Путешествие на велосипеде; виды и особенности, техника безопасности

Путешествие на велосипеде – виды и особенности, техника безопасности

Путешествие на велосипеде – виды и особенности, техника безопасности

Если вы думаете, что путешествие – это сесть в самолет или поезд, отправиться в какой-то город, сфотографироваться около достопримечательностей и вернуться, то спешим заверить, что все бывает намного увлекательнее. Туризм подразумевает под собой разные способы занимательного времяпрепровождения. Например, поход пешком по предварительно проложенному пути, сплав по реке на байдарках или путешествие на велосипедах.

Велопутешествия становятся все более и более популярными у нынешних любителей приключений. Причин собраться в поездку на железном коне немало. Кто-то хочет испытать себя и проверить выносливость. Кому-то интересно изучить местность. Другие стремятся разнообразить пешие походы, увеличить расстояние и скорость передвижения.

Поездки на велосипеде хороши свободой выбора. Маршрут при желании меняется на ходу. В крайнем случае, можно воспользоваться общественным транспортом.

Путешествие на велосипеде – оптимальный выбор для проведения отпуска. Это удачная комбинация отдыха и занятий спортом. К тому же такое путешествие не наносит вред экологии.

Давайте разберемся, как организовать велопоездку самостоятельно, как спланировать маршрут и что взять с собой?

Определение пункта назначения

пункт назначения

Если организовываете велосипедный поход сами, то начинайте с планирования маршрута. Есть три варианта:

  1. Использовать готовый маршрут.
  2. Выбрать какое-то направление и определиться, что хочется посмотреть по дороге.
  3. Сочетать два способа: взять готовый маршрут и дополнить его.

После определения маршрута и отметок на Google Maps, измерьте длину линейкой. Добавьте к полученной длине 20%, поскольку Google Maps не учитывает особенности рельефа.

Разбейте маршрут по дням. Начинающим велопутешественникам рекомендуется закладывать не больше 60 км в сутки, а на первый и последний день и того меньше.

Подойдите к планированию серьезно, потому что от первого маршрута зависит, полюбите ли вы велопутешествия или нет.

Не стремитесь проехать как можно больше километров, постарайтесь насладиться приключением. Увеличивайте дистанцию постепенно, – несмотря на расстояние, крутить педали с каждым днем будет все легче и легче.

Составляя маршрут, отталкивайтесь от дистанции, которую способны преодолеть за день. Чтобы оценить способности, проведите день на велосипеде. Съездите за город в комфортном темпе. Оцените уровень усталости во время поездки и на следующий день. После подобной тренировки можно объективно оценить силы и спланировать ежедневные расстояния для будущего путешествия.

Виды велопутешествия

Поездки на большие расстояния делят на такие виды:

  • автономные;
  • полуавтономные;
  • неавтономные.

Автономные

Автономные велопутешествия предполагают отстранение от цивилизации и инфраструктуры. Это велопоходы для опытных велосипедистов, которые умеют найти воду, организовать место для ночлега и быстро справляются с любыми неполадками. Для автономности важно иметь разнообразное снаряжение и уметь его правильно поместить на велосипеде. Такие походы дальние – от 500 км. Например, популярностью пользуется Шелковый Путь – торговый маршрут наших предков в Китай.

Полуавтономные

полуавтономное велосипедное путешествие

Путешественники ночуют в палатках, каждый день проезжают много километров, но по дороге встречаются деревни и города, где докупают что-то необходимое. В такой поход снаряжения понадобится меньше. Поездка не сильно затратная, потому что еду готовят самостоятельно, а ночь проводят в палатках. Протяженность путешествия не сильно большая. Для таких путешествий подходят страны Европы.

Неавтономные

Неавтономные путешествия – самые комфортные и подходят для новичков. Они подразумевают передвижения в дневное время и ночевки в городах. Снаряжения в такую поездку нужно немного. Важно позаботиться, чтобы места, где можно переночевать, попадались регулярно, и взять с собой достаточно денег. Чтобы сэкономить, ищите ночлег на сайтах couchsurfing.com или warmshowers.org. Там местные жители размещают объявления с предложениями предоставить ночлег бесплатно. Хорошее направление – Европа, поскольку инфраструктура там развита на должном уровне.

