В Восточную Турцию по железной дороге с проездным билетом; Форум Винского

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Страхование для туристов

Сайт Винского

Реклама на форуме Винского

  • Список форумовБЛИЖНИЙ ВОСТОК форумТУРЦИЯ форумОтдых в Турции: Отзывы и отчеты туристов
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

В Восточную Турцию по железной дороге с проездным билетом

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

В Восточную Турцию по железной дороге с проездным билетом

Alex_ka » 01 дек 2006, 19:50

Отчет о путешествии по железной дороге в Восточную Турцию.

Цель поездки: 1) география, 2) история Анатолийских цивилизаций.
Время: 10-23 апреля 2006.
Маршрут: Стамбул-Анкара-Эрзурум-Карс-Догубаязит-Ван-Татван-Элазиг-Газиантеб-Искандерун-Адана-Стамбул
Транспорт: Турецкие Железные Дороги (проездной билет), а там, где их нет – автобусы, маршрутные такси, паром, автостоп и т.п.
Тип путешествия: бюджетный (питание в уличных кафе, Single номер в гостинице – душ обязательно, телефон и телевизор не нужны, на музеи денег не жалеть!)

Турецкие Железные Дороги (TCDD) достаточно комфортабельный, хотя и несколько медленный вид транспорта. Я не считаю это недостатком, когда цель поездки – любоваться видами из окна вагона. В составе всех скорых поездов есть вагон-ресторан с вполне приемлемым ассортиментом, как по качеству, так и по цене. По вагонам проходят разносчики всякой пищи. В каждом вагоне два туалета: европейский и мусульманский. Поезда всегда полупустые – пару раз я оказывался единственным пассажиром в вагоне.

Месячный проездной билет (Ekspres Tren Tur Karti) стоит 100 лир ($70) и продается в билетных кассах центральных вокзалов. Перед каждой поездкой необходимо обратиться в кассу и получить билет (бесплатный, если вам спальное место не нужно, или доплатить 8 лир за место в современном 4-местном купе, или 3 лиры за место в древнем 6-местном купе вне зависимости от расстояния). Если касса закрыта или ее просто не существует, смело заходите в вагон без билета – его вам оформят на месте. В пригородные электрички вход на перрон осуществляется через турникет по жетону, поэтому покажите контролеру или кассиру свой проездной, и он откроет для вас специальную калитку для колясок и велосипедов.

Существенный недостаток Турецких железных дорог по сравнению с Европейскими (я имел опыт с системой ЕurailPass) – поезда ходят редко и даже иногда не каждый день. Расписание всех скорых поездов можно получить в справочной стамбульского вокзала Sirkeci, а вот расписание местных и почтовых поездов полностью отсутствует даже в интернете, а то что можно найти, иногда ошибочно или не полно. Из-за этого я, например, застрял на день в Татване и не поехал из Газиантеба на восток.

Вечером 10 апреля 2006 года я прилетел в Стамбул, доехал на метро и трамвае до центра (Султанахмет), где легко нашел Single за 40 лир с видом на Босфор. Весь следующий день посвятил осмотру достопримечательностей, купил проездной билет и заказал место на ночной экспресс в Анкару.

Рано утром 12 апреля приехал в Анкару и сразу направился пешком в музей Анатолийских Цивилизаций, который считается одним из лучших в мире. Как известно, Западная Турция славится архитектурой и раскопками Греческой и христианской культур, но меня в данный момент больше интересовала культура народов Восточной Анатолии, так что мне было очень интересно побывать именно в этом музее. Анкара производит интересное впечатление неповторимой смесью чистого современного города, восточных базаров и археологических артефактов эпохи древнего Рима и средних веков. Во второй половине дня вернулся на вокзал и продолжил путь в спальном вагоне «супер-экспресса Эрзурум».

