Туризм и охрана окружающей среды

Туризм и охрана окружающей среды

Человечество, начиная с древнейших времен, на протяжении всего периода своего развития до формирования современной цивилизации постоянно находится под воздействием окружающей среды. Влияние этих внешних условий и опасностей формировало и воспитывало человека, заставляло его бороться за свое выживание. Постепенно человек, преодолевая и побеждая внешние факторы, создавая инструменты, новые материалы, разрабатывая оборудование и технологии, поверил в себя, объявил себя царем природы и начал беспощадно эксплуатировать ее ресурсы, обеспечивая себя все более легким, более комфортным, благополучным жизнь, безопасная, по его словам.

Однако человек не заметил, как по мере развития человеческой цивилизации на планете Земля в определенный период между человеком и природой образовалась роковая трещина, которая продолжает расширяться, приближая человечество к экологической катастрофе. На самом деле, эта трещина, этот разрыв между человеком и природой находится не вне человека, а внутри его сознания и отношения. Чтобы сократить этот разрыв, человек должен в полном сотрудничестве и в гармонии с природой изменить систему потребностей, ценностей и установок человека и общества в целом.

Природа и люди

Стратегия решения экологических проблем заключается в улучшении личности, гуманизации целей экономической деятельности, ее ориентации на качество жизни и рациональное потребление, здоровье, экологический комфорт, культурный и интеллектуальный рост и благосостояние, поскольку главная причина экологической Проблемы людей, растущий экологический кризис — это сама личность, психологические особенности современного цивилизованного человека, ориентированные на краткосрочные результаты в стремлении к процветанию и не способные мыслить глобально, представить отдаленные перспективы и последствия своих действий в отношениях с природой.

Безопасность жизни людей и последующих поколений в настоящее время определяется природным состоянием в большей степени, чем оборонительной мощью страны. Разрушение природы происходит так быстро, что очевидцами становятся люди одного поколения. Не так давно мы наконец осознали, что человечество столь же смертно, как и человек, который в своем желании жить лучше, потреблять больше, разрабатывать оборудование и технологии, изолировать государства, способствует умиранию биосферы, завершению природный цикл «рождение — развитие — старение есть смерть».

Мир кажется разумному человеку сейчас другим, чем прежде. Поэтому люди (из числа высокообразованных гуманитарных) стремятся долго лечить и сохранять природу, стараются обеспечить существование последующих поколений в постоянно развивающейся биосфере. Концепция устойчивого развития постепенно становится доминирующей стратегической линией как в политике многих развитых государств, так и в сознании и поведении прогрессивно мыслящих людей. Понимание того, что невозможно традиционно расширить человека в природу, чтобы извлечь из него все возможное, и любыми средствами ставит природу в центр общественных отношений, побуждает людей к духовному пробуждению и изменению мировоззрения, к изменить политические и экономические цели, активизировать усилия, чтобы остановить разрушение природы и предотвращение этого разрушения.

Поскольку невозможно преодолеть одни только экосистемные кризисные явления (для человека, региона, страны и даже континента), необходима совместная воля всех живых существ к продолжению жизни, необходимы совместные усилия всех людей на планете Земля для достижения цель устойчивого развития.

Необходимо: объединение науки, власти и общественных интересов на основе духовности, общего понимания проблемы; подчинение политических и тактических интересов государственных деятелей стратегической линии; Преодоление узких профессиональных интересов и их подчинение глобальным, общим. Союз власти, капитала и людей необходим для продолжения жизни людей в изменяющейся биосфере.

Таким образом, выход из кризиса во взаимоотношениях человека и природы требует целенаправленных усилий по преодолению разобщенности государства и человека, политической и экономической слабости, невежества и неспособности.

Помочь в развитии экосистемного мышления, цивилизованного глобального мировоззрения, подготовить людей к совместным действиям по преодолению кризиса, снизить риск и серьезность последствий этого кризиса — задача экологического образования. Наиболее эффективным средством экологического образования является туризм.

Путешествия, экскурсии, международные, межрегиональные, межрайонные контакты, живое впечатление от увиденного в мире (разные состояния природы в разных странах и регионах, разная государственная забота о природе, прогрессивное цивилизованное отношение простых людей к природе, желание людей путешествовать на природу, в чистые уголки планеты и т. д.) позволяют выработать мировоззрение глобальной экологической биосистемы, сократить путь от слова к делу и изменить отношение человека к природе.

