьяна. Прошу их заснять меня на вершине

Изображение

и начинаю спускаться. Решил, также как Андрей Шичкин сделать небольшой кружок и пройти мимо озер в верховье Кускунура.

Изображение

Опять иду по плоскому гребню.

Изображение

Справа остается очередной Тураоюк, впадающий уже в Джело.

Изображение

На гребне попадается много камней с кристаллами пирита или чего-то подобного.

Изображение

Изображение

Это следы от молний, которые долбят сюда с завидной регулярностью.
Недаром вершинка впереди по ходу, а так же ручей за ней называются Куркурек (по одним данным «молния», по другим — «гремящий»).
Погода меняется ежеминутно. То тучи со снегом, то вдруг выглянет солнце и осветит долину Кускунура.

Изображение

А через пять минут над ней опять тучи и снег.

Изображение

Купол Трех Озер остался далеко позади.

Изображение

Изображение

Впереди проглядывают заснеженные вершины Южно-Чуйского хребта. Если я не ошибаюсь, это Талду Западный и Металлург.

Изображение

Изображение

А справа по ходу видимо Джело, Крылья Советов и Снежная.

Изображение

А вот слева показались озера.

Изображение

Изображение

Изображение

Прохожу по гребню за ледник и начинаю спускаться.
Прямо по ходу перевал Куркурек (н/к).

Изображение

А Купол Трех Озер весь в снежных тучах.

Изображение

Андрей с Татьяной уже ушли оттуда, правда немного блуданули, свернули в обрыв, вовремя это заметили и все обошлось лишними ста метрами сброса и набора высоты.
Алексей с Машей еще не дошли до вершины, но тоже уже вышли на финишную прямую и возвращаться не хотят.
Во время спуска увидел первую радугу.

Изображение

Тучу с Купола сдуло и над ним опять ясно.

Изображение

Пока спускался у озеру, опять набежали тучи.

Изображение

Возле озера я пообедал.
Возвращаться к перевалу Куркурек, где идти было бы легче, я не стал, а спустился по каменистому обрыву рядом с озером.

Изображение

Изображение

Изображение

Опять не самый правильный вариант. Лучше было перевалить через небольшой холмик и спуститься в этом, более удобном месте.

Изображение

Иду вниз по Кускунуру.

Изображение

Накрывает очередная порция снега с дождем. Гремит гром.
А потом опять радуга.

Изображение

Немного фото долины Кускунура:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Дошел до стоянки. Андрей и Татьяна уже давно здесь, а Алексея с Машей еще нет и уже темнеет. Выхожу посмотреть и вижу на гребне свет от фонариков — значит идут. Я поужинал и тут Алексей вышел на связь. Они уже спустились с гребня, идут вдоль Тураоюка, но не могут найти места для перехода. Выхожу с фонариком к ним навстречу. И вскоре все наша компания сидит в шатре. У Алексея с Машей все прошло не так хорошо — возле них несколько раз долбанула молния. Навигатор завис, а видимость наверху была нулевая. Хорошо, что после передергивания батареек навигатор завелся и они довольно удачно спустились. Однако если в следующий раз будет предупреждение от МЧС, то Алексей и Маша уже никуда не пойдут.
Участок карты с треком:

Изображение

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2019г.

25.09.19
Первую половину ночи моросил дождь, но к утру он прекратился. Ветер тоже стих и небо ясное. Сейчас конечно более подходящие условия для подъема на Купол, но нам сегодня нужно отсюда уехать.
С утра немного прогулялся вокруг стоянки.

Изображение

Изображение

Изображение

Склоны вокруг усыпаны красным кустарником.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Это своеобразный осенний «маральник», только у него интересны не цветы, а листья, которые добавляют свой специфический цвет в богатую палитру красок осеннего Алтая. Держатся они тоже недолго. Не неделю конечно, как маральник, но мы подъехали уже поздновато и листья начинаю осыпаться.
Подхожу к верхней части каньона Тураоюка.

Изображение

Вдалеке виднеется подъем на наш вчерашний гребень.
Здесь находится красивый водопад.

Изображение

Перехожу Тураоюк и любуюсь водопадом с другой стороны.

Изображение

Изображение

Изображение

Каньон Тураоюка, вид сверху.

Изображение

Обратно выехали почти в обед. Болото также проехали мелкими перебежками и ни разу не застряли.
За болотом встретили большое стадо яков, часть которых была больше похожа на зубров.

Изображение

Изображение

Изображение

А при подъезде к Талдуре и верблюды показались.

Изображение

Изображение

На противоположном берегу Талдуры знаменитый оползень от землетрясения 2004 года.

Изображение

На провалившемся школьном стадионе в Бельтире опять образовалось озеро.

Изображение

На всякий случай прилагаю фрагмент карты с треком от стоянки до Бельтира.

Изображение

По дороге между Бельтиром и Чуйским трактом у Андрея пробило колесо. Вроде бы и обычная неприятность, но благодаря родным лендроверовским гайкам на решение проблемы ушел почти час. Да еще столько же потом искали в Кош-Агаче работающую шиномонтажку.
В качестве утешения — красивые виды долины Чуи.

Изображение

Изображение

Следующим нашим объектом была долина Юстыт и озеро Киндыктыккуль. Эти места все как-то оставались в стороне, но в этот раз мы решили туда заехать.
Долина Юстыт находится южнее Кош-Агача, почти в погранзоне, но вроде бы пропуск туда не нужен.
Из отчетов я узнал, что туда идут две основные дороги. Чтобы попасть на первую, нужно примерно через 5 км после Жанна-Аула свернуть налево. В этом месте еще есть указатель турбазы «Кок-Холь». Далее дорога пересекает речку Юстыт и идет вверх по долине. На развилках можно ориентироваться по указателям на ту же турбазу «Кок-Холь».
Второй маршрут начинается в Ташанте. При въезде в поселок нужно свернуть в первый левый поворот, проехать по проулку и двигаться далее по дороге. Дорога идет вдоль заграждения из колючей проволоки, которое на картах названо «Учебная граница РФ». Этот вариант называют более красивым, поскольку он проходит через перевал Созонту. Перевал это конечно громко сказано — по сути это просто проезд между холмами. Однако один из этих холмов представляет собой хорошую смотровую площадку.
Решаем ехать по второму варианту. Выезжаем из Кош-Агача и движемся по Чуйской степи в направлении Ташанты.

Изображение

Однако солнце садится и увидеть долину Юстыт на закате мы не успеваем.

Изображение

Изображение

Переезжаем через перевал Созонту и встаем на ночлег прямо на берегу реки Юстыт. В отчетах я видел красивые фото с лиственницами, растущими вдоль берегов, которые напомнили мне долину реки Бугузун. Да и название долины Юстыт — «Сто лиственниц».
Однако вокруг голая степь.

Источник https://make-trip.ru/altai/poezdka-na-mashine

Источник https://youtravel.me/tours/13701/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%87%D1%83%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83

Источник http://egiki.ru/viewtopic.php?t=8979

Источник