Эрзурум – это уже не Европа. Всюду пыль. Мостовые выложены камнем, тротуары – плиткой, причем хозяин каждого магазинчика строит свою часть тротуара сам. Но стоит свернуть куда-нибудь в переулок, как ты попадаешь в сказку: средневековые крепостные стены, караван-сараи и мечети – одна другой интереснее. Немного портят впечатление (а иногда просто смешат) всевозможные рекламы. Так, например, прямо напротив знаменитого «Медресе с двумя минаретами» висела реклама «Ebu Ishak».

В пять часов вечера «Восточный экспресс» Стамбул – Карс. Когда-то можно было по железной дороге проехать в Армению, но сегодня граница закрыта. В Карс поезд приходит поздно вечером, идет дождь. Беру такси, прошу отвезти в недорогую гостиницу – он привозит, конечно, в самую лучшую – 60 лир за ночь, но она этого стоит.

Утром иду гулять по городу. После Эрзурума он поражает своей чистотой и аккуратностью. Асфальта нет вообще: только брусчатка и плитка различной формы и цвета. Знаменитая крепость видна издалека, но пониматься туда нет сил. А вот армянскую церьковь Х века (конечно же, переделанную в мечеть) удалось найти не сразу: она загорожена гигантской трансформаторной будкой, а оставшийся узкий проход преграждает привязанная там и постоянно мычащая корова.

Выхожу к городскому автовокзалу. До развалин города Ани таксист хочет $80 и меньше чем на 70 не соглашается. Учитывая, что я не очень-то и хотел туда ехать, покупаю билет на автобус в Ыгдир (10 лир). Минибус довозит до главного терминала (за городом), где пассажиры пересаживаются в комфортабельный Мерседес. По дороге автобус заезжает в Дигор – маленький городок в ущелье, где пассажиры идут в чайхану пить чай. Дальше, до самого Ыгдира, дорога идет по самой границе с Арменией.

Ыгдир (столица провинции Кафкас) оставляет впечатление бурно развивающегося современного города, связывающего Турцию с Азербайджаном (Нахичевань). В городе смотреть особенно нечего, если не принимать во внимание Арарат. Арарат находится совсем рядом, но если говорить честно, то вид на него из Догубаязита потрясает гораздо больше. Из Ыгдира в Догубаязит добирался на долмуше (маршрутное такси, 3.5 лиры).

Из всех виденных мною турецких городов, Догубаязит показался мне наименее привлекательным. Он весьма грязен, его продавцы приставучи, и кажется, что большинство только и мечтает, чтобы тебя обмануть. Приведу один пример. Я собирался на следующий день утром посетить дворец Исхака Паши, в семи километрах от города. В первой же гостинице (в которой я не остановился) с меня попросили за доставку 80 лир. Во второй гостинице (где я остановился), цена упала до $24. В результате я воспользовался услугами первого попавшегося таксиста, попросившего 10 лир, чтобы отвезти меня, подождать до конца осмотра и отвезти обратно. Дворец Исхака Паши построен в 1700 году. Входные двери были украдены русскими солдатами и сейчас экспонируются в Эрмитаже. Сам замок расположен в глубоком ущелье с пластами пород всех цветов радуги, особенно зеленого.

Осматривая дворец, я познакомился с тремя молодыми турецкими инженерами, которые после окончания института были отправлены на военный завод в городе Ван. Они приехали на конец недели в Догубаязит развеяться и посмотреть местные достопримечательности. Я попросился к ним в машину до Вана, и они меня с удовольствием взяли. Мы вернулись в Догубаязит, погуляли по городу и отправились в Ван.

Дорога в Ван проходит через высокие заснеженные (15 апреля) перевалы и лавовые поля – торчащие из-под снега каменные цветы и ожерелья. На сайте Тома Броснахана http://www.turkeytravelplanner.com/ эта дорога описана как практически непроезжая. Мы ехали со средней скоростью 100 км/час. Что действительно замедляло движение – это неоднократные проверки документов: недалеко граница Иранского Курдистана.