Выбор байка

кроссовый велосипед

Впечатление от велотура может испортить поломка велосипеда. Перед путешествием обратитесь в мастерскую, чтобы провести ТО. Сделайте это, даже если вам кажется, что велосипед исправен.

Для продолжительных велопоездок нужен универсальный гибрид или кроссовый велосипед. Он успешно комбинирует качества шоссейного и горного велосипеда. Некоторые велопутешественники отправляются в велопоходы на шоссейном и даже на сити-байке.

Желательно, чтобы устройство отвечало таким требованиям:

  • Хромомолибденовая или титановая рама. В дороге придется много времени проводить в седле, длительная езда на этих рамах не настолько утомительная, как на жесткой алюминиевой. А карбоновые рамы стоят дорого, да и нагружать их не рекомендуется.
  • Руль должен обеспечивать различные положения рук. Низкая посадка – не лучший выбор, будут быстро уставать руки.
  • В длительном путешествии нужен багажник. Важно, чтобы он выдержал вес рюкзака. Багажник, который крепится просто под седло – плохой вариант, должно быть три точки опоры.
  • Вилка с функцией блокировки. На асфальте это прибавит скорости, а при подъеме на возвышенность не надо расходовать силы на раскачивание. Пружинно-эластомерные вилки практически не нуждаются в обслуживании, поэтому подходят для походов.
  • Колеса должны быть прочными. Не ставьте гоночные шины, они легко повреждаются. Оптимальный уровень втулок – Shimano Deore LX – Deore XT. Обода выбирайте прочнее среднего уровня. Кроме того, залог надежности – качественные спицы. Они обеспечат колесу необходимую прочность и жесткость.
  • Дисковые тормоза имеют преимущества относительно эффективности. Но большой минус в том, что с ними не получится установить багажник. Ремонтопригодность дисковых тормозов с гидравлическим приводом ниже, чем с механическим. Ободные тормоза лучше не использовать в путешествиях по грязной местности, грязь будет забиваться в конструкцию и блокировать колесо.
  • Оборудование трансмиссии выбирайте не начального уровня. Но и высокий уровень тоже вряд ли потребуется. Оптимальный уровень привода – Shimano Alivio Deore LX.
  • Педали лучше иметь контактные. В длительных поездках они не просто снижают вероятность соскальзывания ног, но и повышают эффективность педалирования. Немаловажным будет приобрести универсальные велотуфли. В крайнем случае, купите педали с туклипсами, хотя они не такие удобные, но подходят к любой обуви.

Riverside 120

Примеры подходящих велосипедов:

  • Triban 100 или 500.
  • Riverside 120.
  • Rockrider Sport Trail – модели ST 520, ST 540, ST 560, ST 540 и ST 560.

Когда купить новый велосипед не представляется возможным, то модернизируйте имеющийся. Например, если путешествие планируется по хорошим дорогам, а у вас горная модель, то поменяйте покрышки с грунтовых на более узкие. Если поездка будет по горной местности, а у велосипеда маленький диапазон передач, то поменяйте кассету на другую с большим разбросом размеров звезд. Так вы существенно сократите расход сил на подъемах. Замена тормозных колодок и настройка переключателя передач – дело пяти минут, но зато эффект заметен сразу. Эти модернизации не нуждаются в крупных денежных вложениях, но сделают путешествие проще и приятнее.

Что нужно взять с собой в велосипедное путешествие

Если вы отправляетесь в велопоездку первый раз, то вас удивит количество вещей: очки, светоотражатели, сумки, фонари, фляги, но давайте обо всем по порядку.

В поездке вам понадобятся:

    и деньги.
  • Телефон, зарядка и Power Bank.
  • Солнцезащитные очки и крем.
  • Набор посуды (чашка, тарелка) и приборы (ложка, вилка).
  • Средства гигиены в самых маленьких емкостях. .
  • Репелленты от насекомых.
  • Мусорные пакеты.
  • Фляга для воды.
  • Набор для ремонта камер и запасные камеры.
  • Шестигранники.
  • Трос с замком.
  • Насос.
  • Сменные покрышки.
  • Велофонари и светоотражатели.
  • Мультиинструмент.
  • Монтажные лопатки.
  • Смазка для цепи, инструменты для нее и запасная цепь.
  • Спицевой ключ.

