В Болгарию на машине из Москвы, советы, маршурт, цены

Поездка в Болгарию на машине, маршрут, цены и где побывать

Как распланировать свое путешествие на машине в Болгарию самостоятельно? Рассмотрим все нюансы при сборах на лучший отдых от цен на бензин до отелей в дороге, где можно остановиться и переночевать в уютной атмосфере. Узнаем все лучшие маршруты, как проходить границу, и где побывать помимо побережья Черного моря.

Сколько ехать до Болгарии из Москвы и СПб?

  • Из Москвы. Расстояние из Москвы до Болгарии, точнее – до Варны на берегу Черного моря 1899 км, если ехать по трассе. До точки в районе Габрово – 2052 км, до Софии – 2138 км. Время в пути – 27 часов, движение по трассе Е101. Трасса проходит через Киев, дорога местами платная.
  • Из СПб.Расстояние – 2386 км по трассам Е95/ Р23 можно преодолеть за 32 часа. На маршруте требуется объехать перекрытый участок М8. Оптимальная трасса также идет через Украину.

Поездка в Болгарию на машине в 2020 году:

Сколько брать с собой денег?

Сумма напрямую зависит от того, сколько ехать до Болгарии на автомобиле. По расчетам ViaMichelin маршрут через Белоруссию, Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию в Софию составит 3040 км, потребуется примерно 300 евро. Это дорожные расходы и бензин, добавьте сюда питание и отель или кемпинг. Если ехать в Варну через Украину (самым коротким путем), то расходы существенно уменьшатся.

Во многих европейских странах своя валюта, но часть стран использует евро. Небольшая сумма в евро вам не помешает. В Румынии при проезде мостов и паромов оплата в леях. Менять их стоит заранее в крупных населенных пунктах, там лучше курс. В остальных случаях можно рассчитываться банковской картой. На всякий случай стоит оформить пару карт и предупредить банк, что вы выезжаете за границу.

Цены на бензин, где лучше заправляться в дороге?

Путешествие в Болгарию на машине самостоятельно предполагает большие расстояния. Запасной канистры недостаточно, а цены с приближением к очередной границе будут расти. Но стоимость бензина в Белоруссии ниже чем в России: 35 – 46 рублей за литр. В Украине: 68 – 75, Румыния

86 рублей. Какой бы вы маршрут не выбрали, заправки встречаются часто.

Какая дорога?

Вариантов как добраться до Болгарии на автомобиле из Москвы, Екатеринбурга, Питера и других городов России очень много. Дорога зависит от маршрута, а маршрут может быть коротким, зрелищным, скоростным, минуя Украину и просто оригинальным.

  • Оригинальныймаршрут предполагает проезд через Украину, причем в Харькове машину можно поставить на поезд – автовоз до Одессы и на этом же поезде проехать в Одессу. Экономия по времени, пробегу, бензину, отелю. Провоз машины обойдется в 2 143 рубля, плюс билеты на поезд (476 рублей за билет) и погрузка/разгрузка. Утром вы в Одессе. Дальше можно ехать вдоль побережья, останется всего 750 км до курорта Солнечный Берег. Но оптимальный маршрут проходит через Планку, Каушаны, Кишинев, Чимишлию, Комрат и Кагул. Въезд в Болгарию через Vama-Veche или Negru Vode. Второй КПП безлюднее.
  • Короткиймаршрут. Проходит через Украину, точнее через Житомир, Черновцы и Сучаву в Румынии. На этом пути мало погранпереходов и хорошая дорога.
  • Зрелищный. Может включать достопримечательности разных стран, отдых на море или паромные переправы.

Важно! Рассчитайте маршрут так, чтобы не проходить погранпереходы с пятницы по воскресенье.

Трасса A1 (София-Бургас)

Где лучше остановиться поесть?

Поездка на машине из Москвы в Болгарию проходит в том числе по крупным городам. Проблем с питанием не будет. Цены не выше московских.

Прохождение границы, какие нужны документы

Какие документы нужны для въезда в Болгарию россиянам?

  • водительское удостоверение,
  • регистрация на ТС,
  • страховка (green card),
  • наклейка RUS
  • и шенгенские визы для всех пассажиров.

Страховку можно оформить через интернет. При проезде в обход Украины понадобятся виньетки. Их стоимость от 3 до 15 евро. Купить их нужно на границе в Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии соответственно или заранее по интернету. Отсутствие виньеток на лобовом стекле приведет к солидному штрафу, до 700 евро. В Турции и Польше можно планировать маршрут по бесплатным участкам дорог. За проезд на мотоцикле оплата берется только за паромные переправы. В машину нужно положить 2 светоотражающих жилета, 2 аварийных знака (по румынским и болгарским правилам), огнетушитель и аптечку. Советуем добавить к этому набору домкрат, предохранители и лампочки для фар.

Кроме документов нужно учесть некоторые особенности в правилах различных стран.

  • На Румынской границе с 7:00 до 8:00 утром и вечером пересменка, машины не пропускают.
  • Страны ЕС. Запрещен ввоз мясо-молочной продукции, можно немного брать для еды в дороге. С ноября по март машина должна быть «обута» в зимнюю резину. Запрещены шипованные шины. Запрещено провозить детей до 12 лет на переднем сиденье.
  • В Болгарии. Все пассажиры должны быть пристегнуты в пути. Водитель обязан включать ближний свет и днем.

Курорт Балчик

Как добраться в Болгарию на машине через Грузию и Турцию?

Это очень дорогой, но достаточно зрелищный вариант. Есть одно но, нужно заранее связываться с диспетчерской портов чтобы уточнить дату отплытия и забронировать билеты. Рейсы в порты Одессы нерегулярные. Далее маршрут Одесса – Болгария через Румынию.

  • Из Грузии.Рейс из Поти, это в 60 км от Батуми, в Ильичевск (Украина). Стоимость провоза авто 300$.
  • Из Турции. Есть рейсы Хайдарапша – Черноморск (Украина) и Самсун – Ильичевск. Стоимость за авто 250$ с водителем и питанием. Если пассажиров больше, то каждому пассажиру за каюту нужно оплатить примерно 85$.

Как доехать в обход Украины?

В Болгарию на машине из Москвы в объезд Украины можно ехать через Польшу, Венгрию и Румынию, а можно немного западнее через Венгрию и Сербию. Расстояние и расход бензина при этом увеличивается, но на этом маршруте скоростные удобные трассы. Дорога займет минимум 3 дня с 2 — 3 ночевками. Экзотические дорогие маршруты идут через Грузию и Турцию, а далее по морю.

  • Маршрут путешествия из Москвы на карте:

Где побывать в Болгарии на машине?

Что можно посмотреть в Болгарии на машине самостоятельно:

  • Достопримечательности в крупных городах Софии и Варне хорошо описаны в интернете.
  • С детьми будет интересно побродить по сказочному замку Равадиново в Бургасе и Бот. саду Балчека, посетить аквапарки Болгарии и кукольный театр в Софии.
  • Несебыр. Это город-музей на полуострове. Там есть свои пляжи.
  • Солнечный берег и Золотые пески. Это курорты и заповедники с хорошими отелями и протяженными песчаными пляжами.
  • Бургас. Красивый город-курорт с историей.
  • Горнолыжные курорты: Банско, Пампорово, Боровец, Чепеларе в Родопах. Сезон длится с середины декабря по апрель, в Банско – до середины мая.
  • Крепость Царевец ХХII века у Велико-Тырново.
  • Балчек. Ботанический сад королевы Марии, пляжи.
  • Пещерные храмы в Иваново, монастырь Аладжа у Варны, Рильский монастырь, Хан-Крумский монастырь.
  • Дом-музей Ванги в Рупите.

Где остановиться для отдыха?

При скоростном маршруте в обход Украины удобно останавливаться в Минске, Люблине и Будапеште. Проезжая через крупные города можно подобрать разные варианты отелей, а можно взять с собой палатку и запланировать остановку в кемпинге.

  • Важно! В Болгарии и других европейских странах парковки платные, но можно выбрать отель с бесплатной парковкой.

Маршрут на машине по Болгарии на карте

Вся информация для лучшего отдыха в Болгарии в отдельной рубрике.

Как сэкономить на поездке? Рабочие лайфхаки!

Данные советы помогут спланировать самостоятельный отдых на курортах зимой или летом дешевле:

  • Лучшие цены на отели рекомендуем искать на ROOMGURU. Поисковик ищет среди всех отельных баз интернета, даже у таких гигантов как Booking, и сравнивает цены. Если вы любитель пользоваться смартфоном, то приложение по ПО ПОИСКУ ЖИЛЬЯ просто необходимо. Очень удобно по прилету открыть варианты и тут же забронировать.
  • Выгодно застраховать свое здоровье и жизнь в путешествии поможет сервис TRIPINSURANCE, поисковик показывает результаты от всех крупных страховых компаний. Вам остается выбрать лишь самый выгодный вариант, но на здоровье советуем не экономить!
  • Авиабилеты? Опытным путем советуем пользоваться AVIASALES, он и по сей день является поисковиком №1 среди самостоятельных путешественников.