Ребята меня покатали по Вану, съездили в порт, узнали когда отправляется железнодорожный паром в Татван. Оказалось, что шесть раз в сутки, последний в 22:30. Потом мы посмотрели развалины крепости и распрощались в центре города, где я прежде всего направился в музей Урарту. К сожалению, музей находился в ремонте и можно было только погулять по дворику, где каменные плиты и фигуры животных были погребены под кучами строительного мусора. Потом я гулял по городу до самого вечера. Был вечер субботы, полно народу, интернет-кафе забиты. Город современный, чистый, ухоженный. Вспоминаю, как я искал долмуш (маршрутное такси) в порт, английского никто не знает- пришлось общаться на турецком, оказалось, что это вполне реально. А еще мне понравились таблички с большой буквой D и надписью Dolmuş Durak – означает просто «остановка маршрутного такси»

Железная дорога Стамбул – Тегеран прерывается озером Ван и 83-километровый участок проходится по воде. Паром принимает 10-15 вагонов и имеет комфортабельный зал для пассажиров. Время в пути – 3.5 часа, цена – 3 лиры. Сегодня национальное пассажирское движение через озеро отсутствует- есть только отдельные отрезки: Стамбул – Татван и Ван – Капикой, но дважды в неделю через озеро Ван проходят международные пассажирские поезда в Иран: один из Стамбула, второй из Дамаска.

Озеро Ван – одно из трех великих озер, расположенных в этом географическом районе: Ван, Севан и Урмия. Концентрация соли в нем выше, чем в морской воде, но все же рыба в нем водится и продается на пристани. Еще, говорят, в озере водится чудовище, подобное Лох-Несскому, но мне его увидеть не удалось.

Паром прибыл в Татван в два часа ночи. Вместе со мной вышли еще два пассажира и растворились в ночи. Ни о каком транспорте, конечно, речи не было. Только маневровый тепловоз вытаскивал вагоны из парома и затаскивал туда новые. Я подошел к машинисту и попросился автостопом до центрального вокзала. -Нет проблем,-сказал он, и закончив формировать состав, пригласил меня в кабину. Мы доехали до вокзала, мне пришлось пройти вдоль всего тепловоза по узкому мостику, держась за поручень. Короче, руки пришлось потом отмывать очень долго.

Я планировал сразу уехать в 6:40 почтовым поездом в Элазиг, но оказалось, что в воскресенье никаких поездов нет. Поэтому я спустился на шоссе, взял долмуш до центра, нашел симпатичную гостиницу за 25 лир, окончательно отмылся от копоти и лег спать.

Татван – очень симпатичный, когда-то курортный городок. Ничего интересного в историческом и археологическом плане я не нашел, но природа вокруг впечатляет, особенно горы. Планировка города удивляет: озеро находится совсем близко от центра, но пройти к нему невозможно. На ночь в гостинице запирались входные двери. Я предупредил рецепциониста, что мне надо рано уехать, но он видимо, забыл. Короче говоря, я утром оказался перед закрытой дверью, и мне стоило большого труда понять из записок, прикрепленных к доске объявлений, в какой комнате спит портье.

Postal tren представляет из себя два купейных вагона в составе из одного почтового и 20 или 30 товарных вагонов. Вначале поезд медленно поднимается вверх, огибая гору и кратер Немрут Даги (не путать с одноименной горой в районе Кяхты), потом долго идет по скучной высокогорной равнине до Муша, а потом входит в узкое ущелье реки Мурат, бурные волны которой сопровождают наш поезд почти до самого Евфрата. Ущелье совершенно дикое. Поезд останавливается через каждые несколько километров у совершенно незаметных тропинок. Несколько человек выходят из вагона, складывают багаж на поджидающего их осла и идут в сторону малюсенькой деревеньки, виднеющейся на горизонте.

В пять часов вечера поезд прибыл в Элазиг. Я забросил вещи в гостиницу, погулял по чистому и красивому (более европейскому, чем предыдущие) городу, и пошел спать. Следующим утром надо было встать рано, чтобы успеть на Фират (Евфрат) Экспресс до Нарлы.

Дорога пересекает Евфрат, точнее одно из водохранилищ, построенных на Евфрате. Ширина его составляет несколько километров. Сразу за ним начинаются бесконечные абрикосовые сады, которые потом (после Малатьи) снова сменяются горным ладшафтом, но более мягким, с редкими деревьями по склонам гор.