Экология человека

Отношения между личной судьбой, личной философией (мировоззрением) и глобальной экологической проблемой человечества сегодня признаются немногими. Если бы это было в массовом сознании людей, это привело бы к устранению экологической проблемы. Человек как личность формирует свой образ жизни. Все происходящие с ним события опосредованы его личностью, его отношением к окружающему его миру, его мировоззрением и мировоззрением. Эта личная философия жизни в настоящее время не может уклониться от видения глобальных проблем человечества, особенно экологических.

Проблемы поддержания стабильности биосферы, изменения структуры потребностей людей и ориентации современных технологий в направлении экологических требований и ресурсосбережения являются ключевыми для разрешения противоречий в системе человек-природа. Растущий экологический кризис и глобальная угроза будущему цивилизации объективно ставят экологическое сознание и образование на передний план в современных социальных устремлениях. Экологическое образование в настоящее время официально считается одним из ведущих направлений в совершенствовании образовательных систем, поскольку оно призвано формировать экологическое сознание, ответственное отношение к окружающей среде и здоровью и направлять человека на формирование здорового образа жизни, характеризующегося гармония в отношениях «человек-природа».

Экологическое образование и просвещение должны привести общество к экологизации всех видов деятельности, и прежде всего управленческого, технологического, предпринимательского. Но самой приоритетной проблемой в стратегии перехода к модели устойчивого экологически безопасного развития цивилизации, тем не менее, следует считать формирование нового типа человека, который готов и способен реализовать эти идеи и понимает, что это необходимо для выживания. человечества.

Экология — это наука о месте человека на Земле, о его роли и деятельности. Экология человека — это наука, направленная на понимание законов взаимодействия человека с внешним миром (прежде всего природными факторами, а также производственными, бытовыми и социальными). Знание и изучение этих взаимосвязей и взаимодействий должны способствовать улучшению качества среды обитания человека, оптимизации и рационализации процессов, происходящих в человеческих сообществах.

Объектом изучения экологии человека является сложная система, включающая в себя:

  • сообщество людей и его характеристики (здоровье населения, демографическое поведение, экологическое сознание, уровень культуры и образования);
  • среда — среда обитания человека (природа, экономика, население, социально-экономические условия).

Экология человека — это сложная, многоплановая дисциплина, требующая знания многих передовых научных дисциплин: философии, истории, социологии, демографии, региональной экономики, этнографии, археологии, географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, биологии, медицины.

Основными научными положениями экологии человека на современном этапе являются:

  1. Человек и человечество находятся под влиянием факторов окружающей среды, которые вызывают реакцию.
  2. Воздействие факторов окружающей среды на человека и человечество может быть как положительным, так и отрицательным.
  3. Результат влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, его психическое состояние, социальный статус, демографическое поведение и т. Д. Может влиять как сразу, так и сразу после воздействия, а также через много лет (или много поколений).
  4. Защита от определенных факторов окружающей среды (в виде одежды, жилья, транспорта, энергии, коммуникаций), создания «цивилизационных доспехов» и искусственной среды обитания неизбежно ведет к появлению других негативных факторов, которые необходимо устранить. или уменьшенный.
  5. Технологический прогресс, защищающий людей от природных негативных воздействий и катаклизмов, приводит к увеличению числа негативных факторов, влияющих на человека (техногенные факторы): загрязнение воздуха, воды, продуктов питания; влияние радиации, шума, вибрации электромагнитных полей.
  6. Для выживания человека в изменяющихся условиях окружающей среды необходима адаптация к этим условиям (биологическая и социальная адаптация).
  7. Ресурсы планеты Земля, ее биосферы ограничены и исчерпаемы, поэтому природопользование должно быть рациональным, разумным, а рост — демографическим, социально-экономическим — ограниченным, то есть новые технологии должны быть ресурсосберегающими, новые ресурсы для необходимо изыскивать продовольствие, энергию и производство, разумно и добровольно стабилизировать население.