Снаряжение

каремат

Из туристического снаряжения имеет смысл взять такие вещи:

  • Палатку.
  • Спальник.
  • Каремат.
  • Надувную подушку.
  • Газовую горелку и зажигалку.
  • Спички.
  • Пилу-цепочку и топор.
  • Котелок и поварешку.
  • Ножницы.
  • Веревку.

Одежда

велоодежда

К выбору одежды подойдите серьезно. В поездке должны быть обеспечены: вентиляция, отвод влаги, защита от холода. Лучший выбор – велоэкипировка. Если не видите смысла в приобретении велоэкипировки для нечастых поездок, то возьмите аналогичные вещи для походов.

    .
  • Ветровка.
  • Термобелье.
  • Теплые носки.
  • Обувь с твердой подошвой.
  • Велоперчатки.
  • Купальник.
  • Шлем.
  • Велошорты со специальной вставкой.

Питание

Питание можно сравнить с заправкой для авто. Во время езды сжигается много калорий и важно вовремя пополнить запас.

На завтрак ешьте медленные углеводы, например, каши. К каше добавьте тушенку, сыр, орешки или мед. После еды дайте организму время на переваривание и через полчаса отправляйтесь в дорогу. Сделайте завтрак самым плотным приемом пищи.

Каждые 10-15 км перекусите быстрыми углеводами. Подойдут банан, сухофрукты или энергетический батончик.

В обед не объедайтесь, чтобы не нагружать желудок и не мучиться от сонливости. Сразу после еды не спешите в путь, дайте пище усвоиться.

На ужин съешьте белки с углеводами, например, творог с фруктами, мясо с овощами, кашу с рыбой в консервах.

Велосипедист должен пить воду часто и понемногу. Пить надо даже тогда, когда не хочется. Употребляйте пару глотков каждые 5 км.

Слушайте свой организм, он подскажет, в чем нуждается.

Техника безопасности

Велоспорт – это не только очень интересно, но и травмоопасно. Чтобы все было хорошо, следуйте следующим правилам:

  1. Перед поездкой проверьте техническое состояние велосипеда.
  2. Выбирайте правильную одежду для велотура. Во-первых, она должна быть яркой и со светоотражающими вставками, во-вторых, хорошо прилегать к телу, чтобы никуда не попасть и не зацепиться.
  3. Обязательно используйте шлем.
  4. На велосипеде должен быть фонарь, чтобы вы были хорошо видны в темное время суток.
  5. Не забудьте взять из дома аптечку.

Популярные велопутешественники в России и их рекомендации

карта местности

Велосипедисты и веломеханики с большим стажем советуют начинающим велотуристам:

  • Тяжелее всего сделать первый шаг. Отбросьте сомнения и не откладывайте путешествие на велосипеде на потом. Не ищите причин, почему не стоит ехать, лучше наоборот, напишите список, почему стоит поехать.
  • Перед продолжительным путешествием съездите куда-то поблизости на пару дней. Это поможет понять, какие вещи нужны, какие можно не брать и чему не уделили достаточно внимания.
  • Не рассказывайте всем о предстоящем велопутешествии. Многие будут вас отговаривать.
  • Деньги и документы тщательно защищайте от воды. Если нет специального герметического чехла, то берите несколько пакетов.
  • Перед велотуром покажите велосипед опытному мастеру. Иногда с виду исправная техника нуждается в замене каких-то деталей.
  • Имейте с собой хорошую карту местности.
  • Важно взять правильный набор для ремонта.
  • Грамотно планируйте места ночевки: подальше от дорог и населенных пунктов.