Из Нарлы есть ветка в Газиантеб, по которой Торо (Таурус)-Экспресс ходит три раза в неделю. Я не стал его ждать, а взял долмуш за 3.5 лиры и через полчаса уже был в Газиантебе. В отличие от очень многих туристов и пуутешественников, со всей ответственностью заявляю, что более интересного города в Турции (за исключением Стамбула, конечно), я еще не видел. В этом (большом) городе органично переплавлено все самое лучшее. Центр города не только стерильно чист, он еще и очень удобен и для пешеходов и для транспорта. А когда вы в последний раз видели (за пределами Британии и Израиля), чтобы пешеходы не переходили по зебре абсолютно пустой перекресток, а ждали, пока не загорится зеленый человечек? Два квартала от центральной площади направо – и ты попадаешь в ХV век: входишь под каждую арку и оказываешься в чистеньком каменном дворике, украшенном фонтаном и виноградником. И это почти под каждой аркой! Ты проходишь еще немного, и вдруг перед тобой открывается крепость, причем не развалины, а абсолютно целая средневековая крепость, построенная на земляном валу, которому исполнилось (по разным источникам) от четырех до восьми тысяч лет. Если свернуть от центральной площади налево, то перед тобой представится коллекция прекрасных мечетей ХIV- ХVII веков и армянская церьковь, используемая сейчас как ресторан и туристский центр.

На следующее утро я хотел отправиться поездом на восток до станции Акчакале, чтобы посетить Харран, но оказалось, что поезд ходит туда не каждый день, поэтому я всю первую половину дня посвятил детальному осмотру города, а потом на долмуше доехал до станции Нарлы, где снова сел в Фират Экспресс до станции Топраккале. Там находится интересная крепость, но тащиться туда было лень, кроме того уже темнело, поэтому я просто ограничился хорошим обедом в деревенском кафе, где и дождался местного поезда в Искандерун.

Искандерун – большой Средиземноморский порт и абсолютно современный город, славящийся своей набережной. Набережная и парки вдоль берега оставляют весьма приятное впечатление. Я съездил также на долмуше в Антакию, но кроме очень красивой дороги, эту поездку можно считать потерей времени. Вечером я сел в местный поезд до Аданы, где пересел в Торо Экспресс до Стамбула.

Вечером 21 апреля, через 11 дней после начала путешествия я оказался на вокзале Гайдарпаша в Стамбуле. Переплыл Босфор, нашел приличную гостиницу в Эминоню всего за 20 лир (правда без телевизора), и еще два дня наслаждался Стамбулом, о котором может быть напишу когда-нибудь отдельно.

1. Поездка удалась. Я считаю ее лучшей из всех моих путешествий.
2. Предварительные планы и реальность совпали на 90%.
3. Нигде по крупному разочарован и обманут не был.
4. В бюджет уложился: две недели в Турции обошлись мне примерно в 400 Euro (не считая билета на самолет)
5. Страна – очень красивая, люди очень доброжелательные.
6. Нигде ничего не боялся (в отличие, скажем, от некоторых кварталов Парижа, Лиона или Нью Йорка)
7. Английский помогает не везде. Желательно хотя бы немного уметь объясниться на языке местных жителей.
8. Обязательно поеду еще. Хочу увидеть Кападоккию, все-таки добраться до Харрана и Урфы, посмотреть на скульптуры Немрут Дага и т.д и т.п.

Турецкие железные дороги

Железнодорожный транспорт — малоизвестная сторона жизни Турции для русского туриста, как, впрочем, и для любого иностранца, посещающего страну. Львиная доля туристов посещает ривьеру Антальи и Аланьи, куда железнодорожное сообщение не было проведено, поэтому для путешественника ЖД транспорт остается неизведанной загадкой. Ради справедливости стоит отметить, что и среди обывателей-турок железнодорожный транспорт тоже не получил популярности… пока еще. Но об этом расскажу позднее.