Меня зовут Сергей и я работаю гидом по разным городам Европы, Азии, Восточной части России, по совместительству работаю менеджером в крупной турфирме. За время путешествий я испытал массу эмоций, узнал полезную информацию об отдыхе и ценах, увидел уникальные места, о которых спешу поделиться на страницах своего блога о туризме.

Болгарские турки — Bulgarian Turks

Болгарские турки
български турци ( болгарский )
Булгаристан Türkleri ( турецкий )

Регионы со значительным населением
Болгария588 318 (перепись 2011 г.)
индюк326,000 (2005 г.) — 372,000 (2014 г., жители Болгарии)
Нидерланды10 000–30 000
Швеция30 000
Северный Кипр2 000–10 000
Бельгия4807
Австрия1,000
Румыния800
Языки
Турецкий · Болгарский
Религия
Суннитский ислам (большинство) и алевизм
  • Родная страна
  • индюк
  • Северный Кипр
  • Меньшинства
  • Болгария
  • Босния
  • Египет
  • Греция
  • Грузия
  • Ирак
  • Косово
  • Северная Македония
  • Румыния
  • Сербия
  • Сирия
  • Диаспора
  • Афганистан
  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Бельгия
  • Канада
  • Чили
  • Хорватия
  • Чехия
  • Дания
  • Финляндия
  • Франция
  • Германия
  • Венгрия
  • Индия
  • Ирландия
  • Израиль
  • Италия
  • Япония
  • Иордания
  • Казахстан
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Ливан
  • Ливия
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Мексика
  • Молдова
  • Черногория
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Пакистан
  • Польша
  • Катар
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Южная Африка
  • Испания
  • Швеция
  • Швейцария
  • Туркменистан
  • Украина
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Соединенное Королевство
  • Соединенные Штаты
  • Узбекистан
  • Предыстория Анатолии
  • Предыстория Восточной Фракии
  • Классическая Анатолия
  • Византийская Анатолия
  • Сельджуки
  • Анатолийские бейлики
  • Османская империя
  • Турецкая республика
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Ковров
  • Кино
  • Кухня
  • Культура Османской империи
  • Танец
  • Фестивали
  • Фольклор
  • Литература
  • Миниатюра
  • Музыка
  • Назар Бонкушу
  • Праздничные дни
  • Тень играет
  • Спортивный
  • Театр
  • турецкий
  • Кипрско-турецкий
  • Османский Турецкий
  • Караманлы Турецкий
  • Староанатолийский турецкий
  • Огуз
  • Тюркский и алтайский
  • Реформы Ататюрка
  • Секуляризм
  • Свобода религии
  • Управление по делам религий
  • Ислам ( мечети )
  • христианство
  • Иудаизм
  • Вера Бахаи
  • v
  • т
  • е

Болгарские турки ( болгарский : български турци , Bǎlgarski Turci , турецкий : Bulgaristan Türkleri ) — турецкая этническая группа из Болгарии. В 2011 году насчитывалось 588 318 болгар турецкого происхождения, что составляет примерно 8,8% населения, что делает их крупнейшим этническим меньшинством в стране. В основном они живут в южной провинции Кырджали и северо-восточной провинции Шумен , Силистра , Разград и Тырговиште . За пределами Болгарии также есть диаспора в таких странах, как Турция, Австрия, Нидерланды, Швеция и Румыния, наиболее значительными из которых являются болгарские турки в Турции .

Болгарские турки являются потомками турецких поселенцев, которые вошли в регион после османского завоевания Балкан в конце 14 — начале 15 веков, а также болгарских обращенных в ислам, которые стали тюркизированными в течение столетий османского владычества. Однако было также высказано предположение, что некоторые турки, живущие сегодня в Болгарии, могут быть прямыми этническими потомками более ранних средневековых племен печенегов , огузов и куманских тюркских племен. Согласно местной традиции, в соответствии с политикой переселения караманидские турки (в основном из Конья Вилайета , Невшехирского Вилайета и Нижнего Вилайета провинции Караман ) были поселены в основном в районе Карджали султанами Мехмедом Завоевателем , Селимом и Махмудом II . Турецкая община стала этническим меньшинством, когда после русско-турецкой войны 1877-78 гг . Было создано княжество Болгария . Эта община имеет турецкое этническое сознание и отличается от большинства болгарской национальности и остальной болгарской нации своим собственным языком, религией, культурой, обычаями и традициями.

Содержание

  • 1 Генетическое происхождение
  • 2 Резюме
  • 3 История
    • 3.1 Возможное поселение в доосманский период
    • 3.2 Поселение в период Османской империи
    • 3.3 Османская архитектура в Болгарии
    • 3.4 От освобождения к коммунистическому правлению (1878-1946)
      • 3.4.1 Турецкая пресса в Болгарии 1879–1945 [82]
      • 3.4.2 Передача земли
      • 3.4.3 Язык и образование
    • 3.5 Во время коммунистического правления (с 1945 по 1989 год)
      • 3.5.1 Начальные улучшения (1944–1956)
      • 3.5.2 Политика ассимиляции (1956–1989)
        • 3.5.2.1 Поход против помаков
        • 3.5.2.2 «Процесс возрождения»
        • 3.5.2.3 Нападения боевиков
        • 3.5.2.4 «Большая экскурсия»
    • 3.6 Миграция и изгнание турок из Болгарии в Турцию
      • 3.6.1 Официальное признание этнической чистки
    • 3.7 Турки в посткоммунистической Болгарии
      • 3.7.1 Крах режима Живкова и предоставленные туркам гражданские свободы
      • 3.7.2 Движение за права и свободы
  • 4 турецких названия городов, поселков, деревень и географических мест
  • 5 Демография
    • 5.1 Религия
    • 5.2 Язык
    • 5.3 Возрастная структура
  • 6 болгарская турецкая литература
  • 7 Распространение турецких диалектов в Болгарии
  • 8 известных болгарских турок
  • 9 См. Также
  • 10 заметок
  • 11 ссылки
  • 12 Дальнейшее чтение

Генетическое происхождение

Исследование ДНК трех крупнейших групп населения Болгарии: болгар, турок и рома подтверждает с помощью анализа Y-хромосомы на STR, что существуют значительные различия между тремя этническими группами. Исследование выявило большое количество популяционных гаплотипов, 54 гаплотипа среди 63 протестированных турецких мужчин из болгарского банка ДНК и отцов из обычных случаев отцовства, рожденных в различных географических регионах Болгарии. Гаплотипы турок из Болгарии, преобразованные в гаплогруппы, составляют следующие частоты: J2 (18%), I2 (13%), E (13%), H (11%), R1a (10%), R1b (8 %). %), I1 (6%), J1 (6%), G (6%), N (5%), Q (3%).

Генетическое исследование Y-ДНК славянских народов и некоторых из их соседей опубликовало два статистических распределения расстояний из-за объема изученных деталей, основанных на попарных значениях F ST , турки из Болгарии наиболее родственны анатолийским туркам , а затем итальянцам , Болгары и др.]; в то время как согласно значениям R ST , турки из Болгарии больше всего связаны с болгарами, затем с македонцами , анатолийскими турками, сербами и прочими, в то время как балты и северные славяне остаются наиболее разрозненными согласно им обоим. В исследовании утверждается, что генетические расстояния F ST отражают межпопуляционные отношения между сравниваемыми популяциями намного лучше, чем их пошаговые аналоги, но в то же время генетическая изменчивость более тщательно рассчитывалась R ST . F ST и R ST вычисляют частоты аллелей (гаплотипов или микросателлитов) среди популяций и распределение эволюционных расстояний между аллелями. R ST основан на количестве повторяющихся различий между аллелями в каждом микросателлитном локусе и предлагается лучше для большинства типичных размеров выборки, когда данные состоят из вариаций в микросателлитных локусах или информации о нуклеотидной последовательности ( гаплотипе ), метод может быть ненадежным. если не используется большое количество локусов. Незначительный тест предполагает, что следует отдавать предпочтение F ST или когда в популяциях наблюдается высокий поток генов, расчеты F ST основаны на идентичности аллелей, он, вероятно, будет работать лучше, чем аналоги, на основе информации о размере аллеля, метод зависит от скорости мутаций, иногда может дать необъективную оценку, но R ST не обязательно будет работать лучше. Болгарские и другие наблюдавшиеся исследования населения пришли к выводу, что, когда нет больших различий, оба статистических показателя показывают аналогичные результаты, в противном случае R ST часто превосходит F ST . Однако до настоящего времени не было разработано процедуры для проверки того , существенно ли различаются оценки R ST и F ST для одного локуса .