Заключение

Велопутешествие – это захватывающий способ изучения мира и себя самого. Плюсов у таких путешествий немало:

  1. Недорого. Это бюджетный способ доехать из одного места в другое.
  2. Безопасно. Риск попасть в ДТП на авто намного выше, чем на велике.
  3. Полезно для здоровья. Поездки на велосипеде – способ похудеть, укрепить мышцы и повысить выносливость.
  4. Приключения. Передвигаясь на велосипеде, непонятно, до куда вы доедете, где будете ночевать и пр.

Не бойтесь велопутешествий и получайте удовольствие на протяжении поездки!

Оля Шепурева

Автор статей. Когда день кажется унылым, когда работа становится монотонной, беру велосипед и катаюсь на нем до тех пор, пока вновь не наполнюсь вдохновением.

Что взять в велопоход

Эзотерический велопоход по Крыму, дальность велопоходов, Экономия денег в велопоходе, Ехать ли в велопоход.

Сегодня я расскажу о том, как правильно готовиться к путешествию на велосипеде и что взять с собой в велопоход я рекомендую настоятельно, для того чтобы ваш отдых принес максимальное удовольствие, а не превратился в мучение, после которого надо переотдыхать еще раз.

А я продолжаю рассказывать обо всех этапах моей подготовки к велопоходу по Крыму, который я начал еще в прошлой статье, и теперь я раскажу как подготовить велосипед к дальнему многодневному путешествию.

Подготовка велосипеда к одиночному велопоходу

Во первых моей самой большой ошибкой при подготовке велосипеда к моему велопоходу было то, что я так и не решился купить багажник к велосипеду, чтобы не таскать неделю тяжелый рюкзак на своих плечах. Да еще и совсем не подумал про более мягкое сидение для дальних путешествий, так как в городе хорошее спортивное сидение не дает особого дискомфорта при езде на велосипеде.

Ну и самым веселым моментом конечно было то, что когда я отвел велосипед на тех осмотр перед одиночным велопутешествием, то оказалось что у моего велосипеда уже пора менять весь набор задних звездочек вместе с цепью.

Но по деньгам это выходило примерно в 30% стоимости моего далеко не нового велосипеда, который я приобрел всего месяц назад у моего друга.

Поэтому я решил немного сэкономить, конечно же стратегически взять с собой в велопутешествие необходимую сумму денег на ремонт. Но в идеале был расчет, как раз за путешествие совсем добить старые изношенные детали, а по возвращению домой уже полностью обновить велосипед к новому сезону.

В общем не хотелось убить эти новые детали еще во время одиночного велопохода по Крыму.

Велосипедные аксессуары для велопохода

Еще возможным недостатком подготовки моего велосипеда к походу, было полное отсутствие ключей для ремонта велосипеда. Но в совокупности с полным отсутствием знаний по ремонту велосипеда и умения ими пользоваться это в итоге не сыграло существенной роли.

Также была куплена ножка для велосипеда (35 гривен), недорогой спидометр, который исправно мерил скорость и расстояние (60 гривен). Также для ремонта я приобрел комплект латок и клея для велосипедных шин (около 20 гривен).

Плюс у меня уже имелся хороший походный велосипедным мини насос (обычно 50-80 гривен), и замок для парковки велосипеда (около 50 гривен).

Еще в любом случае я бы посоветовал взять в одиночный велопоход по Крыму ночной фонарик на руль и запасную велосипедную камеру, чтобы сэкономить время на ремонту в случае проколов колеса. Но ночью я ездить не собирался, а о запаске я просто тогда не подумал.

Какую взять одежду для вело похода

Сразу скажу что какой-то специальной одежды для своего велопохода в Крым я не приобретал, хотя у нас на портале саморазвития есть целая статья о правильной одежде для путешествий. В итоге сборов, я взял немного теплой одежды в виде джинсов и тонкого свитера типа “гольф”.

Ну и конечно немного различной сменной одежды: пару шорт, небольшой комплект чистых футболок, носков, трусов и все в таком духе.

Плюс уже выезжая из Одессы мне пришла в голову светлая мысль, купить небольшую сумочку для мобильного которая вешается на предплечье.

В нее можно было сложить и сразу 2 мобильных телефона, чтобы постоянно не снимать большую сумку если кто-то позвонит или нужно будет воспользоваться GPS навигатором в одном из них.