Железнодорожное сообщение в Турции развивалось медленными темпами, так как самым основным препятствием в развитии явился ландшафт страны – гористая местность.

Свою историю железнодорожный транспорт Турции, еще в Османской Империи, начиная с 1856 года, когда британская компания связала Измир и Айдын – это 130 км пути. А 143 года назад первая в стране международная железнодорожная линия связала Париж и Стамбул, что положило начало курсированию знаменитому «Восточному экспрессу», который был упомянут во многих художественных произведениях, самый известный из которых – «Восточный экспресс» с Эркюлем Пуаро Агаты Кристи. Путь экспресса пролегал через Страсбург, Карлсруэ, Штутгарт, Ульм, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, Русе, Варну, Эдирне и далее прибывал на вокзал Сиркечи в Стамбуле. Но сложилось так, что в 1977 году он прекратил свое существование. Тот факт, что строительство железнодорожный линий в стране вела английская компания, положил основу тому, что в основу развития ЖД транспорта Турции легли британские (европейские) стандарты. Такие, например, как ширина колеи – Стефенсоновская – 1435 мм.

В целом за 70 лет в Османской империи было проложено 10 тысяч км железной дороги. После образования Народной Республики в 1923 г., только 4 000 км путей осталось на территории республики. Их национализировали и продолжали развивать ЖД сообщение в стране, опираясь главным образом на промышленные нужды – доставка грузов в порты, на заводы и промышленные предприятия. Но с 1960 года в Республике было принято решение отдать приоритет в развитии автомобильному транспорту, и в стране началось активное строительство автомобильных дорог и шоссе. Автобусы взяли на себя основной поток пассажиров, что и происходит по сей день.

Турки с детства знают, что такое многочасовая – 5 или 10, а иногда и 15-часовая автобусная поездка. В кресле автобуса, с остановками для «перекура» и «обеда» турки научились терпеть все неудобства передвижения сидя. Хотя, конечно, сегодня автобусы — это комфортный транспорт с кондиционером, телевидением, интернетом, стюардом, иногда и с туалетом. В стоимость билета входит легкий «перекус» — горячие напитки, соки, кексы и вода в неограниченном количестве. Но на мой скромный взгляд, все эти удобства не возместят удобства поспать лежа, в самом простом вагоне плацкарты.

Но, несмотря на то, что автобусный транспорт взял на себя основную массу передвижений граждан по стране, ЖД пассажирское сообщение также существует в Турции. Более скромное и немногочисленное, но вполне достойное.

Железнодорожное сообщение и транспорт в стране развивает TCDD — Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları – Государственные Железные дороги Турецкой Республики.

Сегодня в Турции с ЖД вокзалов страны отправляется 12 маршрутов обычных скорых поездов по территории Турции:

  • Измир – Конья
  • Конья – Адана
  • Анкара — Измир
  • Измир – Балыкшехир
  • Басмане – Бандырма
  • Анкара – Адана
  • Анкара – Малатья
  • Анкара – Карс
  • Анкара – Татван
  • Анкара – Курталан
  • Арифие – Адана
  • Кайсери – Адана

Поезда укомплектованы вагонами следующих видов: пульман (кресла стоят в вагоне, как в автобусе), компартмент – сидячее благоустроенное место в купе, сидячая кушетка – простое сидячее место в купе и спальный вагон.

Стоимость билетов варьируется от 20 до 120 лир в зависимости от направления и типа вагонов. Есть скидки для госслужащих – 20% , студентов и детей – 50%.

Кроме того, существуют международные направления: на запад – «Стамбул-Бухарест» через Софию и Пловдив, и на восток – «Стамбул – Тегеран» через Тебриз.

Скоростной поезд — Yüksek Hızlı Tren

В 2003 году в Турции началось строительство первой линии скоростного поезда, которое завершилось в 2009 году. Путь был проложен из Анкары в Эскишехир. Были закуплены испанские поезда у Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF), которые развивают скорость до 260 км в час.