Резюме

Турки поселились на территории современной Болгарии во время и после османского завоевания Балкан в конце 14 — начале 15 веков. Будучи доминирующей группой в Османской империи в течение следующих пяти веков, они играли важную роль в экономической и культурной жизни страны. Волны обедневших турок заселили плодородные земли, а болгарские семьи оставили свои стратегические поселения и переселились в более отдаленные места. По словам историка Халила Иналчика, османы обеспечили значительное присутствие Турции в передовых городских форпостах, таких как Никополь , Кюстендил , Силистра , Трикала , Скопье и Видин и их окрестности. Османские мусульмане составляли большинство на стратегических маршрутах и ​​вокруг них, главным образом на южных Балканах, ведущих из Фракии в Македонию и Адриатику, а затем из долин Марица и Тунджа в район Дуная . По словам Обаре, только в 1876 году французского консула в Русе в Дунайском вилайете (который тогда включал территорию Болгарского княжества после 1878 года и Северную Добруджу ) насчитывалось 1 120 000 мусульман, из которых 774 000 (33%) были турками и 1 233 500 не являлись мусульманами. -Мусульмане, из которых 1 150 000 были болгарами. Османский офицер Станислас Сен-Клер в 1876 году на основе османского тескере оценил примерно такие же пропорции, и что турецкие мужчины в Дунайском вилайете составляют 36% мужского населения. Между 1876 и 1878 годами из-за эмиграции, резни, эпидемий и голода большая часть турецкого населения исчезла. Поток турок в Анатолию продолжался в стабильном режиме в зависимости от политики правящих режимов до 1925 года, после чего иммиграция была урегулирована. В течение 20-го века Болгария также практиковала насильственные депортации и изгнания, которые также были нацелены на мусульманское население помаков .

Самая большая волна турецкой эмиграции произошла в 1989 году, когда 360 000 человек покинули Болгарию в результате ассимиляционной кампании коммунистического режима Тодора Живкова , но около 150 000 вернулись в период с 1989 по 1990 год. Эта программа, начавшаяся в 1984 году, вынудила всех турок и других мусульман в Болгария должна принять христианские имена и отказаться от всех мусульманских обычаев. Мотивы ассимиляционной кампании 1984 г. были неясны; однако многие эксперты полагали, что несоразмерность рождаемости турок и болгар была основным фактором. Официальное заявление правительства состояло в том, что турки в Болгарии на самом деле были тюркизированными болгарами и что они добровольно решили изменить свои турецкие / мусульманские имена на болгарские / славянские. В течение этого периода болгарские власти отрицали все сообщения об этнических репрессиях и о существовании этнических турок в стране. На этапе смены названий турецкие города и деревни были окружены армейскими частями. Гражданам были выданы новые удостоверения личности с болгарскими именами. Непредставление новой карты означало конфискацию зарплаты, пенсионных выплат и снятие средств со счета. Свидетельства о рождении или браке будут выдаваться только на болгарских именах. Традиционные турецкие костюмы были запрещены; дома были обысканы, и все признаки турецкой идентичности были удалены. Мечети были закрыты или снесены. Турецкие имена на надгробиях были заменены болгарскими. По оценкам Федерального исследовательского отдела Библиотеки Конгресса США, от 500 до 1500 человек были убиты, когда они сопротивлялись мерам по ассимиляции, а тысячи других были отправлены в трудовые лагеря или были насильственно переселены.

Падение коммунизма в Болгарии привело к изменению политики государства по отношению к гражданам турецкого происхождения. После падения Живкова в 1989 году Национальное собрание Болгарии приняло законы о восстановлении культурных прав турецкого населения. В 1991 году новый закон дал каждому, кого затронула кампания по изменению имен, три года для официального восстановления первоначальных имен и имен детей, родившихся после изменения имени. В январе 1991 года уроки турецкого языка были вновь введены в качестве необязательного предмета по четыре часа в неделю по запросу. Согласно переписи населения 2011 года в Болгарии насчитывается 588 318 человек из турецкой этнической группы или 8,8% от всех этнических групп, из которых 564 858 человек указали турецкий как свой родной язык. Статистические результаты адресной системы регистрации населения для иностранцев, проживающих в Турции с 2014 года, показали, что 37,6% из 992 597 жителей, родившихся за границей, родились в Болгарии, что составляет самую большую группу иностранцев в стране. Число болгарских граждан турецкого происхождения, проживающих в Турции, оценивается в 326 000 человек, во время парламентских выборов 2005 года в Болгарии 120 000 проголосовали либо в Болгарии, либо на избирательных участках, созданных в Турции.

Сегодня турки Болгарии сконцентрированы в двух сельских районах: на северо-востоке ( Лудогорье / Делиорман ) и на юго-востоке ( Восточные Родопы ). Они составляют большинство в провинции Кырджали (66,2% турок по сравнению с 30,2% болгар) и множество в провинции Разград (50,0% турок по сравнению с 43,0% болгар). Несмотря на то, что они не составляют большинство населения ни в одной из столиц провинции, по данным переписи, 221 522 турка (38%) проживают в городских поселениях, а 366 796 (62%) — в деревнях. Согласно этим данным, 31,7% — в возрасте до 29 лет и 3,9% — в возрасте 60 лет и старше. Важно отметить, что сложно точно установить количество турок и что вполне вероятно, что цифры переписи являются завышенными, потому что некоторые помаки , крымские татары , черкесы и цыгане склонны идентифицировать себя как турок. В Болгарии есть также другие тюркоязычные общины, такие как Гаджал, которые можно найти, в частности, в регионе Делиорман . По данным за 2002 год, уровень бедности среди турок составляет 20,9%, в отличие от 5,6% среди болгар и 61,8% среди цыганских цыган. В 2011 году доля турок с высшим образованием достигла 4,1%, в то время как 26% ​​имеют среднее образование , такая же доля составляла 22,8% / 47,6% и 0,3% / 6,9% для болгар и цыган соответственно. Хотя большинство болгар отрицательно относятся к цыганам, по оценкам, только 15% болгар имеют отрицательные чувства к туркам, хотя неясно, насколько это относится к болгарским туркам.

Часть серии статей о
Турецкий народ
ГодТуркиНосители турецкого языкаТурки / другиеНаселение Болгарии
1878 г.466 000 (26%)
1880 г.527 284 (26,3%)2 007 919
1885 ( Э. Румелия )180 217(21,3%)850 000
1887 г.607 331 (19,3%)3 154 375
1892 г.569 728 (17,2%)3 310 713
1900 г.531 240(14,2%)539 6563 744 283
1905 г.488 010(12,1%)514 6584 035 575
1910 г.465 641(10,7%)504 6814 337 513
1920 г.520 339(10,7%)542 9044 846 971
1926 г.577 552(10,5%)607 7635 478 741
1934 г.591 193(9,7%)618 2686 077 939
1946 г.675 500(9,6%)7 029 349
1956 г.656 025(8,6%)7 613 709
1965 г.780 928(9,5%)8 227 966
1975 г.730 728(8,4%)8 727 771
1992 г.800 052(9,4%)813 6398 487 317
2001 г.746 664(9,4%)762 5167 928 901
2011 г.588 318(8,0%)605 8027,364,570
Источник переписи 1878 года: Источник переписи 1880 года: Источник переписи 1887 и 1892 годов:
Источник (переписи 1900–2021 годов):

    Доминирующие этнические группы по кадастровому делению по переписи 2011 г.

    Доминирующие этнические группы по муниципалитетам по переписи 2011 г.

    Распределение турок по переписи 2001 г.

    Распределение турок по переписи 1992 г.

    Распределение турок по переписи 1965 г.

    Распределение турок по переписи 1946 г.

    Распределение турок по переписи 1934 г.

    Распределение турок по переписи 1900 г.

    Распределение носителей языка по переписи 1892 г.

    Распределение носителей турецкого языка в 1887 г., включая гагаузские поселения в Силистринской , Варненской и Добричской областях

    История

    Турки, хотя сегодня они и малочисленны — около 1 миллиона человек (около 2 процентов от общей численности населения Балкан), — сыграли роль в формировании истории Балкан, намного превышающую их численность.

    Возможное поселение в доосманский период

    Хотя турки поселились в Болгарии во время и после османского завоевания, есть признаки того, что некоторые турки, возможно, поселились до этого периода. Согласно ранним историческим компиляциям и переводам «Истории сельджукского султаната в Раме» Ибн Биби, представлен хорошо обоснованный отчет о турецкой иммиграции из Анатолии в Добруджу . Исторические мемуары Ибн Биби охватывают период 1192–1281 годов, задолго до османского владычества на Балканах. Работа Ибн Биби закончилась в 1281 году и была написана на персидском языке для одного из последних султанов Рамских сельджуков Кайхусрова III . В своем турецком переводе под названием Сельчукнаме Языджиоглу Али описывает, как войска турок-сельджуков присоединились к своему султану Изз ад-Дину Кайкаусу II ( Кайкаус II ), чтобы помочь византийскому императору Михаилу VIII Палеологу в его военных кампаниях. Считается, что во время этого похода сельджуки поселились в Добрудже . Эта миграция анатолийских турок в Добруджу и их мистического лидера Сари Салтика также описана в трудах Ибн Баттуты и Эвлии Челеби . Согласно источникам, эти турки-сельджуки поселились в районе Добруджи вдоль побережья Черного моря на границе между нынешней Болгарией и их самым дальним форпостом Бабадаг, расположенным в Северной Добрудже. Часть из них вернулась в Анатолию, а остальные христианизировались и приняли имя гагаузов . По этим причинам неясно, в какой степени эта группа связана с сегодняшними турецкими жителями региона. Есть также некоторые сомнения в отношении этих событий, которые, по мнению некоторых ученых, имеют характеристики народной легенды.