Ну и конечно в нее можно легко положить мелкие деньги на всякие мелочи, чтобы постоянно не доставать основной кошелек. Все это советую сделать и вам, когда вы будете думать о том что взять в велопоход.

Еще в велопоходе вам могут понадобиться специальные велоперчатки для удобства езды и дополнительной безопасности при падениях.

Если у вас нет специальных перчаток, то их можно заменить обычными темными строительными перчатками купленными на любом ранке за 5 гривен, как я собственно и сделал, правда уже на второй день моего велопутешествия по Крыму.

К тому же дешевые перчатки не так жалко потерять или порвать, что иногда случается.

Еще было бы хорошо взять какую-нибудь кепку для защиты от палящего солнца, но о ней я к сожалению тоже не подумал.

Какую еду взять в велопоход

Самый последний этап подготовки к велотуристическому походу заключается в выборе калорийной, но при этом не тяжелой и вкусной еды для велопохода.

Для своего самостоятельного велохода по Крыму я выбрал стратегию взять с собой минимум еды, а остальную провизию по мере съедания докупать в городах, которые будут встречаться по дороге на моем пути.

С собой в велопоход я взял немного сухофруктов купленных на рынке. Буквально по несколько сотен граммов фиников, кураги и изюма. Немного орехов разных видов, и граммов 400-500 обезжиренного творога с расчетом съесть его в первые же сутки чтобы он не испортился от жары. И фрукты в виде килограмма обычных яблок.

Это довольно грамотный выбор еды для велопохода, так как был расчет на то что сухофрукты будут давать глюкозу и сахар, а орехи и творог протеин нужный для восстановления мышц.

И того получилось достаточно недорого, и не очень тяжело. Но при этом творог давал достаточно белка для роста мышц при их активной работе в велопоходе, а твердые яблоки давали много витаминов.

А сухофруты и орехи можно было всегда оставить на потом, на 2-3-4 день, на случай длительного отсутствия другой доступной еды. Да и сухофруктами всегда можно разнообразить тот же купленный творог или другую еду, или даже сделать из них вкусный и полезный чай или компот.

Кроме этого было запасено еще 1 полтора литровая бутылка обычной пресной воды размещенная на раме велосипеда и несколько маленьких бутылочек (0.5 литра) расположенных по бокам рюкзака в специальных отсеках на резинке.

Велопоход в Крым

И так еще раз перечислю самые важные на мой взгляд ошибки, которые я допустил при подготовке к своему одиночному вело путешествию 2011 года:

Для велосипеда не заменил все старые износившиеся детали моего велосипеда, не купил багажник для личных вещей, не поставил более мягкое седло на велосипед, и не приобрел запасной шины на случай прокола покрышки.

Из одежды не взял никакой панамки от солнца и защитных перчаток, а из необходимых мелочей однозначно больше всего бы пригодился крем от солнца.

Ну а если подойти к вопросу философски, то лучше всего было бы поехать до самого Крыма на поезде с велосипедом, и уже от туда начинать свой одиночный велопоход по Крыму.

А подробный отчет о моем одиночном велопутешествии в Крым, читайте уже в следующей части рассказа о моем не обычном опыте самостоятельного велотуризма в Крыму, а также огромное количество других статей о велотуризме и том, как выбрать велосипед для тур походов.

Что брать с собой в велопоход, ПВД

Список того, что необходимо взять с собой зависит от времени года, когда вы едите в поход, местности, куда вы едите и продолжительности. Если это ПВД, а не длительный поход, то список можно сократить.

В любом случае, я приведу основные пункты, которые должны быть с собой всегда. Часть вещей индивидуальна для каждого, часть можно взять в расчете одну на несколько человек.

Велочехол или то, в чем повезете байк в поезде. Часто приходится снимать педаль, чтобы байк влез на полку в купе и в велочехол, тогда нужен педальный ключ (или ключ на 15)!

Чехлы производит масса фирм. Рекомендуем ПИК-99 (1240-1390 руб.), Терра (570 руб.), Снаряжение (1820 руб.). Татонку не рекомендую — тяжелая.