Со временем страны должны отказаться от «национального и экономического эгоизма», перераспределяя ресурсы в соответствии с населением и выравнивая соотношение между богатыми и бедными странами, народами и людьми.

Особое место туризма по отношению к природе

Туризм занимает особое место в группе отраслей с ярко выраженной ориентацией на использование природных ресурсов. Это связано с несколькими причинами:

В отличие от большинства других секторов экономики, продукты которых транспортируются к потребителю, туризм, напротив, вызывает мощную миграцию людей в места, где сосредоточены рекреационные ресурсы, то есть в туристические продукты. Потребление туристских ресурсов происходит по месту их локализации (местоположения).

Туризм часто является пионером в использовании природных ресурсов, первым включив ранее неиспользованные природные комплексы и его элементы в круговорот своей деятельности: горные районы, пляжи, снежный покров, экзотика, уникальные ландшафты, пещеры, водопады и т.д.

В отличие от других отраслей, туризм не сопровождается добычей природных ресурсов и их последующей переработкой, при этом используется природный комплекс (ландшафт) в целом, а не его отдельные компоненты.

Туризм, как многоцелевой тип природопользования, в свою очередь, предъявляет самые разнообразные требования к природным комплексам, часто полярным. Некоторые виды туризма требуют уникальности природных комплексов, другие требуют типичности. Для туризма важны и комфорт и дискомфорт, и зима, и лето, и городская среда, и природная среда. Поэтому в настоящее время практически вся Земля стала туристическим ресурсом. Как потребитель территории и наиболее динамично развивающаяся отрасль, туризм опережает все другие сектора экономики.

Туризм и охрана окружающей среды

Туризм успешно сочетается с другими видами природопользования: сельское хозяйство (сельскохозяйственные парки), лесное хозяйство (природные парки), рыболовство (аквапарки), охрана природы (национальные парки), даже горная промышленность (экскурсии). В то же время он предъявляет новые, дополнительные требования к природным комплексам (привлекательность, комфорт, разнообразие, доступность и т. д.).

Специфика туристического природопользования (сложность, повсеместность, взаимодополняемость и т. д.) Стирает границы устоявшихся и устойчивых концепций природопользования в других секторах экономики. Для туризма сложно определить границы таких традиционных понятий, как «природный комплекс», «природные условия туризма», «туристическая среда», «туристический ресурс»; они приобретают разные объемы и содержание для разных форм и видов туризма.

В отличие от других отраслей экономики, где основное воздействие на природу осуществляется через материализованные и живые производительные силы, в туризме это происходит главным образом через потребителя — туриста. Сам турист в процессе рекреационной деятельности напрямую влияет на природные ландшафты, и этот мощный антропогенный пресс существенно подрывает устойчивость самоорганизующихся природных комплексов в зонах массового отдыха, интенсивного отдыха (Селигер, Валаам, Южный берег Крыма, Московская область , так далее.). Поэтому путь совершенствования технологий производства, широко используемых для защиты биосферы, в туризме — не единственный и, возможно, не основной. Большое значение имеют территориальная организация туристической деятельности, функциональное зонирование и такая пространственная организация рекреационных территорий, при которой рекреационные потребности людей будут максимально удовлетворены, но не в ущерб основному туристическому ресурсу — природным комплексам.

Туризм, для которого ресурс представляет собой природный комплекс в целом (а теперь и в планетарном масштабе), крайне заинтересован в его сохранении. Загрязнение атмосферы и воды промышленными и бытовыми отходами «вымывает» рекреационные ресурсы, делая невозможным туристическую деятельность. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в регулировании антропогенного воздействия на природные комплексы, создании промышленных и отечественных экологически эффективных технологий.

Туризм является экологически эффективной отраслью. Работа работников туризма направлена ​​не на природу, как в большинстве других отраслей экономики, а непосредственно на человека, на восстановление его физических, психологических и интеллектуальных сил.

Туризм играет ведущую роль в экологическом просвещении и просвещении населения мира, является наиболее эффективным инструментом формирования глобального экологического мировоззрения у людей.

Виды природного туризма

В соответствии с основными потребностями (простое и расширенное восстановление физической силы и развитие духовного потенциала личности) существует три основных типа туристического природопользования: оздоровительный, спортивный и познавательный.