    Поселение в период Османской империи

    Завоевание Балкан османами привело в движение важные перемещения населения, которые изменили этнический и религиозный состав завоеванных территорий. Эта демографическая реструктуризация была достигнута за счет колонизации стратегических районов Балкан турками, привезенными или изгнанными из Анатолии , создав прочную базу турецких мусульман для дальнейших завоеваний в Европе . Османская империя использовала колонизацию как очень эффективный метод укрепления своего положения и власти на Балканах. Колонизаторы, прибывшие на Балканы, состояли из различных элементов, включая группы, непростые для государства, солдат, кочевников, фермеров, ремесленников и торговцев, дервишей , проповедников и других религиозных деятелей, а также административный персонал. Среди первых прибывших было большое количество скотоводческих народов, таких как юруки , туркмены ( турки-огузы ), татары из Анатолии и крымские татары ( кареи или кара татары ) во главе со своим вождем Актавом . По мере того как османы расширяли свои завоевания на Балканах, они привезли кочевников из Анатолии и расселили их вдоль основных магистралей и в окружающих горных районах. Густонаселенные турецкие колонии были созданы в приграничных районах Фракии , в долинах Марицы и Тунджи . Политика колонизации, уже начатая при Орхане, была продолжена его преемниками Муратом I (1360–1384) и Баязитом I (1389–1402). Дополнительные колонисты, снова в основном кочевники, обосновались вдоль ключевых транспортных и коммуникационных путей во Фракии, Македонии и Фессалии . Османские власти поддерживали этих кочевников в их племенной структуре на протяжении 16 века и начали расселять их только в 17 веке.

    Помимо добровольной миграции, османские власти использовали массовые депортации ( sürgün ) как метод контроля над потенциально мятежными элементами на Балканах и в Анатолии . Вдали от своих баз потенциальная угроза со стороны таких элементов была значительно снижена, как в случае с последователями мятежного Карамани Пир Ахмеда . Племенное сопротивление последовали крупномасштабные передачи Караманиды и ТУРКМЕНСКИХ кочевники к Deliorman и Румелиям . Депортации в обоих направлениях происходили на протяжении 14, 15 и 16 веков.

    После поражения Баязида I в битве при Анкаре силами Тамерлана в 1402 году османы на время покинули свои анатолийские владения и считали Балканы своим настоящим домом, сделав Адрианополь ( Эдирне ) своей новой столицей. Вторжения Тимуридов и другие потрясения в Анатолии привлекли дополнительных турецких поселенцев на Балканы. Многочисленные турецкие колонисты поселились в качестве фермеров в новых деревнях. Vakif дело и Регистры 15 — го век показывает , что было широкое движением колонизации, с западным анатолийским крестьянством оседания в Фракии и восточных Балкан и учредительных сотнями новых деревень. Некоторые другие поселенцы прибыли в поисках военной и административной службы, а третьи — для создания исламских религиозных институтов. Мусульмане плотно селились вдоль двух великих исторических маршрутов полуострова : один пролегал через Фракию и Македонию к Адриатическому морю, а другой проходил через долины Марица и Тунджа к Дунаю . В Yürüks были поселены в основном в горных районах области. Перепись, проведенная между 1520 и 1530 годами, показала, что 19% населения Балкан были мусульманами .

    Однако наибольшее влияние османской колонизации на Балканах ощущалось в городских центрах. Многие города стали крупными центрами турецкого контроля и управления, и большинство христиан постепенно ушли в горы. Исторические данные показывают, что османы приступили к систематической политике создания новых городов и заселения старых городов, которые пострадали от значительного сокращения населения и экономических потрясений в течение двух столетий непрекращающихся войн, предшествовавших османскому завоеванию, а также разрушительных последствий самого османского завоевания. . Часто повторная колонизация старых городов и создание новых сопровождались переселением поселенцев из других областей Империи или мусульманскими беженцами из других земель. Записи показывают, что к концу 14 века турки-мусульмане составляли абсолютное большинство в крупных городах Верхней Фракии, таких как Пловдив (Филибе) и Пазарджик (татарский Пазарчик).

    Османская архитектура в Болгарии

    Османская архитектура сформировала и оставила заметные следы в городском пейзаже Балкан . В османской городской культуре очевидны два различных ремесла: архитектор и мастер-строитель ( мастера в Македонии и Эпире, калфа в Анатолии, а иногда и в Болгарии), которые разделяли обязанности и задачи по проектированию и строительству всех видов зданий. проекты. В период, когда Мимар Синан был главным имперским архитектором до второй половины 16 века, от сорока до семидесяти архитекторов создавали проекты для очень большой рабочей силы, контролировали строительство военных и гражданских объектов, водной и дорожной инфраструктуры от Будапешта до Каира. . Централизованная система has или hassa (собственность и услуги султана) позволила небольшому количеству архитекторов контролировать все значительные имперские и большинство вакифовых строительных участков на огромных территориях империи. В 18 веке империя была открыта для западного влияния. К концу 18 века все большее число османских христиан принимали на работу. До самого конца османского государства мастера-строители поддерживали культурное равновесие между османским духом и архитектурными новшествами как на Балканах, так и в Анатолии. Турецкие, славянские и греческие мастера, сочетающие западные стили с османскими видами, расширили архитектурный ландшафт, одним из лучших примеров которого является симметричный дом Филибе — Пловдив . Инновации были получены из османских домов и рыночных построек ( çarşı ) в Анатолии, Македонии и Болгарии.

    От освобождения к коммунистическому правлению (1878-1946)

    Оценки количества турок на нынешних болгарских территориях до русско-турецкой войны 1878 года разнятся. Крупные городские центры были с мусульманским большинством и оставались преимущественно мусульманскими до 19 века. По словам Обаре, французского консула в Русе в 1876 году в Дунайском вилайете , который частично находился за пределами современной Болгарии, было 1 120 000 мусульман, из которых 774 000 были турками и 1 233 500 немусульман, из которых 1 150 000 были болгарами (для сравнения, болгарская перепись 1881 г. 1,345,000 в меньшей части Болгарского княжества). По его словам, в Санчаке Рускук было 388 000 турок и 229 500 болгар, в Санчаке Варны турки превосходили численностью 92 800 человек против 32 200 болгар там с большим контрастом. Согласно переписи населения и Салнаме, на северо-восток столетием ранее мусульмане доминировали. В 1876 году Ниш и София санджак были отделены от Дунайского Вилайета, присоединившись к Косовскому Вилайету и Адрианопольскому Вилайету, и до русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В этом регионе проживало 1 100 000 мусульман и 1 700 000 немусульман. Когда русские войска и болгарские добровольцы продвигались на юг в январе 1878 года, они навлекли на местное мусульманское население целый ряд зверств. Нью — Йорк Таймс 23 ноября 1877 . Османскую армию также обвиняют в нападении на мусульманских мирных жителей и использовании беженцев для прикрытия их отступления. Конечно, многие погибли от лишений во время полета. Количество жертв неизвестно, оно исчисляется десятками тысяч. Число беженцев также сомнительно, профессор Ричард Крэмптон оценивает это как исход 130 000–150 000 человек, из которых примерно половина вернулась на промежуточный период, рекомендованный Берлинским конгрессом в 1878 году, в то время как доктор Хупчик утверждает, что беженцев было 500 000 человек. Зверства против турок и помаков, совершенные российскими войсками и болгарскими частями, также описаны в Родопской комиссии 1878 года, подписанной представителями Франции, Италии, Англии и Турции. Комиссия отмечает сожжение 80 мусульманских деревень после подписания перемирия и ряд других военных преступлений против мусульманского гражданского населения. Комиссия представляет 150 000 беженцев в Родопах и вокруг них.

    По словам Джастина Маккарти , цель русских заключалась в том, чтобы нанести массовые жертвы среди мусульманского гражданского населения. Жертвы делятся на четыре категории: 1) боевые потери 2) убийства, совершенные болгарскими и российскими войсками, 3) отказ от предметов первой необходимости, приводящий к голодной смерти и смерти от болезней 4) смерть, вызванная статусом беженца. Представители европейской прессы, освещавшие войну в Болгарии, писали о зверствах русских против мусульман. Свидетели из Шумена и Разграда описывают детей, женщин и стариков, раненных саблями и копьями. Они заявили, что все мусульманское население многих деревень было уничтожено.

    Османская армия совершила многочисленные зверства против христиан во время отступления, в первую очередь полное разорение Стара-Загоры и окрестностей, которые могли спровоцировать некоторые нападения на этнических турок. Также на родину возвращались болгарские беженцы из Валахии , Молдавии и России, бежавшие от османского владычества.

    Во время войны многие турки, в том числе крупные и мелкие землевладельцы, покинули свои земли. Хотя многие вернулись после подписания Берлинского договора, вскоре они обнаружили, что атмосфера земель, которые они оставили позади, неуместна, и большое количество людей снова эмигрировало в более знакомую культурную и политическую атмосферу Османской империи .