В 2006 году началось строительство линии Анкара – Конья, которое было завершено в 2011 году. А к 2013 году была завершена линия Эскишехир – Конья.

25 июля 2014 года было завершено строительство линии Эскишехир – Стамбул, и этим открыло эпохальную страницу Турции, когда скоростным транспортом соединятся две столицы Турции – Анкара и Стамбул.

Реклама открытия новой линии Эскишехир — Стамбул:

Государство и дальше планирует развивать скоростную линию. Началось строительство линии Анкара – Сивас и далее в Карс. Есть планы строительства скоростного поезда в Анталью, но как дальняя перспектива. Ландшафт побережья – Таврские горы – усложняют осуществление этого проекта.

План развития линий скоростного ЖД движения в Турции:

Данные о скоростных рейсах ЖД Турции

    Анкара — Эскишехир — Анкара
  • Время в пути – 95 минут
  • Расстояние 245 км.
  • Период курсирования – ежедневно, 10 рейсов
  • Цена билета – 27,50 TL
  • Анкара — Конья — Анкара

    • Время в пути – 105 минут
    • Расстояние – 262 км
    • Период курсирования – ежедневно, 8 рейсов
    • Цена билета – 27,50 TL

    Эскишехир — Конья — Эскишехир

    • Время в пути – 120 минут
    • Расстояние – 343 км
    • Период курсирования – ежедневно, 2 рейса
    • Цена билета – 38,50 TL

    Эскишехир – Стамбул (с 25.07.2014г)

    • Время в пути – 120 минут
    • Расстояние – 323 км
    • Период курсирования – ежедневно
    • Цена билета – 38,50 TL (приблизительно)

    Билеты на эти поезда тоже можно купить по интернету.

    Проект единой линии – Скоростной поезд и автобус

    Так как до сих пор поезда покрывают не все курортное побережье Турции, правительство Турции открыло проект единого пути «Скоростной поезд плюс автобус». Билеты можно купить и на ЖД вокзалах, и в офисах автобусных компаний. Продают везде сразу 2 билета — на поезд и на автобус.

    На сегодня можно воспользоваться четырьмя маршрутами:

    • Анкара – Конья – Анталья (через Манавгат) – 5 часов
    • Анкара – Конья – Аланья (через Манавгат) – 4 часа 30 минут
    • Анкара – Конья — Эрдемли (через Караман и Силифке, но обратного автобуса нет) – 5 часов
    • Анкара – Эскишехир — Бурса – 2 часа 15 минут

    От Анкары до Коньи/Эскишехира и обратно доставляет скоростной поезд, а до побережья Антальи, Аланьи и Бурсы – автобусная компания. Автобусы подходят прямо к железнодорожному вокзалу Коньи/Эскишехира за полчаса до отправления поезда. И когда прибывают пассажиры на поезде из Анкары, то ждут пассажиров на вокзале, уже готовые к отправлению. Стоимость билета около 40 TL.

    На направлении Аланья и Анталья задействована автобусная компания «Озкаймак туризм». На направлении – Бурса – «Камил Коч туризм».

    В общей сложности, при использовании этого проекта время в пути сокращается почти на 3 часа.

    Скоростные поезда в Турции делают ЖД транспорт более привлекательным для туристов и самих турок. Этому способствуют доступные цены, комфортные поезда и конечно, экономия времени.

    Железные дороги Турции как бы говорят: “Hoş geldiniz! Mutlu yolculuklar!” – “Добро пожаловать! Счастливого пути!”

    Транспорт Турции

    Поезда в Турции

    Железные дороги Турции (ТС Devlet Demiryollari, TCDD, DDY) связывают многие города страны. Однако, самым удобным и развитым видом общественного транспорта в Турции являются автобусы, так как путешествие поездом, как правило, занимает больше времени. Среди местных жителей и туристов популярностью пользуются только востребованные железнодорожные маршруты, например, Стамбул-Анкара.