Туризм и рекреационное природопользование служат удовлетворению потребностей в простом и расширенном восстановлении физических и психологических сил человека, устранении производственной и бытовой усталости и предотвращении многих заболеваний. Этот тип природопользования сопровождается значительными изменениями в природных комплексах, требует значительного благоустройства территории, разделения ее на функциональные зоны, по-разному используемые туристами. В то же время районы расселения туристов должны быть географически удалены от зон массового рекреационного использования, зон соприкосновения с природой и охраняемых территорий, где возможно только визуальное восприятие ландшафтов, а программа экскурсий строго регламентирована.

Перспективными формами этого типа являются природные (национальные) парки, сельскохозяйственные парки, аквапарки.

Зоны научного значения (заповедники, заповедники), зоны отдыха (природный ландшафт, организованный ландшафт: лагеря и лагеря для туристов, кемпинги, лесопарки, сельскохозяйственные парки, в которых объединены интересы отдыха и сельского хозяйства), а также экономические зоны должны быть обеспеченным в природных парках (сельское и лесное хозяйство, рыболовные районы).

В природных парках туризм регулируется методами планирования (функциональное зонирование территории), организационными мерами (прокладка и разметка туристических маршрутов, разумное размещение элементов туристической материальной базы и рекреационной инфраструктуры). Планировочная структура природного парка предполагает размещение зоны научного значения в его глубине, в самых труднодоступных местах. Зоны природного ландшафта и другие зоны отдыха примыкают к ним. В периферийной зоне природного парка сосредоточены туристические базы, поселки, пункты обслуживания, коммунальные территории, а также сеть транзитных перевозок.

Одной из наиболее значительных экологических проблем для этого вида природопользования является вытаптывание территории в местах интенсивного отдыха и, как следствие, деградация растительности. Такие нарушения биоценозов непосредственно на территории кемпингов, баз отдыха, в местах массового отдыха особенно распространены. Люди привыкают к растоптанным лесам, голым пескам, поврежденным деревьям, и поэтому их отношение к природе и ее защите искажается, а значит, качество отдыха, его социальный эффект снижаются.

Таким образом, для туризма и оздоровительного природопользования характерны: интенсивная нагрузка на природные комплексы; разработка большого количества видов рекреационной деятельности, предъявляющих неоднородные требования к природной среде; значительные изменения в природных комплексах, часто принимающие необратимый характер.

Туризм и спортивное природопользование связаны с удовлетворением потребностей человека в расширенном восстановлении физической силы. Основное место в структуре рекреационной деятельности занимают группы физических упражнений с режимом тренировок (спортивные игры и соревнования, походы, альпинизм, охота и т.д.). Этот тип природопользования связан с уникальными и недоступными природными комплексами, он требует наличия природных барьеров и препятствий, а также экстремальности природных условий.

Туристско-спортивное природопользование не сопровождается чрезмерными рекреационными нагрузками на природный комплекс, но поскольку геосистемы в экстремальных зонах крайне нестабильны, здесь также необходимы меры по охране окружающей среды. Помимо рекреационных мероприятий технические системы и инженерные сооружения негативно влияют на природные комплексы: канатные дороги, автодороги, базы отдыха, приюты и хижины, предприятия рекреационной инфраструктуры и т.д. В этих районах, как правило, сложно создавать крупные туристические центры и комплексы.

На примере горной местности рассмотрим рациональную организацию туристско-спортивного природопользования. Горные экосистемы представляют собой уникальное сочетание ландшафтов разных типов на ограниченной территории. Это создает уникальные возможности для организации разнообразных развлекательных мероприятий. Кроме того, горы представляют собой экстремальные природные комплексы, несущие множество естественных препятствий (крутизна склонов, ледники, бурные реки, водопады, камнепады, каньоны, лавины и т.д.), преодоление которых является одной из прикладных задач категории туризма.

Экстремальные горные экосистемы чувствительны к антропогенным воздействиям производственного, бытового и рекреационного характера. Это ставит перед дизайнерами и организаторами туризма важную задачу учитывать особенности горных природных комплексов при выборе схемы территориальной организации туризма, строительства и эксплуатации рекреационных систем.