    Согласно переписи 1881 года, на северо-востоке Болгарского княжества было большинство из более чем 400 000 человек, говорящих на турецком языке, и 228 000 болгар. В 2011 году около 50% турок проживает на северо-востоке, составляя 20% населения региона.

    Население Болгарии увеличилось с двух миллионов при переписи 1881 года до двух с половиной миллионов к 1892 году, составило три с половиной миллиона к 1910 году и четыре миллиона к 1920 году. Это увеличение произошло в то время, когда большое количество тюркоязычных жителей Болгарии эмигрировали. При переписи 1881 г. тюркоязычное население Болгарии и Восточной Румелии составляло около 700 000 человек, что составляло 24,9% населения, однако по переписи 1892 г. эта доля составляла 17,21%, а по переписи 1910 г. — 11,63%; в те же годы болгароязычные люди составляли 67,84%, 75,67% и 81,63% от общего числа.

    Во время Балканских войн в августе 1913 года большинство мусульманское население Западной Фракии ( в том числе в регионах Южных Родопов и Kircaali / Кырджали области ) установила временное правительство Западной Фракии . В этой недолгой республике проживало более 230 000 человек, из которых ок. 80% составляли турки и помаки. Западная Фракия была оставлена ​​Болгарии по Стамбульскому соглашению, подписанному 29 сентября 1913 года, которое гарантировало права турок, проживающих в этом регионе. Этот регион оставался под контролем Болгарии до 1919 года. Поскольку болгары составляли лишь часть населения Западной Фракии, уступка территории Болгарии рассматривалась как неприемлемый вариант как для населения Западной Фракии, так и для Турции в то время. Потеряв территорию в 1913 году, Османское государство намеревалось сохранить территорию, населенную в основном турками, в надежде однажды вернуть себе Западную Фракию. Конвенция, подписанная между Болгарией и Турцией в 1925 году, разрешила эмиграцию примерно 700000 турок из Болгарии в Турцию до 1940 года.

    Турецкая пресса в Болгарии 1879–1945

    Турецкая пресса в Болгарии утвердилась почти одновременно с основанием Болгарского княжества в 1878 году. При новой («иностранной») болгарской администрации турецкие интеллектуалы почувствовали необходимость довести до сведения турецкого населения новые законы и постановления, сначала предоставив переводы Болгарской государственной газеты. За эти годы количество турецких газет и изданий, издаваемых в Княжестве Болгария, выросло до 90.

    Турецкая пресса в Болгарии столкнулась с множеством трудностей, и значительное количество газет находилось на грани запрета, а их журналисты были изгнаны из страны. Турецкие журналисты и учителя организованы путем создания Сообщества исламских учителей в Болгарии (Булгаристан Муаллими Исламие Джемиети) и Союза туранских общин Болгарии (Туран Джемьетлери Бирлини), который был молодежной организацией. Руководители этих организаций встречались во время Национальных Конгрессов, проводимых каждый год в разных местах Болгарии. Самый крупный национальный конгресс был проведен в Софии в 1929 году и собрал более 1000 участников.

    Между 1895 и 1945 годами в Болгарии выходило несколько хорошо известных турецких газет:

    Гайрет : Газета была основана в Пловдиве в 1895 году и печаталась Филибели Риза Паша. В 1896 году известный турецкий мыслитель и интеллектуал Убейдулла Эфенди вел колонки в газете «Гайрет», а позднее стал главным обозревателем газеты.

    Мувазене : Еженедельная газета была впервые опубликована 20 августа 1897 года в Пловдиве выпускниками Mektebi Mülkiye Ulumu Siyasie и напечатана Филибели Риза Паша. Газета временно переехала в Варну, прежде чем вернуться в Пловдив . Одним из самых известных писателей в Мувазене был Али Фефхми бей, который способствовал объединению турецких учителей в Болгарии и был инициатором первого съезда турецких учителей в Шумене . Во время съезда было основано Сообщество исламских учителей Болгарии (Булгаристан Муаллими Исламие Джемиети) .

    Румели — Балкан : основан в 1904 году Этем Рухи Балкан. После первых трех выпусков название газеты было изменено на Балканское. Ежедневные выпуски выходили до начала Балканских войн в 1912 году. Газету также печатали Мауллими Мехмет Махри и Халил Зеки Бей. Поскольку Этема Рухи часто сажали в тюрьму, в 1912 году руководство газетой перешло к Хюсню Махмут, а в 1917 году Халил Ибрагим стал главным редактором. Газета прекратила выходить в 1920 году.

    УХУВВЕТ : Основанная неизвестной группой журналистов 24 мая 1904 года, еженедельная газета печаталась в Русе и была посвящена политике и повседневным событиям. В 1905 году менеджером газеты стал Мехмет Тефтиш.

    Тунец : Основанная 1 сентября 1905 года Мехметом Тефтишем, Tuna была ежедневной газетой, печатавшейся в Русе . После 415 выпусков газета прекратила свою деятельность, однако 13 октября 1908 года издание Туна возобновилось после того, как группа интеллектуальных турок учредила отдельную компанию, предназначенную для удовлетворения потребностей в ежедневной турецкой газете в регионе. Основными авторами новой газеты Tuna были Тахир Лютфи Бей, Хафиз Абдулла Мечик и Кизанлыкли Али Хайдар.

    Terbiye Ocaı : Создан в 1921 году Сообществом исламских учителей в Болгарии (Bulgaristan Muallimi Islâmiye Cemiyeti ) и напечатан в Варне между 1923 и 1925 годами. Мехмет Махсум, Османпазарли Ибрагим Хакки Огуз, Али Авни, Эбушинаси Хасан Сабри, Хусейн Эдип и Тайярзаде Джемил Бей.

    Yoldaş : Основан в 1921 году Хафизом Абдуллой Мечиком и выходит каждую вторую неделю в Шумене . «Юлдаш» было одним из первых турецких детских изданий в Болгарии.

    ДЕЛИОРМАН : Газета, принадлежащая Махмуту Некметтину Делиорману, начала выходить 21 октября 1922 года в Разграде под руководством Ахмета Ихсана в качестве главного редактора. С 1923 по 1925 год Мустафа Шериф Альянак занимал должность главного редактора еженедельных изданий. Делиорман также был главным изданием Турецкого союза спортивных клубов Болгарии. Турецкие обозреватели, такие как Хасип Саффети, Ахмет Айтуна, Хафиз Исмаил Хакки, Яхья Хаяти, Хюсмен Джелал, Четин Эбушинаси и Хасан Сабри, были широко известны в Делиормане.

    Туран : Основанный 6 мая 1928 года в Видине , Туран был каналом Союза турецких молодежных общин Болгарии. Газета также печаталась в Кырджали и Варне до закрытия в 1934 году.

    Теблигат : Основано в 1929 году и издается офисом Великого муфтия и исламских фондов в Софии.

    Родоп : Основан в апреле 1929 года в Кырджали Лютфи Таканоглу. Родоп сосредоточился на правах, свободах и национальных вопросах турецкого населения Болгарии. Самыми известными писателями в Родопе были Мустафа Шериф Алянак и Омер Кашиф Налбандоглу. Как и многие другие турецкие газеты в Болгарии, Родоп был вынужден прекратить свою деятельность в 1934 году, а его авторы были либо изгнаны, либо вынуждены искать убежища в Турции.

    Профессор Али Эминов из Wayne State College составил обширный список:

    После правого государственного переворота 1934 года турецкоязычная пресса была подавлена. Только в течение первого года было закрыто десять газет (включая Делиорман и Туран ), а к 1939 году выжила единственная газета Havadis («Новости»), которую, в свою очередь, закрыли в 1941 году. Приводимое объяснение заключалось в том, что газеты распространяли кемалистскую (то есть турецкую националистическую) пропаганду.

    Передача земли

    Передача земли из турецкого владения в болгарскую, что было самым важным последствием турецкой эмиграции, было сложным процессом. Такие передачи имели место до 1878 года, например, части в районе Татарского Пазарджика , где болгарские землевладельцы были неизвестны в 1840 году, около двух тысяч земельных участков были куплены ими между 1872 и 1875 годами. В 1877 году и в последующие годы процесс передача происходила в гораздо большем масштабе, как здесь, так и в других местах. В 1875 году около 50% земли в Румелии принадлежало туркам. Спустя десятилетие после 1878 года четверть пахотных земель Болгарии перешла из турецкой собственности в болгарскую.