    Скоростные поезда (mavi tren, ekspres или mototren) между Анкарой, Стамбулом и Измиром более комфортабельны, чем обычные поезда, и лишь незначительно дороже, чем автобусы. Билеты на все скоростные поезда нужно заказывать или покупать заранее. Действует ряд скидок: на билеты «туда и обратно — до 20%, для студентов и супружеских пар — от 20 до 30% и т. д.

    Турецкие железные дороги осуществляют сообщение по нескольким главным направлениям:

    • Стамбул — Анкара (8 часов);
    • Стамбул — Анкара — Эрзурум — Карс (37 часов);
    • Стамбул — Эскишехир — Измир (12 часов);
    • Стамбул — Анкара — Кайсери — Ван (далее в Иран);
    • Стамбул — Конья — Мерсин — Адана — Газиантеп (далее в Сирию);
    • Стамбул — Эдирне;
    • Измир — Памуккале — Ыспарта;
    • Адана — Искендерун.

    Вагоны подразделяются на несколько видов:

    • «Pulman» — сидячие места,
    • «Yataklı» — двухместное купе повышенной комфортности,
    • «Kuşetli» — четырехместное купе (напоминает российское купе),
    • «Kompartımanlı» — четырехместное сидячее купе.

    В настоящее время в связи с резким повышением тарифов на автобусные перевозки (примерно вдвое за последние три года) поезд становится довольно удобным и недорогим способом передвижения по стране. С каждым годом число линий расширяется, растет и скорость передвижения.

    Советы:

    • если вы путешествуете по Турции на поезде, то имейте ввиду, что название станции не всегда совпадает с названием города, например: Basmane — это Измир;
    • при путешествии по Турции на большие расстояния меет смысл предпочесть самолет, так как рост конкуренции на внутренних авиалиниях привел к существенному снижению цен. Зачастую перелет стоит лишь немногим дороже поезда, особенно при покупке билетов заранее на сайтах авиакомпаний.

    Автобусы в Турции

    Самым удобным и развитым видом общественного транспорта в Турции являются автобусы, которые бывают следующих видов:

    • большие туристические, оборудованные кондиционерами и биотуалетами;
    • мини-автобусы – долмуши, единственным удобством которых являются мягкие сидения;
    • муниципальные городские автобусы, билеты на которые продаются в киосках.

    Совет:

    • автобусное сообщение в Турции быстрее железнодорожного, особенно на малые и средние расстояния, однако, поездки на автобусе протяженностью 10 и более часов могут быть чрезвычайно утомительными, поэтому в этом случае лучше отдать предпочтение спальному вагонону поезда, или авиаперелету.

    Аренда авто в Турции

    В Турции, как и в любой другой туристической стране, популярна аренда автомобилей. При этом наибольшее число фирм по прокату авто располагается в курортных городах: Анталье, Кемере, Бодруме, Алании, Мармарисе, Сиде и других. Здесь можно найти как офисы крупнейших международных компаний: Europcar, Avis, Sixt, Hertz, Budget, так и местных маленьких фирм. При этом, местные компании предлагают довольно низкие цены и приемлемые условия аренды: минимальные требования к опыту водителя и документам, есть возможность оплатить услуги наличными и часто отсутствие необходимости оставлять за автомобиль крупную сумму в качестве залога. Основной недостаток маленьких фирм — отсутствие гарантий качества обслуживания. Так, на туристических форумах много отзывов посвящено тому, что местные фирмы по прокату часто могут выдать сломанный или старый автомобиль с большом пробегом, не предоставить страховку и не оказать помощь при поломке или ДТП. Поэтому возможность сэкономить сопряжена с риском попасть в неприятную ситуацию. Услуги больших компаний хоть и обойдутся дороже, зато здесь клиентам готовы гарантировать европейские стандарты обслуживания: хорошие автомобили, страховку, круглосуточную поддержку, возможность сдать автомобиль в другом офисе или даже городе и многое другое.

    Информацию об автомобильных дорогах Турции можно узнать по ссылке.

    Другие материалы раздела

    • Дороги Турции

    http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=593&t=28065

    Турецкие железные дороги


    http://www.sovet-turistu.ru/transport/asia/turkey/