В самой общей форме в горных районах можно выделить: предгорные, низкогорные, среднегорные и высокогорные ландшафты, прорезая ландшафты речных долин, на которые нанизаны ландшафты среднегорных впадин (Домбай, Цей, Архыз и др.).

Общая схема территориальной организации туризма в горных районах должна подчиняться следующим принципам:

  • чем выше горы, тем ниже антропогенные нагрузки должен испытывать природный комплекс;
  • чем выше горы, тем шире спектр экологических мероприятий;
  • с увеличением высоты:
  • следует повысить уровень самообслуживания туристов;
  • активизируется отдых;
  • следует снизить комфорт материальной базы туризма.

Исходя из этих принципов, общая схема территориальной организации туризма в горных районах предусматривает создание крупного туристического центра в предгорной зоне. Этот центр является своего рода «воротами» в горный регион, где туристы получают обширную экскурсионную программу, знакомящую их с регионом, его туристическими возможностями, а также необходимой информацией об ожидаемом отдыхе. Это обеспечивает очень комфортную туристическую материальную базу, развитую сеть социальной и рекреационной инфраструктуры.

После того, как туристы познакомились с регионом и выбрали определенный вид туризма (катание на лошадях, походы, катание на водных лыжах и т.д.), они отправляются в лагерь, расположенный среди низкогорных ландшафтов, где период адаптации проходит в течение нескольких дней, приобретать туристические навыки и навыки, получать необходимый набор знаний по экологии и технике безопасности походов. Затем туристы идут по туристическому маршруту, для чего в средних и высоких горах должна быть создана обширная сеть хижин и укрытий, должны быть оборудованы туристические лагеря.

Управление туризмом и спортивным природопользованием должно быть строго регламентировано, а передвижение осуществляется исключительно по списку маршрутов. Большое значение имеет разметка туристического маршрута, его обустройство, работа контрольно-спасательных служб и служб экологического контроля.

Туристско-познавательный характер природопользования обеспечивает реализацию функций развития интеллектуальных сил и духовного потенциала личности. Это осуществляется за счет потребления культурных и природных ценностей. В то же время речь идет не о материале или энергии, а о потреблении, а об информации, главным образом через восприятие достопримечательностей и ландшафтов.

Этот тип природопользования характеризуется высокими требованиями к природным комплексам в целом и таким свойствам, как привлекательность, уникальность, экзотичность, живописность и контрастность. При восприятии природных ландшафтов их привлекательность наиболее важна. В связи с этим туристско-познавательное природопользование должно способствовать улучшению эстетических свойств ландшафта, повышению его привлекательности и предполагает значительное количество мелиоративных ландшафтных работ (вырубка и очистка лесов, ландшафтный дизайн, ландшафтное планирование, формирование сети смотровые площадки и ландшафтные дорожки).

Туристско-образовательное природопользование сопровождается:

  • довольно значительные, но короткие по времени рекреационные антропогенные нагрузки на природный комплекс;
  • значительные антропогенные воздействия, поскольку для этого требуется разветвленная сеть дорог, инженерных сетей и коммуникаций, смотровых площадок, объектов инфраструктуры отдыха.

Этот тип природопользования представлен в природных и национальных парках; Осуществляется как часть природных экскурсий в леса, заповедники и заповедники, ландшафтные, ботанические, дендрологические, зоологические парки.

Туристско-образовательное природопользование, как правило, является самым первым звеном в цепи контактов человека с природой. Поэтому в нем широко представлены аспекты экологического образования: экскурсанты получают интересную информацию о жизни растений, поведении животных, закономерностях развития биоценозов, учатся понимать природу, то есть получают необходимые знания, благодаря которым можно культивировать любовь человека к природе. Поэтому этот тип природопользования напрямую и напрямую играет экологическую роль.

Туристско-информационное природопользование требует не только природоохранных мероприятий по защите и восстановлению нарушенных природных комплексов и эстетических свойств ландшафтов, но и их совершенствования и формирования. При визуальном восприятии ландшафта важно знать его свойства, возможности влияния на эстетическую оценку.