    С началом войны некоторые турки продали свою собственность, в основном богатым местным болгарам. Другие турки сдавали свои земли в аренду, обычно надежным местным болгарам, при том понимании, что они будут возвращены, если и когда владельцы вернутся. Однако большинство уходящих турок просто покинули свои земли и бежали, падение Плевена ясно показало, что русские должны выиграть войну . Когда турки бежали, многие болгары захватили часть земель, которые теперь освободились. Частота приступов варьировала в зависимости от региона. На северо-востоке турки были многочисленны и, чувствуя себя в безопасности многочисленными, немногие из них уехали, и поэтому оставшиеся были достаточно сильны, чтобы препятствовать захватам болгар. С другой стороны, на севере и юго-западе почти все турки бежали, и их земли сразу же были захвачены местными болгарами, которые часто делили большие владения, находившиеся в этих областях. В остальной части северной Болгарии переводы, часто под прикрытием аренды, имели место примерно в одной трети общин. В провинции Тырново , например, было семьдесят семь турецких смешанных турецко-болгарских деревень, из которых двадцать четыре (31,0%) были захвачены болгарами, двадцать два (28,5%) были позже возвращены во владение возвращавшимися турецкими беженцами и еще двадцать. — двое не пострадали; судьба остальных девяти неизвестна. На юго-западе было гораздо больше напряженности и насилия. Здесь не было положений об аренде, и были случаи, когда болгарские крестьяне не только захватывали землю, но и разрушали здания.

    В подавляющем большинстве случаев это были местные болгары, которые захватывали пустующие земли, но болгары из других частей Болгарии, где было мало турецкой эмиграции, и болгарские беженцы от османских репрессий в Македонии и Западной Фракии также принимали участие в захватах. В последующие месяцы публикация условий Берлинского мирного договора, естественно, увеличила поток беженцев из этих районов, и, по словам префекта Бургасской области, они помогали себе эмигрантским землям «самым произвольным образом».

    В Бургасе и остальной части Восточной Румелии Берлинский мирный договор усилил земельную борьбу, заставив болгар более решительно захватить достаточно земли до восстановления османского суверенитета. Он также призвал бывших турецких владельцев вернуться. С этими проблемами пришлось бороться Временной администрации России.

    Временная администрация не имела власти, даже если бы у нее была воля, чтобы предотвратить такое популярное движение, как захват незанятых турецких земель, но и администрация не могла позволить этому движению полностью не сдерживаться, поскольку это дало бы туркам и британцам повод вмешиваться во внутренние дела освобожденных территорий. Учитывая эти опасности, русские со значительным умением справились с аграрной проблемой. Летом 1877 года болгарским беженцам из Македонии , Фракии и Османской Румелии было разрешено собирать урожай, оставленный турецкими эмигрантами, а в сентябре всем болгарам, прибывающим беженцам и коренным народам было разрешено засеять пустующие турецкие земли, хотя на этом настаивали что это никоим образом не означает перехода права собственности. В связи с массовым исходом турок после Сан-Стефанского мирного договора у Временной администрации не было иного выбора, кроме как позволить болгарам обрабатывать пустующие земли с арендной платой, равной половине стоимости урожая, которая должна выплачиваться законному владельцу. Во многих случаях болгары просто отказывались платить эту ренту, а русские не слишком усердствовали в ее взимании.

    Когда Берлинский договор гарантировал права собственности Турции и вернул южную Болгарию суверенитету султана, по крайней мере 80 000 из 150 000 турецких эмигрантов вернулись к сентябрю 1878 года. Это вызвало огромные проблемы, в том числе с размещением возвращающихся турок, чья собственность была захвачена болгарами или уничтожена. . В сентябре местные власти распорядились, чтобы все дома, захваченные болгарами, были возвращены их бывшим владельцам по требованию последних, в то время как другим возвращавшимся туркам была предоставлена татарская или черкесская земля.

    Эти проблемы были незначительными по сравнению с теми, которые возникли, когда вернувшиеся турки потребовали вернуть свои утраченные земли.

    В июле 1878 года Временная администрация России пришла к соглашению с Портой, по которому турецким беженцам было разрешено вернуться под военным конвоем, если необходимо, и вернуть свои земли при условии, что они сдадут все свое оружие. В августе 1878 г. было постановлено, что возвращающиеся не будут защищены от судебного преследования, и любой, против кого будут предъявлены обвинения, будет лишен своих земель. Этот декрет больше всего препятствовал возвращению турок, и с момента его принятия поток возвращающихся беженцев начал постепенно уменьшаться. Однако оставалось еще много требований, и в ноябре 1878 г. во всех провинциях были созданы смешанные турецкие и болгарские комиссии для рассмотрения этих требований. Решения должны были быть приняты в соответствии с правилами, разработанными посольством России в Константинополе по согласованию с Портой , и в соответствии с ними болгары могли обеспечить законное право на участок земли, если они могли предоставить подлинные документы о праве собственности, тапии, и тем самым доказать, что спорная земля была изначально отнята у них насильственно или обманным путем.

    После ухода русских весной 1879 года администрация Пловдива распорядилась исполнить судебные решения о возвращении земли туркам. Только половина судов зафиксировала такие решения. Другие действия были еще менее эмоциональными, и в 1880 году положение болгар в Восточной Румелии улучшилось. Правительство Пловдива ввело новые методы подтверждения требований, разрешив местным судам выдавать новые документы о праве собственности, если они убедятся, что существующая документация доказывает право собственности, или если местные коммунальные советы выдали сертификаты, подтверждающие право собственности. Большинство местных советов были полностью болгарскими или в них преобладали болгары, и они принимали решения в пользу своих соотечественников гораздо чаще, чем смешанные комиссии, с которыми ранее была прерогатива присоединения. Во многих случаях болгары также отказывались уступить захваченную ими землю, и даже в 1884 году турецкие помещики все еще требовали исполнения судебных постановлений о восстановлении их собственности.

    В болгары в Румелии были также помогли с 1880 года , потому что турки начали дрейфовать еще раз в изгнание. Во многом это было результатом разочарованных надежд на полное восстановление турецкой власти к югу от Балканского хребта. К 1880 году болгары получили полный контроль над провинцией, и многие турки, особенно более богатые и ранее более влиятельные, не могли приспособиться к этому. Турки никогда не допускали социального или правового равенства болгар . Теперь они были вынуждены признать свое превосходство, и для многих турок это было невыносимо, и они с благодарностью приняли предложение земли от султана и вернулись в более знакомую атмосферу Османской империи .

    В тюрки также было предложено эмигрировать из Болгарии по правилам , которые повлияли на выращивание риса — который первоначально был введен в регионе турками. Это было частью проекта по искоренению малярии, который включал также осушение болот в бассейнах Тунджа, Арда и Марица. В рамках проекта удалось искоренить малярию, однако он также усугубил засухи в этих регионах. Рис был основным продуктом питания турок, и в его запрете многие из них увидели еще один признак неприемлемого болгарского господства. Еще более важным импульсом для турецкой эмиграции был болгарский земельный налог 1882 года. По мусульманским законам вся земля принадлежала Богу, но после отмены феодализма в 1830-х годах использование этой земли давало пользователю временную опеку и, таким образом, десятину, которую до 1882 года являлся основным земельным налогом, соответствующим традиционным мусульманским кодексам мышления и практики. Земельный налог не взимал. Кроме того, земельный налог применялся ко всей земле, находящейся во владении человека, а не только к той части, которая была возделана, как в случае десятины. Это сильно ударило по туркам, поскольку они обычно оставляли большую часть, во многих случаях даже половину, своей земли под паром. Теперь налоги упали и на залежные земли, но производство и прибыль не могли быть увеличены в той же пропорции, и в результате многие из оставшихся турецких владельцев крупных имений покинули Румелию. Примечательно, что 1882 год был пиковым годом для продажи более крупной турецкой собственности в Румелии, хотя продажа такой собственности неуклонно продолжалась в течение первой половины 1880-х годов. С конца войны до лета 1880 года было продано всего шесть крупных турецких чифликов в Восточной Румелии , но за пять лет до союза с Княжеством Болгарии в 1885 году было продано около сотни. То, что большинство крупных турецких владельцев и многие более мелкие покинули Румелию, несомненно, было важным фактором в легком достижении болгарского господства в Румелии в начале 1880-х годов.

    В Княжестве Болгария, как и в Румелии, хаос войны привел к тому, что ряд захватов не зарегистрирован, а это означает, что новые оккупанты остались в беспрепятственном владении своей землей. Учредительное собрание рассмотрело предложение о законодательном закреплении таких незаконных перемещений, но никаких действий предпринято не было, поскольку Каравелов легко убедил собрание, что бессмысленно принимать законы о столь широко распространенном явлении. В болгары в Княжестве может себе позволить такую смелую позицию , поскольку было мало опасности прямого вмешательства османского по земельному вопросу. Турки постоянно эмигрировали из Болгарии, и к началу 1890-х годов так много турок покинули бывшую турецкую цитадель в северо-восточной Болгарии, что правительство в Софии начало опасаться, что этот район будет серьезно малонаселенным. В 1891 году министр финансов сообщил Субрании, что в стране 26 315 свободных участков, многие из которых находятся на северо-востоке, а большая часть из них составляет менее двадцати декаров.

    В Болгарии правительство также завладело турецкой землей, которая пустовала три года. Некоторым возвращавшимся турецким беженцам, которые требовали реституции или компенсации за свои земли, было отказано на том основании, что они без принуждения оставили свою собственность неработающей в течение трех лет. Земельные права владельцев-мусульман в основном игнорировались, несмотря на то, что они гарантировались властями. Историк Майкл Паларет утверждал, что деосманизация Болгарии и Восточной Румелии привела к экономическому спаду в регионе, что противоречит многим другим историкам, которые показывают быстрый рост экономики, а также быстрое промышленное развитие и рост экспорта в Болгария после 1878 г.