Сегодня в «Майти-спорт» обнаружил чехол M-Wave рамера XL за 780 руб. Он без усиления под вилку, но зато очень легкий.

Запчасти:

  • камеру (вело) с насосом
  • походные шестигранники, монтажки
  • смазку одну на 2-3 человека
  • велоаптечку (заплатки)
  • ЗАМОЧКИ на цепь (купите обязательно, 100-150 руб.)
  • выжимка цепи — 2 на группу из 10 человек
  • педальный ключ (для снятия педали при упаковке в велочехол) — 2 на всех
  • веревка, стяжки, шпагат от тележек (продается в хозтоварах)
  • цепь с замком запасная — одна на несколько человек.
  • спицы запасные с ниппелями (3-4 на велосипед; длина спицы подбирается индивидуально под конкртеное колесо)
  • спицевой ключ
  • тормозные колодки (если у вас старые, а расстояние большое, особенно, если рельеф потребует частого торможения)
  • трос переключателей (может быть укорочен до тормозного) — один на несколько человек
  • изолента
  • стяжки (много)
  • несколько шестигранных болтов под крепление багажника на раму и и т.п.
  • ключ рожковый разводной

Багажник очень желателен, желательно велоштаны (вешаются на багажник). Если у вас это имеется, потренируйтесь упаковывать велоштаны заранее, симметрично загружая штанины, заранее установите багажник.

Одежда:

  • носки теплые, сменные — 3-4
  • спортивные штаны или шорты
  • сменная футболка — 2
  • дождевик/ветровка (особенно актуально в Карелии, где часто дожди)
  • теплая одежда (по прогнозу!). МНОГО НЕ БЕРИТЕ, чтобы не было тяжело, я лично только термобелье беру летом, оно тонкое, легкое. НЕ берите тяжелых свитеров, лучше взять термокофту из полипропилена.
  • что-то на голову (шлем, бандана, кепка)

Правильные материалы для одежды — мембранная ткань, Polartec (до +10 градусов), полиамид + полипропилен (фирменные названия Tactel, Lycra, Drytex) для футболлок и кальсон, нейлон для курток.

Ночлег и лагерь:

  • палатку (желательно легкую, для велосипедистов)
  • спальник (необязательно, для тех, кто любит потеплее) и/или толстая многослойная пенка
  • пенка небольшая или сидушка
  • ложку алюминиевую
  • тарелку легкую титановую или алюминиевую, можно одноразовые
  • пластмассовые или алюминиевые миски (для готовки — одну на 4-х, объемом не меньше 1л)
  • складной нож
  • спички, зажигалка
  • фонарик и запасные батарейки АА (также в навигатор и т.п. устройства)
  • горелка, балон (2 горелки на 10 человек)

Палатки должны быть не тяжелые, желательно одну на 2-3 человека.

Из не очень дорогих и легких нашел: http://pk-99.ru/2×2 (5480),http://pk-99.ru/3×1 (5430), Вега 2 i (5970) и Вега 2 Si (7280) и Зеро 2 (6900).
Из дешевых я бы взял Пик 2х2 (там 2 тамбура, но она не очень влагозащищенная) или Вега 2 i.

Но самая Крутая палатка для физически сильных байкеров (кто не боится веса) Normal «Байкер» (7750)

Спальники должны быть легкие (до 1 кг) и не слишком теплые, выбирайте чуть ниже температуры комфорта.

На мой взгялд на лето вот неплохой и недорогой спальник производства «ПИК-99»: очень дешевый Ночь-2
Вот подороже, но на 1 кг легче Спальный мешок Deuter Dream lite 500

Средства личной гигиены:

  • небольшое легкое полотенце
  • салфетки сухие и влажные — побольше Smile
  • СРЕДСТВА ОТ НАСЕКОМЫХ (зависит от места и сезона)

Источник https://bikepedia.ru/sovety/veloputeshestvie/

Источник https://samosoverhenstvovanie.ru/what-to-take-to-cycling-trip/

Источник http://spbvelo.ru/content/chto-brat-s-soboy-v-velopohod-pvd

Источник