Анализ механизмов восприятия человеком ландшафтов позволил выявить некоторые закономерности эстетического формирования ландшафта. Таким образом, пейзаж будет восприниматься как необычный, если его композиция четко выражена и открывающаяся перспектива глубока. Зрительное проявление контраста не должно быть очень сильным — это свойство в небольших дозах подчеркивает необычную природу природного комплекса. Детализация должна быть достаточно высокой для необычных пейзажей. Пейзаж будет восприниматься как живописный в тех же условиях, но с сильным проявлением контраста.

В соответствии с критерием соотношения в природопользовании неизменной природно-урбанистической среды выделяются четыре типа природопользования и, соответственно, четыре типа функциональных зон со следующими характеристиками.

Управление дикой природой — доступно только ученым для экспериментов и исследований, студентам — для практики, широкой общественности — для коротких экскурсий. Вмешательство человека, включая отлов и отстрел животных, здесь допустимо только для поддержания естественного состояния, для восполнения утраченных звеньев природного комплекса.

Связь туризма и охраны природы

Главной и отличительной чертой охраны природы является не сырье, а информационное использование природных ресурсов. Постоянные жилища работников заповедника и гостиницы для туристов должны располагаться за пределами заповедника.

Рекреационное природопользование основано на развитой сети пригородных природных парков для долгосрочного отдыха и туризма, лесного и охотничьего хозяйства, природных сенокосов, пастбищных пастбищ, т. е., предполагает умеренную эксплуатацию природных комплексов природного происхождения, частично с антропогенным видовым составом и специально подобранная устойчивая растительность.

Как и в случае охраны природы, экскурсии имеют большое значение, и ландшафт остается важным фактором. Но уже разрешено лежать на траве, плавать, собирать грибы и ягоды, рыбу и т.д. Здесь расположены туристические лагеря, дачные поселки, а также сеть пешеходных троп и маршрутов.

Сельское (сельскохозяйственное) природопользование — характеризуется средней и высокой интенсивностью сельского хозяйства. Сады, поля, фермы здесь перемежаются с водоемами, лесами и лугами, дачными парками для отдыха.

Городское природопользование — включает в себя постоянные городские дома, зоны общественного обслуживания и производственные предприятия, которые перемежаются с городскими парками и скверами.

Как отмечалось выше, среди других областей человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования. Связь туризма с природой и ее охраной должна рассматриваться в трех основных аспектах (направлениях).

Охрана природы для туризма. Туризм не может существовать без естественной основы — природной среды и, кроме того, предъявляет особые требования к его состоянию, наличию конкретных ресурсов. Поэтому для развития одного из самых прибыльных направлений человеческой деятельности — туризма — жизненно важно и необходимо заботиться о чистоте природы, ее первозданной красоте.

Охрана природы через туризм. Туризм как вид активной деятельности, осуществляемой в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стимулирует ее защиту. Туризм как средство международного общения, проникновения передовых культур, технологий, гуманитарных и экологических идей, философских мировоззрений является мощным инструментом экологического просвещения и просвещения населения, воспитания человека, нового человека с новым мировоззрением, целенаправленного на отношения «человек-природа». Туризм обладает огромным арсеналом эффективных средств для сохранения природы (как для общества в целом, так и для саморазвития).

Охрана природы от туризма. Как и любая человеческая деятельность, туризм воздействует на природный комплекс и вызывает ухудшение состояния природы (при чрезмерной «активности» туристической деятельности). Поэтому любой вид туристической деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований (экологизация туристической деятельности).

Заключение

Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в сохранении природы, регулировании антропогенных воздействий на природу, в экологизации всех сфер человеческой деятельности, создании экологически эффективных технологий и формировании нового экологического мировоззрения людей. Это связано с самой сущностью и целью туристической деятельности — восстановлением физических, умственных и интеллектуальных сил человека. Эта цель может быть достигнута, если природный комплекс соответствует ряду требований.

Климатическая и экологическая составляющие являются одним из основных факторов, определяющих, насколько турист удовлетворен путешествиями и отдыхом. Чувство туриста, возвращающегося из поездки, исполняющего свое желание, мечту, надежду (цели путешествия) через ощущение комфорта гостеприимной среды, ее безопасности и полезного целебного эффекта невозможно в общем случае без природных и экологических компонентов среды гостеприимства (комфорт, безопасность).

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник https://natalibrilenova.ru/turizm-i-ohrana-okruzhayuschej-sredyi/

Источник

Источник

Источник