    Язык и образование

    После русско-турецкой войны 1878 года болгарские турки потеряли свое социальное и политическое господство в Болгарии. Официальный турецкий язык стал языком меньшинства. В 1875 году в Дунайском вилайете было 2700 турецких начальных школ, 40 средних школ и 150 медресе . К 1913 году количество турецких школ сократилось до 1234, все из которых должны были финансироваться турецкой общиной.

    После Первой мировой войны болгарское правительство оказало финансовую помощь турецким школам, и их количество выросло до 1712, в которых учится 60 481 ученик. Когда в 1934 году к власти пришел фашистский режим, турецкая школа, которая приняла латинский алфавит после реформ в Турции, была вынуждена преподавать с использованием арабской графики. Это было сделано для того, чтобы уменьшить националистическое влияние, исходящее из Турции.

    Когда коммунисты взяли под свой контроль Болгарию в 1944 году, они выполнили свои обещания относительно больших свобод для этнических меньшинств. Были вновь открыты турецкие школы и разрешено использование латиницы. Однако новый режим национализировал школы и взял их под контроль государства. В 1944 году в школьном возрасте учились 84 603 турецких ребенка, 40 388 из которых не посещали школу. По закону выпускники турецких школ считались неграмотными.

    В 1956 году количество турецких школ составляло 1149, в них учились 100 843 ученика и 4527 учителей. После 1958 года турецкий язык в этих школах был заменен официальным языком на болгарский, и турецкий язык стал избранным предметом. После 1970 г. преподавание турецкого языка в школах было отменено, а к 1984 г. использование турецкого языка было признано незаконным. Единственные два оставшихся двуязычных журнала Yeni Işık и Yeni Hayat печатались только на болгарском языке.

    Во время коммунистического правления (с 1945 по 1989 год)

    Первые улучшения (1944–1956)

    После коммунистического переворота в 1944 году новый режим заявил о себе в пользу всех меньшинств и межэтнического равенства и братства (в соответствии с классической доктриной пролетарского интернационализма ) и отменил все « фашистские » антимусульманские решения предыдущего правительства. . Это включало запрет организации «Родина», восстановление закрытых школ турецкого меньшинства и открытие новых. Новая конституция содержит множество положений, касающихся защиты меньшинств, и, в частности, гарантирует право на образование на родном языке и свободное развитие культуры для всех национальных меньшинств. Дальнейшее законодательство потребовало выпуска новых учебников для турецких меньшинств и выделения эфирного времени для радиопередач на турецком языке. Впервые после запрета предыдущим режимом, начиная с 1945 года, были открыты турецкоязычные газеты и журналы, а также издания болгарской прессы на турецком языке, в том числе Vatan («Отечество»), Işık («Light»), Halk Gençliği , Йени Ишик и Йени Хаят («Новая жизнь»). В 1947 году была проведена даже политика, подобная « позитивным действиям », когда представители турецкого меньшинства принимались в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов; такая практика будет продолжаться и в последующие годы, поскольку были предприняты особые усилия для дальнейшего активного вовлечения мусульман в Коммунистическую партию и в политическую жизнь страны; но это особое отношение могло быть мотивировано также надеждой на то, что такая интеграция может также способствовать их культурной ассимиляции. Однако эмиграция турок и помаков в Турцию периодически запрещалась, начиная с 1949 г .; Турция также препятствовала иммиграции из Болгарии с жесткими требованиями. Кроме того, турок и другие меньшинства не допускали на военную службу в течение некоторого времени, и даже после официального решения об этом в 1952 году для их приема по-прежнему требуется, чтобы они соответствовали определенным неопределенным политическим критериям.

    Политика ассимиляции (1956–1989)

    Начиная с 1956 года, режим постепенно начал проводить долгосрочную политику ассимиляции по отношению к туркам, которая, как правило, проводилась с большей или меньшей интенсивностью до конца коммунистического правления и завершалась двумя периодами интенсивных кампаний, каждый из которых длился по несколько лет. Самая широкомасштабная и публичная, направленная против турок, произошла в 1984–1985 гг. И официально называлась «Процессом возрождения» (термин также использовался, хотя и реже, для другой крупной кампании, которая была организована против Турции. Тождество Помака в 1971–1974 гг.). Одним из основных аспектов этих кампаний были эпизоды насильственного изменения имен мусульманского населения страны, в дополнение к попыткам стереть традиционную одежду, запретить мусульманские обычаи и отрицать использование турецкого языка. Помимо этих эпизодов насилия, долгосрочная политика выражалась в различных других фактах: например, издания на турецком языке закрывались одно за другим, и к 1981 году выжила только одна газета ( Yeni Işık ), пока она не перестала существовать. опубликована в 1985 году. Примечательно, что новая « Живковская конституция» 1971 года заменила термин «национальные меньшинства» на «граждане неболгарского происхождения».

    Поход против помаков

    Политика ассимиляции была направлена ​​в первую очередь на болгароязычное мусульманское население, помаков , продолжая практику докоммунистического режима. Некоторые методы, использованные «Родиной», были заимствованы коммунистическим режимом, и помаки подвергались систематическим преследованиям в основном в 1964 и 1970–1974 годах. Существует множество примеров жестокости, применявшейся во время этих операций по принудительной ассимиляции, таких как события в марте 1972 года в деревне Барутин, когда полиция и силы государственной безопасности жестоко подавили демонстрацию против политики ассимиляции режима большинством мусульманского населения, в результате чего погибло 2 мирных жителя. и нанесение огнестрельных ранений множеству других людей. В марте 1973 года в селе Корница, расположенном в горном районе Юго-Западной Болгарии, местное мусульманское население сопротивлялось насильственному изменению названия и пыталось провести демонстрацию против репрессивных действий правительства. В ответ болгарские силы безопасности убили 5 жителей села и ранили множество мирных жителей. К 1974 году 500 из 1300 заключенных печально известного трудового лагеря Белене были помаками, которые сопротивлялись давлению с целью изменить свои имена.

    «Процесс возрождения»

    Процесс перерождения (также «процесс возрождения» — болгарский: Възродителен процес ) стала кульминацией ассимиляции. С помощью этой четкой политики, принятой в период с 1984 по 1989 год, болгарское правительство вынудило турецкую общину Болгарии — 900 000 человек или 10 процентов населения страны — сменить имена. Все пострадавшие были этническими турками . К 1984 году другие мусульмане, в основном мусульманские рома и помаки, уже были вынуждены отказаться от своих турецких или мусульманских имен в пользу христианских имен . Правительство поощряло образованных турок добровольно принимать болгарские имена.

    Точные причины массовой ассимиляции Живкова неясны, но считается, что одним из основных факторов был прогноз о том, что к 1990 году у населения Болгарии будет нулевой или отрицательный прирост населения, что приведет к увеличению мусульманского населения и сокращению населения Болгарии.

    В июне 1984 года Политбюро проголосовало за политику, названную «За дальнейшее объединение и включение турок в дело социализма и политику Болгарской коммунистической партии». План состоял в том, чтобы переименовать все исламские меньшинства в славянские имена, запретить ношение отличительной турецкой одежды, запретить использование турецкого языка и закрыть мечети. Кампания по ассимиляции была продана этническому болгарскому большинству как попытка национального «возрождения» и была названа властями «процессом возрождения». Идеология этого термина, первоначально использовавшегося для наименее разрекламированных попыток ассимиляции помаков в начале 1970-х годов, заключалась в утверждении, что целевое меньшинство изначально было болгарским до его обращения или ассимиляции в период османского владычества . Таким образом, ассимиляция якобы оправдывалась восстановлением первоначальной «настоящей» идентичности населения.

    Как позже выяснилось, режим был введен в заблуждение своими собственными агентами среди турецкого меньшинства и был поражен, когда турецкое меньшинство отказалось подчиниться кампании ассимиляции. Режим оказался в ситуации, когда ему пришлось прибегнуть к насилию.

    24 декабря 1984 г. болгарская полиция и силы безопасности произвели первые выстрелы по турецкой общине в селе Млечино (нынешнее название Süt Kesiği). В то время как Млечино находилось в осаде болгарскими силами безопасности, около 200 жителей турецких деревень из небольших близлежащих городов попытались снять осаду и протестовать против возврата своих паспортов и восстановления их турецких имен. Эта закономерность повторилась во многих районах Болгарии, населенных турками. Люди из небольших городов и деревень пытались пройти маршем и войти в более крупные города и деревни, чтобы найти правительственного чиновника с большей юрисдикцией, который смог бы объяснить, почему турки стали мишенью, и когда они смогут восстановить свои турецкие имена и получить обратно свои оригинальные документы, удостоверяющие личность. Часто эти крупные города центральной администрации были недоступны, так как они были осаждены болгарскими силами безопасности.

    25 декабря 1984 г. недалеко от города Бенковски около 3000 турецких протестующих из близлежащих небольших деревень столкнулись с болгарскими силами безопасности и потребовали вернуть свои удостоверения личности. Болгарским силам безопасности удалось разогнать толпу, утверждающую, что они понятия не имеют, где находятся их документы, удостоверяющие личность, и призвали их вернуться в свои деревни и спросить у местных мэров. Большое присутствие полиции объяснили «маневрами» сил безопасности. Вернувшись в свои города и обнаружив, что у местного муниципалитета нет их паспортов и документов, удостоверяющих личность, толпа направилась обратно, на этот раз более решительно, в сторону города Бенковски на следующий день (26 декабря 1984 г.). Болгарская полиция и силы безопасности были подготовлены и ждали около 500 вооруженных людей. Когда к толпе из 2000 турецких жителей подошла, болгарские силы безопасности открыли огонь из автоматического оружия, ранив 8 человек и убив 4 человека. Одним из убитых был 17-месячный турецкий ребенок. Убитые были из сел Каялоба , Китна и Могиляне . Судя по ранениям убитых и раненых, полиция и силы безопасности целились в середину тел. Пленные демонстранты в течение 2 часов лежали на снегу и обливались холодной водой из пожарных машин. В отчете начальника МВД в Кырджали Атанаса Кадырева говорится: «Было интересно, как они вынесли всю воду из цистерн пожарных ». Температура в тот день была минус 15 градусов по Цельсию.

    В тот же день, 26 декабря 1984 г., турецкая община в селе Груево , расположенном в районе Момчилград , сопротивлялась въезду автомобилей сил безопасности в село, сжигая автомобильные покрышки на главной дороге. Жители деревни временно добились успеха, но позже той же ночью силы безопасности вернулись с подкреплением. В селе отключили электричество. Жители села организовались у въезда в село, но были обстреляны водой, смешанной с песком, из шлангов пожарных машин. Некоторые сотрудники сил безопасности открыли огонь прямо по жителям села, несколько мирных жителей были ранены и убиты. Раненые от пуль пытались обратиться за помощью в больницы, но им отказали в медицинской помощи. Поступают сообщения о заключенных турках, совершивших «самоубийства» во время допроса в полиции. Во время демонстраций в Момчилграде был застрелен как минимум один 16-летний подросток, есть сообщения о жертвах и в Джебеле . По данным болгарского «Министерства внутренних дел», за эти несколько рождественских дней было проведено около 11 демонстраций, в которых участвовало около 11 000 турок. Большое количество арестованных демонстрантов позже было отправлено в « Трудовой лагерь Белене », на воротах которого написано: «Все болгарские граждане равны по законам Народной Республики Болгарии».

    Одно из наиболее заметных столкновений между этническим турком и болгарским аппаратом государственной безопасности и армией произошло в селе Ябланово в январе 1985 года, где турецкое население в течение трех дней оказывало сопротивление танкам 3-й болгарской армии. Когда село было захвачено болгарской армией, ратуша была преобразована в временный командный центр и стала ареной ужасающих актов жестокости во имя « булгаризации ». Пытки и издевательства над пленными сопротивлявшимися турками были впоследствии продолжены в подземных подвалах Министерства внутренних дел в городе Сливен . Методы допроса, применявшиеся к пленным сельчанам, были изображены с пытками «Иисуса Христа перед распятием». Сообщается, что во время событий в Ябланово погибло более 30 человек .

    Насилие режима действительно достигло своих ближайших целей. Все турки были зарегистрированы на славянские имена, турецкий язык был запрещен публично, а мечети заброшены. Однако это было не концом дела, а началом возрождения турецкой идентичности, когда угнетенное меньшинство решительно переопределило себя как мусульманское и отличное. Болгары стали рассматриваться как оккупанты и угнетатели, и демонстрации протеста прошли в некоторых крупных деревнях южных и северных тюркских анклавов. Более того, турецкая община получила солидарность болгарской интеллигенции и противников режима.

    Нападения боевиков

    В период с 1984 по 1985 год было совершено несколько нападений боевиков. Первое нападение произошло 30 августа 1984 года, когда одна бомба взорвалась на железнодорожном вокзале Пловдива, а другая — в аэропорту Варны в день, когда Тодор Живков должен был посетить два города. Одна женщина была убита, 41 ранен. 9 марта 1985 г. атаки пошли еще дальше: в поезд София — Бургас было заложено взрывное устройство, а на станции Буново в автомобиле, специально предназначенном для матерей с детьми, взорвалось взрывное устройство , в результате чего семь человек (двое детей) погибли и девять были ранены. Обвиняемые преступники, трое турецких мужчин из области Бургаса, которые принадлежали к незаконному Турецкому национальному освободительному фронту (TNLF), были арестованы, приговорены к смертной казни и казнены в 1988 году. 7 июля 1987 года боевики взорвали три боевые осколочные гранаты возле отеля «Интернэшнл « Курорт Золотые пески в то время занят отдыхающими из Восточной Германии, пытаясь привлечь внимание и огласку к процессу переименования.

    Помимо этих действий, этнические турки в Болгарии использовали ненасильственные способы противодействия притеснениям режима, хотя, как отмечалось выше, во время фактического процесса переименования имели место некоторые жестокие столкновения. Примечательно, что интеллектуалы основали движение, которое было объявлено предшественником Движения за права и свободы ( ДПС ). Он использовал гражданское неповиновение и сосредоточился на предоставлении информации внешнему миру о физическом преследовании и подавлении, которому подвергаются турки. Деятельность движения заключалась в мирных демонстрациях и голодовках с целью восстановления гражданских свобод и основных прав человека.

    «Большая экскурсия»

    В мае 1989 г. произошли волнения в регионах, населенных представителями турецкого меньшинства. Во время так называемых «майских событий» 1989 года эмоции достигли точки кипения, и десятки тысяч турецких демонстрантов вышли на улицы в северо-восточных и юго-восточных провинциях. Демонстрации были жестоко подавлены полицией и вооруженными силами. 6 мая члены турецкой общины объявили массовую голодовку и потребовали восстановления их мусульманских имен и гражданских свобод в соответствии с конституцией страны и международными договорами, подписанными Болгарией. Участниками были члены «Демократической лиги» и «Независимой ассоциации». Режим ответил массовыми задержаниями и депортацией активистов в зарубежные страны, такие как Австрия и Турция. Людей привозили к границам с Югославией, Румынией или Турцией, предъявляли туристические паспорта и экстрадировали, даже не имея возможности предварительно связаться со своими семьями. Массовые демонстрации в крупных городах и регионах, таких как Разград , Шумен , Кырджали и Силистра систематически продолжались весь май 1989 года. По данным турецкого правительства, 50 человек были убиты во время столкновений с болгарскими силами безопасности. По данным правительства Болгарии, число погибших составило всего 7. 10 мая 1989 г. ограничения на поездки в зарубежные страны были частично сняты (только для членов турецкого меньшинства). Тодор Живков выступил с речью 29 мая 1989 года, в которой заявил, что те, кто не хочет жить в Болгарии, могут эмигрировать в Турцию, и потребовал, чтобы Турция открыла свои границы, чтобы принять всех «болгарских мусульман». Затем последовал исход 360 000 турок в Турцию, который стал известен как «Большой тур». Первая волна беженцев была насильственно выдворена из Болгарии. Эти первые депортированные состояли из заключенных трудового лагеря Белене , их семей и других турецких активистов. Людям было дано 24 часа на то, чтобы собрать багаж, прежде чем их отвезли на границу с Турцией специальными колоннами. Под психологическим давлением и страхом за ними последовали сотни тысяч. Были также случаи, когда активисты турецких движений заставляли турок уехать. Во время акций протеста в мае турецкое население фактически покинуло свои рабочие места в промышленном и сельскохозяйственном секторе. Потеря сотен тысяч рабочих имела серьезные последствия для производственного цикла и всей экономики Болгарии.

    В 1998 году президент Болгарии осудил процесс Возрождения и Большой экскурсии, спустя девять лет после этого.

    Миграция и изгнание турок из Болгарии в Турцию

    Миграция мусульман в (Османскую) Турцию, 1877–2007 гг.

    ЛетВсего
    1877–78130 000 (из них половина вернулась) или 500 000
    до 1887 г.145 284
    1887–1892 гг.64 613
    1892–190050 267
    1900–1905 гг.44 718
    1905–191052 684
    1878–1912350 000
    1912–1925100 000
    1923–1949220 085
    1950–1959154 473
    1960–19692,582
    1970–1979113 562
    1980–1989225 892 (369 839, к 1990 году возвращено 154937)
    1989–200116 000 или 74 564
    2000–2007 гг.138

    Турецкие беженцы из Тырновского района входят в Шумлу. The Illustrated London News 1 сентября 1877 года.

    http://travel-picture.ru/bolgariya/poezdka-v-bolgariyu-na-mashine-marshrut-ceny-i-gde-pobyvat.html
    http://ru.qaz.wiki/wiki/Bulgarian_Turks

    Категория Без рубрики
    X